Сущность понятия творческой активности. Методы диагностики творческой активности Показатели творческой активности

Уровень творческой активности детей. Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

При анализе степени проявления творческих способностей детей во внеучебной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень.

Показатели степени творческой активности детей:

Наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей;

Настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность);

Эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием;

Наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения;

Наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий;

Активность детей в учебном процессе и других ;

Приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.

    Тест «Творческий потенциал» (подростки старшей возрастной группы и старшеклассники)

Уважаемые учащиеся!

Выберите один из вариантов ответов в данном тесте и обведите его кружком, или проставьте соответствующий балл: за ответ «а» — 3балла;

за ответ «б» — 1 балл;

за ответ «в» — 2 балла.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.


2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы обучаетесь, в объединении:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;


б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя;

вопросы 9 и 15 — постоянство;

вопрос 10 — амбициозность;

вопросы 12 и 13 — «слуховую» память;

вопрос 11 — зрительную память;

вопрос 14 — ваше стремление быть независимым;

вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться;

вопрос 18 — степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

УДК 378.147 ББК 74.58

Фуфаев Иван Валентинович

преподаватель кафедра философии и культурологи Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск Fufaev Ivan Valentinovich Lecturer

Chair of Philosophy and Culturology Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Диагностика творческой активности обучающихся Students’ Creative Activity Diagnostics

В статье анализируется понятие творческой активности личности, раскрываются ее компоненты; рассматриваются критерии и показатели творческой активности личности; анализируются описание и результаты экспериментальной работы по диагностированию творческой активности обучающихся.

The idea of personality’s creative activity is analyzed in this article; its components are revealed; the criteria and the exponents of personality’s creative activity are considered; the description and the results of experimental work on the students’ creative activity diagnosing are analyzed.

Ключевые слова: творческая активность личности, диагностика

творческой активности личности, критерии и показатели творческой активности личности.

Key words: personality’s creative activity; students’ creative activity diagnosing; criteria and exponents of personality’s creative activity.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Творчески активные личности необходимы: для решения интеллектуальных задач собственной жизни, решения социальных проблем, решения научных проблем.

Проблема развития творческой активности личности многопланова и разрабатывается рядом наук. Существующие подходы в исследовании

творческой активности в философии, социологии, психологии и педагогике дополняют и обогащают друг друга. Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов В.И. Андреева, А.В. Брушлинского, Д.Б. Богоявленской, В. А. Петровского, Я. А. Пономарева, Г.И. Щукиной.

В нашем исследовании мы определяем понятие «творческая активность» - сложное интегральное образование, включающее креативность (как способность создавать новое), готовность к творческой деятельности (как определенную мотивированность к творческой деятельности) и наличие определенных умений (навыки исследовательской деятельности).

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности, мы обобщили наиболее существенные. Так, необходимость включения самостоятельности в показатели творческой активности обусловлена тем, что самостоятельность - качество, включенное в активность (Д.Б. Богоявленская ). Включение оригинальности в показатели творческой активности использовано многими исследователями (В.И. Андреев , Я.А. Пономарев , Г.И. Щукина ).

На основании рабочего определения творческой активности обучающихся мы в нашем исследовании выделяем креативный, мотивационный и деятельностный компоненты творческой активности обучающихся, придерживаясь позиции исследователей В.И. Андреева, А.А. Кирсанова, так как творческая деятельность как одна из сфер человеческой деятельности подчиняется общим закономерностям психологической науки о деятельности. Единство данных компонентов творческой активности обусловлено и тем, что креативный, мотивационный, деятельностный компоненты творческой деятельности зависят друг от друга, развиваются в единстве, обеспечивая взаимосвязь обучения и воспитания.

Рассматривая креативность как одну из ведущих жизненно-активных потребностей личности в преобразовании действительности, а ее развитую форму как интегративное свойство психики, обеспечивающее целостность личности, мы считаем, что она дает возможности активного включения

обучающегося в творческую деятельность. Наиболее ярким и типичным проявлением креативности считается воображение или фантазия.

К мотивационным особенностям творческой личности относятся: желание заниматься творчеством, интерес к творчеству, желание открывать новое и устанавливать закономерности.

Деятельностная составляющая рассматривается нами с позиции таких показателей, как умение сформулировать проблему и найти метод ее решения, умение преобразовывать окружающую действительность.

В современных психолого-педагогических исследованиях отражено множество подходов к выделению критериев и показателей оценки творческой активности студентов и школьников, а также сформированности различных компонентов творческой деятельности.

Основным критерием в выделении уровней развития творческой активности является степень сформированности ведущих компонентов структуры. Выделяя креативный, мотивационный и деятельностный компоненты творческой активности будем считать критерием для определения уровней развития мотивационного компонента - степень и частоту проявления таких свойств личности: умение поставить цель и достигнуть ее.

Деятельностный компонент будем определять по умению самостоятельной работы и совместной работы, по степени развитости качеств предметнооперационной стороны творческой деятельности (исполнительности, инициативности и др.). Креативный - по устойчивости проявлений выделенных качеств, составляющих механизм творчества.

При исследовании творческой активности в творческой деятельности перед нами встали задачи проследить, каковы типичные уровни творческой активности обучающихся.

Мы выделили три уровня творческой активности обучающихся: высокий, средний, низкий. Используя выделенные ранее показатели и критерии, мы дифференцировали следующие основные уровни развития творческой активности обучающихся.

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Обучающиеся не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля.

Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес непостоянен, ситуативен. Обучающиеся со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они могут находить новые способы или преобразовывать известные им, предлагать свои идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самостоятельно осуществлять самоконтроль не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью преподавателя. В случае получения искомого результата испытывают радость. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному, оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие обучающиеся проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляют устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Обучающиеся с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Диагностирующий эксперимент проводился на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, а также МОУ СОШ Андреевской средней общеобразовательной школе Чердаклинского района Ульяновской области и в МОУ СОШ № 7 имени В.В. Кашкадамовой г. Ульяновска. В исследовании принимали участие 235 студентов (6 групп обучающихся физико-математического факультета, 4 группы обучающихся исторического факультета, 5 групп обучающихся филологического факультета, 3 группы обучающихся факультета иностранных языков). Также в диагностирующем эксперименте принимали участие 83 школьника. (18 учащихся 7 класса, 17 учащихся 8 класса, 17 учащихся 9 класса, 16 учащихся 10 класса, 15 учащихся 11 класса). Основная задача, решаемая в ходе

диагностирующего эксперимента, заключалась в выявлении уровней творческой активности обучающихся.

Для диагностики использовались различные опросники, анкеты, тесты («Изучение творческого потенциала личности» А.Н. Лука). Также для диагностики мы использовали адаптированный вариант теста С. Медника -RAT (тест отдаленных ассоциаций), методика Джонсона, тесты креативности Торренса.

В нашем исследовании для изучения уровней развития креативности как компоненты творческой активности обучающихся мы применяли следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Нами был использован адаптированный тест-опросник креативности Джонсона.

Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме. По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации

недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов. По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

Также в нашем исследовании мы использовали тест на определение оригинальности, как компоненты креативности обучающихся, С. Медника -RAT. Разработанный тест предназначен для диагностики оригинальности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. Разработанная методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, который выражается в оригинальности.

Для диагностики мотивационного компонента творческой активности обучающихся на этапе входной диагностики использовалась методика «Готовность к творческой деятельности» А.Н. Лука. Опросник готовности фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Тест представляет собой объективный, состоящий из 16 пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений готовности к творческой деятельности, доступных внешнему наблюдению.

Для диагностики деятельностного компонента творческой активности обучающихся мы использовали методику Айзенка.

Итоговый результат развития творческой активности обучающихся мы рассматривали как среднее по трем выделенным компонентам. Данный выбор обоснован предложенным определением творческой активности, в котором в равной степени выделяется креативная, мотивационная и деятельностная компоненты.

Результаты входной диагностики творческой активности обучающихся показывают нам следующие экспериментальные данные:

а) высокий уровень творческой активности - 18,30 %;

б) средний уровень - 36,74 %;

в) низкий уровень - 44,96 %.

Покомпонентный анализ результатов входной диагностики позволил составить нам обобщенную картину уровней творческой активности. Нами были выявлены следующие уровни творческой активности обучающихся: низкий уровень - 39,1 %; средний - 46,6 %; высокий - 14,3 %. В рамках констатирующего этапа экспериментального исследования мы использовали методику «Изучение творческого потенциала личности» А.Н. Лука, адаптированный вариант теста С. Медника - RAT (тест отдаленных ассоциаций), методика Джонсона, тесты креативности Торренса.

Таким образом, в рамках диагностирующего этапа экспериментального исследования были определены критерии и показатели творческой активности обучающихся на основании чего нами были выявлены уровни творческой активности обучающихся. Выявленные уровни необходимы для дальнейшей экспериментальной работы по развитию творческой активности обучающихся.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Издательство Казанского Университета, 1988. - 238 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов на Дону: Издательство Ростовского Университета, 1983. - 173 с.

3. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление (перевод с английского). [Текст] / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

4. Дружинин, В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование

формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. 1994.№ 4. с. 28-36.

5. Козленко, В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся. / В.Н. Козленко [Текст] // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средних школ и студентов. - М., 1981. - с. 116-126.

6. Обухова, Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. [Текст] / Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова. Издательство МГУ, 1995.

7. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А Петровский. - М.: Российский открытый университет. 1992. - 633 с.

8. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Л.А. Пономарев. - Воронеж: МОДЭК, 1999. - 176 с.

9. Пухова, Т.А. Диагностирование развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе [Текст] / Т.А. Пухова // Вестник школы. - 1999. -№ 3. - с. 38-43.

10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1979. - 240 с.

1. Andreev, V. E. The Dialectics of Creative Personality’s Upbringing and Self -Upbringing / V. E. Andreev. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 1988. - 238 p.

2. Bogoyavlenskaya, D. B. Intellectual Activity as Creativity Problem / D. B. Bogoyavlenskaya. - Rostov-on-Don: Publishing House of Rostov-on-Don University, 1983. - 173 p.

3. Druzhinin, V. N, Khazratova, N. V. Experimental Inheritance of Microenvironment’s Forming Influence on Creativity/ V. N. Druzhinin, N. V. Khazratova // Psychological Journal. -1994. - № 4. - P. 28-36.

4. Kozlenko, V. N. To the Question of the Students’ Creactivity Diagnostics / V. N Kozlenko // Psychological Questions of High and Higher School Students’ Cognitive Activity. -M., 1981. - P. 116-126.

5. Obukhova, L. F., Churbanova, S. M. Divergent Thinking Development / L. F. Obukhova,

S. M. Churbakova. - M.: MSU Publishing House, 1995.

6. Petrovsky, V. A. Inadaptive Activity Psychology / V. A. Petrovsky. - M.: The Russian Open University. 1992. - 633 p.

7. Ponomarev, L. A. Psychology of Creativity / L. A. Ponomarev. - Voronezh: MODEK, 1999. - 176 p.

8. Pukhova, T. A. The Students’ Creative Activity Development Diagnosing in a Pedagogical Process/ T. A. Pukhova. School Bulletin. - 1999. - № 3. - P. 38-43.

9. Shchukina, G. E. Activating Students’ Cognitive Activity in Educational Process / G. E. Shchukina. - M.: Pedagogics, 1979. - 240 p.

10. Vertgamer, M. Productive Thinking (Translated from English) / M. Vertgamer. - M.: Progress, 1987. - 336 p.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности

Активизация познавательной деятельности учащихся. Уровни познавательной активности учащихся

Активизации познавательной деятельности учащихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.


Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

· готовность выполнять учебные задания;

· стремление к самостоятельной деятельности;

· сознательность выполнения заданий;

· систематичность обучения;

· стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией .

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать , что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.

Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности , под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.

Активность учащихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.

Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.

Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.

Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.

Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности учащегося, которую осуществляет преподаватель.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.

Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:

— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,

— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,

— создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.

Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.

По способу организации обучения выделяются :

— активные методы обучения,

— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.

Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.

1. Принудительная активизация мышления и поведения учащихся, т.е. их вынужденная активность.

Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечения всех учащихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).

Таким образом, активность учащегося не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии учащегося с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.

Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность .

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень - интерпретирующая активность .

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий .

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших школьников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности.

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития - творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности учащиеся овладевают эвристическими приемами приобретения знаний, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду, постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями по тому или иному предмету.

Творческая активность учащегося занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей в школе важно определить существенные стороны понятия "творческая активность", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения младших школьников.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще.

Активность - не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность - многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности, приводящие к творчеству.

Активность, по мнению Н.А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру".

По мнению М.В. Бодунова, "психологическая активность, рассматривается как интегральный параметр личности, имеет две стороны, - качественную и количественную". Качественная, содержательная сторона активности, определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обусловливающих совершение тех или иных действий. Количественная сторона характеризуется интенсивностью, распределением во времени.

А.В. Петровский и В.А. Петровский выделяли, что всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

По мнению И.П. Волкова следует, что творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т.д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи.

Исследователи детского творчества отмечают, что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс), а также с различными социальными способностями: общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984), использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982), возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982). По мнению П. Смита (1983), для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления - факторы креативности.

К ним относятся:

Интеллектуальная творческая инициатива - направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления - богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления - самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А.Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества, выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества.

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят:

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции.

Следующий - мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

Во всякой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского).

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы овладения умениями такого рода и предполагает наличие у детей:

1. Любознательности, интереса к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности, проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопроса.

2. Чувства увлеченности, радости успеха.

3. Стремления к творческим достижениям.

4. Стремления к лидерству.

5. Стремления к получению высокой оценки, признанию успеха в творческой деятельности.

Интерес к творческой деятельности определяет развитие остальных свойств. На более высоких уровнях развития творчества у детей, преобладают такие мотивы, как стремление к лидерству и получению высокой оценки, которые часто компенсируются удовлетворением от творческой деятельности.

Особое место в его составе занимают интеллектуально-эвристические способности и интеллектуально-логические умения (Ю.Н. Кулютин, Н.С. Лейтес, С.Ю. Степанов), в структуре творчества выделяют интеллектуальный компонент.

По мнению В.И. Андреева, содержательно-операционный компонент состоит из следующих групп способностей и умений:

Интеллектуально-логические,

Интеллектуально-эвристические,

Организационные

Коммуникативные.

К основным интеллектуально-логическим умениям автор относит: умение сравнивать, умение анализировать, расчленять объект познания на элементы; умение выделять главное, отбрасывать второстепенное, умение описывать явления и процессы, логически связанно излагать свои мысли; умение объяснять; умение обосновывать.

К интеллектуально-эвристическим способностям - способность генерировать идеи, способность к фантазии, способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи (ассоциативность мышления), гибкость мышления, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Коммуникативные способности, по мнению автора, проявляются в сотрудничестве и коллективных творческих делах. Это: способность использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству; способность отстаивать свою точку зрения; способность избегать конфликтов или успешно их разрешать.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это: умение планировать; способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей; способность к самоконтролю; способность к рефлексии, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Ряд авторов выделяет эмоционально-волевой компонент творчества. Эмоция - это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Исследователями изучена взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов, определено их значение в развитии творчества. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонность заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Другая составляющая этого компонента - это волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер. Эмоционально-волевой компонент, по мнению исследователей, предполагает наличие у детей интереса, умения радоваться и удивляться, честности, решительности, инициативности, способность испытывать сострадание, способность к волевым усилиям.

Таким образом, рассмотрев понятия активности и творчества, и, опираясь на опыт исследователей, мы переходим к анализу самой творческой активности личности.

Вопросы развития творческой активности личности нашли свое отражение в работах психологов А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. В исследованиях Ю.Н. Кулютина, Я.А. Пономарева раскрыта сущность единства творческого процесса детей и взрослых, установлены возможности развития творческой активности во всех видах деятельности.

Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество ее проявлений: единство внутренней и внешней творческой активности, взаимная обусловленность мотивационного и операционного компонентов, воображение и продуктивное мышление как основа единого исполнительного механизма психической творческой активности (Л.С. Выготский), включенность поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально. Отражает целостность творческой активности и перенос способов и особенностей творческой деятельности из структуры одного направления творчества в структуру другого, проявляющийся, в частности, в "универсальных" творческих способностях (Б.М. Теплов).

С.Л. Рубинштейн в определении творческой активности подчеркивает значимость взаимовлияний субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, делает акцент на неповторимость, индивидуальность созданной конкретным человеком картины мира, причем, создание "картины" и есть акт "творческой самодеятельности".

А.М. Матюшкин связывает между собой понятие способности и творческой активности. Он считал, что "…всеобщей формой проявления и развития способностей, их сердцевиной, "…является представление о способностях, как творческой активности" .

Большинство авторов (Д.Б. Богоявленская, М.И. Бойцов, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.) высшей формой активности в любом виде деятельности - игре, учении, труде, познании - считают творческую активность. Причем, творческая активность, представляя высший уровень активности, базируясь на различных ее типах, включает их в свою структуру.

А.В. Петровский и Т.И. Шамова, давая оценку понятия "творческая активность" в контексте деятельности, определяют ее, как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Они акцентируют внимание на том, что активность проявляется в деятельности, проходящей, как во внешнем (моторном), так и во внутреннем (умственном) планах, в деятельности напряженной, достигающей поставленных целей.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от учителя начальных классов создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности.

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности.

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности: уровень проблемности (М.И. Махмутова); формирование опыта творческой учебной деятельности (И.Я. Лернер); интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д.Б. Богоявленская).

Так, З.В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества, выделяя уровни: адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю.В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества, определяя тем самым разные уровни творчества. Е.Н. Тупичкина, Л.Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству, выделяя уровни: нулевой, низкий, средний, высокий.

За основу эксперимента взят этот подход, но наша классификация строится на постоянстве проявления мотивационного компонента.

В выделении уровней развития творческой активности в процессе обучения литературному чтению является степень сформированности ведущих компонентов структуры: мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой. Будем считать критерием определения уровня мотивационного компонента степень и частоту проявления свойств личности. Содержательно-операционный компонент будем определять по полноте, оригинальности, новизне. Эмоционально-волевой компонент - по полноте, частоте проявления данных качеств.

Для выработки собственной позиции и определения показателей творческой активности мы обобщим наиболее существенные.

Д.Б. Богоявленская считает, что самостоятельность - это качество, включенное в активность. П.Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны - процесс формирования творческой активности, являющейся качеством деятельности.

В.И. Андреев и А.Я. Пономарев включают оригинальность в показатели творческой активности.

Новизна результатов и способов деятельности - показатель, без которого изучение творческой активности невозможно. Справедливо считает Д.Б. Богоявленская, что "в выходе за пределы заданного и кроется "тайна" высших форм творчества, т.е. способность видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие". Однако сложность выявления степени новизны - в затрудненности фиксирования разницы между старым и новым, между вновь созданным и существовавшим ранее. Мы будем считать, что выход - в фиксации различий, заданных извне целей и способов творческой деятельности, с целями и способами возникающей вслед за этим самостоятельной творческой деятельности. Принятие детьми цели творческой деятельности, отличной от заданной извне, и самостоятельный выбор способов ее достижения позволяют определить возникающую активность как творческую.

Изучение различных подходов позволил выделить критерии творческой активности детей, по которым мы будем отслеживать эффективность эксперимента:

1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.

2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.

3. Проявление догадливости, сообразительности, и открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.

4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.

5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.

6. Стремление к оригинальности.

7. Проявление самостоятельности в работе.

8. Умение преодолевать возникшие трудности.

Таким образом, можно выделить следующие уровни творческой активности младших школьников: низкий, средний, недостаточно высокий, высокий.

Низкий уровень - отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Дети не стремятся к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоконтроля. При возникновении трудностей у таких детей преобладают отрицательные эмоции. Они не могут и порой не желают преодолевать трудности в поисках ответа на вопрос.

Средний уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Дети со средним уровнем творческой активности стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь взрослого. Они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовывать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самоконтроль самостоятельно осуществлять не могут. Преодолевают трудности только в группе или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Недостаточно высокий уровень - потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Интерес к творческой деятельности часто проявляется на высоком уровне. Сильно развито стремление к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера. Такие дети проявляют достаточную умственную активность, способны осуществлять широкий перенос знаний, умений в новые ситуации. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности. При неудачах часто останавливаются на полпути, хотя вполне могут преодолеть возникшие трудности. Не всегда доводят начатую работу до конца или могут позволить себе выполнить ее кое-как.

С охотой берутся за выполнение любого творческого задания, при удачном решении которого испытывают радость.

Высокий уровень - стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на стандартные решения, как правило, завершается успешно. Дети с высоким уровнем творческой активности проявляют высокую умственную активность, у них хорошо развита способность осуществлять самоконтроль.

Таковы характеристики уровней творческой активности детей. Такое их понимание в обобщенном виде показывает не просто деятельностное состояние ребенка, но и связанную с ним сформированность личностных качеств, проявляемых в этой деятельности.

Людмила Телешенко
Сущность и пути формирования творческой активности детей

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание развитию творческой активности младших дошкольников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенное важное значение для детей . В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности .

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность , поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования творческой активности мы видим , прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности в ребёнке воспитывается любовь к серьезному, вдумчивому труду, настойчивость в достижении поставленной цели.

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ребёнка. Творческая активность ребёнка занимает центральное место в формировании волевой , целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития творческой активности детей важно определить существенные стороны понятия "творческая активность ", раскрыть пути развития рассматриваемого качества личности в процессе обучения.

История исследований проблемы творческой активности показывает нам ее неразрывную связь с проблемой активности личности вообще .

Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Ученые рассматривают активность как характеристику личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал , поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри.

Активность – многоаспектное понятие. Не случайно, поэтому проблемы, связанные с его исследованием, рассматривается философией, педагогикой, психологией.

Большое внимание изучению проблемы уделено в философской литературе. Уже в исследованиях Платона и Аристотеля есть попытки найти механизмы активности личности , приводящие к творчеству .

Активность , по мнению Н. А. Бердяева, как философская категория отражает "способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно направленному и сознательному взаимодействию" со средой, изменению и преобразованию ее и себя, а также "интенсивность этого процесса, его меру". Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей . Творчество – явление сложное , комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизическими предпосылками.

Исследователи детского творчества отмечают , что высокие достижения связаны с такими факторами, как уровень воображения в игровой деятельности (Дж. Моран, Дж. Сойерс, а также с различными социальными способностями : общением, принятием роли (Дж. Коннели, А. Дойл, 1984, использованием языка и стремлением к лидерству (В. Фу, Х. Кеннеди, 1982, возможностью самовыражения, интересами и уровнем образования родителей (Т. Ковач, 1982) . По мнению П. Смита (1983, для развития детского творчества необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка ; следует также добиваться его внутренней раскованности и свободы.

П. Торренсом были выявлены компоненты творческого мышления – факторы креативности.

К ним относятся :

Интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований;

Беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;

Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Креативность ученый определяет через характеристики творческого процесса . Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигая множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение.

А. Н. Леонтьев, рассматривая компоненты творчества , выделил в структурной схеме мотивационный и операционный аспекты творчества .

В. П. Зинченко и В. М. Мунипов предлагают дополнить эту схему эмоциональным и мировоззренческим компонентами. Учитывая это, структуру творчества можно представить как совокупность мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов.

Мировоззренческий компонент, по мнению ученых, определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. К основным мировоззренческим свойствам личности, способствующим творческой деятельности относят :

1) осознание личностью своих мировоззренческих свойств;

2) способность отстаивать свои творческие позиции .

Следующий – мотивационный компонент, включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение человека к деятельности, в том числе, и к творческой , совокупность тех психических моментов, которыми определяются его поведение в целом, то, что побуждает его деятельность, ради чего она совершается.

В нашей работе творческая активность рассматривается как качество, одновременно присущее и самой личности, и ее деятельности. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблем.

Развитие творческой активности личности требует от педагога создания такой атмосферы, когда возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции , чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям , создается ситуация успеха в творческой деятельности .

Таким образом, творческая активность детей в процессе обучения связана со всеми сторонами формирующейся личности ребёнка : потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы, ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Процесс развития творческой активности предполагает количественные и качественные изменения, происходящие в структуре личности и в системе ее взаимодействия с окружающей действительностью, которые могут быть соотнесены с некоторыми точками на шкалах развития основных параметров творческой активности .

Для выявления уровней развития творческой активности детей стало необходимым разработать показатели сформированности творческой активности .

Исследователи выделяют следующие уровни творческой активности : уровень проблемности (М. И. Махмутова) ; формирование опыта творческой учебной деятельности (И. Я. Лернер) ; интеллектуальной активности с включенными уровнями творческой активности (Д. Б. Богоявленская) .

Так, З. В. Баянкина выдвигает классификацию творческой активности по степени освоенности творчества , выделяя уровни : адаптивный, поисковый, исследовательский, креативный. Ю. В. Науменко строит классификацию по постоянству проявления операционного компонента творчества , определяя тем самым разные уровни творчества . Е. Н. Тупичкина, Л. Н. Петрова выделяет классификацию творческой активности по развитию интереса к творчеству , выделяя уровни : нулевой, низкий, средний, высокий.

Д. Б. Богоявленская считает, что самостоятельность – это качество, включенное в активность . П. Я. Гальперин говорит, что в изменении самостоятельности проявляются, с одной стороны, динамика актуального уровня развития, с другой стороны – процесс формирования творческой активности , являющейся качеством деятельности.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные