Инструкция по эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары. Маркировка съемных грузозахватных приспособлений и тары Эксплуатация грузозахватных приспособлений

7.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных при­способлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению нару­шений правил безопасности.

7.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъ­емных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить:

· содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено на другие службы);

· про­ведение периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в уста­новленные графиком сроки;

· систематический контроль за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей;

· личный осмотр грузозахватных приспособлений и тары в установленные сро­ки.

7.4. Инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производство работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными маши­нами, обязан не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахват­ных приспособлений и производственной тары.

7.5. Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов (Приложение 5 к настоящему Техническому стандарту), кото­рым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов стро­повки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.


7.6. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указа­нием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кан­товки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.

7.7. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются . Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. ЗАПРЕЩЕНО нахождение в местах производства работ немаркированной и повреж­денной тары.

7.8. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображе­ния (схемы) строповки грузов.

7.9. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами стро­повки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стро­пы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

7.10. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коу­шами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

7.11. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

· При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.

· Под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза.

· Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза.

· Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не ме­нее чем в двух местах.

· Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть ук­реплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность за­девания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

layout-grid-mode:line">7.12. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпа­дения отдельных грузов.

7.13. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонталь­ном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встреча­ющихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предме­тов.

8. Порядок осмотра и браковки грузозахватных приспособлений и тары и маркировки стропов

8.1. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъ­емных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное произ­водство работ кранами, кранам и трубоукладчикам и, кранами-манипуляторами и дру­гими грузоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозахватных при­способлений в следующие сроки:


· стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней ;

· траверс, захватов и тары - каждый месяц ;

· редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу .

8.2. При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

8.3. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту) :

· характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрас­тания числа обрывов проволок;

· разрыв пряди;

· поверхностный и внутренний износ;

· поверхностная и внутренняя коррозия;

· местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

· деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т. п.;

· повреждения в результате температурного воздействия или электрического ду­гового разряда.

8.4. Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту):

· при наличии трещин;

· при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьше­нию площади поперечного сечения на 10 %;

· при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.

8.5. Не допускаются к эксплуатации стропы:

· имеющие дефекты, указанные в пп. 8.3.-8.4.;

· при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

· с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15 %;

· имеющие трещины на спрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10 % от первоначального;

· с признаками смещения каната в заплетке или втулках;

· с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными эле­ментами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

· с крюками, не имеющими предохранительных замков.

8.6. Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие де­фекты:

· обрыв звена;

· изгиб или износ крюка в звене более 10 % от первоначального размера; удлинение звена цепи более 3 % от первоначального размера;

· уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % .

8.7. При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допускается. Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

8.8. При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:

· появление трещин в захватных устройствах для строповки;

· исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;

· отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.

8.9. Тара бракуется в следующих случаях:

· тара не маркирована;

· не указано назначение тары;

· имеются неисправные строповочные узлы;

· помяты или разорваны борта;

· имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.

8.10. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары долж­ны заноситься в специальный журнал.

8.11. На всех объектах производства работ Обществ по решению руководства объекта может использоваться метод цветовой кодировки строп. Данный метод обеспечивает более точный учёт срока работы строп перед следующим контролем их состояния. Кодировка производится в соответствии со следующими правилами:

· Все стропы должны подвергаться осмотру за неделю до даты смены цветовой кодировки.

· Стропы, не имеющее цветовой кодировки на объектах проведения работ ТНК-ВР не допускаются к использованию.

· Стропы, успешно прошедшее периодический осмотр получают соответствующую цветовую кодировку и вводятся в эксплуатацию.

· На пригодных к использованию стропах цветовая кодировка должна быть изменена в течение недели до даты изменения цветовой кодировки.

Изменение цветовой кодировки без предварительного осмотра строп и выбраковки непригодных может привести к крайне тяжёлым последствиям. Подобные действия неприемлемы и могут привести к суровым дисциплинарным мерам.

· Предыдущая цветовая кодировка должна быть полностью удалена или закрашена. Грузозахватные приспособления, имеющие слишком много видимых остаточных следов предыдущих цветовых кодировок должны быть выведены из эксплуатации до тех пор, пока данное требование не будет выполнено.

· На всех площадках/объектах производства работ на видных местах должны быть вывешены плакаты с указанием текущей цветовой кодировки.

· Период действия каждого цвета цветовой кодировки грузозахватных приспособлений определяется в 6 месяцев и датой смены устанавливаются 14 февраля и 14 августа каждого года;

· Общее время повторного использования каждого цвета маркировки составляет 18 месяцев.

· Цветовое покрытие должно наносится на стропы путём окрашивания их в тех местах, которые всегда видны и где окраска наименее подвержена стиранию.

· Маркировка мягких/тканевых строп путём окраски волокон не допускается, так как окрашивание может привести к нарушению целостности волокон. Мягкие/ тканевые стропы маркируются привязыванием меток соответствующего цвета на тех участках строп, которые наименьшим образом подвержены деформации/повреждениям

Выбор цвета кодировки должен осуществляться с помощью нижеследующей таблицы

Год

Янв.

Февр.

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек

2008

14


При маркировке на съемное грузозахватное приспособление или прочно прикрепленную к нему бирку наносят его порядковый номер, грузоподъемность и дату испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90°. Грузоподъемность стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, указывается при угле между ветвями, принятом при расчете.

Съемные грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме маркировки, должны снабжаться паспортом, в котором указывается наименование предприятия-изготовителя, приводится эскиз изделия, его наименование, порядковый номер, сведения о примененных материалах, номер ГОСТа, нормали или чертежа, по которому приспособление изготовлялось, результаты и дата испытания.

На таре, за исключением специальной технологической (бадьи для раствора и др.), должны быть указаны ее назначение, номер, собственная масса и наибольшая масса груза, для транспортировки которого она предназначена. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины.

Отнесение тары к специальной технологической производится по согласованию с местными органами госгортехнадзора.

Популярные статьи

   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАРЫ

РД 220-12-98

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Металлические съемные грузозахватные приспособления и тара используются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин (кра нов, кранов-трубоукладчиков, кранов-манипуляторов, подъемников, вышек и других машин и механизмов). Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузоч ных и других работ с применением грузоподъемных машин производятся при помощи съемных грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов использу ется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

1.2. В зависимости от условий производства работ, геометриче ских размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными орга нами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже - цепи и ленты.

1.3. Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органиче ских растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

1.4. Преимуществами стальных цепей по сравнению со сталь ными канатами являются их высокая гибкость, простота кон струкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

1.5. По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветве вые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехвет вевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы - для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп с крюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата и перемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.

1.6. Многоветвевые стропы используют для подъема и переме щения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для стропов ки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

1.7. Универсальные стропы применяют при подъеме груза, об вязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

1.8. Траверсы используют для подъема и перемещения длин номерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возни кающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождаетих от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк кра на при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчи ваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистан ционное управление).

1.9. Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых - сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажи мы для листов, а также другие приспособления.

1.10. Наиболее распространенными видами стальной техноло гической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штуч ных, жидких, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

1.11. В одной инструкции или нормативном документе невоз можно отразить все виды и конструктивные исполнения грузозах ватных приспособлений и тары, как и изложить требования безопасности, предъявляемые к ним. Поэтому на основании настоящей Типовой инструкции предприятия (организации), эксплуатирующие грузоподъемные машины, грузозахватные приспособления и тару, обязаны разработать и утвердить производственные инструк ции по безопасной эксплуатации металлических приспособленийи металлической технологической тары в соответствии с требова ниями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов , Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков , Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов и других правил безопасности и нормативных документов.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Грузозахватные приспособления и тара относятся к разряду наиболее ответственных устройств, на которые распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Гос гортехнадзора России.

2.2. Проектирование грузозахватных приспособлений и тары должны производить специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных ви дов деятельности» и нормативными документами.

2.3. Основными требованиями при проектировании и изготов лении грузозахватных приспособлений и тары являются:

прочность и надежность конструкции грузозахватного приспо собления и тары;

минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;

удобство в обслуживании и обращении;

простота конструкции;

обеспечение сохранности захватываемого груза;

соответствие особенностям технологических процессов и про ектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).

2.4. Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должны производиться в соответствии с требованиями РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Расчет стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа вет вей канатов и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть при нят фактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натя жение всех ветвей.

2.5. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные ор ганизации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора, выдан ную в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2.6. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными доку ментами и технологическими картами. В случае применения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

2.7. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта - на предприя тии, на котором они ремонтировались. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию на грузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

2.8. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных при способлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, на канат или цепь, резуль таты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъ емного приспособления.

2.9. Съемные грузозахватные приспособления должны снаб жаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом ( к настоящей Типовой инструкции).

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

3.1. Владельцы грузоподъемных машин, тары и съемных грузо захватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем органи зации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзо ра и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

3.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособле ний, производственной тары и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности.

3.3. Инженерно-технический работник, ответственный за со держание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозах ватных приспособлений и производственной тары (если содержа ние их в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведения периодических осмотров, технических обслу живаний и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

3.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кра нами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответству ющих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары.

3.5. Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк грузоподъемной машины, за исключением случаев, ука занных в п. . настоящей Типовой инструкции, согласно требова ниям правил безопасности должны назначаться стропальщики.

Рис. 1. Типы подкладок под стропы:

а - из дерева; б - из разрезанных труб;
в - из разрезанных труб
и согнутых угольников;
г - из отходов резинотканевых шлангов;
д - из ремней

3.16. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их го ризонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

3.17. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на пред назначенное для этого место, где исключается возможность паде ния, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены со ответствующей прочности подкладки, для того чтобы стропы мог ли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза.

3.18. При работе грузоподъемной машины не допускаются подъ ем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов, цепей.

4. ПОРЯДОК ОСМОТРА И БРАКОВКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАР

4.1. Согласно требованиям правил безопасности стропальщики должны производить осмотр съемных грузозахватных приспо соблений и производственной тары перед их использованием для подъема и перемещения грузов с применением грузоподъемных машин.

4.2. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крана ми-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими гру зоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозах ватных приспособлений в следующие сроки:

стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

траверс, захватов и тары - каждый месяц;

редко используемых съемных грузозахватных приспособле ний - перед выдачей их в работу.

4.3. При осмотре канатных стропов необходимо обращать вни мание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыка ющих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % ().

Рис. 2. Увеличение длины звена цепи:
L o - первоначальная длина звена, мм; L 1 - увеличенная длина звена, мм

Рис. 3. Уменьшение диаметра сечения звена цепи:
d 0 - первоначальный диаметр, мм; d 1 , d 2 - фактические диаметры сече ния
звена, измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм

4.9. При осмотре захватов необходимо проверять состояние ра бочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них име ется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допу скается. Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и дру гих элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

4.10. При осмотре тары необходимо особенно тщательно про верять:

появление трещин в захватных устройствах для строповки;

исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;

отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность мар кировки.

Тара бракуется в следующих случаях:

тара не замаркирована;

не указано назначение тары;

имеются неисправные строповочные узлы;

помяты или разорваны борта;

имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.

4.11. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособле ний и тары должны заноситься в специальный журнал. Рекомен дуемая Форма журнала учета и осмотра стропов (тары) приведена в к настоящей Типовой инструкции.

5. РЕМОНТ

5.1. Восстановительный ремонт с применением сварки грузо захватных приспособлений, тары и их элементов должен произво диться в организациях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими ре монт в полном соответствии с требованиями правил безопасности, нормативными документами, техническими условиями, технологическими картами и имеющими разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.

5.2. Материалы, применяемые при ремонте грузозахватных приспособлений и тары, должны соответствовать государствен ным стандартам и другим нормативным документам. Качество примененного материала при ремонте должно быть подтверждено сертификатом предприятия - поставщика материала и вход ным контролем.

5.3. Сварка ответственных элементов (колец, петель, захватов, рычагов и т.п.) грузозахватных приспособлений, тары и контроль качества сварных соединений должны выполняться в соответствии с требованиями ремонтной документации, разработанной специализированной организацией.

5.4. Текущий (мелкий) ремонт элементов грузозахватных при способлений и тары без применения сварки (правка деталей, заделка концов канатов, замена крепежных деталей и т.п.) должны выполнять высококвалифицированные слесари согласно ремонт ной документации и под руководством инженерно-технических ра ботников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, или других ответственных специалистов.

5.5 Сведения о качестве выполнения отдельных ремонтных работ должны быть занесены в ремонтный журнал или ведомость ремонта. При приемке грузозахватного приспособления или тары из ремонта необходимо произвести их осмотр и испытания в це лях определения степени надежности.

5.6. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после ремонта подлежат испытанию на предприятии, на котором они ремонтировались. Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъем

№ __________________________

от « ___ » __________ 200 _____ г.

Наименование и адрес органа, выдавшего разрешение на изготовление стропа

Приложение 2

Форма журнала учета и осмотра стропов

Что называют съемным грузозахватным приспособлением?

Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединя­ющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снима­ется с крюка и отсоединяется от груза.

К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стропы, тра­версы, захваты. К ним также следует отнести одноканатные грейфе­ры, которые навешиваются на крюк крана.

Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных при­способлений?

Изготовление грузозахватных приспособлений должно производить­ся в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.

Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвер­гаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.

Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой.

Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом. Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?

Стропы бывают следующих видов:

· канатные, изготовляемые из стальных канатов;

· цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;

· текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.

Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В насто­ящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при боль­шой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.

Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тя­желые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому не­обходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.

Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстиль­ные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бы­вает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от поре­зов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.

Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?

Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:

6∙19(1+6+6/6)+1 ОС ЛК-Р

6∙36(1+7+7/7+14)+1 ОС ЛК-РО

Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400°С, применя­ют канаты, имеющие стальной сердечник.

Каких типов изготавливаются канатные стропы?

Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33-93 бывают следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:

· 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

· 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

· ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63... 20 т;

· 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность
0,63... 32 т.

2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:

· УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузоподъемность 0,5... 32 т;

· УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузоподъемность 0,5... 32 т.

Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, изготовленные в соответствии с другими нормативными документами.

Рис. 3.7. Канатные стропы:

а — типа 1СК; б — типа 4СК; в — типа УСК1; г — типа УСК2; 1 — захват; 2 — ветвь канатная; 3 — навесное звено

В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК— 1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.

Как устроены канатные стропы?

Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.

Рис. 3.8. Звенья стропов:

а — типа РТ; б — типа Т; в — типа О; г — типа Ов; д — крюки; е — карабин; ж — скоба; 1 — замок; 2 — штырь

Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).

В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть исполь­зованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпа­дение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.

Какими способами может быть вы­полнена заделка концов каната при изготовлении стропов?

Заделку концов каната при изготов­лении стропов выполняют следу­ющими способами:

· заплетка с последующей обмоткой (оклетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);

· опрессовка алюминиевой втулкой (рис. 3.9, б).

Рис. 3.9. Способы изготовления канатных стропов:

а — заплетка свободного конца; б — опрессовка алюминиевой втулкой; 1 — коуш; 2 — проволока; 3 — втулка

Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца ка­ната вплетают между прядями не­распущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оклетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.

Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Со­бранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого попе­речного сечения втулки.

Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими дета­лями, должна быть выполнена с применением коуша для предохра­нения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.

Каких типов изготавливаются цепные стропы?

Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:

· 1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 12,5 т;

· 2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5... 16 т;

· ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0...25 т.

Для строповки грузов могут применяться конст­рукции цепных стропов, изготовленные в соответ­ствии с другими нормативными документами, например универсальные цепные стропы (УСЦ).

Рис. 3.10. Цепной строп типа 2СЦ:

1 — бирка; 2 — ветвь цепная

Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?

Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:

· порядкового номера стропа по системе ну­мерации завода-изготовителя;

· грузоподъемности стропа в тоннах;

· даты испытаний (месяц, год).

Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указыва­ют дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бир­ки стропов.

На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному зве­ну. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.

Каких типов изготавливаются текстильные стропы?

В соответствии с РД 24-СЗК-01—01 изготавливают текстильные стро­пы следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.12, а):

· 1СТ (одноветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
0,5... 12,5 т;

· 2СТ (двухветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
0,5... 15 т;

· ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1... 20 т;

· 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность
1... 12,5 т.

2. Универсальные (рис. 3.12, б-г):

· СТП (строп текстильный петлевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

· СТК (строп текстильный кольцевой) — грузоподъемность 0,5... 20 т;

· СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) — грузоподъемность 1... 100 т.


Рис. 3.11. Бирки стропов

Рис. 3.12. Текстильные стропы:

а — типа 2СТ; б — типа СТП; в — типа СТК; г — типа СТКк; 1 — ветвь текстиль­ная; 2 — кожух; 3 — волокна; 4 — этикетка

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных во­локон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечис­ленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?

На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, в) пришивается этикет­ка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эк­сплуатации:

· обозначение стропа;

· товарный знак предприятия-изготовителя;

· название материала, из которого строп изготовлен;

· грузоподъемность стропа при использовании основных способов
строповки;

· рабочая длина;

· дата испытания;

· номер стропа.

С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?

Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагруз­ки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показыва­ет, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.

Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициен­том запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.

Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготав­ливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.

От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвями рассчитаны стропы?

Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). Натяжение Sв каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле

S = Q/(n cos a),

где п — число ветвей стропа; cos a — косинус угла наклона ветви стро­па к вертикали.

Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стро­па, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависи­мость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухвет­вевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превы­сит 120°.

Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не толь­ко натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения S сж (см. рис. 3.13), что может привести к раз­рушению груза.

ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстильных стропов 120°.

Рис. 3.13. Определение натяжения ветвей стропа:

S — натяжение ветви; Q — масса груза; а — угол наклона ветви к вертикали; Sизг — изгибающая составляющая натяжения; S СЖ — сжимающая составляющая натяжения


Рис. 3.14. Зависимость натяжения ветвей стропа от угла между ними

Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс приме­няют для строповки грузов?

Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназна­ченные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.

По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и простран­ственные.

Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длин­номерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подве­шиваются канатные или цепные ветви 1.

Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки назы­вают универсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравни­тельные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S 1 = S 2 . П о этой причине такую тра­версу называют балансирной. Уравнительные блоки также могут при­меняться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.

Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.

Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъе­ма груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.

Признаки браковки траверс:

· отсутствие клейма 3 или бирки;

· трещины (обычно возникают в сварочных швах);

· деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм
на 1 м длины;

· повреждения крепежных и соединительных звеньев.

Рис. 3.15. Траверсы:

а — плоскостная; б — универсальная балансирная; в — пространственная;

г — разноплечая балансирная; 1 - ветвь; 2 — балка; 3 — клеймо; 4 — обойма; 5 — уравнительный блок; S 1 , S 2 — натяжение ветвей

Какие бывают захваты?

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозах­ватными приспособлениями, основное преимущество которых — со­кращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим раз­нообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.

Клещевые захваты (рис. 3.16, а) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.

Рис. 3.16. Захваты:

а — клещевые рычажные на траверсе; б— фрикционный рычажный; в — фрик­ционный рычажно-канатный; г — эксцентриковый; д — вилочный; 1 — рычаг; 2 — клеймо; 3 — канат; 4 — эксцентрик

Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, б) зажимают груз с помощью рыча­гов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16, в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.

В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.

Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.

Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.

Признаки браковки захватов:

· отсутствие клейма 2 или бирки;

· затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;

· изгибы и изломы рычагов;

· износ шарниров.

Как работают грузозахватные приспособления с дистанционным управ­лением?

Применение грузозахватных приспособлений с дистанционным управлением облегчает работу стропальщика, а также повышает ее безопас­ность. Известны различные конструкции устройств, которые обеспе­чивают дистанционную расстроповку груза.

Рассмотрим штыревое строповочное устройство 1 (рис. 3.17), кото­рым могут дополняться универсальные стропы 2. Устройство пред­ставляет собой скобу 5 с подвижным штырем 4, который дистанци­онно перемещается посредством троса 3. Пружина 6 предохраняет штырь от самопроизвольного перемещения. Применяя данное устрой­ство, необходимо помнить, что случайное защемление троса может привести к самопроизвольной расстроповке груза.

Рис. 3.17. Грузозахватное приспособление с дистанционным управлением:

1 — штыревое устройство; 2 — строп; 3 — трос; 4 — штырь; 5 — скоба; 6 — пружина

Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.

Рисунок 1.1 – Конструкция стального каната

Проволоки перевиты между собой и образуют прядь. Несколько прядей, также перевитых между собой и расположенных на центральном сердечнике образуют собственно канат. Для защиты от коррозии канаты смазываются в процессе изготовления канатными смазками Эласкон, Торсиол, Нирастен и др.

Сердечник каната, выполняемый в большинстве случаев из пеньки, придает ему большую эластичность и служит аккумулятором смазки. Канаты, предназначенные для работы в горячих цехах, имеют сердечник в виде асбестового шнура или пряди стальных проволок. Сердечник служит внутренней опорой и амортизатором для прядей и самого каната в целом. Он должен противостоять радиальному давлению прядей при нагружении каната, не допуская его поперечной деформации. Изготовленные канаты смазывают снаружи антикоррозионным защитным смазочным материалом и наматывают на барабаны или укладывают в бухты.

Классификация стальных канатов

Стальные канаты имеют большое число типов и конструкций и различаются по назначению, типу свивки прядей, сочетанию направлений свивки. Далеко не все канаты, изготавливаемые промышленностью, могут быть применены на кранах. Как показывают исследования и опыт эксплуатации, число конструкций крановых канатов может быть ограничено 8-10. Специальная обработка канатной проволоки обеспечивает её высокие механические свойства. Так, маркировочная группа (временное сопротивление разрыву) проволок изменяется в широком диапазоне 1372…2352 МПа. В зависимости от количества проволок в пряди, прядей в канате, их конструкции и формы, сочетания направлений свивки элементов каната, наличия и типа сердечника и других факторов возможны самые различные конструктивные формы стальных проволочных канатов ().

Таблица 1.1 – Классификация стальных канатов
Признаки, по которым подразделяются канаты Обозначение
1. По назначению:
грузолюдские ГЛ
грузовые Г
2. По краткости свивки:
одинарной – канат изготавливается из центральной проволоки, вокруг которой по винтовой линии в несколько слоев навивается проволока
двойной – изготавливается из прядей одинарной свивки, свитой вокруг сердечника
тройной – изготавливается из прядей двойной свивки, свитой вокруг сердечника
3. По типу сердечника:
пеньковый
асбестовый
стальной (применяется при высоких температурах, для увеличения разрывного усилия – прядь или канат двойной свивки)
4. По механическим свойствам проволок:
высшей марки – для канатов типа ГЛ В
первой марки – для всех канатов I
второй марки (с согласия потребителя) II
5. По виду покрытия поверхности проволок:
из светлой проволоки без покрытия – для лёгких условий работы
из оцинкованной проволоки для агрессивных условий работы С
из оцинкованной проволоки для жёстких агрессивных условий работы Ж
из оцинкованной проволоки для особо жёстких агрессивных условий работы (коррозионно стойкие, но дороже) ОЖ
6. По направлению свивки прядей:
правая – преимущественная (свивка справа налево вниз)
левая – слева направо вниз Л
7. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей каната:
крестовая – применяется в основном: направления свивки проволок в прядях и прядей разное, не раскручиваются
односторонняя – направления свивки проволок в прядях и прядей одинаковое, более гибкие О
8. По способу свивки:
нераскручивающиеся – с обжатием прядей Н
раскручивающиеся Р
9. По роду свивки:
с точечным касанием проволок одинакового диаметра – углы навивки проволок в разных слоях неодинаковы, что повышает давление между проволоками и увеличивает их изнашивание, но они не раскручиваются под нагрузкой ТК
с линейным касанием проволок – углы навивки проволок в разных слоях одинаковы, более гибкие, долговечные, срок службы на 30-40% выше, чем ТК ЛК
с линейным касанием проволок одинаковых диаметров в верхнем слое пряди ЛК-О
с линейным касанием проволок разных диаметров в верхнем слое пряди – имеют лучшее заполнение сечения ЛК-Р
с линейным касанием проволок разного и одинакового диаметра по отдельным слоям пряди ЛК-РО
с точечным и линейным касанием проволок в пряди ТЛК

На ГПМ применяют канаты только двойной свивки, шестипрядные, крестовые. Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси .

Маркировка канатов

Установлена следующая структурная схема условного обозначения стальных канатов:

где:

  1. Название изделия.
  2. Диаметр каната, мм.
  3. Обозначение назначения каната (ГЛ, Г).
  4. Обозначение марки (механических свойств) проволок (В, I, II).
  5. Обозначение вида покрытия поверхности проволок.
  6. Обозначение направления свивки прядей (-, Л).
  7. Обозначение сочетания направлений свивки элементов каната (-, О).
  8. Обозначения способа свивки каната (Н, Р).
  9. Маркировочная группа, МПа.
  10. Обозначение стандарта на выбранный тип каната.

Если отсутствует обозначение какого-нибудь признака каната, то в записи характеристики каната условное обозначение этого признака опускается.

Кроме того, канаты различаются по диаметру каната, по маркировочной группе (1372, 1470, 1568, 1666, 1764, 1862, 1960, 2156, 2254, 2352 МПа), по количеству проволок в прядях и количеству прядей в канате.

Пример обозначения и характеристики стального каната диаметром 11,5 мм, грузового, изготовляемого из материала марки I со светлой поверхностью проволок, с правой свивкой прядей, крестовой свивкой элементов каната, нераскручивающегося, из проволок маркировочной группы 1568 МПа, по ГОСТ 3077-80:

Канат 11,5-Г-I-Н-1568 ГОСТ 3077-80

В этой записи опущены как не имеющие обозначения указания на то, что поверхность проволок светлая, свивка прядей правая, сочетание свивки проволок в прядях крестовое. Это и означает, что канат заказывается из светлой проволоки, правой крестовой свивки.

Способы крепления концов канатов

Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряжённая с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

Рисунок 1.3 – Способы выполнения петли на конце каната: a – заплётка свободного конца; б – применение клиновой втулки; в – установка винтовых зажимов; г – заливка в конусной втулке; 1 – коуш; 2 – клин; 3 – клиновая втулка; 4 – винтовой зажим; 5 – рабочая ветвь; 6 – скоба; 7 – планка; 8 – гайка

Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

Число проколов каната каждой прядью при заплётке должно соответствовать указанному в таблице 1.2 .

Таблица 1.2 – Число проколов каната прядями при заплётке

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом её проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам.

Количество зажимов определяется при проектировании с учётом диаметра каната, но должно быть не менее трёх. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

2. Круглозвенные грузовые цепи

Для изготовления съёмных грузозахватных приспособлений используют круглозвенные грузовые цепи.

Они изготавливаются из конструкционных сталей марок СтЗ и стали 20 кузнечно-горновой или контактной сваркой.

Для сращивания цепей используются сварка или специальные соединительные звенья. Цепь характеризуется диаметром прутка d , из которого она изготовлена и величиной шага цепи Р ().

Рисунок 2.1 – Грузовая цепь: Р – шаг; d – диаметр; b – наружная ширина

3. Общие сведения о грузозахватных приспособлениях

Съёмные (навешиваемые) грузозахватные устройства (ГУ) применяют для соединения перемещаемого груза с грузовым органом грузоподъёмного крана. Они не являются принадлежностью крана и представляют собой самостоятельное изделие многократного использования; такие ГУ называют инвентарными .

Технологическую операцию соединения груза с крюком крана называют строповкой груза, а обратную ей операцию – расстроповкой .

Современные съёмные ГУ должны удовлетворять следующим основным требованиям :

  • простота конструкции при высокой надёжности в работе;
  • высокая технологичность изготовления и практического применения;
  • высокая прочность при малых габаритах и массе;
  • строгое соответствие параметрам перемещаемого груза;
  • низкая стоимость;
  • удобство и быстрота выполнения строповки груза.

Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций.

Стропы бывают следующих видов (рисунок 3.1):

  • канатные, изготовляемые из стальных канатов;
  • цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;
  • текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.

Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки.

В настоящее время в России канатные стропы – самые распространенные. Для изготовления канатных стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций: 6×19(1+6+6/6)+1 ОС ЛК-Р , 6×36(1+7+7/7+14)+1 ОС ЛК-РО .

Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, применяют канаты, имеющие стальной сердечник.

Преимущества канатных стропов :

  • высокая прочность;
  • простота в изготовлении, невысокая стоимость;
  • простота в эксплуатации;
  • разрушаются не мгновенно;
  • не боятся динамической нагрузки.
  • при неправильной строповке могут повредить поверхность груза, под острые кромки или ребра груза необходимо устанавливать подкладки;
  • при большом диаметре каната стропы относительно жёсткие, имеют достаточно большой вес и, как следствие, неудобство использования;
  • канаты в смазке, могут загрязнять груз;
  • оборванные концы проволок повреждают руки.

Рисунок 3.2 – Недостатки канатных стропов

В петли канатных стропов обязательно устанавливают стальные коуши (коуш – круглая или овальная стальная обойма с желобом по наружной поверхности) (рисунок 3.3).

Изготовляют одно- и многоветвевые канатные стропы, снабжённые навесными и грузозахватными звеньями. Навесные звенья служат для навешивания стропа на крюк крана, а грузозахватные звенья – для крепления стропов к грузу.

По числу ветвей стропы разделяют на канатные:

  • одноветвевые (1СК);
  • двухветвевые (2СК);
  • трёхветвевые (ЗСК);
  • четырёхветвевые (4СК).

Различают универсальные канатные стропы: прямые , типа УСК1, и замкнутые (кольцевые) типа УСК2, не имеющие захватных устройств и применяемые, как правило, для строповки грузов, не снабжённых специальными захватными устройствами (петлями, скобами, проушинами, рым-болтами, приливами на корпусе и пр.) (). В этих случаях строповку груза выполняют в обхват или “на удав”. Указанные стропы относят к облегченным, поэтому коуши в петли канатов не ставят.

Таблица 3.1 – Виды канатных стропов
Наименование Обозначение Внешний вид
УСК1
УСК2
СК1
СК2
Трёхветвевой строп канатный СК3
СК4

В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъёмность и длину. Например, 2СК-1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъёмностью 1,6 т, длиной 1000 мм.

Цепные стропы изготавливаются из цепей и цепных комплектующих класса прочности 8. Возможно изготовление цепных стропов с различными концевыми элементами (крюки, скобы и т.д.).

Область применения – металлургические и химические предприятия, при перегрузке опасных грузов и на портальных кранах.

Преимущества цепных стропов :

  • работоспособны при высоких температурах;
  • не боятся острых кромок груза;
  • компактны, легко складываются;
  • долговечны;
  • работоспособность в агрессивных средах.

Существенными недостатками стальных цепей являются:

  • большая масса;
  • возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин;
  • необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи.
  • не допускают приложения динамических нагрузок;
  • дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

Аналогично канатным, различают стропы цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трёхветвевые (ЗСЦ), четырёхветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ) ().

Таблица 3.2 – Виды цепных стропов
Наименование Обозначение Внешний вид
1СЦ
Двухветвевой строп цепной 2СЦ
Трёхветвевой строп цепной 3СЦ
4СЦ
УСЦ

Текстильные стропы бывают ():

  • ветвевые:
    • 1СТ;
  • универсальные:
    • СТП (строп текстильный петлевой);
    • СТК (строп текстильный кольцевой);
    • СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный).
Таблица 3.3 – Виды текстильных стропов
Наименование Обозначение Внешний вид
СТП
СТК
1СТ
2СТ
Строп текстильный трёхветвевой (ленточный) 3СТ
4СТ
СТС

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных волокон, заключённых в защитный кожух (рукав). Кроме перечисленных, наиболее распространенных типов, изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Преимущества текстильных стропов :

  • текстильные стропы значительно легче металлических строп аналогичной грузоподъёмности;
  • гибкость и отсутствие деформаций;
  • безопасность персонала в работе с текстильными стропами;
  • высокая износостойкость;
  • компактность, удобство хранения и использования;
  • простота в эксплуатации;
  • вследствие того, что текстиль гораздо мягче металла, он гарантирует полную сохранность перемещаемых грузов без использования специальных защитных приспособлений (при этом круглопрядные текстильные стропы позволяют перемещать грузы не только большой грузоподъёмности, но и достаточно хрупкие).

Недостатки текстильных стропов :

  • нельзя использовать при открытом огне;
  • без специального покрытия не пригодны в щелочной и кислой средах;
  • нельзя длительно держать под влиянием ультрафиолетового излучения (открытого солнца), так как искусственные волокна теряют свои качества (поэтому хранение текстильных стропов должно быть в закрытом от света помещении).

Многоветвевые стропы используют для подъёма и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабжённых петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

Универсальные стропы применяют при подъёме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

Для изготовления стропов применяют навесные звенья следующих типов ():

  • Рт (разъёмное треугольное);
  • Т (треугольное);
  • О (овоидное);
  • Ов (овальное).

Рисунок 3.4 – Звенья стропов: а) типа РТ; б) типа Т; в) типа О; г) типа Ов; д) крюки; е) карабин; ж) скоба: 1 – замок; 2 – штырь

В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть использованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов должны иметь предохранительный замок, предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза имеет съёмный штырь.

4. Тара

Тарой называют различного рода ёмкости и упаковки, в которых перевозят грузы. Назначение тары – сделать груз удобным для перемещения и обеспечить условия его качественной и количественной сохранности.

Тара должна быть рассчитана для того груза, для транспортировки которого она предназначена. Ёмкость тары должна исключать возможность перегрузки крана. После изготовления тару тщательно осматривают.

Если тара после изготовления признанная годной к эксплуатации, должна снабжаться табличкой или делаться надпись с указанием номера, собственного веса, грузоподъёмности, наименования цеха, даты испытания, назначение тары.

Периодичность осмотров грузоподъёмной тары :

  • лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, – ежесменно;
  • лицо, ответственное за исправное состояние, – раз в месяц;
  • стропальщик – перед применением.

При осмотре особое внимание следует обратить на целостность сварных и заклёпочных соединений, а также на исправность крепления прицепных приспособлений, крюков, петель, цапф.

Тара считается негодной , если она имеет:

  • деформацию листов, стенок, днищ;
  • нарушение целостности сварных и заклёпочных соединений, трещин и надрывы стенок;
  • износ прицепных приспособлений более 10% от первоначального диаметра;
  • нет маркировки (таблички с данными), даже если тара целая.

При обнаружении хотя бы одного из признаков браковки тару необходимо освободить от груза и доставить на ремонтную площадку.

Запрещается использовать тару неисправную и не по назначению.

Рассмотрим виды тары :

Какие требования предъявляются к изготовлению и маркировке тары?

Тара должна изготавливаться в соответствии с технологическими картами или индивидуальными чертежами.

После изготовления тара должна подвергаться техническому освидетельствованию (осмотру), испытанию контрольным грузом тара не подлежит.

На таре, за исключением специальной технологической, должно быть указано ():

  • назначение тары;
  • номер;
  • собственная масса;
  • наибольшая масса груза, для транспортировки которого она предназначена.

Рисунок 4.5 – Маркировка тары

Как правильно заполнять тару?

Тара должна заполняться только тем материалом, для которого предназначена. Заполнение тары материалом с большей удельной массой может стать причиной перегрузки крана или разрушения тары.

Сыпучие и мелкоштучные грузы должны располагаться не выше 100 мм от уровня бортов (). Для предотвращения перегрузки тары на её борту должна быть нанесена черта заполнения.

Рисунок 4.6 – Правила заполнения тары

Полужидкие и жидкие грузы должны заполнять не более 3/4 объёма тары.

5. Требования безопасности

Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений и тары являются:

  • прочность и надёжность конструкции грузозахватного приспособления и тары;
  • минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;
  • удобство в обслуживании и обращении;
  • простота конструкции;
  • обеспечение сохранности захватываемого груза;
  • соответствие особенностям технологических процессов и проектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).

Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие разрешение органов Ростехнадзора.

Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами, после изготовления они подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) – на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.

Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъёмность.

Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в “Журнал учёта грузозахватных приспособлений” , в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъёмность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на применённый материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.

Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием:

  • номера;
  • паспортной грузоподъёмности;
  • даты испытания.


Рисунок 6.1 – Подъём груза с применением траверс

Применение наклонных стропов для подъёма длинномерных конструкций и тяжеловесного оборудования – балок, ферм, рам, аппаратов и т.д. – приводит к потере полезной высоты подъёма крана, а также к возникновению значительных растягивающих усилий в самом стропе, сжимающих усилий в поднимаемом элементе и изгибающих в монтажных петлях. Стропы, скомбинированные с траверсами, не имеют этих недостатков и применяются для строповки грузов длиной 12 м и более.

Существует множество различных модификаций траверс, что обусловлено большим разнообразием строительных конструкций и технологического оборудования.

Грузоподъёмные траверсы имеют конструкцию, определяемую геометрией груза, техническими возможностями крана и условиями эксплуатации самого приспособления. Траверсы изготавливаются из стали. По исполнению их разделяют на плоскостные () и пространственные ().


Рисунок 6.3 – Пространственные траверсы

Первые производятся в виде балки, вторые могут быть Т-образными, Н-образными, в виде треугольной или прямоугольной фермы.

Для работы с рядом грузов используются балансирные траверсы , с отверстиями для скоб, навешиваемых на крюки кранов и обеспечивающих изменения плеч ().

Рисунок 6.4 – Траверса балочная универсальная: 1 – подвеска; 2 – растяжной канат; 3 – серьга; 4 – скоба; 5 – канатный (балансирный) строп; 6 – ролик; 7 – балка

Балансирные траверсы применяются при работе с грузами, точки крепления на которых расположены неравномерно либо на разных уровнях.

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых – сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.

Таблица 9.2 – Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в
10 85
15 75
20 70
25 60
30 и более 50
  • отсутствие этикетки (бирки) или невозможность прочитать сведения о стропе;
  • узлы на стропе;
  • поперечные порезы или разрывы ленты;
  • разрыв шва у основания петли;
  • сквозные повреждения или прожоги несущего слоя;
  • повреждение более 10% площади поперечного сечения ленты;
  • расслоение нитей лент и т.п.

Рисунок 9.4 – Признаки браковки текстильных стропов

Признаки браковки захватов :

  • отсутствие клейма или бирки;
  • затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;
  • изгибы и изломы рычагов;
  • износ шарниров.

Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепёжных и соединительных звеньев.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные