Как можно и должно решить проблему беженцев. Беженцы в современном мире: международно-правовые, политические, социальные аспекты проблемы и технологии ее разрешения Беженцы глобальная проблема 21 века

В статье рассматривается проблема массовых миграций в условиях геополитического и социально-экономического кризиса; анализируются статистические данные о количестве мигрантов и беженцев в странах Европы; раскрываются причины и факторы. Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социальноэкономической жизни .

Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего . Миграционный кризис в Европе уже назвали «самым большим испытанием со времен Второй Мировой войны». В страны ЕС хлынул неконтролируемый поток мигрантов, количество которых в этом году составило не менее 350 тыс. человек. Из них около трети – беженцы из Сирии (120 тыс. человек).

Однако в реальности столько беженцев оказалось на территории только трех стран – Италии, Греции и Венгрии, так что в реальности приток людей гораздо больше. Согласно информации Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ, с января по сентябрь 2015 года границы стран-участниц пересекли более 500 тыс. мигрантов . Нелегальная перевозка мигрантов стала доходной статьей криминального бизнеса – перевозчики берут от нескольких сот до нескольких тысяч евро с человека, чтобы доставить беженцев в Европу. По данным ООН, этот бизнес уже принес контрабандистам до 10 миллиардов долларов. При этом часто мигрантов доставляют на утлых, переполненных судах, которые терпят бедствия, не доплыв до берега. По данным УВКБ ООН, в 2015 году в Средиземном море погибли около 2,5 тысячи мигрантов и беженцев. В 2014 г. погибло или пропало без вести 3,5 тыс. человек.

Восточный маршрут пролегает через Турцию в Грецию и на сегодняшний день является основным, по нему в ЕС, с начала года, попало около 310 тыс. или 70% вынужденных переселенцев, главным образом из Сирии, Афганистана, Пакистана и Ирака. В отличии от южного, восточный маршрут является относительно безопасным, с начала года при переправке на греческие острова утонуло 103 беженца. Наплыв беженцев из стран Африки и Ближнего Востока в Европу поставил под угрозу соглашение о свободном передвижении в пределах Шенгенской зоны. В связи с неконтролируемым потоком беженцев Германия, Чехия и Словакия ввели контроль на границах с Австрией, кроме того Австрия и Словакия приступили к контролю на своих границах с Венгрией, которая в свою очередь построила забор на границе с Сербией. Германия также ввела в частичный контроль на границе с Чехией.

Итак, к основным угрозам, возможным вследствие неконтролируемой массовой миграции, следует отнести: угроза территориальной целостности государств; угроза распространения терроризма; угроза трансформации существующей системы международных отношений в Евросоюзе; политическая нестабильность; рост экономической и социальной напряженности; деформация этнодемографической структуры населения; угроза распространения эпидемий и заболеваний . Одна из главных причин возникновения проблемы миграции – это противоправные действия США на Ближнем Востоке. По словам президента Сирии Башара Асада, если Европа хочет остановить поток мигрантов, она должна прекратить поддерживать террористов на Ближнем Востоке. Последние события в Ираке дали пищу для анализа мировым экспертам, многие из которых пришли к мнению, что не только в Ираке, но и в таких странах как Сирия, Афганистан, Пакистан, Ливия, Украина американские политики намеренно создают очаги напряженности, искусственный хаос, чтобы потом выступить «миротворцами» и закрепить позиции Вашингтона. Организация «Исламское государство Ирака и Леванта» до недавнего времени базировалась главным образом в северных и восточных провинциях Сирии.

Появившаяся в апреле 2013 года при активном участии Запада и монархических арабских режимов, эта организация вышла из недр созданной американцами террористической «Аль-Каиды» и была призвана развязать террор и произвол на сирийской территории. Выделим ряд основных причин увеличения числа беженцев в Европу: отсутствие перспектив: продолжающаяся гражданская война в Сирии, войны в Ираке и Афганистане и другие препятствовали возращению беженцев на родину, а отсутствие средств к существованию вынудили людей покинуть лагеря в направлении стран Европы, в надежде на высокий уровень жизни в этих странах; ухудшение финансирования лагерей для беженцев в Турции, Ливане и Иордании и как следствие сокращение рациона питания беженцев, введение платы за использование воды и электричества, отсутствие школ; расширение территорий, находящихся под контролем Исламского государства, что способствовало увеличению количества беженцев и переполнению и без того полных лагерей; вторая Гражданская война в Ливии, которая ранее являлась страной назначения для многих мигрантов и беженцев из стран Северной Африки, привела к росту числа беженцев, которые стали стремиться в страны ЕС; открытие беженцами более безопасного маршрута через Средиземное море – Грецию – Македонию, далее ЕС, вместо старого через Средиземное море – Ливию – Италию. Таким образом, в Европе сегодня не осталось стран, не затронутых миграционном кризисом. И, несмотря на значительный опыт, накопленный в ЕС и в мире в проведении миграционной политики, странам пока не удается найти решения остро стоящих проблем . Главы государств, признав необходимость совместной активизации мер по борьбе со сложившейся кризисной ситуацией, разработали программу финансирования в размере 2,4 млрд евро странам – членам ЕС.

Программа, рассчитанная до 2020г., предусматривает строительство новых центров по приему переселенцев, улучшение процедуры предоставления убежища, совершенствование методов интеграции, а также ускорение репатриации тех, кто не получит разрешение остаться в странах Европы. Дополнительные средства выделяются на улучшение пограничного контроля, систем наблюдения и обеспечения безопасности . Миграционный кризис в Европе несет риски геополитического ослабления ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. И это станет важным уроком для мировой истории – в основе политики любого государства в первую очередь лежат национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров .

Библиографический список:

1. Понарина Н.Н. Философское значение глобальных проблем современности // Казанская наука. 2011. № 3. С. 82-85. 2. Bondarenko I.A. Diversification of household financial assets in the conditions of economic crisis // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. № 5 (32). С. 14-19. 3. Понарина Н.Н. Глобализация как составляющая общемирового процесса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 49-51. 4. Федина Н.А., Ярмонова Е.Н., Вирясова Н.В., Кучева Т.В. Проблемы муниципальных выборов // В сборнике: Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2017. С. 92-94. 5. Понарина Н.Н., Хлыстова А.Г. Глобализация и социальные противоречия // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 14. С. 1-5. 6. Бондаренко И.А. Бедность как следствие недоиспользования ресурсного потенциала домохозяйств // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 273-276. 7. Понарина Н.Н. Глобализация как системное социальное изменение: основные тенденции // научное издание / Н. Н. Понарина; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т, Армавирский ин-т социального образования. Москва, 2010.

Вопрос, поставленный профессором политологии международного университета Андалусии Сами Наира, звучит так: «Что должен сделать Евросоюз для урегулирования миграционного вопроса?».

Попробую на него ответить

Во-первых, необходимо понимать, какая разница существует между понятиями
«беженец» и «мигрант». Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе 1967 года к ней же.
Беженцы — это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств (вооруженного конфликта) или политических преследований.

В то время как мигрант — лицо, переезжающее на постоянное место жительства в другое государство по экономической причине, чтобы улучшить свой уровень жизни.

Европейский союз высылает тысячи людей обратно в зоны военных действий или страны с диктаторскими режимами (Сирия, Турция, Ирак и Афганистан), несмотря на то, что они относятся к категории беженцев. Тем самым, западные страны, так яро защищающие демократические принципы, нарушают Конвенцию ООН 1951 года «О статусе беженцев».

Во-вторых, в запутанном понятии " Европейский союз" следует разделять правительства и граждан.
Разве нынешнее правительство Испании действует в интересах избирателей, когда предвыборная программа расходится с конкретными делами?
Или, Европейская комиссия защищает, например, интересы греческого народа, когда требует выполнить условия финансовой олигархии, разрушая тем самым устои своих граждан (европейцев, белых, христиан)?

В-третьих, европейские правительства, наряду с Белым домом, несут ответственность за гибель в военных действиях, по крайней мере, полутора миллионов человек в Афганистане, Ираке, Йемене, Сирии, Ливии, Судане, Пакистане, Сомали, Мали. В результате развязанных войн не менее 100 миллионов человек лишились своего жилища, а еще 25 миллионов бежали в другие страны. Готовы ли они оказать помощь этим людям? Пока мы этого не видим.

Конечно, не только Европа несет ответственность за создание кризиса беженцев, не следует также взваливать только на европейские страны решение данной проблемы, несмотря на то, что именно здесь особенно рьяно защищают права человека.

Такой подход был бы несправедливым и давал бы возможность другим странам уйти от ответственности. Разве нет вины Турции и Саудовской Аравии в массовом исходе сирийцев? В Австралии, например, тысячи беженцев из Африки и Азии ютятся в так называемых «тихоокеанских Гуантанамо», расположенных на территории Папуа-Новой Гвинеи и острове Науру.
В лагерях беженцев в Иордании сотни женщин и девочек (в том числе 2-х или 3-х лет) подверглись сексуальному насилию.
В Турции находится около 3 миллионов сирийских беженцев, в Иордании до 2,6 миллиона (40% населения страны), в Ливане до 1,4 миллиона человек, в то время как в 27 странах ЕС (кроме Германии) 160 тысяч.
В-четвертых, вне всякого сомнения, существование в мире около 60 миллионов беженцев обусловлено не только диктаторскими режимами, а также религиозными и гражданскими конфликтами, которым противостоят только разрозненные политические силы и прогрессивная интеллигенция.
Столь шокирующая цифра, которую многие в Европе игнорируют, является прямым или косвенным результатом грабительских войн крупных западных держав, которые ведет НАТО под маркой «глобальной войны с террором» или «насаждения демократии» в странах, богатых природными ресурсами.
Участвовала бы Франция в военной агрессии против Ливии, одной из самых стабильных и процветающих стран в Африке, если бы в стране не было громадных запасов нефти и пресной воды?

Контекст

Беженцы в ЕС: пришло время конкретных мер

Yomiuri 07.11.2015

Взлеты и падения ООН

IRNA 29.10.2015

Беженцы пустились в бега

Русская Германия 04.03.2016
Начиная с 2011 года, тысячи ливийцев покинули Ливию, которая в результате военной операции западных стран оказалась расчлененной и разграбленной. Средиземное море превратилось в огромное морское кладбище, на дне которого покоятся тела ни в чем не повинных людей. Заметьте, что при этом никто не был привлечен к ответственности за преступления против человечности.

Напомним, что Польша оперативно откликнулась на просьбу американцев поучаствовать в афганской миссии и, начиная с 2001 года, воевала в составе сил международной коалиции в Афганистане. В результате бомбардировок и оккупации Афганистана (это не имеет ничего общего с войной против террора) погибли 700 тысяч человек, восемь миллионов вынуждены были бежать из страны. Сейчас Польша заявляет, что не видит возможности для размещения беженцев в стране.

Во всех этих войнах всплывает имя Абдельхакима Бельхаджи, который является одним из основателей «Воюющей исламской группы — ливийской». В свое время он сотрудничал с ЦРУ и МИ-6, а сейчас курирует так называемый бизнес, связанный с незаконной миграцией беженцев.
В кабинете американского сенатора Джона Маккейна на стене висит его фотография.

Решения?

План США по перекраиванию карты Ближнего Востока и севера Африки предусматривает изменение границ не только в Ираке, но и в Сирии. Не случайно США, а также европейские и региональные партнеры Белого дома предприняли широкомасштабное военное вторжение в Сирию. Если интервенция международной коалиции в Сирии не будет остановлена, то она принесет новые жертвы среди мирного населения и увеличит поток беженцев из страны.
«Окончательное решение» сирийского конфликта будет сопровождаться этнической чисткой общин, которые «по ошибке» живут здесь на протяжении столетий.

Сейчас для ООН нет более важной задачи, чем положить конец войнам, чтобы избежать дальнейших человеческих трагедий. В решение этой задачи мы все должны проявить солидарность и нести ответственность. К сожалению, в настоящее время ООН переживает не лучшие свои времена. Подорвано доверие многих государств к всеобщему институту «равенства и братства». Сейчас настало время придать этой организации новый импульс в решении глобальных проблем. В ближайшее время необходимо разработать и реализовать новый «План Маршалла», который бы решил, наконец, проблему беженцев.

В настоящее время как никогда важно сформировать глобальную платформу противодействия войнам и милитаризму.

История предоставления иностранными государствами убежища тем, кто спасается от преследований и конфликтов, исчисляется тысячелетиями. В XXI веке искать убежища в других странах людей заставляют также стихийные бедствия.

По окончании Второй мировой войны для оказания помощи вынужденным перемещенным лицам из Европы было учреждено Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) , известное также как Агентство ООН по делам беженцев.

В настоящее время мир является свидетелем самого масштабного перемещения населения в истории. Более 65,6 миллионов человек по всему миру были вынуждены покинуть свои дома в результате конфликтов и преследований в конце 2016 года. Среди них около 22,5 миллиона беженцев, более половины из которых не достигли 18-летнего возраста. Еще 10 миллионам апатридов было отказано в получении гражданства и в доступе к основным правам, таким как образование, здравоохранение, трудоустройство и свобода передвижения. В мире, где 20 человек ежеминутно становятся вынужденными переселенцами в результате конфликтов или преследований, деятельность УВКБ важна, как никогда.

Первоначальный трехгодичный мандат

УВКБ было учеждено 14 декабря 1950 года с первоначальным мандатом на три года, по окончании которого подлежало расформированию. 28 июля 1951 года была принята Конвенция Организации Объединенных Наций о статусе беженцев, ставшая базовым документом, которым руководствуется УВКБ в своей деятельности. По истечении трех лет, Агентство не прекратило свою деятельность и по сей день оказывает помощь беженцам.

УВКБ и деколонизация Африки

В 1960-е годы УВКБ приняло активное участие в урегулировании кризисов беженцев, которые возникли в результате процесса деколонизации в Африке. В течение следующих двух десятилетий УВКБ оказывало помощь в урегулировании миграционных кризисов в Азии и Латинской Америке. Окончание прошлого тысячелетия ознаменовалось возобновившимся миграционным кризисом в Африке и, возвращаясь к исходной точке, - кризисом беженцев в Европе, вызванным войнами на Балканах.

Миллионы сирийских беженцев

С момента начала кризиса потребности в гуманитарной помощи в Сирии значительно возросли. В гуманитарной поддержке нуждаются миллионы людей, в том числе несколько миллионов детей. С 2010 года более 400,000 человек погибли.

Сирийский кризис, связанный с перемещением населения, стал крупнейшим в мире. 6,3 миллионов жителей страны стали вынужденными переселенцами и почти 4 миллиона получили убежище в соседних странах. Согласно оценкам, в гуманитарной помощи нуждаются 4,53 миллиона человек, находящихся в труднодоступных или осажденных районах. В стране более чем на 50 процентов сократилась посещаемость школ. Порядка четверти учебных заведений повреждены, разрушены или используются в качестве коллективных приютов. Разрушены или сильно повреждены более половины больниц. Объемы водоснабжения составляют менее 50 процентов от докризисного уровня. Порядка 9,8 миллионов сирийцев испытывают нехватку продовольствия и еще гораздо большее количество граждан этой страны живут в нищете.

Турция приняла более 2,9 миллионов сирийских беженцев. Большинство из них проживают в городах, и порядка 260 000 находятся в 21 правительственном лагере беженцев. Более миллиона сирийских беженцев зарегистрированы в Ливане, и 660 000 - в Иордании. Растущее число сирийских беженцев прибывает в Ирак, где уже находится более 241 000 человек. Вместе с тем, УВКБ оказывает содействие более 122 000 сирийских беженцев, находящимся в Египте.

Южный Судан

В 2016 году, в связи провалом в июле месяце процесса мирного урегулирования в Южном Судане, к концу года страну были вынуждены покинуть 737 000 человек.

УВКБ на местах

Штаб-квартира УВКБ находится в Женеве, но около 85 процентов штата работает на местах. На сегодняшний день более 9 300 сотрудников в 123 странах обеспечивают защиту и помощь примерно 55 миллионам беженцев, репатриантов, внутренне перемещенных лиц и лицам без гражданства. Еще более пяти миллионов зарегистрированных беженцев находятся под опекой Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам. Основная часть персонала УВКБ базируется в странах Азии и Африки, лидирующих по числу беженцев и внутренне перемещенных лиц. Нередко сотрудникам ООН приходится работать в сложных и опасных условиях, поскольку многие нуждающиеся в помощи находятся в труднодоступных местах. Среди крупнейших операций УВКБ - программы в Афганистане, Колумбии, Демократической Республике Конго, Мали, Пакистане, Сирии, Иордании, Ливане, Турции и Ираке.

БАПОР

Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) было учреждено Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1949 году для оказания услуг зарегистрированным палестинским беженцам на Ближнем Востоке. В 1950 году, когда Агентство начало свою работу, его задача заключалась в удовлетворении потребностей около 750 000 палестинских беженцев. БАПОР является прямым поставщиком услуг, занимаясь оказанием помощи, связанной с вопросами начального и среднего образования, здравоохранения, предоставления поддержки и социального обслуживания, инфраструктурного обеспечения и благоустройства лагерей, микрофинансирования и реагирования на чрезвычайные ситуации, палестинским беженцам, численность которых на данный момент составляет 5,4 млн человек, в пяти охватываемых его мандатом районах: в секторе Газа, на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, в Иордании, Ливане и Сирии.

Всемирный банк назвал созданную БАПОР образовательную систему для 530 000 мальчиков и девочек «глобальным общественным благом». БАПОР представляет собой эффективное и грамотно управляемое учреждение Организации Объединенных Наций. Оно провело крупные реформы и приняло меры экономии, что позволило ему за период, прошедший с 2015 года, сократить расходы приблизительно на 300 млн долл. США.

Мандат БАПОР

Определение беженцев, приводимое в Конвенции о статусе беженцев 1951 года, и определение палестинских беженцев, которое дается Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, являются взаимодополняющими.

Для целей мандата БАПОР под «палестинскими беженцами» понимаются лица, обычным местом проживания которых в период с 1 июня 1946 года по 15 мая 1948 года была Палестина и которые лишились как своего жилища, так и средств к существованию в результате конфликта 1948 года. Палестинские беженцы и их потомки могут зарегистрироваться в БАПОР для получения услуг, оказываемых в охватываемых его мандатом районах.

БАПОР не меняло и не может изменить свой мандат. Это уполномочены делать государства - члены Организации Объединенных Наций. Через Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций они поставили перед БАПОР задачу оказывать палестинским беженцам помощь и обеспечивать их защиту до тех пор, пока не будут найдены пути долгосрочного политического урегулирования ситуации на справедливой основе, что позволило бы им выйти из бедственного положения.

Поскольку добиться политического урегулирования непросто, в мире по-прежнему насчитывается несколько затяжных кризисов беженцев, то есть ситуаций, когда статус беженцев сохраняется за представителями нескольких поколений подряд. По мнению Генеральной Ассамблеи, в отсутствие справедливого решения вопроса о палестинских беженцах необходимость в деятельности БАПОР сохраняется. Без БАПОР проблемы палестинских беженцев не решатся.

Потомки беженцев сохраняют за собой статус беженцев

В соответствии с международным правом и принципом единства семьи дети беженцев и их потомки тоже считаются беженцами до обеспечения долгосрочного урегулирования ситуации. На этом основании и БАПОР, и УВКБ придерживаются мнения о том, что потомки беженцев тоже являются беженцами, - мнения, которое пользуется широким признанием со стороны международного сообщества, включая как доноров, так и принимающие беженцев страны.

Ситуация палестинских беженцев не отличается от других затяжных кризисов беженцев, таких как в Афганистане или Сомали, где статус беженцев сохраняется за людьми на протяжении нескольких поколений и признается УВКБ, которое оказывает им соответствующую поддержку. Затяжные кризисы беженцев являются следствием неспособности найти пути политического урегулирования лежащих в их основе политических кризисов.

Снабжение лагерей беженцев

Лагеря, в которых живут беженцы, часто находятся под охраной . Учреждения системы ООН обеспечивают доступ беженцев к таким насущным потребностям как продовольствие, водоснабжение, санитария и здравоохранение.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев дважды было удостоено Нобелевской премии мира - в 1954 и 1981 годах.

Миграция в контексте изменения климата и стихийных бедствий

К преследованиям и конфликтам, заставляющим людей искать убежища в других странах, в ХХI веке добавился еще один печальный фактор - стихийные бедствия (подчас обусловленные изменением климата). Частота и интенсивность таких катаклизмов как наводнения, землетрясения, ураганы и оползни неизменно растет. В основном это приводит к перемещениям населения внутри стран, но может также заставить людей искать убежище в других странах. Тем не менее, ни в одном из существующих международных или региональных юридических документов в области прав беженцев, бедственное положение таких людей конкретно не оговаривается.

Факторы, связанные с изменением климата, также провоцируют главным образом внутренние переселения. Тем не менее, засуха, опустынивание, засоление грунтовых вод и почвы, а также повышение уровня моря, которые также вызваны изменением климата, часто вынуждают людей покидать свои страны.

Антропогенные катастрофы и связанные с ними социально-экономические лишения также могут заставить людей бежать за границу. В то время как лишь некоторые бегут от преследований, большинство людей покидает свои страны из-за того, что у них нет реальной возможности там оставаться. В соответствии с , такие факторы, как нехватка продовольствия и воды, ограниченный доступ к образованию и здравоохранению, а также недостаток средств к существованию, не могут сами по себе стать основанием для ходатайства о предоставлении статуса беженца. Тем не менее некоторые из этих людей могут нуждаться в том или ином виде защиты.

Таким образом, конфликты, стихийные бедствия и изменение климата являются серьезными вызовами для международного сообщества.

19 сентября 2016 года Генеральная Ассамблея ООН организовала встречу высокого уровня для мобилизации усилий всех стран на решение проблемы беженцев и мигрантов.

Когда появились первые беженцы

Проблема беженцев в том, виде, в котором мы её понимаем сейчас возникла именно в начале XX века. Однако, как писал в своей статье «Беженцы - глобальная проблема XXI века сотрудник Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Белоруссии Юрий Моргун, история человечества полна трагических страниц, связанных с беженцами. «Еще в 695 г. до н. э. 50 тыс. человек бежали в Египет, спасаясь от ассирийской армии царя Сеннахериба, вступившей в Иудею. В начале новой эры около 300 тыс. готов бежали от нашествия кочевников-гуннов на земли Рима. Процесс распада под ударами варваров Великой Римской империи (410) сопровождался беспрецедентным до того исходом масс людей ("великое переселение народов"). В VIII—IX вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40 тыс. островитян бежали во Францию. Первый крестовый поход (1096—1099) вызвал массовый исход мусульман со "святых мест", захваченных рыцарями. Более 500 тыс. арабов и турок стали беженцами. Волны беженцев порождались не только войнами. Тысячи людей в Европе и Азии бежали от частых эпидемий чумы. Настоящее массовое бегство началось в первой половине XIII в., когда монгольские орды, сея смерть и разрушения, прошли от Тихого океана до Средиземного моря. Сотни и сотни тысяч китайцев, арабов, русичей, персов, поляков, венгров бежали в соседние страны, пытаясь спастись от страшного нашествия. В 1492 г. после вердикта короля и королевы Испании беженцами стали более 200 тыс. человек, не принявших христианство».

По словам известного российского политолога Федора Шелова-Коведяева, именно в международном праве термин «беженец» появился после Первой Мировой войны, когда в результате обращения, которому подвергалось мирное население со стороны, прежде всего, германских войск, сотни тысяч жителей Франции и других европейских стран были вынуждены покинуть свои дома. В дальнейшем проблема беженцев не раз обострялась, начиная с 1930-х гг. Например, в результате политики нацистов и фашистов в гитлеровской Германии, франкистской Испании и Италии при Муссолини. Также классическими считаются случаи восточно- и западноевропейских беженцев во время и после Второй мировой войны, афганских и еврейских (в Израиль, из исламских стран по причине преследований и арабо-израильских войн) беженцев, иракских курдов, спасавшихся от режима Саддама Хусейна, камбоджийцев, бежавших от режима Пол Пота и многих других. Среди внутренних беженцев выделяются колумбийские (как следствие деятельности повстанцев ФАРК) и мексиканские (в результате захвата власти революционными радикалами в одном из штатов Мексики)». В последнее время наибольшее внимание привлекали проблемы беженцев возникшие при распаде СССР; при различных военных действиях в Руанде, в результате конфликта племён хуту и тутси; в Судане, из-за войны на религиозной почве; в Ираке после ввода в эту страну коалиционных сил под руководством США.

На сегодняшний день в мире насчитываются десятки миллионов беженцев, большинство их которых приходится на Африку. В рамках ООН функционирует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Статус и права беженцев регулируются международными документами. Главными среди них являются – Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г. о статусе беженцев, не признававшиеся СССР и подписанные Российской Федерацией; а также Конвенция Организации африканского единства по проблемам беженцев в Африке. Большие компактные скопления беженцев представляют собой питательную среду для различного рода преступных и экстремистских группировок и организаций, нередко пользующихся поддержкой из-за рубежа. Для России наиболее актуальными были вопросы беженцев после распада СССР – из бывших союзных республик: турок-месхетинцев, азербайджанских армян, из Приднестровья, грузин из Абхазии, Южной Осетии и собственно Грузии в результате гражданской войны в этой стране, а также, в связи с сепаратистскими движениями на Северном Кавказе, из Чечни и Дагестана.

Если раньше под данное определение попадали кто угодно, то сейчас оно выглядит более конкретно. И так, под словом «беженцы» принято понимать лиц, покинувших страну, в которой они постоянно проживали, в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств. (Экономические причины, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, вследствие которых лицо покинуло место жительства, такими обстоятельствами не являются). Как правило, эти люди не могут или не хотят пользоваться защитой своей страны из-за страха быть обманутыми и пострадать еще больше и, как следствие, не имеют возможности туда вернуться. Именно поэтому беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

Стоит напомнить, что в отечественном правоведении существует еще такой термин, как «вынужденный переселенец». Их права во многом схожи с правами беженцев, и основное различие заключается в том, что в отличие от беженца вынужденный переселенец пользуется всеми правами россиян. Ими признаются граждане РФ и иностранцы, законно проживающие на её территории.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее тяжкое преступление неполитического характера до прибытия в Россию, либо реально подозреваемое в совершении преступления против мира и человечества, либо военное преступление. (Мы должны особенно учесть именно этот пункт, особенно в части того, что касается пересечения нашей границы дезертирами из украинской армии). Также не может быть признано беженцем лицо, за которым компетентные органы государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства. Здесь имеются в виду, прежде всего, неуплаченные налоги и призыв на военную службу (Хотя в ситуации с украинскими гражданами, с их стороны все эти бюрократические формальности вполне могут быть не соблюдены). Если отвечать на вопрос о том, где же проходит грань между переселенцами и беженцами, то по официальному статуту ООН беженцами считаются только те, кто бежал от насилия и войн, но не их потомки, родившиеся на другой земле.

Как получить статус беженца

Необходимо знать, что в строго юридическом смысле беженцем как таковым человек не становится после признания, а является в силу наступления уже существующих обстоятельств. Иными словами, человек признается беженцем, потому что он является беженцем. Признание лица беженцем предусматривает:

1)обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);

2)предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее- свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

При легальном пересечении границы срок обращения с ходатайством о признании беженцем закон не устанавливает. Если же человек пересек границу Российской Федерации нелегально, то следует как можно быстрее обратиться любой орган пограничного контроля или орган миграционной службы с заявлением о предоставлении статуса беженца. Необходимо иметь в виду, что суточный срок обращения начинается с часа пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В ходатайстве (либо анкете) ему нужно будет кратко изложить по возможности все наиболее важные для обстоятельства, по которым он был вынуждены покинуть место постоянного проживания (межнациональная рознь, враждебные кампании, массовые беспорядки и погромы, гибель родственников из-за этнической принадлежности и др.), т.к. это имеет огромное значение.

Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем является документом, удостоверяющим личность ходатайствующего. При его получении потенциальный беженец сдает национальный паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, на хранение в пост иммиграционного контроля либо в Управление по делам миграции ГУВД субъекта Российской Федерации.

Если лицо уже имеет вид на жительство в Российской Федерации, то его ходатайство не рассматривается и в предоставлении статуса беженца отказывается. Считается, что такой человек может обустроиться самостоятельно, и государственные гарантии, предоставляемые беженцам, ему не требуются.

Свидетельство является основанием для оформления регистрации в органе внутренних дел. Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения. При получении Свидетельства человеку выплачивается единовременное денежное пособие в размере одного минимального размера оплаты труда, выдается направление в Центр временного размещения беженцев либо лиц, ходатайствующих о признании таковыми.

Статус беженца предоставляется на срок до трех лет (как правило, на три года), затем может быть продлен по решению территориального управления ФМС МВД России, при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, по которым лицо признано беженцем.

При предоставлении статуса беженца выдается удостоверение беженца. Сведения о признанных беженцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

В случае отказа в признании беженцем человек вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган либо в суд.

Как решить проблемы беженцев

Разумеется, в ситуации с Украиной нельзя разбрасываться критическими заявлениями и поддаваться приступам паники, однако точно также нельзя закрывать глаза на риски, которые несут в себе потоки беженцев. Это и опасность вспышки эпидемии различных заболеваний в лагерях для перемещенных лиц, как это случилось во время трагического исхода беженцев из Руанды в Заир в 1994 г, когда общее число лиц, квалифицированных как беженцы, только за одну неделю возросло до 1,2 млн человек. Это и опасность того, что после относительной стабилизации ситуации на своей Родине, беженцы снова могут оказаться в водовороте войн и хаоса, и все меры по их защите окажутся напрасными. Это и опасность конфликтов между беженцами и коренным населением, когда наступает перенаселённость территории и люди начинают ее делить.

Это и определенная нагрузка на государственный бюджет, поскольку источниками финансирования расходов на прием, проезд, размещение и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев являются средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию федеральных миграционных программ, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на реализацию региональных миграционных программ.

Относительно просто решаются вопросы возвращения к местам прежнего проживания и восстановления прав беженцев от стихийных и/или экологических катастроф; а также, в ряде ситуаций, политических беженцев, как это было после обретения независимости некоторыми африканскими странами или в Камбодже после падения полпотовского режима. Особой практикой тут являются случаи обмена населением между государствами – Турцией и Грецией после греческо-турецкой войны в середине ХХ в., Польшей и СССР и Польшей и Чехословакией, с одной стороны, и Германией, с другой, после Второй мировой войны. В конфликтах же на этнической, расовой или религиозной почве политических усилий сторон и мирового сообщества и экономической поддержки со стороны международных организаций оказывается недостаточно для массового возвращения беженцев и восстановления их в правах, особенно имущественных.

Одной из самых успешных за последнее время программ по реинтеграции беженцев стала интеграция миллионов жителей Мозамбика, которым пришлось покинуть родину в результате гражданской войны в 80—90-х гг. В 90-е гг. в Боснии и Герцеговине УВКБ ООН оказало помощь 3,5 млн человек во время конфликта, охватившего бывшую Югославию и вызвавшего массовое переселение и повсеместные разрушения. Одной из самых сложных чрезвычайных ситуаций в истории УВКБ ООН был кризис в районе африканских Великих озер, который начался в 1994 г. и вынудил покинуть свою родину миллионы людей.

Таким образом, в идеале решение проблемы беженцев заключается в создании исключительного рая на земле, где не было бы нищеты, голода, гражданских войн и политических репрессий. Если говорить о беженцах с Донбасса на сегодняшний момент, то, разумеется, им нужно оказывать всякую помощь и никакой государственный бюджет они не объедят. Более того, они могут даже оказаться полезными в качестве квалифицированной рабочей силы. Но самое страшное заключается в том, что все эти сложные операции по размещению беженцев и их возвращению на Родину проводили различные международные организации, а сейчас они либо ограничиваются общими фразами, либо всего-навсего сопровождают гуманитарные грузы, поэтому нам приходится рассчитывать только на себя.

В последние дни в прессе появились сообщения о некоторых шагах Вашингтона навстречу России по сирийскому вопросу. В частности, Джон Керри, который в течение недели трижды встретился с Сергеем Лавровым, заявил: "мы приветствуем намерения России сосредоточить свои усилия на Исламском государстве".

С моей точки зрения, в искреннее миролюбие представителей Госдепа может верить сегодня разве что американский обыватель, начисто лишенный возможности критического анализа ситуации в мире. Тем же, кто этой возможности не лишен, давно понятно, что "решение" проблем "Исламского государства" и, следовательно, беженцев США видят только через призму другой "проблемы" — избавления от Башара Асада.

Только в этом и состоит цель американской внешней политики на Ближнем Востоке — в устранении (там, где это возможно) "своенравных" лидеров независимых государств: Хусейна, Каддафи, Салеха, Асада и т.п. и их замене на марионеток.

Вашингтон видит проблему не в укреплении в странах Ближнего Востока экстремистских группировок, не в сотнях тысяч погибших и не в миллионах беженцев, а в том, что на их пути к глобальному доминированию в очередной раз возникла помеха в лице, как они считают, очередного "диктатора".

Ситуация на Ближнем Востоке будет только ухудшаться

Сегодня ясно, что американским политикам верить нельзя, а договориться с ними о чем-либо невозможно (хотя пытаться договариваться всё же нужно) уже в силу присущего им лицемерия. Так, пресс-секретарь Пентагона Питер Кук на днях заявил, что "Министерство обороны США готово к консультациям с Россией в будущем, если она будет принимать участие в борьбе с "Исламским государством" в Сирии". Как будто Госдеп борется с ИГ, а Россия этого всячески избегает, хотя дело обстоит ровно наоборот.

То, что американские игры становятся все более опасными для мира, подтверждает, в частности, позиция Израиля. Известно, что руководство этой страны, сохраняющей формальный нейтралитет, например, по вопросу об Украине, по сирийскому вопросу уже явно не разделяет точку зрения Госдепа. Вот почему Биньямин Нетаньяху, приведший партию "Ликуд" к победе на недавних выборах в кнессет посредством жесткой антииранской риторики, в понедельник прибыл в Москву, где намерен ознакомиться с позицией России по Ближнему Востоку.

Накануне в зарубежных СМИ появилась информация, что в течение ближайших недель между Израилем и США будет подписан договор по созданию совместных систем ПРО. Но одно дело — идти навстречу традиционному союзнику в реализации его глобальных геополитических планов в воздухе, а другое — уже сегодня противостоять радикальным исламистам непосредственно на земле.

Полагаю, что лицемерие позиции Вашингтона по отношению к ИГ в Израиле вполне осознаваемо. Как осознаваемо и то, что избавление региона от погружения в глобальную войну (в которой главным противником Израиля станет не Иран, а, скорее всего, "Исламское государство") может прийти из России.

У автора этих строк тоже нет иллюзий относительно ближайшего будущего региона. Полагаю, что поток беженцев из Ирака, Сирии, Ливии и других афро-азиатских стран в Европу продолжится. Ну а в случае сдачи Дамаска боевикам ИГ или Свободной сирийской армии этот поток наверняка резко возрастет.

Но что делают сегодня США и Евросоюз для того, чтобы предотвратить столь нежелательную перспективу? Практически ничего.

Потоку беженцев в Европу сегодня противостоят, как могут, правительства Венгрии, Сербии и Хорватии. Болгария на днях объявила о закрытии своих границ для беженцев. И даже в Германии политики заговорили о необходимости ограничить количество принимаемых мигрантов. Словом, европейские страны действуют по принципу — "Спасайся, кто может!". Евросоюз же оказался не готов противостоять новой и очевидной угрозе — как и НАТО, многочисленные подразделения которого заняты сегодня чем угодно, но только не обеспечением европейской безопасности.

Болгария запретила пролет самолетов России с помощью для Сирии Ранее сообщалось, что из-за запрета два российских самолета доставят помощь для Сирии через Иран. После запрета Болгарии вопрос об использовании воздушного пространства Греции снимается.

Да простит меня читатель, но применительно к нынешней ситуации в современной Европе впору ввести неполиткорректный термин "евроидиотизм".

К сожалению, евроидиоты, которыми в последние годы заполнялись кабинеты ЕС и правительств ряда европейских стран, похоже, не способны воспользоваться даже теми активностями в направлении решения проблемы беженцев, которые им приносит на блюдечке, к примеру, Россия. Так, на прошлой неделе МИД Болгарии запретил пролет в воздушном пространстве своей страны российских самолетов с гуманитарной помощью для Сирии.

Первоочередные шаги, которые должна сделать Европа

Уверен: решение проблемы беженцев необходимо начинать с официального признания причиной потока мигрантов в Европу тех войн, которые были развязаны на Ближнем Востоке с участием Запада.

Необходимо признать, что "демократизация" Ирака, Ливии и Сирии путем военного вмешательства США и НАТО в дела этих стран не обеспечила становление в них демократий, но привела к слому традиционных государственностей, активизации националистических сил исламистского толка и эскалации террора, в том числе против христиан и Запада как такового. Это первое.

ФСБ: число беженцев растет из-за ИГ, а не из-за поддержки Асада Поток беженцев в Европу исходит не только из Сирии, а из многих стран, и он не является следствием поддержки Россией президента Сирии Башара Асада, заявил первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов.

Во-вторых, Евросоюзу следует согласиться с тем, что свержение Асада в Сирии не остановит бегства населения в Европу, а напротив, только усилит этот поток, поскольку падение Дамаска станет сигналом "зависшим" в Турции и Ливане миллионам беженцев к тому, чтобы забыть о возвращении домой надолго, если не навсегда.

Следствием названных признаний неизбежно станет вывод о том, что сегодня первым делом нужно остановить ИГ и уже только после этого решать проблему Асада.

В-третьих, следует остановить ИГ на конкретных рубежах в Сирии и Ираке посредством ввода в зоны соприкосновения боевиков с правительственными войсками названных стран миротворческих сил ООН при участии России и НАТО.

Параллельно нужно будет провести санацию действующих лагерей беженцев на транзитных территориях (Турция, Ливан, Иордания и др.) с их обеспечением необходимой гуманитарной помощью. После чего следует профинансировать строительство в этих странах благоустроенных поселений и городков временного содержания мигрантов.

Нужно наметить также меры помощи беженцам, которые не сводятся к выплате им социальных пособий по прибытии в страны Европы и связаны больше с заработком по результатам организации общественных работ в транзитных странах (услуги в тех же поселениях для беженцев, работа в пунктах приема мигрантов, на вокзалах и морских переправах, etc.).

Понятно, что решение практических вопросов — не та болтовня с трибун, к которой привыкли чиновники ЕС, ПАСЕ и других бюрократических институций, и для комплексного решения проблемы беженцев необходимо создать специальный координирующий орган, решения которого в части, касающейся миграционной политики, должны стать обязательными для чиновников Евросоюза.

Полагаю, что в оперативное распоряжение этого органа должны быть переданы подразделения МЧС европейских государств, а если этого окажется недостаточно для обеспечения эффективного контроля за миграционными потоками, то ещё и отдельные подразделения НАТО.

Эти и другие подобные меры очевидны, однако же ЕС, как я полагаю, вряд ли способен к адекватным действиям уже потому, что ему не позволено обсуждать и принимать решения, выходящие за рамки внутриевропейской политики.

Именно по этой причине сегодня многие европейские лидеры ждут конкретных действий от России, а не от еврочиновников. Таков, по сути, момент истины, подтверждающий, что Евросоюз — антиевропейская структура, созданная и существующая для того, чтобы управлять и повелевать Европой в интересах Госдепа и ТНК. Это момент истины и для НАТО — военного альянса, который в столь сложный момент для европейской истории считает своей приоритетной задачей противодействие России и помощь киевскому режиму, а не борьбу с террористами. Ну а, например, немецкие политики гордятся тем, что истребители Германии патрулируют воздушное пространство не над Сирией, а над Прибалтикой.

Уровень евроидиотизма постепенно приближается к точке кипения, угрожая превратить в пар не только единство Европы, но и всю архитектуру послевоенного мироустройства.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные