Оказание платных услуг в государственных медицинских учреждениях. Новые правила оказания платных медицинских услуг. Организация платных услуг

Все государственные медицинские организации, независимо от организационно-правовой формы, имеют право оказывать платные услуги населению и юридическим лицам, основные различия при этом заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. В табл. 1 представлены права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности.

Таблица 1

Права медицинских организаций различных организационно-правовых форм в части, касающейся приносящей доход деятельности

Автономное некоммерческое учреждение

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Казенное учреждение

Право осуществлять приносящую доходы деятельность

Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами

Право на распоряжение доходами, полученными от приносящей доход деятельности

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации

Проведенный анализ системы платных медицинских услуг показал, что наряду с определенными достижениями (расширение рынка медицинских услуг, повышение конкурентоспособности медицинских организаций и специалистов, получение дохода указанными организациями от оказания платных медицинских услуг, расширение права выбора пациентами медицинских организаций и специалистов и др.) имеется ряд проблем. К ним, в первую очередь, можно отнести проблемы несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы по оказанию платных медицинских услуг. По нашему мнению, основными проблемами здесь являются:

1) отсутствие законодательно закрепленной ответственности пациентов за предоставление исчерпывающей известной им информации о собственном состоянии здоровья и наличии возможных противопоказаний к проведению отдельных видов медицинских вмешательств;

2) недостаточная проработанность на федеральном уровне методик и рекомендаций по организации платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, в т.ч. рекомендующие порядок разделения потоков пациентов, получающих платные и бесплатные медицинские услуги, а также организацию работы медицинских специалистов и использования медицинского оборудования и аппаратуры;

3) отсутствие четких профессиональных рекомендаций о формировании рынка медицинских услуг с учетом предложения более широкого спектра профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных программ, в том числе не включенных в программу государственных гарантий и территориальные программы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

4) недостаточная проработанность методологии оказания платных медицинских услуг в медицинских организациях с учетом их специфики и повышения удовлетворенности производителей и потребителей медицинских услуг;

5) отсутствие организационно-функциональных моделей по организации и оказанию платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях;

6) несовершенство методики расчета тарифов на медицинские услуги, отсутствие достаточной гибкости при утверждении тарифов с учетом меняющейся экономической ситуации и платежеспособного спроса населения.

В качестве возможных угроз, также связанных с недостатком развития нормативной правовой базы, можно спрогнозировать следующие:

1. Необоснованный рост объемов платных медицинских услуг в ущерб объемам и уровню медицинских услуг, оказываемых без взимания платы с пациентов.

2. Некорректное использование ресурсной базы государственных медицинских организаций для оказания платных медицинских услуг.

3. Нарушение финансовой отчетности и расчетов при оказании платных медицинских услуг.

Существует и ряд иных проблем, проявляющихся в процессе деятельности организаций и специалистов государственных организаций при оказании платных медицинских услуг. К ним, прежде всего, относятся отсутствие научно обоснованных структурно-организационных моделей деятельности государственных медицинских организаций и работающих в них специалистов по оказанию платных медицинских услуг, системы подготовки руководителей и специалистов по этому направлению деятельности, а также недостаточное изучение мнения пациентов о степени удовлетворенности медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе в государственных медицинских организациях.

Все указанное зачастую способствует принятию незрелых управленческих решений по организации и совершенствованию системы оказания платных услуг, создает предпосылки к неравенству при оказании платных медицинских услуг и услуг, оказываемых без взимания платы, а также к возникновению иных организационных, финансовых и правовых нарушений. Это говорит о целесообразности более глубокого изучения практики деятельности производителей платных медицинских услуг и оценки указанной деятельности потребителями данных услуг.

Анализ существующих вариантов организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях, проведенный по литературным данным и по отчетным данным государственных медицинских организаций Департамента здравоохранения г. Москвы показал, что наиболее востребованными и чаще используемыми являются следующие (табл. 2):

Таблица 2

Варианты организации и оказания платных услуг в государственных медицинских организациях

Первый вариант

Организация и оказание платных медицинских услуг в отдельно выделенных или арендуемых подразделениях; специалистами, занятыми на работе в данных подразделениях по основному месту работы или совместительству; с использованием собственного или арендуемого оборудования и иных ресурсов.

Второй вариант

Организация и оказание платных медицинских услуг без выделения отдельных подразделений на базе существующих, специалистами, занятыми на работе в указанных подразделениях зачастую в основное рабочее время, с использованиям основного оборудования организации и иных ресурсов организации

Третий вариант

Смешанный подход из отдельных аспектов первого и второго вариантов

Все указанные варианты имеют ряд преимуществ, недостатков и особенностей. Их выбор зависит от многих факторов, в том числе от территориального расположения, профиля и организационной структуры медицинской организации, ее мощности, кадрового и иного ресурсного обеспечения и др.

При реализации платных медицинских услуг с использованием подходов, обозначенных нами как первый вариант, специализированное подразделение, существующее сверх установленного штатного расписания, является самостоятельным в пределах своей компетенции в структуре медицинской организации. При этом сверхбюджетными составляющими являются не только штат сотрудников и выделенные площади, а также медицинское оборудование, лекарственные препараты и другие расходные материалы.

Рассмотрение основных преимуществ, проблем и особенностей перечисленных вариантов свидетельствует о следующем (табл. 3, 4)

Таблица 3

Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей первого варианта организации и оказания платных услуг

Основные преимущества

Основные проблемы

Особенности

1) возможность полного автономного учета всех ресурсных затрат (рабочего времени персонала, амортизации оборудования, коммунальных расходов, средств, для закупки лекарственных препаратов, мягкого инвентаря, моющих и дезсредств и др.);

2) удобство ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета, что исключает возможность нарушения финансовой дисциплины и отчетных данных, а также двойную оплату услуг из различных источников, т.е. минимализация риска нарушения законодательства;

3) возможность оказания необходимого внимания к пациентам, оплатившим услуги, минимизация очередности и времени ожидания услуг.

1) дефицит площадей, необходимых для создания отдельных подразделений;

2) необходимость привлечения дополнительных кадровых ресурсов при имеющем место кадровом дефиците основных работников;

3) финансовые затраты, в том числе на ресурсное обеспечение, например, закупку дорогостоящего оборудования, оплату труда персонала и др. расходы, которые могут стать катастрофичными при отсутствии достаточного потока пациентов.

Эффективность работы требует:

1) реализации концепции маркетинга, учитывающей конъюнктуру рынка, возможность производства востребованных и конкурентоспособных медицинских услуг и другие аспекты;

2) формирования достаточного и постоянного потока пациентов;

3) создания благоприятного имиджа медицинской организации.

Таблица 4

Характеристика основных преимуществ, проблем и особенностей второго варианта организации и оказания платных услуг

Основные преимущества

Основные проблемы

Особенности

1) отсутствие необходимости на первоначальном этапе во вложении дополнительных материально-технических, финансовых и иных ресурсов, привлечении дополнительных кадров и т.д.

1) существенное повышение степени риска нарушений законодательства о приносящей доход деятельности;

2) сложности ведения отдельного статистического, бухгалтерского и налогового учета;

3) более интенсивное использование ресурсной базы медицинской организации зачастую без ее должного возмещения за счет поступающих внебюджетных средств;

4) сложности разделения потоков и маршрутизации пациентов, получающих платные медицинские услуги и услуги по ОМС, что вызывает возникновение конфликтных ситуаций;

5) вероятность сокращения гарантированной медицинской помощи населению вследствие увеличения объемов оказания платных услуг в медицинской организации;

6) возникновение возможного неравенства в отношении медицинского персонала к пациентам, получающим медицинскую помощь на платной основе и в рамках ОМС;

7) отсутствие достаточной комфортности при организации и оказании платных услуг (отдельной записи, регистрации, приема и индивидуального лечения пациентов), что негативно сказывается на потребительской активности и качестве предоставляемых медицинских услуг.

Эффективность работы требует:

1) постоянных организационных усилий руководителей и исполнителей медицинских услуг по решению текущих проблем по оказанию платных услуг и услуг по ОМС, снижению возникающей напряженности;

2) постоянного и действенного контроля организации и качества оказания всех видов медицинских услуг, соблюдения действующего законодательства со стороны всех уполномоченный организаций и специалистов.

Подход к оказанию платных услуг в государственных медицинских организациях, при котором формируется отдельный штат сотрудников и выделяются для этих целей площади (кабинеты, отделения) - вариант N 1, является актуальным для крупных лечебно-профилактических центров или узкоспециализированных поликлиник.

Второй вариант, наиболее часто применяемый в государственных медицинских организациях, заключается в оказании платных услуг силами медицинского персонала (утвержденного штатным расписанием), в их основное рабочее время, без выделения самостоятельных структурных подразделений. Для него также характерен ряд преимуществ, проблем и особенностей.

Применение данного варианта актуально при небольшом количестве оказываемых услуг в медицинской организации, а также в период становления и развития приносящей доход деятельности.

Выбор конкретного варианта в медицинской организации зависит многих факторов и может изменяться, в зависимости от стадии развития данного направления деятельности.

По мере увеличения объемов предоставляемых услуг назрела необходимость пересмотра и оптимизации их оказания. Предпосылками для организации самостоятельной организационно-функциональной модели являются следующие факторы:

1) увеличивающийся спрос на предоставляемые медицинские услуги со стороны страховых компаний, в рамках ДМС;

2) переход на одноканальное финансирование, с сохраняющимся финансовым дефицитом;

3) изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей данный вид деятельности учреждения, с расширением прав и возможностей руководителей в данной сфере;

4) накопленный опыт медицинских организаций в данной сфере деятельности.

Таким образом, анализ вариантов оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях свидетельствует о том, что необходима разработка унифицированных организационно-функциональных моделей совершенствования указанной деятельности, с целью повышения объема и качества оказываемых медицинских услуг и минимизации рисков.

Алиса Лузгина

Прошло полгода с тех пор, как вступили в силу новые правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 во исполнение ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Предоставление платных медицинских услуг получило законодательную основу. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 220», которым руководит главный врач, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Вера Шастина, начало осуществлять платные медицинские услуги задолго до обновления законодательной базы. По результатам конкурса «Формула жизни» ГП № 220 — лучшая поликлиника столицы в 2012 году. Богатым опытом поликлиники в этой сфере поделилась Елена Кравченко, заместитель главного врача по платным услугам.

— Елена Михайловна, почему вы решили рассказать об опыте организации вашей поликлиникой платных медицинских услуг?

— С каких пор ваше медицинское учреждение начало оказывать платные услуги и что послужило импульсом?

— Наша поликлиника имеет богатую историю. Первое упоминание о ней в документах датируется 1919 годом, а уже в 1944 году в ней работали 150 человек. Современное здание поликлиники было возведено в 1976 году, и необходимость его постройки возникла в связи с увеличением числа прикреплённых пациентов и объёмов работы. И всегда в поликлинике поддерживались высокое качество услуг и индивидуальный подход к пациенту, которые являются традицией.

Платные услуги ГП № 220 начала оказывать более восемнадцати лет назад. Почему возникла необходимость в организации платных услуг? До августа 1990 года поликлиника относилась к Четвёртому управлению при Министерстве здравоохранения СССР, где обслуживались работники организаций и учреждений при правительстве СССР, финансирование было достаточным для содержания поликлиники и оплаты сотрудников.

В августе 1990 года поликлиника передана Главному управлению здравоохранения Мосгорисполкома без изменения штатов и структуры. В 1993-1994 годах в связи с введением обязательного медицинского страхования изменилась структура финансирования поликлиники.

Так как поликлиника располагала большой штатной численностью сотрудников (что связано со спецификой обслуживаемого контингента), наличием здания повышенного комфорта для пациентов: огромные вестибюли, холлы, коридоры, кресла, цветы, собственная территория, внутренний дворик (общая площадь здания более 27 тыс. кв. метров), современным оборудованием — и всё это необходимо содержать, обслуживать, — администрация учреждения обратилась к руководству с просьбой разрешить оказание платных медицинских услуг. Разрешение было получено, и с 1994 года поликлиника, помимо средств бюджета и обязательного медицинского страхования, стала зарабатывать средства от оказания платных медицинских услуг.

За эти восемнадцать лет поликлиникой были оказаны платные медицинские услуги большому количеству пациентов, в основном застрахованным по договорам добровольного медицинского страхования. Кроме того, поликлиникой оказывались платные медицинские услуги по договорам с иными юридическими лицами, а также физическим лицам. Накоплен значительный опыт оказания платных медицинских услуг, благодаря чему мы можем сейчас делиться им с коллегами.

С четвёртого квартала 2012 года ГБУЗ «ГП № 220 ДЗМ» — это амбулаторный центр, в составе головного учреждения и четырёх филиалов.

— Елена Михайловна, расскажите, пожалуйста, об особенностях организации платных медицинских услуг в вашем медучреждении, о работе со страховыми компаниями и другими категориями пациентов — обо всём, что связано с этим видом деятельности в Городской поликлинике № 220.

— Как-то мы вели переговоры со страховой компанией, и один из её представителей выразил удивление по поводу того, что пациенты хотят прикрепления именно к нашей поликлинике, в то время как существует большое количество современных коммерческих медицинских центров. Одна из причин этого заключается в том, что многие наши пациенты уже лечились здесь по программе добровольного медицинского страхования, и сейчас к нам приходят они, их дети и внуки. Это показывает, насколько важна для лечебного учреждения репутация. Чем более внимательное отношение к клиентам, чем выше качество медицинских услуг, которые вы им оказываете, тем больше они стремятся получать услуги именно у вас.

И заслугой является не здание повышенной комфортности для пациентов поликлиники, хотя его обустройство тоже играет свою роль. Главное — это коллектив поликлиники, уровень медперсонала (27 кандидатов медицинских наук, 144 врача высшей квалификационной категории), большой стаж работы, внимание к каждому пациенту.

Лечебно-диагностическим отделением, которое оказывает платные медицинские услуги, успешно руководит с 1997 года врач высшей категории Татьяна Валентиновна Фролова. В её отделении практически все врачи имеют высшую категорию или учёную степень кандидата медицинских наук. Оказывается полный спектр медицинских услуг при двухсменном режиме работы отделения, кроме медицинских услуг тех отделений, которые обеспечивают выполнение как государственного задания по бесплатному оказанию гражданам медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, так и платных медицинских услуг (это рентгенологическое отделение, компьютерная томография, клинико-диагностическая лаборатория). Отделение размещено на отдельно выделенных площадях поликлиники, оно оборудовано современным медицинским оборудованием, которое также приобретено и обслуживается за счёт платных медицинских услуг.

Поликлиника на протяжении многих лет ориентирована на оказание медицинских услуг определённому контингенту — ветеранам Великой Отечественной войны, участникам других войн, чернобыльцам, которым необходимо уделять повышенное внимание со стороны медперсонала, и их приём требует порой значительных временных затрат. В связи с этим было принято решение на отдельное размещение отделения, оказывающего платные медицинские услуги, и его регистратуры, хотя о необходимости выделения отдельных площадей ни в каких нормативных документах не говорится.

В 2013 году, с выходом приказов Минздрава РФ по процедуре прикрепления, количество пациентов, желающих прикрепиться к Поликлинике для получения услуг по программе обязательного медицинского страхования, возросло, и отдельно выделенные площади отделения платных медицинских услуг стали ещё более актуальны.

На 2012-2013 годы было принято много нормативных документов, которые повлияли на организацию и упорядочили оказание платных медицинских услуг:

  • Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций», что позволило накопить средства для приобретения необходимого медицинского оборудования по итогам 2012 года;
  • ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который ввёл законодательную основу по платным медицинским услугам;
  • Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»;
  • Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»;
  • утверждены Минздравом РФ в большом количестве порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;
  • изданы приказы Департамента здравоохранения города Москвы.

Несмотря на большой опыт поликлиники, в связи с обновлением нормативной базы в преддверии выхода на рынок платных медицинских услуг с 1 января 2013 года большого количества новых участников, в четвёртом квартале 2012 года в поликлинике была усилена служба, обеспечивающая организацию и сопровождение платных медицинских услуг.

Приоритетным направлением деятельности Поликлиники в оказании платных медицинских услуг являются договоры со страховыми компаниями на оказание услуг застрахованным по договорам ДМС. Мы провели переговоры со страховыми компаниями для анализа проделанной за предыдущие годы плодотворного сотрудничества работы, наметили пути дальнейшего взаимодействия на принципах партнёрства с целью снижения убытков и с той и с другой стороны. В результате переговоров получили ответы на интересующие нас вопросы: удовлетворённость качеством оказания платных медицинских услуг и их стоимостью, структуры программ ДМС и возможности увеличения их ассортимента, отдельные вопросы по медико-экономической экспертизе. Страховые компании, в свою очередь, интересовали вопросы снижения стоимости на одного застрахованного и скорейшее внедрение с нашей стороны нового программного обеспечения для улучшения организации совместной работы. В результате встреч со страховыми компаниями мы достигли очень важных целей: выработали ценовую стратегию, определили свою нишу на рынке услуг ДМС по городу Москве. По состоянию на 1 января 2013 года наша поликлиника заключила договоры более чем с 70 страховыми компаниями и иными юридическими лицами.

Договоры с иными юридическими лицами — это договоры по проведению профосмотров и оказания иных медицинских услуг сотрудникам организаций, договоры на оказание услуг пациентам медицинских центров отсутствующих у них услуг, например, рентгенологических исследований, компьютерной томографии, лабораторных исследований и т.д.

Договоры с физическими лицами на оказание платных медицинских услуг мы заключаем, если сами граждане выразили желание получить услуги за плату и подписали информированное согласие об отказе получения данных видов медицинской помощи на бесплатной основе. В нашей поликлинике это в основном пациенты, прикреплённые по договорам ДМС, у которых данные виды медицинских услуг либо не входят, либо ограничены в программе прикрепления по ДМС, а также те пациенты, у которых данные виды медицинских услуг не входят в территориальную программу государственных гарантий, либо они сами решают, какие виды обследований они хотели бы осуществить.

В первом квартале 2013 года в отделении платных медицинских услуг была внедрена автоматизированная информационная система, приобретённая за счёт заработанных при помощи платных услуг средств, которая включает в себя комплекс программных модулей и подсистем, позволяющих автоматизировать различные сферы деятельности поликлиники: запись на приём в регистратуре и на сайте, формирование и выгрузку списков застрахованных, оформление и учёт счетов и расшифровок к счетам-фактурам для работы с юридическими и физическими лицами, ведение электронных амбулаторных карт пациента медицинскими работниками. Данная автоматизированная информационная система позволяет регулярно проводить предварительную внутреннюю экспертизу оказанных медицинских услуг с целью минимизации убытков, оформлять и анализировать ход выполнения договоров с юридическими и физическими лицами. И также мы наконец осуществили интеграцию АИС с лабораторными системами для мониторинга и оперативного получения данных по лабораторным исследованиям. Как любая комплексная программа, наша АИС требует доработок с учётом специфики нашей поликлиники.

Не в ущерб государственному заданию

Платные медицинские услуги бюджетное учреждение может оказывать при условии выполнения Государственного задания по выполнению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, как это прописано в Федеральном законе от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

В Поликлинике осуществляется ежемесячный контроль за выполнением плана по посещениям по всем структурным подразделениям. Государственным заданием утверждено на 2013 год 1060 тыс. посещений. За шесть месяцев 2013 года удельный вес посещений по платным медицинским услугам составил 12 % от общего количества посещений с учётом государственного задания.

С 2013 года финансирование затрат на оказание услуг (связи, транспортные, коммунальные услуги, содержание имущества и прочие услуги) осуществляется только за счёт средств обязательного медицинского страхования и приносящей доход деятельности.

Поликлиникой запланировано за счёт средств приносящей доход деятельности в 2013 году от 50 и более процентов на финансирование затрат по статье 220 — «Оплата работ, услуг». Не менее 15 % от объёма планируемых доходов будет направлено на приобретение нефинансовых активов и на развитие Поликлиники: приобретение современного оборудования, запчастей для оборудования и расходных материалов.

— Расскажите, пожалуйста, о планах развития платных медицинских услуг в поликлинике.

— Коллективом, который работает на направлении платных медицинских услуг в ГБУЗ «ГП № 220 ДЗМ», была проделана большая работа, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В наших планах — улучшение и расширение работы по оказанию платных медицинских услуг, в частности, в филиалах. Как уже было сказано, наша поликлиника как амбулаторный центр имеет в своём составе четыре филиала, и с 2014 года мы планируем включить два из них в программы по договорам по добровольному медицинскому страхованию со страховыми компаниями. В настоящее время филиалы ориентированы на проведение профилактических осмотров, выдачу различных справок на основе заключения медицинской комиссии и оказание платных медицинских услуг в дневном стационаре. Также в наших планах — расширение спектра оказываемых платных медицинских услуг за счёт нового медицинского оборудования, которое приобретается на средства, полученные от оказания платных медицинских услуг.

Так, в 2013 году было приобретено новое оборудование: ультразвуковая диагностическая система LOGIQ E9, аппарат лазерный хирургический SmartXide, аппарат для экстракорпоральной ударно-волновой терапии SWISS DOLORCLAST, аппарат ультрафиолетового облучения крови, лазерный аппарат для внутривенного облучения крови, новое оборудование для зуботехнической лаборатории для изготовления нейлоновых протезов, лазерные аппараты: хирургический и дерматологический.

Во втором полугодии 2013 года в связи с введением в эксплуатацию лаборатории ПЦР наша клинико-диагностическая лаборатория расширит спектр лабораторных исследований.

В настоящее время одним из приоритетов является дальнейшее развитие платных медицинских услуг для физических лиц, которые смогут получать услуги, не входящие в программу госгарантий: ударно-волновую терапию, медицинские услуги по эстетической медицине и другие.

В реальности у нас очень много планов, а мы поделились только тем, что уже достигнуто, и тем, что намерены внедрить в самое ближайшее время. Законодательная база формируется, и дальнейшее развитие платных медицинских услуг неизбежно.

Мы приглашаем наших коллег из бюджетных и коммерческих учреждений к диалогу. Для обсуждения опыта оказания платных медицинских услуг и применения нормативных актов на сайте нашей поликлиники будет открыт форум. Адрес форума в интернете: http://forum.gp220.ru , а также вы можете написать на электронный адрес: [email protected]

Мы стремимся к обмену опытом. Несмотря на важность этой темы, она недостаточно обсуждается в прессе и интернете, а если обсуждение и происходит, оно носит случайный характер. Обмен опытом позволит всем нам как можно скорее повысить уровень оказания платных медицинских услуг так, чтобы это было комфортно для наших пациентов и позволяло получать все необходимые им медицинские услуги.

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 39 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 194).

Председатель Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор);

"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

"заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

"исполнитель" - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие "медицинская организация" употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

5. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).

II. Условия предоставления платных медицинских услуг

6. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

7. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

III. Информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

13. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

а) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

14. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

15. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

IV. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

16. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

17. Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

18. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

19. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

20. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

21. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

22. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

23. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

25. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

26. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

V. Порядок предоставления платных медицинских услуг

27. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

28. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

29. Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

30. Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

VI. Ответственность исполнителя и контроль за предоставлением платных медицинских услуг

31. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

32. Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопросы пациентов, пользующихся платными медицинскими услугами в лечебно-профилактических

учреждениях (ЛПУ), особенно частной формы собственности, являются очень актуальными. Платная медицинская услуга

является, прежде всего, экономической категорией, что подразумевает получение прибыли от ее оказания.

Оказание медицинской помощи является по своей сути особым родом услуги. Услуга - совершение определенной

деятельности или совокупности определенных действий, направленных на удовлетворение потребностей других лиц.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга

Медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение

заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; иными словами:

Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных профессиональных действий

медицинского работника (производителя услуги), направленных на удовлетворение потребностей пациента (потребителя услуги).

В соответствии с действующим законодательством, являясь участником гражданских правоотношений, медицинские

учреждения вправе совершать действия, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и

обязанностей. Такие действия называются сделками.

В ст. 779 ГК РФ сформулированы основные признаки, по которым заключаемая сделка может быть отнесена к числу

договоров возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика

оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить

эти услуги.

Итак, Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил

предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг":

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и

статьей 39 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об

утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (Собрание

законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 194).

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ

УСЛУГ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных

медицинских услуг.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

"платные медицинские услуги" - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств

граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского

"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в

соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого

распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

"заказчик" - физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее

(приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

"исполнитель" - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие "медицинская организация" употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе

"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011г №323ФЗ:

«медицинская организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве

основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских

организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду

с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся

медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются

индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

3. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг),

составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в

установленном порядке.

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по

соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не

предусмотрены другие требования.

5. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

6. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности

получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных

гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий

бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи,

предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

7. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право

предоставлять платные медицинские услуги:

А) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми

программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

Установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

Применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов,

если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости

лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том

числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

Б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством

Российской Федерации;

В) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по

обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не

являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными

договорами Российской Федерации;

Г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка,

предусмотренных статьей 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и случаев

оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной

или экстренной форме.

8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями,

являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами,

осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные

медицинские услуги самостоятельно.

услуги, разработанными Министерством экономики РФ от 6 декабря 1995 г. N СИ-484/7-982:

форм и ведомственной принадлежности, изготавливающими (оказывающими) и реализующими на территории Российской

Федерации продукцию, товары и услуги в валюте Российской Федерации.

производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех видов, по которым согласно

действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также кроме импортной

продукции (товаров)

ФОРМИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ СВОБОДНЫХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ПРОДУКЦИЮ,

ТОВАРЫ И УСЛУГИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ (ОКАЗЫВАЕМЫЕ) НАСЕЛЕНИЮ

8.1. Свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями,

предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в

соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими

свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия - изготовителя или цены другого

поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.

Свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с

учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и налога на

добавленную стоимость*. При исчислении облагаемого оборота по товарам, которые облагаются акцизами, в них включается

сумма акцизов.

* Спецналог в данном случае и в дальнейшем не указывается в связи с тем, что с 1 января 1996 г. он отменяется.

8.2. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и

предложения), кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством. В

торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в

зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия - изготовителя или цене закупки продукции

(товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров розничных

торговых организаций и предприятий или предприятий бытового обслуживания населения и налог на добавленную стоимость, а

также прибыль.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Свободные отпускные цены (тарифы) фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями

Приложении N 1. Возможно фиксирование указанных цен (тарифов) в договорах на поставку продукции (товаров), в других

документах, подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен (тарифов) (телефонограмма, телекс, телефакс и т.п.).

Обозначение свободных розничных цен осуществляется розничными торговыми предприятиями, предприятиями

общественного питания, бытового обслуживания населения на ценниках образцов товаров (прейскурантах на оказываемые услуги

или выписках из них, в меню), выставляемых в указанных предприятиях.

Предприятия, организации и другие юридические лица, осуществляющие реализацию товаров по свободным розничным ценам,

фиксируют эти цены, а также уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в реестрах по форме согласно

ИЗМЕНЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЦЕН И ТАРИФОВ

С учетом конъюнктуры рынка, а также повышения (снижения) цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на

изменение затрат на производство и реализацию товаров, продукции и услуг, свободные оптовые и отпускные цены (тарифы) на них

могут быть изменены предприятием - изготовителем (поставщиком) по согласованию с потребителями.

Свободные цены на платные услуги населению могут изменяться в связи с изменением конъюнктуры рынка, а также

изменением расходов на оказание услуг.

При изменении цен на услуги, а также сырье и материалы, отдельно оплачиваемые сверх цен на услуги, может производиться

перерасчет с заказчиками на дату введения новых цен только в случае неполной оплаты заказчиком материалов и услуг при

оформлении заказов.

Остатки готовых изделий, изготовленные предприятиями сферы услуг без предварительных заказов, и образцы - модели могут

переоцениваться на дату введения новых цен как в части материалов, так и работ по их изготовлению.

9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи,

утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи,

утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления

отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта

медицинской помощи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-

телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию,

А) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется); для индивидуального

предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

Б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о

юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную

регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные

документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр

индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

В) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ

(услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес

места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

Г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме

предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

Д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной

программой;

Е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их

профессионального образования и квалификации;

Ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в

предоставлении платных медицинских услуг;

З) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья

граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа

Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в

течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные

стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно

ознакомиться с размещенной на них информацией.

13. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

А) копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале

(отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных

медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального

предпринимателя;

Б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг),

составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

14. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной

форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

А) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении

платных медицинских услуг;

Б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую

услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

В) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского

вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

Г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

15. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что

том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой

невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА И ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

16. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

17. Договор должен содержать:

А) сведения об исполнителе:

Наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица,

адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый

государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

Фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес

места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об

индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа,

осуществившего государственную регистрацию;

Номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ

(услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией,

Наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

Б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного

представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

В) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

Г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

Д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

Е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его

подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является

юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

Ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

З) порядок изменения и расторжения договора;

И) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

18. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у

потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

19. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию

потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

20. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе

дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя

(заказчика). Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на

возмездной основе.

21. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных

медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях,

состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с

Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

22. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается.

Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель

(заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по

договору.

23. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке,

которые определены договором.

24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ,

подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк

строгой отчетности (документ установленного образца)).

25. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя)

медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его

здоровья после получения платных медицинских услуг.

26. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в

соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом

Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

27. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям

договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены

обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно

соответствовать этим требованиям.

Платные услуги граждане получают по собственному желанию. Нормативными актами установлены правила, в соответствие с которыми должны оказываться медицинские услуги пациентам в учреждениях здравоохранения.

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения может получить любой гражданин. Это право закреплено федеральным законом об охране здоровья населения. Также права и интересы застрахованных в системе ОМС лиц, а также тех, кто вносит оплату за услуги, регулируются законом о защите прав потребителей.

Основные правила, закрепленные правовыми документами:

После того, как договор будет подписан, а обследование проведено, заказчику дается полная информация о результатах. По желанию клиента могут быть включены в договор дополнительные консультации и процедуры. В брошюрах и на официальном сайте указываются данные не только самой организации, но и всех медицинских работниках.

Порядок оказания услуг по нормам ФЗ

Существует установленный законом общий порядок, которым руководствуются все лечебные учреждения, оказывающие услуги на платной основе:


Все дополнительные услуги, запрошенные клиентом, должны быть обозначены в договоре. Для этого можно использовать приложение к основному документу.

Образец правил предоставления услуг

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения оказываются населению только при соответствии основным требованиям, изложенным в Федеральном законе № 1006.

Образец официального документа:

Основные правила, содержащиеся в российском законодательстве:

  1. Гражданину должна быть предоставлена в письменном и устном виде вся информация о лечении и заболевании, поставленном диагнозе. Кроме того, врач должен уведомить о том, какие виды помощи могут быть получены бесплатно.
  2. Если человек обратился за помощью на бесплатной основе при наличии полиса обязательного страхования, эта помощь должна быть ему оказана в полной мере и бесплатно. Не допустим отказ врача в помощи, связанный с тем, что пациент не захотел оплачивать дополнительные анализы или обследования.
  3. Все, что не входит в программу Обязательного страхования, расценивается как платные услуги – анонимное лечение, индивидуальный медицинский пост, использование лекарств, не требующихся для поддержания жизни.
  4. Лечебное питание и медицинские изделия, предметы гигиены, не предоставляемые по стандартам медицинской помощи, должны оплачиваться пациентом.
  5. Учредители государственных, бюджетных и казенных организаций самостоятельно, но в соответствие с правилами, устанавливают цены на медицинские услуги.
  6. Существует определенная форма и перечень данных, которые должны быть предоставлены клиенту. Прямая обязанность регистраторов в клинике или больнице – предоставить посетителям всю информацию, которая представляет для них интерес – о стоимости услуг, квалификации врачей. Эти данные подтверждаются лицензиями и другими документами.
  7. При заключении договора на оказание услуг на платной основе, работник учреждения должен сообщить клиенту, какой врач будет проводить процедуры, какие методы могут быть использованы. Также дается предупреждение обо всех возможных последствиях и рисках.

Потребителям вся информация дается в сжатом, доступном виде. Должна присутствовать не только устная форма (консультации), но и наглядная – брошюры, сайт в Интернете, листовки и прейскурант, оформленный в соответствие с правилами. Список услуг и фамилии врачей также вывешиваются на отдельный стенд для посетителей.

Когда запрещено оказывать платные услуги

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения не могут оказываться, или оказываются с ограничениями в нескольких случаях (для государственных поликлиник):


Руководитель медицинского учреждения несет ответственность за то, каким образом оказываются платные медицинские услуги. Они должны предоставляться только при необходимости и на высоком уровне. Начальник отделения также изучает дела пациентов и принимает решение, требуется ли в конкретном случае предоставление тех или иных услуг.

Организация платных услуг

Прежде, чем оказывать медицинские услуги населению на платной основе, организация – поликлиника или больница, должна подготовить стандартный, единый бланк договора по образцу:


Все данные выносятся в смету, которая является одним из обязательных документов для частных и государственных больниц и поликлиник, где можно получить услуги по факту обращения. В договор данные переносятся из сметы, с которой клиент может ознакомиться в любой момент.

Лечебное учреждение обязано предоставлять платные услуги только после получения письменного согласия клиента.

Если во время оказания стандартных услуг, описанных в договоре, возникла экстренная ситуация, и появилась необходимость добавить другие услуги с целью устранения угрозы жизни, врачи любого медицинского учреждения обязаны оказать эти услуги на безвозмездной основе.

Организация услуг на иных условиях

Медицинские (платные) услуги населению на иных условиях могут быть предоставлены только:

  • при личном обращении гражданина, по его желанию;
  • по условиям территориальной программы;
  • в рамках целевых программ, введенных государством.

Под иными условиями понимают:


Граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, могут рассчитывать только на экстренную бесплатную помощь. В остальных случаях они обязаны оплатить лечение и консультации.

Организация анонимных услуг

Платные анонимные медицинские услуги должны оказываться в соответствие с нормами российского законодательства.

В учреждениях здравоохранения, где клиенты могут получить помощь в условиях анонимности, обязательно должны соблюдаться следующие требования:

  1. Анонимные медицинские услуги оказываются платно, после заключения договора, при условии, что организация имеет необходимую разрешительную документацию.
  2. Если медицинская организация действует в рамках государственной программы, то клиенты могут получать анонимные услуги.
  3. Также лечение на условиях анонимности можно получить в частных медицинских клиниках, но в некоторых случаях, например, если речь не идет о заболевании СПИДом или другими опасными болезнями.

Необходимые услуги клиент выбирает по прейскуранту, в котором обязательно должны быть указаны цены.

Правила предоставления услуг иностранцам, лицам без гражданства

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно или постоянно находящимися или пребывающими в России:


Любой человек, находящийся в России, вправе получить экстренную медицинскую помощь по показаниям. Но при самостоятельном обращении в лечебное учреждение – частное или государственное, необходимо оплатить услуги по прейскуранту.

Порядок оказания услуг при самостоятельном обращении

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения предоставляются в следующем порядке:

  1. Клиенту предоставляют прейскурант и по требованию дополнительные документы – лицензию, выданную клинике и отдельным медицинским работникам.
  2. Оформляется договор, в котором указывают все выбранные услуги, ФИО врача – исполнителя, стоимость и сроки.
  3. Проводятся все лечебные мероприятия.
  4. Выносится медицинское заключение. Врач должен рассказать пациенту о результатах исследований, и о диагнозе. Назначается лечение.

Поликлиника или больница выдают клиенту квитанции о получении денежных средств, чеки и копию договора. Вся эта документация необходима организации для ведения бухгалтерской и статистической отчетности.

Возможен ли возврат средств, на каких условиях?

Деньги, потраченные на лечение по платным программам, можно вернуть только в виде социального налогового вычета, либо, по договору, если услуга была не оказана, или оказана не по стандарту.

Возврат средств при оформлении вычета:

Кто может вернуть? Правовое регулирование Условия Как оформить возврат
Все граждане, уплачивающие подоходный налог – 13% (официально трудоустроенные), при условии, что лечение осуществлялось за собственные средства Ч.3 ст.219 п.3 НК РФ Гражданин, купивший лекарства, или оплативший лечение в государственной поликлинике, вправе оформить возврат.

Также его оформляют при оплате лечения детей, супруга.

Предоставляются документы:
  • декларация по форме 3НДФЛ (заполненная);
  • справка о выплаченных налогах — 2НДФЛ;
  • договор на оказание медицинских услуг, справка, подтверждающая оплату.

Если использовался полис ДМС, необходимо предоставить полис, чек, заключение врача и все платежные документы.

Все документы предоставляют в отделение ФНС.

Общая сумма возвращаемых средств не может превысить 120 000 руб. Для не дорогостоящего лечения установлен другой предел для вычета – 15 600 руб. Обратиться для получения вычета можно до истечения 3- летнего срока с момента лечения.

Прейскурант на медицинские услуги

Платные медицинские услуги оказываются по прейскуранту в учреждениях частного и государственного типа. Каждое учреждение здравоохранения, оказывающее дополнительные услуги на платной основе, предоставляет клиенту прейскурант с полным набором процедур и их стоимостью.

В Гражданском законодательстве РФ отмечается, что исполнение договора на оказание медицинских услуг, должно быть оплачено по той цене, которая была оговорена сторонами. Однако, изначально, стоимость устанавливается организацией и указывается в прейскуранте, который предоставляется клиенту для ознакомления.

Если государственное муниципальное лечебное учреждение устанавливает определенные цены на конкретные виды услуг, то в прейскуранте указываются эти цены, и по ним должны проводиться кассовые операции.

Лечебные учреждения, в том числе государственные, вправе самостоятельно устанавливать цены на платные, но не медицинские услуги, а также на все услуги, подразумевающие медицинское вмешательство, но с учетом установленных требований.

Обязательное условие – прейскурант обязательно должен быть на стойке регистрации. Клиенты могут получить его по запросу.

Официального требования в законодательстве относительно прейскуранта нет, но есть указания, данные в п.3 Постановления № 1006, которые должны соблюдаться. В законе отмечено, что любые услуги, предоставляемые на платной основе, должны быть указаны в лицензии. Такое же требование предъявляется и по отметке цен в прейскуранте.

На одни и те же услуги в разных клиниках могут быть установлены разные цены. Основанием для этого являются несколько факторов – тип оборудования, квалификация врачей, вид услуги – консультация или помощь, разный уровень затрат. Кроме того, услуги могут оказываться по наличному и безналичному расчету, в клинике или с выездом на дом, что также существенно влияет на конечную стоимость.

В прейскуранте должны быть обозначены все варианты – например, консультация терапевта с выездом на дом или в поликлинике – стоимость одной услуги в этом случае будет разной.

Любые платные консультации, анализы, исследования, выполняемые по запросу клиента при добровольном посещении клиники, должны быть оформлены по договору. При этом тот же клиент может получить и бесплатные медицинские услуги, если возникнет экстренная ситуация.

В учреждениях здравоохранения, где оказывается помощь на платной основе, обязательно должна быть брошюра и прейскурант, с которым клиент может ознакомиться в любой момент.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о платных медицинских услугах

О платных медицинских услуг:

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные