Энергосбережение и повышение энергоэффективности зданий. Энергосбережение многоквартирного дома Повышению энергетической эффективности многоквартирного дома

Описание:

В настоящее время в России уделяется особое внимание проблемам энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрим возможности повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) в условиях реформирования отрасли и становления новых схем договорных отношений управляющей компании с потребителями жилищно-коммунальных услуг и поставщиками ресурсов на примере сферы ЖКХ г. Екатеринбурга.

Энергосбережение как главная составляющая управления многоквартирными домами

Д. Г. Высокинский , начальник финансово-экономического отдела ЗАО «УК “Верх-Исетская”»

В настоящее время в России уделяется особое внимание проблемам энергоресурсосбережения и повышения энергетической эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрим возможности повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) в условиях реформирования отрасли и становления новых схем договорных отношений управляющей компании с потребителями жилищно-коммунальных услуг и поставщиками ресурсов на примере сферы ЖКХ г. Екатеринбурга.

П режде чем сформулировать возможные пути повышения энергоэффективности МКД, проанализируем сложившуюся ситуацию в ЖКХ и созданную правовую среду, а также обозначим основные проблемы энергосбережения в МКД.

В стране наблюдается рост тарифов на энергоресурсы при снижении качества услуг, что имеет множество причин и предпосылок, усиливающихся в условиях длительного реформирования жилищно-коммунальной отрасли, а также мирового экономического кризиса. В прошлые годы низкая стоимость энергоносителей делала экономически нецелесообразным строительство зданий с высоким сопротивлением теплопередаче наружных ограждающих конструкций. Отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, природного газа приводило к их расточительному использованию. Также повышенному потреблению энергоресурсов способствует невысокая эффективность автономных теплогенераторов и бытовых электроприборов . Это усугубляется низкой культурой населения в части энергосберегающего потребления и значительными потерями во внутридомовых и магистральных сетях. Можно признать, что в России самая затратная и неэффективная энергетика именно в сфере ЖКХ.

В рассматриваемых далее примерах в качестве ответственного лица за содержание многоквартирного дома и исполнителя жилищно-коммунальных услуг будем рассматривать управляющую компанию как наиболее оптимальный способ управления многоквартирным домом.

Как правило, при отсутствии приборов учета энергоресурсов предоставление коммунальных услуг является финансовым бременем, которое вынуждена нести управляющая компания. Связано это с использованием ресурсоснабжающими организациями балансового метода учета расходов коммунальных ресурсов, когда потери энергии, вызванные износом магистральных инженерных сетей (не относящихся к балансовой принадлежности МКД), списываются в качестве расходов энергии конкретных многоквартирных домов. В свою очередь управляющая компания производит начисление за пользование коммунальными услугами по нормативам потребления (установленным органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года) и несет прямые убытки из-за разницы значений объемов потребления, начисленных потребителю и предъявленных ресурсоснабжающей организации .

Расчеты потребителей за коммунальные услуги осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу), установленных государственными органами регулирования тарифов для реализации поставщиками коммунальных ресурсов производственных и инвестиционных программ развития.

Частные компании, оказывающие коммунальные услуги, так же как и частные операторы, управляющие коммунальными сетями, являются заложниками действующей системы регулирования тарифов и нормативов. Сфера обеспечения энергоресурсами находится между большой политикой и большой энергетикой. С одной стороны, правила игры (утверждение тарифов и нормативов) определяют федеральная власть и органы местного самоуправления, у управляющих организаций нет возможности влиять на эти процессы. С другой стороны, коммунальная сфера замкнута на естественные монополии. У покупателей коммунальных ресурсов (управляющих организаций) практически нет выбора поставщика, а значит – возможности влиять на стоимость товара. Кроме того, тарифы и нормативы меняются каждый год, что не дает управляющим компаниям возможности составления долгосрочных бизнес-планов. Поэтому в современных условиях управляющие компании практически не имеют возможности зарабатывать на продаже энергоресурсов .

Таким образом, управляющая компания, не имея прибавочной стоимости при оказании коммунальных услуг, должна сама обезопаситься от убытков и в интересах жителей заниматься установкой общедомовых (ОПУ) и индивидуальных (квартирных) приборов учета (ИПУ) энергоресурсов.

В случае нехватки финансирования со стороны государства необходимо проводить общее собрание собственников и представлять жителям подробный бизнес-план установки прибора учета с указанием выгоды как для жителей, так и для управляющей компании. Например, для жителя повышается размер платы за капитальный ремонт в течение определенного периода (1–2 года), но установка прибора учета позволяет существенно снизить размер платы за коммунальные услуги .

Повышению энергоэффективности также может служить привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.) .

К числу законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на решение проблем энергосбережения в России, можно отнести следующие (представлены в хронологическом порядке):

  • Федеральный закон от 03.04.1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении».
  • Правила проведения энергетических обследований организаций, утвержденные Минтопэнерго РФ 25.03.1998 года.
  • Постановление Правительства РФ от 15.06.1998 года № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России».
  • Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 года № 1234-р.
  • Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ «Об утверждении рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)» № 141 от 04.07.2006 года.
  • Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В развитие нового Федерального закона № 261-ФЗ должны быть приняты специальные нормы и правила, пересмотрены действующие нормативы в строительстве, приняты соответствующие технологические регламенты и система экологических стандартов. Новый федеральный закон принципиально отличается от предыдущего (№ 28-ФЗ) даже определениями основных понятий в сфере энергосбережения. Данный нормативный акт регулирует отношения в части всех энергоресурсов, включая воду, в рамках систем централизованного снабжения.

Схема реализации комплексных мероприятий по энергосбережению МКД

Реализацию комплексных мероприятий по энергосбережению МКД предлагается осуществлять согласно схеме, которая предусматривает вовлечение в процесс решения системных задач по энергосбережению МКД и взаимодействие всех социальных институтов: органов государственной власти, органов контроля и органов регулирования отношений в сфере ЖКХ в лице саморегулируемых организаций (СРО), бизнес-сообщества, научной среды и общественности, каждый из которых должен выполнять свои функции.

Функции власти

Органы власти (федеральные, региональные, муниципальные) разрабатывают стратегии и концепции модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, обеспечивают энергетическую безопасность территории. Не принимают непосредственного участия в отношениях, возникающих между субъектами хозяйствования в ЖКХ (за исключением регулирования тарифов естественных монополий и выполнения социальных обязательств).

Контролирующие органы осуществляют контроль за соблюдением жилищного законодательства, законов по энергосбережению и защите прав потребителей, а также правильностью формирования тарифов на коммунальные услуги.

Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли или рынка предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. СРО обеспечивает необходимый образовательный и профессиональный уровень органов управления МКД. В СРО состоят абсолютно все управляющие компании и ТСЖ, что обеспечивает необходимый уровень профессионализма органов управления домами.

Таблица
Структура энергетического паспорта МКД
Статические данные Динамические данные
Общая характеристика проекта здания Количество проживающих
Расчетные характеристики здания Оснащенность индивидуальными приборами учета (по всем коммунальным ресурсам (КР))
Сведения о функциональном назначении и типе здания Доля энергетических расходов в общих расходах МКД
Объемно-планировочные и компоновочные показатели здания Удельный расход каждого КР на одного проживающего в год
Показатели энергоэффективности и теплотехнические показатели Удельный расход каждого КР на 1 м 2 общей площади МКД в год
Сведения о сопоставлении с нормируемыми показателями Доля затрат в местах общего пользования для каждого КР
Рекомендации по повышению энергоэффективности здания Расчетные потери КР в сетях
Класс энергоэффективности здания Планируемый объем затрат на мероприятия по энергосбережению

Функции науки

Представим функции науки на примере г. Екатеринбурга, где научным флагманом развития энергосберегающих знаний и технологий в настоящее время является ГУ СО «Институт энергосбережения», разрабатывающий следующие направления:

1. Аналитика и прогнозирование:

  • анализ производства и потребления, ввоза и вывоза ТЭР в регионе, расчеты топливно-энергетического баланса региона;
  • сценарные условия и прогноз энергоэффективности экономики региона;
  • оценка возможных последствий роста тарифов на природный газ и электроэнергию для экономики и бюджета области;
  • обобщение лучшего зарубежного и отечественного опыта.

2. Научно-исследовательская и методическая работа:

  • методики расчета показателей энергоэффективности региональной экономики, отраслей и видов экономической деятельности, регионального топливно-энергетического баланса, рейтинга энергоэффективности муниципальных образований;
  • методики энергообследований систем электро-, теплоснабжения объектов ЖКХ, тепловых сетей, котельных, подразделений электрических сетей;
  • временный регламент согласования энергетических паспортов организаций и технических паспортов котельных;
  • пособие по оценке эффективности работы муниципальных котельных;
  • учебник с грифом УМО «Основы энергосбережения»;
  • электронный учебник «Организация работ по энергосбережению в муниципальных образованиях Свердловской области» (совместно с кафедрой «Энергосбережение» УГТУ-УПИ);
  • серия брошюр для профессионалов энергетического сектора «Энергетическая составляющая успеха».

3. Энергетические обследования (позволяют определить фактическое состояние объекта и его соответствие действующим нормативам; выявить резервы энергосбережения и экономии ресурсов):

  • здания с выдачей вкладыша в энергетический паспорт (экспресс-обследования, тепловизионные, компьютерное моделирование энергетических процессов в здании и рекомендации по их оптимизации с точки зрения экономии ресурсов и комфорта пребывания);
  • предприятия и технологического оборудования (с выдачей энергетического паспорта): котельных, насосных станций и подстанций;
  • инженерных сетей: электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, сжатый воздух.

4. Согласование энергетических паспортов и лимитирование:

  • согласование энергетических паспортов организаций и технических паспортов котельных;
  • согласование списков получателей бюджетных средств областного и местных бюджетов с лимитами потребления электрической и тепловой энергии в натуральном выражении (на основании Постановления Правительства Свердловской области от 10.10.08 года № 1084-ПП) .

Функции общества

Управдомы (старшие по домам) совместно с представителями органов Роспотребнадзора и комитета по защите прав потребителей утверждают планы мероприятий по энергосбережению МКД и порядок расчетов за жилищно-коммунальные услуги, возникающий при реализации этих планов. Положительные примеры с указанием степени эффективности проведенных мероприятий по энергосбережению отражаются в материалах СМИ.

Стратегии и концепции модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, реализация стратегического плана развития города и общегородские концепции энергосбережения рассматриваются Общественной палатой города.

Для повышения эффективности управления жилищным фондом необходимо активное взаимодействие с собственниками помещений (развитие института старших по домам) с целью формирования подробных планов развития каждого МКД:

  • финансово-экономическая отчетность и планирование;
  • планы капитального и текущего ремонтов;
  • информационно-аналитическая деятельность;
  • утверждение тарифов на содержание жилья и капитальный ремонт;
  • снижение количества жалоб и обращений.

Функции бизнеса

Управляющие компании, оказывающие жилищно-коммунальные услуги потребителям, являясь представителем интересов собственников помещений МКД (заказчиков), заключают энергосервисные договоры с частными компаниями, которые занимаются мероприятиями энергоаудита и энергосервиса. В последнее время уже формируется рынок услуг энергосервиса.

Энергетическое обследование (энергоаудит) – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверных сведений об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисная компания имеет следующие направления работы:

1. Паспортизация МКД.

По каждому МКД в управлении необходимо сформировать энергетический паспорт, содержащий статические и динамические показатели (таблица). Кроме того, показатели (индикаторы) энергоэффективности должны удовлетворять определенным требованиям, например, однозначность, устойчивость, надежность, эффективность, селективность, объективность и т. п. .

2. Выполнение комплекса расчетно-аналитических работ по энергоэффективности зданий:

  • сравнительный анализ объемов потребления;
  • расчет обоснованных нормативов потребления коммунальных услуг;
  • анализ эффективности энергосберегающих мероприятий;
  • написание технических заданий на проекты автоматизации;
  • научное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности УК (взаимодействие с ГУ СО «Институт энергосбережения»).

3. Определение источников финансирования работ по энергосбережению МКД.

По решению общего собрания собственников помещений МКД часть доходов каждого дома направляется в специальный фонд энергосбережения МКД. Возможными источниками могут быть:

  • доля платы за капитальный ремонт в зависимости от необходимости МКД в капитальном ремонте;
  • дополнительные доходные источники МКД (размещение средств наружной рекламы или оборудования операторов связи, сдача в аренду помещений, относящихся к общему имуществу МКД);
  • положительный экономический эффект от мероприятий по энергосбережению (разница показаний общедомовых приборов учета с нормативами потребления коммунальных услуг в данном доме).

4. Установка общедомовых приборов учета энергоресурсов.

5. Определение приоритетов включения домов в титульные списки по проведению капитального ремонта с обеспечением мер по энергосбережению.

Также необходимо рассмотреть вопрос о проведении ремонта систем центрального отопления в домах, а также о модернизации инженерных систем .

6. Установка индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов.

По установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения и двухтарифных приборов учета электроэнергии в домах проводятся:

  • расчет необходимого количества индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии для рентабельности установки;
  • информационные акции (реклама);
  • подписание договоров на рассрочку платежей за установку индивидуальных приборов учета (возможность оплаты из разницы показаний индивидуальных приборов учета с нормативами потребления);
  • установка приборов;
  • опломбирование и предоставление данных для расчета.

Необходима установка индивидуальных приборов учета с возможностью автоматизированного учета данных (дистанционного снятия показаний), а также установка индивидуальных приборов учета электроэнергии с возможностью отключения в случае наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в установленном законом порядке.

7. Расчет энергоэффективности включает:

  • проведение тепловизионных обследований МКД после завершения ремонтных работ;
  • осуществление индивидуальной настройки энергетических параметров после внедрения энергосберегающих мероприятий в каждом доме;
  • приведение энергопотребления всех домов к единому значению норматива на квадратный метр (в порядке очередности);
  • составление рекомендаций по энергосбережению.

8. Обслуживание инженерных сетей МКД в соответствии с правилами эксплуатации.

Расчет эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению, проводимых управляющими компаниями сферы ЖКХ г. Екатеринбурга

Для примера рассмотрим реальный многоквартирный дом общей жилой площадью 7 234, 84 м 2 , в нем 156 квартир, средняя площадь каждой − 46,38 м 2 , количество зарегистрированных граждан – 349.

Общедомовой прибор учета тепловой энергии (отопления и горячего водоснабжения) установлен в декабре 2008 года, что позволяет сравнивать фактическое и рассчитанное по балансовому методу значения потребления энергетических ресурсов 2008 и 2009 годов по месяцам.

Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения и водоотведения установлен с момента сдачи в эксплуатацию МКД. Все квартиры оснащены индивидуальными приборами учета водоснабжения и водоотведения (размер платы за отопление рассчитывается по нормативу потребления и корректируется 1 раз в год в соответствии с предъявкой поставщика).

На рис. 1 приведено сравнение суммарных показаний индивидуальных приборов учета с нормативным потреблением коммунальных услуг: отопления, водоснабжения и водоотведения. Там же представлено соотнесение объемов потребления поставщиков коммунальных услуг, рассчитанных по балансовому методу и определенных по общедомовым приборам учета до и после проведения мероприятий по энергосбережению (ремонт и замена внутридомовых инженерных сетей, использование энергосберегающих материалов при капитальном ремонте МКД (строительных) и для отопления и освещения мест общего пользования (расходных)). Расчет произведен по тарифам 2009 года.

Рисунок 1.

На рис. 2 показан эффект от установки приборов учета тепловой энергии (стоимостью 170 тыс. руб.) и проведения первоначальных энергосберегающих мероприятий (стоимостью 300 тыс. руб.). Как видно из рисунка, окупаемость соответствующих мероприятий происходит в течение года.


Рисунок 2.

Эффект от установки приборов учета (ОПУ и ИПУ) энергоресурсов и проведения энергосберегающих мероприятий (ЭСМ)

Эффект от установки приборов учета водоснабжения в квартире с двумя стояками водоснабжения (стоимостью 9 тыс. руб.) общей площадью 52 м 2 с тремя зарегистрированными и фактически проживающими гражданами приведен на рис. 2. Как видно из рисунка, срок окупаемости установки приборов для уменьшения платежей из-за разницы фактического потребления с нормативами составляет около года.

Таким образом, повышение энергетической эффективности жилых зданий должно стать комплексным процессом, в который вовлечены все социальные институты, каждый из которых решает свои задачи, и особое место в котором занимает бизнес в лице энергосервисных организаций. Положительный эффект энергосбережения ощутим на всех уровнях хозяйственной деятельности в стране.

Литература

1. Энергосбережение в жилищной и коммунальной сфере [Текст]: учеб. / Под общ. ред. Л. Н. Чернышова. – М., Екатеринбург: ООО «ИРА УТК», 2008. – 426 с.

2. Высокинский Д. Г. Пообъектный учет в системе управления многоквартирным домами в условиях реформирования ЖКХ [Текст] / Д. Г. Высокинский, А. М. Платонов // Материалы докладов НПК «Социально-экономическая политика современной России: проблемы и пути их решения». – Екатеринбург, 2009. – С. 66–70.

3. Фирсанова Е. Реформа ЖКХ: управляющие компании и ресурсоснабжение в оценках экспертов [Текст]: доклад / Е. Фирсанова. – М.: Профи-групп, 2007. – 56 с.

4. ГБУ СО «Институт энергосбережения» (ИНЭС). Функции ИНЭС / [Электронный ресурс]: http://www.ines-ur.ru/enersave_1.html.

5. Андреев А. Б. Энергоаудит – это атака на теплопотери в жилых домах [Текст] / А. Б. Андреев // Жилищное и коммунальное хозяйство. – 2010. – № 1. – С. 7–12.

Энергетическая эффективность (энергоэффективность) - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта.
Основная цель мер по повышению энергоэффективности зданий - эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов.
Здания, строения, сооружения, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
Эти требования включают в себя:

  • показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
  • требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, которые влияют на энергетическую эффективность зданий;
  • требования к отдельным элементам и конструкциям зданий, их свойствам;
  • к устройствам и технологиям, которые используются в зданиях;
  • к материалам и технологиям, которые используются при реконструкции и капитальном ремонте, которые могут исключить нерациональное использование энергетических ресурсов.

Обязательно должны быть определены требования, которым должно соответствовать здание в процессе эксплуатации. Здесь должны быть указаны лица, которые обеспечивают выполнение таких требований, а также сроки их выполнения.
Каждые пять лет требования энергетической эффективности пересматриваются (п. 3-4 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
Собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие зданий установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям к оснащенности дома приборами учёта.
В перечень обязательных мероприятий по содержанию общего имущества в МКД входят такие мероприятия, которые утверждаются властями субъектов РФ.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на их проведение. Чтобы снизить такие расходы, которые могут быть весьма существенными, собственники вправе требовать от того, кто несёт ответственность за содержание МКД, сделать всё, чтобы снизить объём используемых в МКД ресурсов и заключить энергосервисный договор (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Минимум один раз в год организации, которые снабжают МКД энергетическими ресурсами, должны предлагать перечень энергосберегающих мероприятий, которые повысят энергоэффективность.
Такие перечни должны быть доведены до сведения собственников, например, путём размещения информации в подъездах домов или другим способом.
Для создания собственного перечня мероприятий по повышению энергетической эффективности МКД можно пользоваться примерной формой, утверждённой приказом Минстроя РФ от 15.02.2017 № 98/пр .
Все мероприятия, перечисленные в таком перечне, не обязательны для исполнителя, организация может выбрать несколько мероприятий.

В перечне нужно указать источник финансирования:

  • средства, которые учитываются при установлении регулируемых тарифов на её товары и услуги;
  • средства собственников помещений в МКД, в том числе на основании энергосервисного договора.

Затем следует перечислить исполнителей для каждого мероприятия из перечня.

Форма перечня энергоэффективных мероприятий

В отопительный сезон необходимо регулировать расход тепловой энергии, если есть такая возможность. При этом должны соблюдаться нормы теплового и гидравлического режима, требования к качеству коммунальных услуг. это делается в целях оптимизации расходов собственников помещений в МКД на тепловую энергию. Обо всех проведённых мероприятиях и о тех, которые по техническим причинам провести не удалось, жителей необходимо проинформировать.


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматривая проблему энергосбережений в ЖКХ, мы должны осознать, что для реализации данной программы в этом сегменте рынка необходимо пройти как минимум два этапа.

Первый этап — это учёт тепловой энергии, воды, электроэнергии 1) на источниках тепла и 2) у потребителей энергоресурсов. Учёт как таковой не дает никому экономии, но в то же время он представляет сбой инструмент экономии.

Второй этап — разработка мотивации для всех участников рыночных отношений на всех вышеназванных направлениях. Участниками рынка в сфере ЖКХ являются:

1) Государство в лице региональных органов власти, а также местное самоуправление, городские и районные органы управления.
2) Энергоснабжающие предприятия ЖКХ - муниципальные источники тепла, "электросети", "водоканалы".
3) Жилищно-эксплуатационные предприятия
4) Население - потребители услуг ЖКХ

Для каждого из этих участников рынка должна быть разработана стратегия энергосбережений - от быстроокупаемых проектов (1-3 года), до долгосрочных (3-7 лет). Но окупаемость проектов должна быть главным условием их осуществления.

Последний пример неэффективности - реализация проекта МБРР по энергосбережениям в г.Петрозаводске, который является практически неокупаемым, хотя каждое мероприятие (задача) несет в себе фактор энергосбережения. Если принять во внимание факт, что окупаемость от всех мероприятий по проекту составляет 30% (то есть потребление топлива, необходимого для этих домов, должно снизится на 30%), то эффективность на один дом распределиться следующим образом (см. таблицу 1):

Таблица 1. Распределение инвестиций и затраты на техническое обслуживание в год

Рассматривая данную таблицу очевидно, куда следует инвестировать в первую очередь, а куда - подумать, стоит ли вообще инвестировать или лучше ограничиться минимумом.

ГОСУДАРСТВО

Наибольшую нагрузку на бюджеты (республиканский и местные) составляют энергоресурсы - холодная вода, отопление и горячая вода (в виде топлива), техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты систем горячего и холодного водоснабжения. Исходя из этого (по эффективности инвестиций) и необходимо разрабатывать стратегию энергосбережений.

На наш взгляд, необходимо пройти несколько этапов:

1. Учет энергоресурсов на источниках тепла и у потребителей.

Рассмотрим пример установки водосчетчиков в квартирах за счет бюджета.

В настоящее время, когда население платит за энергоресурсы (тепло и воду) по расчетам, у них нет никакой мотивации для экономии, поскольку на сегодняшний день оплата за энергоресурсы является социально-несправедливой. Не секрет, что в квартире может быть прописан один человек (да еще и льготник), а проживает 4-5 чел.

Многие квартиросъемщики уже сейчас за свой счет устанавливают водосчетчики. Это те, у кого есть мотивация к их установке (прописано много, а проживает мало) и есть деньги для этого. Это облегчит нагрузку на бюджет.

При установке водосчетчиков важно определить приоритеты:
- в домах с централизованным Г.В.С. от источника;
- в домах с открытым водоразбором;
- в домах с закрытыми схемами Г.В.С.

Норма расхода горячей воды на 1 человека в сутки - 200 литров

Потребление тепловой энергии на 1 человека в сутки:
Qср. Г.В.С. на 1 человека в сутки = 0,2 м3 х Дt (55 °C-5 °C) = 10 000 ккал/сутки
Аср. - среднее количество человек в семье - 3,5 чел.

Средний расход тепла в Г.В.С. на квартиру в месяц:
Q ср. кв. Г.В.С. = 10 000 ккал/сут. х 3,5 чел. х 30 дней / 1000 = 1,05 Гкал/мес.
10% - дотации из бюджета - 1,05 Гкал/мес. х 10% = 0,105 Гкал/мес.
15% - приведенный коэффициент льготников - 1,05 Гкал/мес. х 15% = 0,157 Гкал/мес.
5% - постоянная задолженность - 1,05 Гкал/мес. х 5% = 0,05 Гкал/мес.

Итого потери бюджета:
0,105 Гкал/мес. + 0,157 Гкал/мес. + 0,05 Гкал/мес. = 0,312 Гкал/мес.

Цена за 1 Гкал тепла - 276 руб. (в т.ч. НДС)
Сумма потерь: 0,312 Гкал/мес. х 276 руб. = 86 руб./мес. на одну квартиру.

Экономия расхода Г.В.С. на 1 квартиру в месяц при установке водосчетчиков:
1,05 Гкал/мес. х 20% = 0,21 Гкал/мес. х 276 руб. = 58 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в месяц составит: 86 руб./мес + 58 руб./мес = 144 руб./мес.
Общая экономия 1 квартиры в год составит: 144 руб./мес. х 11 мес. = 1584 рубля.
Затраты на установку счетчиков Г.В.С. и Х.В.С. составят 1300 рублей.
Экономический эффект (прямой) составит: 1584 руб. - 1300 руб. = 284 руб. по горячей воде и около 20 руб. с 1 квартиры - по холодной воде.

Косвенная экономия:
Снижение подпитки на ТЭЦ.
Снижение расхода Х.В.С.
Возможность подключения новых потребителей к теплосетям.

Установив водосчетчики, необходимо сразу изменить тариф: по водосчетчику - один, по расчету - другой, намного выше, чтобы не выводили из строя водосчетчики.

Кое-где (особенно там, где централизованное Г.В.С. от источника) целесообразно за счет бюджета установить локальные водонагреватели (газовые, электрические, дровяные). В этом случае окупаемость будет достаточно быстрой, и в то же время, вообще исключится нагрузка на бюджет по ремонту наружных сетей Г.В.С., внутренних сетей Г.В.С., и исчезнут теплопотери.

2. Изменение тарифной политики.

Тарифы должны включать: подготовку к зиме, текущий и капитальный ремонты, достойная зарплата, рентабельность 20 - 25%. Таким образом необходимо создать условия для появления высокорентабельных предприятий, способных обеспечить высокое качество услуг, пополнять бюджет в виде налогов, брать на себя нагрузку по подготовке к зиме и содержание объектов ЖКХ, воспитывать и учить кадры.

3. Установление новых "Правил игры" на этом рынке, а также гарантии и контроль за их соблюдением всеми участниками.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Для этих участников рынка необходимо сделать следующее:

1. Разработать мотивацию для энергосбережений
2. Разработать мотивацию для инвестиций
3. Разработать мотивацию для перехода на новые (местные) виды топлива

Энергоснабжающим организациям выгоднее продать как можно больше энергоресурсов по максимально высокой цене и получить за это деньги от покупателя (тепловых сетей, электросети, ЖЭУ - посредников).

Т.е. у них нет мотиваций для энергосбережений. Однако можно создать мотивацию для снижения затрат и снижения цены на энергоресурсы. Это возможно только при наличии здоровой конкуренции и при ином подходе к установлению тарифов. Тарифная политика должна поощрять экономию, тарифы не могут быть снижены на сумму уменьшения расходов, что происходит сейчас. Снижение цены должно происходить за счет конкуренции.

Должен быть рассчитан базовый тариф (и он должен быть рассчитан совместной комиссией - представители районов, Министерство экономики, РЭК) для источников тепла, например до 1 Мвт, до 5 Мвт, до 10 Мвт и выше, и для ТЭЦ. Для малой теплоэнергетики тариф должен быть рассчитан, например, по средней (с точки зрения уровня амортизации и по оценке инвентаризации) котельной на угле; уголь сегодня - основной вид топлива для Карелии, причем самый вредный с точки зрения экологии.

Рассчитав базовую цену, потом останется только рассчитать коэффициенты на ж/д тариф (разный для каждого района) и меняющуюся цену топлива - так же коэффициент. Только таким образом для предприятий, производящих тепло, появится мотивация для инвестиций в энергосберегающие технологии, в строительство экономичных котлов на биотопливе, в инфраструктуру по производству высококалорийного биотоплива и т.д.

Остается самое главное - взаимная ответственность (причем непременно материальная) для продавцов тепла и для покупателей. Так как покупателем будет местное самоуправление - твердые гарантии оплаты за тепло, поэтому необходимо разработать механизм ответственности и гарантии оплаты за тепло. Только таким образом можно создать рынок теплоснабжения в Карелии.

ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организации-посредники, перепродавцы энергоресурсов, могут иметь прибыль только в том случае, если будут продавать как можно больше энергоресурсов и получать за это деньги (и это для них самое важное, т.к. в противном случае возникнут проблемы с энергоснабжающими организациями). Так как они не могут продать больше, чем им могут отпустить этих энергоресурсов, то у энергоснабжающих организаций может появиться мотивация к энергосбережениям только при подключении дополнительных потребителей за счет энергосбережений по более высоким тарифам. То есть целесообразно иметь несколько тарифов для разных групп потребителей:

а) население, уже получающее тепло;
б) вновь строящееся жилье;
в) объекты социально-культурного назначения;
г) предприятия существующие;
д) предприятия строящиеся (или дополнительные нагрузки для существующих);
е) тарифы на сверхнормативное потребление энергоресурсов, в т.ч. тепла.

В этом случае инвестиции на энергосбережения могут окупиться за счет "коммерческих" тарифов, а часть прибыли от этого должна поступать в бюджет (города, района), т.к. обычно сети являются муниципальными.

Необходимо срочно уйти от затратного механизма финансирования ЖЭУ и разработать мотивацию для энергосбережений, для получения максимальных прибылей за счет платных услуг и других работ. Местным органам власти разработать единые для всех (независимо от форм собственности) "Правила игры" на этом рынке, потому что только высокорентабельные предприятия жилищной сферы, имеющие возможность инвестировать прибыль в развитие способны дать качественные услуги и предотвратить развал системы ЖКХ.

ПОТРЕБИТЕЛИ

Одна из основных целей — привлечь население, потребителей энергоресурсов, к процессу энергосбережений. Но первый шаг на этом пути должна сделать местная власть.

Анализ потребления тепла на отопление и воду, проводимый финской фирмой "Planora" в 1996 г. на Древлянке, показал, что количество тепла на отопление расходуется примерно расчетное количество, а на горячую воду значительный перерасход тепла. И, вообще, счетчик тепла на уровне зданий (тепловой пункт) для муниципального жилья - пустая трата средств. Реальную экономию может дать только квартиросъемщик и только за счет горячей воды. Поэтому и должен быть учет только горячей воды в квартирах, и это необходимо сделать как можно быстрее за счет бюджета. Схему финансирования за счет бюджета возможно решить за счет квартплаты. То же касается и по расходам холодной воды. Окупаемость для бюджета при установке водосчетчиков холодной и горячей воды примерно 1 год.

Мы уверены, что мотивация к энергосбережениям будет появляться только у той категории населения, которое имеет собственное жилье, за которым надо ухаживать. Поэтому, пока жилье находится в муниципальной собственности (что для квартиросъемщика означает, что оно "ничье"), у потребителя не появится желание инвестировать собственные средства на нужды энергосбережения.

Эту проблему можно решить только одним способом — необходимо вовлечь каждого квартиросъемщика в управление жильем, т.е. передать все (по возможности) муниципальное жилье населению организовав каждый муниципальный дом в "Товарищество собственников жилья". Эти ТСЖ сами будут объявлять конкурс на обслуживание жилья, и выбирать обслуживающую организацию. ТСЖ, заключив договора с энергоснабжающими организациями, будут оплачивать потребленные энергоресурсы в полном объеме. И вот после этого можно будет реально заниматься энергосбережениями. Ведь реальную экономию может сделать только сам квартиросъемщик и только в том случае, если у него есть мотивация. В этом случае она появляется, ТСЖ само заинтересовано инвестировать деньги на установку счетчика учета тепловой энергии, автоматизацию отпуска тепла, регуляторы расхода холодной воды и т.д., т.е. в энергосбережения.

Таким образом, необходимо и здесь пройти два этапа - первый этап за счет местной власти, второй - за счет ТСЖ.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что необходимо разработать мотивацию для энергосбережений всеми участниками рынка. Если хотя бы одному из участников рынка будет невыгодно, то не будет и общего успеха. Кроме того, самое главное - необходимо разработать стратегию энергосбережений всеми участниками рынка и первые (небольшие) инвестиции должны быть направлены именно на разработку стратегии, и только потом определяться с тактическими мерами и инвестициями для решения тактических задач.

Он ввёл новые правила по определению класса энергетической эффективности МКД.

Как изменилась процедура выявления класса энергоэффективности и нужен ли теперь энергоаудит - давайте разберёмся.

Класс энергоэффективности

Класс энергоэффективности - свидетельство о том, есть ли у МКД проблемы с утечкой тепловой энергии. В особо сложных случаях - это сигнал для вас, что пора провести энергоаудит здания и узнать, откуда уходит тепло.

Согласно приказу , чтобы определить класс энергоэффективности МКД, нужно сравнить фактические (они же расчётные) и базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в МКД.

Сравнить - значит определить, насколько фактические показатели удельного расхода энергетических ресурсов в МКД превышают базовые. Фактические значения определяются по показаниям общедомовых ПУ энергоресурсов.

Кто устанавливает класс энергоэффективности

  • только построен,
  • реконструирован,
  • прошёл капитальный ремонт,
  • вводится в эксплуатацию или подлежит государственному строительному надзору,
  • то класс энергоэффективности ему присваивает орган государственного строительного надзора субъекта РФ.

Этот же класс дому, находящемуся в эксплуатации, устанавливает и подтверждает ГЖИ. На основании декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов ГЖИ выдаёт акт проверки, в котором указывает:

  • соответствует ли МКД требованиям энергоэффективности;
  • указанием класса энергоэффективности на дату составления этого акта.

Декларация отдаётся собственниками помещений МКД - при непосредственном управлении, или УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК.

Требований к декларации нет, она оформляется в произвольной форме, но в ней обязательно указываются:

  • даты начала и окончания (календарные) периода, за который представляется декларация;
  • если раньше уже был установлен класс энергоэффективности дома, то указывается он и дата его присвоения;
  • показания общедомовых ПУ или ПУ, учитывающих расход энергоресурсов, необходимых для содержания общего имущества в МКД , в начале и конце отчётного периода для каждого вида ресурса;
  • марка, номер, сроки поверки ПУ;
  • объём потреблённых ресурсов по каждому виду энергетического ресурса (с указанием единиц изменения и с переводом единиц измерения);
  • значение годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов и расчёт приведения полученных значений к расчётным условиям;
  • фактические условия для приведения к расчётным: климатические условия, средняя температура внутреннего воздуха в помещениях, плотность заселения, качество КУ;
  • наличие или отсутствие индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха и светодиодного освещения мест общего пользования.

Подтверждение класса

Удельный годовой расход энергетических ресурсов подтверждается:

  • не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня ввода МКД в эксплуатацию - для построенных или введённых в эксплуатацию домов;
  • дополнительно не позднее, чем за 3 месяца до истечения 10 лет со дня ввода МКД в эксплуатацию - для МКД наивысших классов энергоэффективности.

Что касается класса энергетической эффективности, то для МКД, находящегося в эксплуатации, он указывается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня выдачи акта о классе энергоэффективности.

Класс подтверждает решение собственников помещений МКД или инициативное лицо, управляющее МКД. Класс энергетической эффективности МКД подтверждается не чаще одного раза в год.

Если класс не подтверждён, то указывать его в техдокументации, на фасаде МКД или на информационных стендах нельзя.

Как действует ГЖИ

Чтобы дому был присвоен класс энергоэффективности, собственник жилого помещения МКД или лицо, управляющее МКД, подаёт в ГЖИ соответствующее заявление и заверенные им документы:

  • декларацию;
  • договор управления, (если домом управляет УО), или протокол ОСС в МКД , на котором принято решение об управлении МКД ТСЖ, ЖК или ЖСК, или протокол ОСС, подтверждающий полномочия собственника;
  • подтверждающий полномочия представителя заявителя документ.

ГЖИ рассмотрит заявление и перечисленные выше документы в течение 30 дней с даты их получения. Итогом станет одно из следующих решений:

  • вернуть заявление и приложенные к нему документы, так они не соответствуют требованиям п. 5 и п. 11 Правил ;
  • выдать акт о классе энергоэффективности МКД;
  • отказать в выдаче такого акта.

ГЖИ может отказать в выдаче акта, если:

  • вы не предоставили документы, подтверждающие значения годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов;
  • значения годовых удельных величин расхода энергоресурсов не совпадают с указанными в декларации;
  • вы предоставили документы с истёкшим сроком действия.

Решения ГЖИ составляются в письменном виде в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится в ГЖИ, второй - направляется заявителю в течение 5 дней после его составления.

Если акт не был получен с первого раза, повторно подать документы можно только после устранения ошибок.

Требования к маркировке класса энергоэффективности

Согласно таблице 2 Правил вводятся следующие классы энергетической эффективности для МКД.

На фасаде МКД , подтвердившего класс энергоэффективности, размещается указатель класса энергетической эффективности. Он представляет собой квадратную пластину размером 300 х 300 мм.

В верхней части указателя заглавными буквами с выравниваем по центру делается надпись «Класс энергетической эффективности». В центре ставится заглавная буква латинского алфавита (А, В, С, D, E, F, G). Её высота - 200 мм, высота знака «+» - 100 мм. В нижней части указателя отмечается наименование класса: близкий к нулевому, высочайший, очень высокий, высокий, повышенный, нормальный, пониженный, низкий, очень низкий.

Требований к цвету шрифта и фону указателя нет, но он не должен отличаться от указателей, уже размещённых на фасаде МКД. Также это может быть стандартное цветовой решение - белый глянцевый фон и чёрный цвет шрифта.

Указатель на фасаде устанавливает застройщик или лицо, управляющее МКД на высоте выше 2 м от уровня земли, расстояние от левого угла здания - 30 - 50 см.

В подъезде на информационном стенде лицо, управляющее МКД размещает этикетку для собственников помещений со следующими данными:

  • адрес МКД ;
  • номер и дата акта о классе энергоэффективности МКД;
  • класс энергетической эффективности МКД: латинская буква (А, В, С, D, E, F, G), (высота - от 50 мм), знак «+» (высота - от 25 мм) и наименование класса;
  • значения расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды, и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельно;
  • таблица минимальных и максимальных значений показателя базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов по каждому классу энергоэффективности;
  • класс энергетической эффективности МКД согласно проектной документации (при наличии).

Если класс энергоэффективности не подтверждается, то лицо, управляющее домом демонтирует указатель с фасада МКД и убирает этикетку с информационно стенда в подъезде.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ № 209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Энергоэффективность – довольно новое слово в строительстве жилых домов. С ростом цен на энергоносители возросла необходимость экономить тепло и электричество в домах. Особенно заметна эта экономия на примере многоэтажных зданий, утепление которых и вышло на передний план в деле повышения их энергоэффективности. Рассмотрим подробнее, что такое класс энергоэффективности многоквартирного дома и откуда пошло данное понятие.

Для того, чтобы заниматься утеплением многоквартирных домов, государство готово на всё, кроме внесения соответствующих изменений в Гражданский Кодекс. В этом документе не прописана чёткая схема благоустройства зданий, находящихся в совладении. Поэтому прийти к единому мнению жильцы таких домов практически не могут. А вот в уставах ОСМД практически всегда этот момент освещается в полной мере, и вопрос может быть решён без единодушного согласия совладельцев.

Что собой представляет энергоэффективность многоквартирных домов

Растущие цены на электроэнергию и топливо подтолкнули многих к поиску альтернативных решений. То, что в Европе доступно давно, у нас только набирает ход. В обиходе сравнительно недавно появились новые понятия: пассивный и энергоэффективный дом. Но их нельзя считать синонимами.


Дом пассивный проектируется так, чтобы в нем не использовалась отопительная система. Строится с учетом минимальных потерь тепла, а архитектурное исполнение продумано так, чтоб максимально поглощать солнечное тепло. Для этого принимаются во внимание климатические особенности регионов. По всей территории РФ построить пассивный дом своей мечты невозможно, так как климатическая составляющая очень изменчива. Поэтому компромиссом в этом вопросе может стать дом энергоэффективный.

Важно! При строительстве энергоэффективного дома особое и тщательное внимание уделяется подбору строительного материала, экологического по составу, для стен, утепляющих материалов, отделки внутри здания. Принцип такого дома – идеальная изоляция и искусственная вентиляция для воздухообмена. Если проигнорировать этот момент, то токсины, содержащиеся в некачественных стройматериалах, будут выделяться и даже могут превысить допустимую концентрацию, большую, чем в обычных домах, в которых действует дополнительная вентиляция за счет щелей в ограждающих конструкциях дома.

Как определить класс энергоэффективности дома

Энергоэффективность определяется энергетическими стандартами европейских стран и установленными в РФ. Само понятие энергоэффективности в разных регионах и странах может отличаться. К примеру, в странах ЕС сейчас решаются вопросы о том, чтобы достигнуть нулевых энергозатрат. Мы же бьемся над другими вопросами: как снизить теплопотери и освоить другие источники энергии. Поэтому в нашей стране на стадиях проектировки и ввода в эксплуатацию здания заполняется специальный паспорт - энергетический. Установленных в точном порядке по закону на государственном уровне правил определения класса пока что нет, однако в этом паспорте указывается класс энергоэффективности здания: А, В, С:

  • Класс А - очень высокий. Позволяет сэкономить максимальное количество энергетических ресурсов и тепловой энергии.
  • Класс В - высокий. Бывает присвоен в случае выполнения более половины требований по правилам энергоэффективности.
  • Класс С - нормальный. Стандартно решают присваивать объектам недвижимости, построенным более 10-15 лет назад.

Преимущества энергоэффективных домов

Высокий класс энергетической эффективности многоквартирного дома отличается герметичностью строительства. По принципу работы он чем-то похож на термос: не впускает холод, а тепло удерживает. Серьезное внимание в таких домах уделяется герметичности во всех местах и узлах, где потенциально возможна утечка тепла: это соединение кровли с несущими частями здания, оконными и дверными проемами. Учитывается даже форма здания и его расположение по отношению к частям света. Окна практически всегда предусматриваются с южной стороны, для лучшего притока тепла и света. Из коммуникаций такому дому нужны только электроэнергия и вода для обеспечения необходимых нужд. В случае экстренного отключения энергии дом пассивного типа очень медленно остывает, всего на один градус за 24 часа, если температура за стенами здания 15 градусов по Цельсию.

Важно! Обязательно в нем проектируется автоматическая вентиляционная система с функцией удержания тепла. Данная система оборудована рекуператором - теплообменником, преобразующим энергию использованного воздуха для того, чтобы нагревать потоки входящего воздуха. Атмосферный воздух поступает в теплообменник не через обычную вентиляционную трубу, а подземную, снабженную рекуператором.

В немецком городке Дармштадт был образован институт по изучению технологий пассивного дома, занимающийся проектными вопросами, новыми исследованиями, консультационной помощью в этой сфере. Цель такого дома – достичь практически полной независимости от расходов, затрачиваемых для поддержания нужной температуры в помещениях. Обогрев помещения осуществляется за счет тепла, выделяемого людьми, проживающими в нем, техникой, используемой в здании, и энергией солнца. Западная Европа богата на пассивные дома, их число исчисляется тысячами. В пассивные дома переоборудованы как частные особняки, так и общественные здания и в Финляндии, Дании, Чехии построены экодеревни из таких домов. Для внедрения технологий, позволяющих экономить энергию, разрабатываются программы от государства, нацеленные на то, чтобы все строительные проекты привести к очень низкому потреблению энергии.


Как уже упоминалось выше, в нашей стране эти технологии только начинают занимать свои ниши. С 2010 года Правительством РФ была поддержана идея о строительстве малоэтажных поселков по стандартам класса энергоэффективности мкд. К сегодняшнему дню уже во многих городах РФ построены энергоэффективные здания и целые поселки.

Проблемы с энергоэффективностью МКД в России

Представители ОСМД могут обратиться за консультацией в компанию, которая определит, какие именно меры должны быть приняты для повышения класса энергетической эффективности многоквартирного дома. К основным методам энергосбережения в жилых домах относится утепление стен и крыши, замена старых окон и входной двери, как в квартирах, так и на лестничных клетках.

Не последнюю роль может сыграть индивидуальный базовый контроль потребления тепла самими жильцами. С этой целью на батареи отопления могут быть установлены счётчики, а также регулировочные клапана. Таким образом, становится возможным использовать тепловое оборудование не в едином режиме в течение всего отопительного сезона, а управлять его интенсивностью в соответствии с капризами погоды. Годовые поэтапные работы для решения проблем с энергоэффективностью могут позволить поднять класс здания.

Важно! Сама процедура утепления домов выглядит понятной и осуществимой, к тому же экономия средств после проведения модернизации уже за год-полтора покрывает все расходы. Но осуществить эту идею можно только при наличии крупной суммы, которую взять просто неоткуда.

Государство выделяет на ремонт домов не так уж много, и в основном все деньги уходят не на утепление, а на продление жизни аварийных зданий. Сами жильцы многоквартирных домов тоже не всегда могут внести необходимые средства, так как средний уровень доходов в несколько раз ниже, чем требуемая на утепление сумма.

А получить кредит в банке даже юридическое лицо ОСМД не может, так как не предоставит гарантий его погашения.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные