Социологическое исследование «Отношение молодежи к институту семьи. Социологическое исследование Исследование отношение молодежи к

Семья и брак всегда играли большую роль в жизни общества. И современное общество не исключение, хотя отношение к браку, его формам, семье изменилось.

Целью данного социологического исследования является выяснение отношения молодежи к браку и его формам, к семье.

Объектом исследования является молодежь (ученики 11 классов, студенты 1-2 курсов).

В результате социологического опроса была исследована специфика отношения к браку и семье со стороны девушек и парней. Были опрошены 100 человек в возрасте 16-20 лет (50 человек мужского пола и 50 женского), студенты историко-социологического факультета Мордовского государственного университета им. Огарева (1-2 курс) и ученики 11 классов Лицея №43. 100% респондентов родились и проживают в данное время в городе и не состоят в браке. Одной из тенденций современности является появление новых нетрадиционных видов брака и семьи, к чему молодёжь относиться весьма спокойно. Так 62% девушек и 47% парней положительно относятся к гражданскому браку. Самой распространенной причиной заключения гражданского брака социологи считают попытку репетиции семейных отношений на проверку бытовой совместимости, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют. В отношении респондентов к видам брака не было особых различий между полами. Большинство (80%) считает наиболее приемлемым брак, основанный на взаимной любви, так как любовь и взаимопонимание - основные ценности семьи. Однако 5% считают приемлемым брак по договору, а 15% - по расчету, в которых определяющим является взаимная выгода партнеров, а не чувства. Большинство девушек (84%) и юношей (72%) против того, что парни вступают в брак, чтобы "откосить" от армии, однако остальные 16% девушек и 28% юношей одобряют этот поступок, если нет других способов не ходить в армию. Эти результаты говорят о том, что большинство респондентов относятся к браку серьёзно, считают его важным поступком в своей жизни. 75% опрошенных хотели бы в будущем вступить в брак, 20% пока не задумывались об этом. А 5% ответили на этот вопрос отрицательно, что можно объяснить, скорее всего, личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений. Ранний брак 61% респондентов считает нормальным, но все считают, что он длится недолго. Тем не менее,85%опрошенных считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, всего лишь незначительная часть (4%) считают от 30 и старше и 11%, что в 18-20 лет. Среди девушек лицея и университета мнения по поводу вопроса "Обязательно ли брак должен основываться на любви?" сошлись. Положительно на этот вопрос ответили 62%, а отрицательно соответственно 38% опрошенных. А среди юношей мнения разделились следующим образом: 96% учеников лицея №43 ответили положительно, а среди студентов 1-2 курсов таких было только 63%. Это можно объяснить не столько разницей в возрасте, сколько различием таких организаций как школа и университет, а также отношениями в них. Школа предполагает более мягкое отношение к действительности. В университете же происходит переход ко взрослой жизни, с более реальным восприятием окружающего мира со всеми его сложностями и проблемами. Ответы на вопросы о семье также не были однозначными. 52% девушек и 78% парней считают, что главой семьи должен быть мужчина, остальные ответили, что совместно. Только 1% респондентов ответил, что главой семьи должна быть женщина. Среди причин расторжения брака только 7% девушек и 2% парней назвали материальные проблемы. Были также следующие варианты ответов: 15% считают причиной расторжения брака скуку, 32% - измену, а 36% - различие в характерах. Такой разброс в ответах респондентов можно объяснить тем, что в собственном браке они не состояли, а значит, исходили из опыта знакомых, родственников или друзей.

Мнения по поводу вопроса "Кто должен приносить основной доход семьи?" разделились следующим образом: 44% человек мужского и 42% человек женского пола считают, что основной доход должен приносить мужчина, 48% парней и 52% девушек считают, что по обстоятельствам, остальные ответили, что в равной степени. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что к XXI веку женщина наряду с избирательными политическими правами получила и серьёзные обязанности по материальному содержанию семьи.

Здоровая крепкая семья - это и здоровое и крепкое общество. Семья является тем звеном цепи, взявшись за которое можно изменить ситуацию к лучшему в обществе в целом. Под угрозой распада находятся сами устои нашего общества, основой которых является семья, что создает нестабильность самого общества, невозможность воспитания подрастающего поколения духовно, физически и нравственно здоровыми. В настоящее время современные семьи переживаю кризис, ведь большинство людей ставят на первое место карьеру, а не рождение детей.

Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, ценностные ориентиры и так же изменялись и отношения между мужем и женой. Но, несмотря на все изменения которые касались семей за последнее десятилетие, институт семьи и брака до сих пор остается самым важным для человеческого общества.

Тема данного социологического опроса "Отношение молодежи к браку и семье" выбрана мной не случайно. Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. Понятие "семья" не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Семью можно рассмотреть как малую социальную группу, важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство; а брак - санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. . Большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в результате совместной жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли, и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.

Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов ниже среднего уровня..

Также актуальна в наше время проблема "сожительства" или "фактического брака". Это понятие часто путают с термином "гражданский брак", под которым как раз наоборот понимается брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти. Половина россиян (55 %) положительно относится к тому, что молодые люди все чаще живут вместе, не вступая в брак, среди молодежи таких 77 %, пенсионеров - всего 30 %. Минусов у фактического брака больше, чем плюсов, и рискует больше всего женщина: отдельная проблема гражданского брака, прежде всего для матери - общие дети. В случае разрыва отношений, женщина не получает ни каких прав на алименты и есть риск остаться в нищете. Юридическая незащищенность - второй и главный минус. Дети, рожденные в гражданском браке, рискуют стать "безотцовщиной", а так же лишиться материальной помощи со стороны отца и возможного наследства. Такая семья фактически лишается поддержки со стороны государства. Дети, родившиеся в таком браке, повзрослев сами начинают думать, что такие отношения абсолютно приемлемы, а значит, вряд ли захотят вступать в брак… И это малая доля негативных последствий, которые несёт в себе брак без регистрации..

Стоит также задуматься над проблемой увеличения количества ранних браков в нашей стране. По статистике практически 13-15 % от общего количества браков - ранние. Ранним считают брак, заключенный до наступления брачного возраста (в России 18 лет) по специальному разрешению административных органов. Интересно то, что зачастую браки, заключенные и в 18-20 лет, тоже считаются ранними. Ранние браки - очень спорный вопрос. Причины и последствия таких браков выясняют психологи и социологи.

Главная причина заключения брака в раннем возрасте - ожидание ребенка. В настоящее время множество молодых людей вступают в брак после получения профессионального образования, а заключив брак, не торопятся обзавестись детьми, предпочитая заниматься карьерой, чтобы обеспечить семье и будущему ребенку материальное благополучие..

Молодая семья имеет ряд особенностей. Они связаны с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы молодой семьи в 1,5 раза ниже, чем средний уровень по стране, 69 % процентов из них живут за чертой бедности. Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями в семье.

При изучении успешных и неуспешных браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69 %. Успешный брак предполагает высокий уровень социальной и психологической зрелости людей, так как для него необходимы устойчивые установки, определённые знания и умения, чего иногда нет в юношеском возрасте. Молодые люди вступают в брак зачастую необдуманно. К такому шагу их подталкивают разные причины. Статистика показывает, что у ранних браков в большинстве случаев нет будущего - 90 % их заканчиваются разводом..

С целью более углубленного изучения данной проблемы мной было проведено интервью на тему: "Отношение студенческой молодежи к браку и семье". Среди 13 опрошенных, представлены студенты ППИ им. Белинского, Пензенского Государственного Университета, факультета Педагогики, Психологии и Социальных наук 1-го курса, обучающихся по направлению "Социология", среди которых 10 девушек и 3 парня, в возрасте 17-18 лет.

Большая часть опрошенных относится к браку положительно (84,6 %), остальные еще не задумывались над своим отношением к браку (15,4 % - в основном мужской пол). К ценностям семьи студенты отнесли доверие, понимание уважение, любовь и детей. Ответив на третий вопрос, большинство студентов ошибались, давая неправильное определение гражданского брака, что говорит о незначительной осведомлённости большей части опрошенных о таком социальном институте, как брак (правильно ответило лишь 15,4 %). Отрицательно относится к так называемому "гражданскому" браку только 23 % опрошенных, остальные студенты высказались "за" "гражданский" брак, аргументируя это тем, что перед регистрацией брака, необходимо пожить вместе, узнать друг друга лучше. Можно предположить, что "гражданский" брак является "репетицией" семейных отношений. 54 % опрошенных считают, нормальным вступать в брак во время учёбы в ВУЗе, из чего можно сделать вывод о том, что современная молодёжь плохо представляет себе всю тяжесть ответственности брака, особенно, если совместить его с учебой и работой, воспитанием детей. Самым благоприятным возрастом для вступления в брак студенты посчитали 20 - 25 лет (в основном девушки - 61,5 %) и 27 -30 (в основном мужской пол - 38,5 %). К браку в раннем возрасте (до 18 лет) все опрошенные относятся негативно, положительно отнеслись только 15 % в том случае, если это действительно необходимо (чаще всего этой необходимостью в столь раннем возрасте становится ребёнок). Основной причиной для вступления в брак молодые люди считают детей, любовь. У всех опрошенных есть желание вступать в брак в будущем, лишь 8 % не уверены, что хотят вступать в брак. 69 % студентов планируют пышное торжество, это говорит о том, что брак занимает далеко не последнее место в жизни молодых людей, они стремятся соблюсти традиции, запомнить этот день, подходят к нему серьёзно. Многие считают, что семья может распасться из-за измен, недоверия, несходства в характерах. У 46 % студентов есть друзья, состоящие в браке. На вопрос: "Одобряете ли Вы их поступок?" лишь 38,5 % ответило положительно. 54 % опрошенных имеют друзей, которые не регистрируют брак, а просто сожительствуют. Примечательно, что к причинам, которые мешают регистрации брака, опрошенные отнесли: разные национальности, плохие отношения с родителями, неуверенность в своих чувствах, финансовые проблемы, боязнь обременять себя заботами, разного рода ответственностью, независимость партнёров друг от друга ("Проще потом уйти"). Девушки называют ещё в качестве основополагающего компонента сожительства проверку чувств, причём интерпретируют это тем, что партнёры должны лучше узнать друг друга, подготовка к семейной жизни.

Подводя итоги, следует обратить внимание на общую ошибку молодых людей в том, что они, планируя создавать семью, полагаются лишь на силу чувств. У молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи, им служат примером неудачные браки родных, друзей и знакомых. У большей части студентов нет понятия, что такое гражданский брак, юридический риск неофициального брака не волнует ни одного студента, а это говорит о юридической неграмотности молодежи, и требует кардинальных перемен и преобразований в области юридического консультирования и добрачного просвещения студентов.

Таким образом, социологическое исследование, проведённое со студентами, красноречиво говорит об актуальности проблемы гражданского брака среди молодежи, требующие новых подходов в ее решении.

Петрова Екатерина

в курсе изучения Социологии студенты знакомятся с социологическим исследованием, его методами. Данная работа позволила применить на практике полученные знания. Институт семьи это наиболее важный общественный институт, формирующий многие цели, принципы и позиции человека. В государственной политике нашей страны также много внимания уделяется семье, а именно молодым семьям. Поэтому тема исследования актуальна в любое время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГБОУ СПО

«Комсомольский – на – Амуре металлургический техникум»

Отношение студентов к браку:

социологическое исследование

выполнила: студентка II курса

Петрова Екатерина

Руководитель: Смолина И.М.

2011 г.

Введение………………………………………………………………………3.

I. Программа исследования………………………………………………….….4.

1.1. Формулировка и обоснование проблемы……………………………….4.

1.2. Определение объекта и предмета исследования………………………..5.

1.3. Цели и задачи исследования……………………………………………..5.

1.4. Предварительный анализ объекта исследования……………………….6.

А. анализ основных понятий……………………………………….. …6.

Б. основная гипотеза…………………………………………………...6.

В. вспомогательные гипотезы………………………………………....6.

1.5. Определение выборочной совокупности………………………………..7.

1.6. Рабочий план исследования……………………………………………...7.

II. Итоги исследования………………………………………………………..…8.

2.1. Паспортичка…………………………………………………………….....8.

2.2. Гистограммы одномерных распределений………………………………9.

2.3. Гистограммы двумерных распределений……………………………….13.

III. Заключение…………………………………………………………………..16.

IV. Приложение………………………………………………………………….17.

4.1. Анкета……………………………………………………………………...17.

4.2. Доклад для защиты работы……………………………………………….20.

4.3. Диаграммы в Power Point.

Введение.

Тип исследования: разовое, выборочное
Генеральная совокупность: студенты КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре металлургический техникум»
Общий объём выборки: 259 человек
Тип выборки: гнездовая выборка
Методы сбора социологической информации: персонализированная индивидуальная анкета, заполняемая респондентом.
Методы анализа социологической информации: элементарный статистический анализ.
Цель исследования: выявление отношения молодежи к браку и ценностям семейной жизни.
Задачи исследования:
- выявить основные мотивы вступления в брак сегодняшней молодежи;
- узнать, какие браки молодёжь считает наиболее прочными;
- выявить отношение студенческой молодёжи к ценностям семейной жизни;
-определить отношение молодежи к супружеской измене, а также к проблеме лидерства в семье.
Отчёт по результатам исследования.
Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Существенное место в этом занимает отношение молодежи к браку и ценностям семейной жизни.
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. При этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют и ценностное отношение к ней людей. По полученным данным, семья остается одной из более значимых ценностей для современной молодежи.

I. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Формулировка и обоснование проблемы.

Сейчас такое время, когда большинство молодежи вступают в брак не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Часть молодёжи вступает в брак не достигнув совершеннолетия, прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

Поэтому необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких – ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью, как ценность, выбранную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Ценностный подход к семье, как к социокультурному явлению, осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук – философии, психологии, этики, демографии. Социология видит семью, как особую ценность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, т.к. системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего аспекта.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в России насчитывается около 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми, ежегодно заключается 2,7 млн. браков и в то же время расторгается 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей.

Внутрисемейные отношения могут быть, как персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и воспроизводящая.

Сейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона. Наличие единственного

ребенка характерно для большинства городских семей. Т.о., даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

Что же является самым главным, чтобы брак стал прочнее и романтичнее? Согласно последним данным, пары, брак которых удался, и супруги стали действительно близки друг другу, вовсе не стремятся проводить вместе все вечера и выходные дни. Они просто бывают вместе в разное время, встречаясь иногда всего на пять минут, но эти встречи приносят радость.

Общеизвестны факты, свидетельствующие о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических недугов как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

Так какова же причина ранних браков, как вообще молодежь сегодня относится к браку, готовы ли они создать семью и что считают главным в ее существовании - на многие из этих вопросов мы попытались найти ответы в исследовании.

1.2. Определение объекта и предмета исследования.

Объект: объектом моего исследования является студенческая молодежь. Существует мнение, что большая часть молодежи относится к браку не серьёзно, в результате чего это приводит к частым разводам.

Предмет: отношение студентов к браку.

1.3. Цели и задачи исследования.

Целью данного социологического исследования является выяснение причин приводящих к частым разводам и непродолжительным бракам.

Задачи исследования:

  1. выяснить причины вступления в брак;
  2. исследовать специфику отношения к браку со стороны девушек и парней;
  3. выяснить предполагаемые причины расторжения браков.

1.4. Предварительный анализ объекта исследования.

А. анализ основных понятий.

Изучение противоречия между принципиальными социальными интересами включает в себя выяснение содержания следующих понятий:

Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления брака, в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. Во многих странах при оформлении брака нередко заключается брачный контракт.

Брачный контракт – это письменное соглашение супругов о режиме их имущества после вступления в брак.

Брачный возраст – это установленный законом минимальный возраст вступления в брак (в России 18 лет). В некоторых случаях допускается снижение брачного возраста на 1-2 года. Однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Расторжение брака (развод) – прекращение брака при жизни супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса.

Б. основная гипотеза: студенты легкомысленно относятся к браку.

В. вспомогательные гипотезы:

  1. большинство студентов относятся к браку положительно.
  2. многие студенты считают несовместимым брак и учебу.
  3. практически все считают подходящим возрастом для вступления в брак 20-30 лет.
  4. по мнению большинства, главой семьи должен быть мужчина.
  5. брак в раннем возрасте отрицают практически все.
  6. главной причиной расторжения брака является – измена.

1.5. Определение выборочной совокупности.

Случайным образом отобраны студенты Комсомольского – на - Амуре металлургического техникума, представители с I по IV курсы, технических и гуманитарной специальности, дневного отделения. Таким образом, общее число респондентов составляет 259 человек.

1.6. Рабочий план исследования.

Исследование включает в себя следующие этапы:

  1. определение поля и объекта исследования;
  2. разработка программы исследования предмета анализа, гипотез;
  3. составление анкеты;
  4. тиражирование анкет для респондентов;
  5. сбор первичной информации и ее обработка без помощи ПК;
  6. анализ итогов;

Сроки проведения исследования определить октябрь-ноябрь 2011 года.

  1. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

По результатам опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 52% от числа всех респондентов. Стоит задуматься над тем, что процент отрицательно относящихся к браку составляет 11% среди всех опрошенных.

80% респондентов считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20=30 лет, и незначительная часть 9% - от 30 лет и старше. Положительно и то, что только 2% респондентов ответили положительно – от 16-18 лет. Значит большинство студентов считают брак в раннем возрасте неприемлемым.

Интересный ответ получили на 5 вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь?» 43% ответили, что в школе, но огорчает ответ 30% опрошенных – еще не встретили. У незначительной части, первая любовь встретилась в техникуме – 14%. Это говорит о том, что процесс социализации подростков не выходит за рамки допустимых норм.

Таким образом, данное социологическое исследование показывает, что основная гипотеза не подтвердилась, на это указывают вопросы 2,3 Анкеты. Вспомогательные гипотезы все подтвердились в пределах 80-90%.

  1. Паспортичка.

20 вопрос: Ваш пол.

ответило 259 человек (100%)

Мужской 180 (69%)

Женский 79 (31%)

21 вопрос: Ваш возраст.

Ответило259 человек (100%)

16-18 лет 133 (51%)

18-20 лет 102 (39%)

От 20 и старше 11 (4%)

22 вопрос: Место вашего рождения.

ответило 259 человек (100%)

Город 194 (75%)

Село 38 (15%)

  1. Гистограммы одномерных распределений.

ответило 259 человек (100%)

Положительно 134 (52%)

Отрицательно 28 (11%)

Пока не думал об этом 73 (28%)

Затрудняюсь ответить 21 (8%)

ответило 259 человек (100%)

Да, это нормально 40 (15%)

Нет, брак мешает учебе 128 (49%)

Может быть 73 (28%)

Не знаю 17 (7%)

ответило 259 человек (100%)

От 16-18 лет 5 (2%)

От 18-20 лет 22 (9%)

От 20-30 лет 208 (80%)

От 30 лет и старше 22 (9%)

ответило 259 человек (100%)

Нормально 28 (11%)

Это нормально, но ненадолго 56 (22%)

Отрицательно 147 (57%)

Затрудняюсь ответить 27 (11%)

5 вопрос: Когда вы встретили свою первую любовь?

ответило 259 человек (100%)

В детском саду 28 (11%)

В школе 112 (43%)

В техникуме 37 (14%)

Не встретил 78 (30%)

ответило 259 человек (100%)

Любовь 213 (82%)

По «залету» 19 (7%)

По расчету 23 (9%)

ответило 259 человек (100%)

Да 75 (29%)

Да, но сначала доучусь 121 (47%)

Нет 26 (10%)

Не знаю 34 (13%)

8 вопрос: Будите ли вы планировать пышное торжество или скромную регистрацию?

ответило 259 человек (100%)

Пышная свадьба 114 (44%)

Скромная регистрация 15 (6%)

По возможности 125 (48%)

ответило 259 человек (100%)

Да 88 (34%)

Нет 78 (30%)

Не знаю 28 (11%)

Может быть 63 (24%)

10 вопрос: На каком социальном уровне должен быть молодой человек, чтобы вы обратили на него внимание?

ответило 79 человек (100%)

Студент 26 (33%)

Бизнесмен 33 (42%)

Бандит 15 (19%)

Интеллигент 13 (16%)

Рабочий 27 (34%)

ответило 259 человек (100%)

Муж 134 (52%)

Жена 23 (9%)

Вместе 96 (37%)

Не думал об этом 4 (2%)

ответило 259 человек (100%)

Муж 56 (22%)

Жена 15% (6%)

Оба 163 (63%)

По обстоятельствам 22 (8%)

ответило 259 человек (100%)

Не сошлись характерами 101 (39%)

Измена 128 (49%)

Скука 45 (17%)

Отсутствие денег 28 (11%)

Др. причины 66 (25%)

14 вопрос: Как вы думаете, нормально ли, что многие парни придерживаются правила: «Моя девушка должна быть похожа на мою мать»?

ответило 259 человек (100%)

Нормально 17 (7%)

Примитивно 143 95550

Может быть, но не злоупотреблять 88 (34%)

15 вопрос: Состоите ли вы в браке?

ответило 259 человек (100%)

Да 11 (4%)

Нет 243 (94%)

16 вопрос: По какой причине?

ответило 11 человек (100%)

Любовь 6 (55%)

По расчету -

По «залету» 5 (45%)

17 вопрос: Есть ли у вас друзья, состоящие в браке?

ответило 259 человек (100%)

Да 168 (65%)

Нет 84 (33%)

18 вопрос: Одобряете ли вы их поступок?

ответило 259 человек (100%)

Одобряю 73 (28%)

Не одобряю 14 (6%)

Это их дело 114 (44%)

Не думал об этом 22 (9%)

19 вопрос: Как вы относитесь к браку с разными национальностями?

ответило 259 человек (100%)

Это меня не интересует 100 (39%)

Отрицательно 40 (16%)

Для меня нет разницы, но родители против 21 (8%)

Не задумывался об этом 95 (37%)

2.3. Гистограммы двумерных распределений.

1 вопрос: Как вы относитесь к браку?

Пол

положительно

отрицательно

пока н е думал об этом

затрудняюсь ответить

мужской

85 (47%)

22 (12%)

54 (30%)

16 (9%)

женский

48 (61%)

6 (8%)

19 (24%)

6 (8%)

2 вопрос: Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в ССУЗе?

Пол

Да, это нормально

Нет, брак мешает учебе

Может быть

Не знаю

мужской

21 (12%)

101 (56%)

39 (22%)

17 (10%)

женский

18 (23%)

25 (32%)

34 (43%)

2 (3%)

3 вопрос: В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

Пол

16-18 лет

18-20 лет

20-30 лет

30 лет и старше

мужской

3 (2%)

10 (6%)

147 (82%)

18 (10%)

женский

2 (3%)

14 (18%)

60 (76%)

3 (4%)

4 вопрос: Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18 лет)?

Пол

Нормально

Это нормально, но не надолго

отрицательно

Затрудняюсь ответить

мужской

16 (9%)

37 (21%)

108 (60%)

15 (8%)

женский

12 (15%)

19 (24%)

37 (47%)

11 (14%)

6 вопрос: Какая для вас самая нормальная причина вступить в брак?

7 вопрос: Хотите ли вы вообще вступать в брак?

Пол

Да

Да, но сначала доучусь

Нет

Не знаю

мужской

47 (26%)

83 (46%)

21 (12%)

27 (15%)

женский

28 (35%)

38 (48%)

5 (6%)

9 (11%)

8 вопрос: Будете ли вы планировать пышное торжество или скромную регистрацию?

Пол

Пышная свадьба

Скромная регистрация

По возможности

мужской

75 (42%)

17 (9%)

85 (47%)

женский

40 (51%)

2 (3%)

37 (47%)

9 вопрос: Имеет ли для вас значение социальное положение вашей половины?

Пол

Да

Нет

Не знаю

Может быть

мужской

54 (30%)

57 (32%)

19 (11%)

46 (26%)

женский

35 (44%)

18 (23%)

9 (11%)

17 (22%)

11 вопрос: Кто, по вашему, должен быть главой семьи?

Пол

Муж

Жена

Вместе

Не думал об этом

мужской

111 (62%)

4 (2%)

60 (33%)

2 (1%)

женский

24 (30%)

18 (23%)

35 (44%)

2 (3%)

12 вопрос: Кто в семье должен зарабатывать деньги?

Пол

Муж

Жена

Оба

По обстоятельствам

мужской

37 (21%)

13 (7%)

115 (64%)

14 (8%)

женский

23 (29%)

3 (4%)

46 (58%)

7 (9%)

13 вопрос: Из-за чего может распасться семья?

Пол

Не сошлись характерами

Измена

Скука

Отсутствие денег

др. причины

мужской

74 (41%)

81 (45%)

24 (13%)

16 (9%)

46 (26%)

женский

27 (34%)

46 (58%)

19 (24%)

13 (16%)

19 (24%)

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Главной задачей нашего исследования было выяснить причины из-за которых молодежь вступает в брак в раннем возрасте. И по каким причинам происходят частые разводы. По результатам полученных данных основная гипотеза не подтвердилась: студенты легкомысленно относятся к браку. Из опрошенных студентов КМТ, большинство относятся к браку со всей серьезностью. Вспомогательные гипотезы подтвердились все.

Приложение.

Анкета.

1. Как вы относитесь к браку?

А) положительно в) пока не думал об этом

Б) отрицательно г) затрудняюсь ответить

2. Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в СУЗе?

А) да, это нормально в) может быть

Б) нет, брак мешает учебе г) не знаю

3. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

А) от 16-18 лет в) от 20-30 лет

Б) от 18-20 лет г) от 30 лет

4. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18 лет)?

А) нормально в) отрицательно

Б) это нормально, но не надолго г) затрудняюсь ответить

5. Когда вы встретили свою первую любовь?

А) в детском саду в) в техникуме

Б) в школе г) не встретил

6. Какая для вас самая нормальная причина вступить в брак?

А) любовь в) по расчету

Б) по «залету»

7. Хотите ли вы вообще вступать в брак?

А) да в) нет

Б) да, но сначала доучусь г) не знаю

8. Будите ли вы планировать пышное торжество или скромную регистрацию?

А) пышная свадьба в) по возможности

Б) скромная регистрация

9. Имеет ли для вас значение социальное положение вашей половины?

А) да в) не знаю

Б) нет г) может быть

10. На каком социальном уровне должен быть молодой человек, чтобы вы обратили на него внимание?

А) студент в) бандит д) рабочий

Б) бизнесмен г) интеллигент

11. Кто, по вашему, должен быть главой семьи?

А) муж в) вместе

Б) жена г) не думал об этом

12. Кто в семье должен зарабатывать деньги?

А) муж в) оба

Б) жена г) по обстоятельствам

13. Из-за чего может распасться семья?

А) не сошлись характерами в) скука д) другие причины

Б) измена г) отсутствие денег

14. Как вы думаете, нормально ли, что многие парни придерживаются правила: «Моя девушка должна быть похожа на мою мать»?

А) нормально в) может быть, но не злоупотреблять

Б) примитивно

15. Состоите ли вы в браке?

А) да

Б) нет (на следующий вопрос не отвечать)

16. По какой причине?

А) любовь в) по «залету»

Б) по расчету

17. Есть ли у вас друзья, состоящие в браке?

А) да

Б) нет

18. Одобряете ли вы их поступок?

А) одобряю в) это их дело

Б) не одобряю г) не думал об этом

19. Как относитесь к браку с разными национальностями?

А) это меня не интересует в) для меня нет разницы, но родители

Б) отрицательно против

Г) не задумывался об этом

О себе:

20. Ваш пол?

А) мужской б) женский

21. Ваш возраст?

А) 16-18 лет в) от 20 и старше

Б) 18-20 лет

22. Место вашего рождения?

А) город б) село

ДОКЛАД

Здравствуйте!

Я представляю социологическое исследование на тему «Отношение студентов к браку». В ходе изучения Социологии студенты подробно разбирают, что такое социологическое исследование, его цели, задачи. На протяжении нескольких лет они выходили с результатами своих исследований на НСО. Сегодня мы опять возвращаемся к институту семьи, т.к. это наиболее важный общественный институт, формирующий многие цели, принципы и позиции человека. Прошел Год Семьи, в государственной политике нашей страны много внимания уделяется молодым семьям. Мы считаем, что тема нашего исследования актуальна в любое время.

Результаты исследования мы представили в виде гистограмм как одномерных, показывающих картину в целом, так и двумерных, построенных по гендерному признаку, т.к. видение некоторых вопросов сильно различаются у девушек и юношей.

Ключевой вопрос: «Как вы относитесь к браку?» показал положительную оценку в целом. Не может не радовать, что студенты осознают необходимость сначала получить образование. Но если посмотреть в разрезе, то девушки больше готовы вступить в брак во время учебы, чем юноши.

Возрастные рамки вступления в брак отодвигаются на период 20-30 лет, это свойственно нынешнему поколению и отражает во многом влияние западных тенденций.

Радует, что студенты понимают отрицательное воздействие такого шага, как ранний брак, как на физиологическом уровне, так и с социальной точки зрения.

Ответы на вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь?» показывают, что социализация современной молодежи укладывается в возрастные рамки, установленные социологами, психологами.

Любовь, как основная причина заключения брака – это положительный момент общей картины. Но если посмотреть двумерную гистограмму, то можно увидеть, что молодые люди более расчетливы, а это как раз отображает, свойственную современной России, смену ролей в отношении полов. Так и больший процент вступления в брак «по залету».

Давайте остановимся на социальном положении будущего партнера. Если посмотреть на одномерную гистограмму, то ответ «ДА» - 89 и «Может быть» - 63, говорят, что социальное положение партнера важно, а особенно для девушек.

Вопрос: «Кто главный?», который будет очень актуальным в первый год брака молодой семьи. И ученые утверждают: первый кризис семьи связан именно с этим. В разрезе видим, что девушки больше склонны к демократии в отношениях, тогда как молодые люди предпочитают обычаи домостроя.

«Кто должен зарабатывать деньги?» - очень острый сегодня вопрос и в данном случае ответ очевиден.

Но ведь брак нужно еще и сохранить. Давайте посмотрим, что в целом главной причиной разрыва является измена, на втором месте – не сошлись характерами, и на третьем – другие причины. Такая причина, как отсутствие денег стоит на последнем месте. Что это: отсутствие жизненного опыта или вера, что «С милым рай и в шалаше»?

Что же на данный момент, то из 248 опрошенных человек, обучающихся в КМТ, 11 состоят в браке и причины очевидны.

В целом результаты исследования интересны, познавательны, т.к. затрагивают конкретно студентов нашего учебного заведения, и могут быть использованы, как фактический материал при изучении социальных проблем общества на предметах гуманитарного цикла.

Хотелось бы выразить благодарность студенткам гр. ГМ 9-08: Шафран Анне и Долженковой Марии за помощь в сборе первичных данных.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О БРАКЕ

Введение

Актуальность исследования : Брак – это сложнейший социальный институт, который является совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, общественного и индивидуального, общего и единичного характера. Стабильность как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака, от факторов «укрепления» брака, от намеренности молодежи юридически заключать брак. Альтернативные формы брака (сожительство) разрушают социальные нормы, и нормативные принципы современного общества. Поэтому важно рассмотреть все факторы, влияющие на представления студентов о браке.

Наиболее крупный вклад в исследование брака и семьи внесли: А.Г. Харчев (теория), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Борисов (потребность в детях), М.С. Мацковский (методология и методика), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С.Голод (стабильность семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Т.Ж. Гурко (молодая семья).

Межполовое взаимодействие, определяемое человеческими сущностными силами, является одним из определяющих составляющих социальной динамики. Студенческая пора – время полоролевого самоопределения, выработки стратегии жизненного пути, формирования тактик социального поведения, время проектирования основных планов, время выработки оригинального стиля поведения во всех сферах жизнедеятельности. В ряду жизненных задач поиск спутника жизни, создание семьи, гендерная самореализация в целом занимает одно из главенствующих мест в приоритетах молодого человека. Успешному осуществлению означенных задач, эффективному выполнению плана жизни во многом способствует наличие крепкой семьи, верного супруга/супруги, благодарных детей и любимых внуков. В силу данных бесспорных обстоятельств, потенциальный будущий семьянин должен быть компетентным во всех социально-практических и интеллектуальных составляющих семейно-брачной сферы. Однако мы наблюдаем обратное. В ВУЗе обучают профессии, преподают вереницу предметов. К профессиональной деятельности готовят как будто серьезно, а вот к личной жизни никак. Такого рода пренебрежение со стороны государства чревато огромными бедами. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее.

Проблемная ситуация заключается в том, что существует противоречие между потребностью общества в крепких, выполняющих свои репродуктивные и воспитательные функции семьях, и низким уровнем представлений молодежи и ее готовности к активной деятельности в системе формирования супружеских отношений. Масштабное проявление незарегистрированного брака размывает границы традиционных норм брака и семьи, диктует новые принципы формирования брачно-семейных отношений.

Замечая, что на сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к самостоятельной семейной жизни, следует отметить необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, однако она не торопится своевременно и официально регистрировать свой брак.

Для того чтобы решить все эти проблемы, молодежи важно пропагандировать ценности брака, детей, семьи, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значит получить значимый эффект в социально-демографическом развитии страны.

Вышесказанное позволилоопределить проблему исследования : представления студенческой молодежи о браке, как правило, не соответствуют динамично изменяющимся в обществе условиям заключения брачно-семейных отношений, что требует анализа условий их формирования в сознании будущих родителей.

Объект исследования студенческая молодежь (на примере студентов исторического факультета Школы педагогики в г. Уссурийске, группа С2509в).

Предмет : представления студенческой молодежи о браке.

Цель работы –анализ представлений студенческой молодежи о браке в контексте укрепления семейно-брачных отношений.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1) изучить понятие брачно-семейных отношений;

2) выяснить динамику брачных норм и формирование семьи

3) проанализировать отношение мужчин и женщин в браке;

4) рассмотреть мотивы брачных отношений;

5) описать факторы «укрепления» брака;

6) охарактеризовать отношение молодежи к факторам «укрепления» брака в России.

Основная гипотеза : на формирование представления студенческой молодежи о браке влияет в основном такой фактор, как возможность состоять в гражданском браке, что, в свою очередь, является препятствием для создания полноценной семьи с ее важнейшими моральными и правовыми основами.

Дополнительные гипотезы :

1. Представления студентов о браке зависит от представлений о понятии «брак» и «семья».

2. Влияние лидерства на представления студенческой молодежи о браке.

3. Различия в представлениях студентов о будущей семье связаны с мотивами брачных отношений.

4. Брачно-семейные отношения родителей молодежи играют большую роль в представлении ими о браке.

5. Сохранение студенческой семьи зависит от факторов «укрепления» брака.

Метод исследования – изучение и анализ научной литературы; сравнение, анализ, синтез; анкетный опрос и анализ анкетного опроса.

Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

32. Основы психологии семьи и семейного консультирования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pciholog.com/os№ovy-psixologii-semi-i-semej№ogo-ko№sultirova№iya/

33. Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». [Электронный ресурс] - Режим доступа: rusla .ru /.../Ko №tseptsiya %20gosudarstve №№oy %20semey №oy %20politiki .

34. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс] - Режим доступа: www . gks . ru

Приложение А

Т а б л и ц а 1 – Таблица сопряженности переменных «Уровень знания о семье» и «Готовность регистрации брака и создания семьи»

Уровень знания о семье

Готовность регистрации брака и создания семьи

Да

Скорее да, чем нет

Нет

Скорее нет, чем да

Всего

Низкий

Средний

Высокий

Всего

Т а б л и ц а 2 – Причины вступления в брак

Причины вступления в брак

Количество ответов (%)

Любовь

Желание создать семью

Рождение ребенка

Расчет

Независимость от родителей

Затрудняюсь ответить

Т а б л и ц а 3 – Сожительство, «За» или «Против»

Считаете ли сожительство («гражданский брак») приемлемой для вас формой отношений

Количество ответов (%)

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Т а б л и ц а 4 – «Семья для Вас – это…»

Семья для Вас – это …

Количество ответов (%)

Продолжение рода

Проявление любви к супруге (у) и детям

«Убежище» от стрессовых влияний внешнего мира

Место для самореализации и самовыражения

Помеха самореализации

Место постоянных скандалов и проявления насилия

Обуза во всем

Т а б л и ц а 5 – «Считаете ли Вы семью своих родителей образцом для подражания»

Считаете ли Вы семью своих родителей образцом для подражания

Количество ответов (%)

Родители – образец для подражания

Не во всем, но в целом да

Многое не нравится в семье моих родителей

Приложение Б

Анкета «Представление студенческой молодежи о браке»

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ

Данный опрос связан с исследованием представления образа брака и семьи в сознании студента.

Просим внимательно ознакомиться со всеми вопросами и ответить на каждый из них, обведя кружком номер соответствующего варианта ответа. Если же есть необходимость, допишите свой вариант.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА АККУРАТНО ЗАПОЛНЕННУЮ АНКЕТУ!

1. ПОЛ

    Мужской

    Женский

2. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В КАКОМ ГОДУ ВЫ РОДИЛИСЬ?

(Запишите цифрами)

3. ВАШ БРАЧНЫЙ СТАТУС

    В браке не состою

    В браке состою, брак официально не зарегистрирован

3. В браке состою, брак официально зарегистрирован

4. СЧИТАЕТЕ ЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО («ГРАЖДАНСКИЙ БРАК») ПРИЕМЛЕМОЙ ДЛЯ ВАС ФОРМОЙ ОТНОШЕНИЙ (Отметить только один вариант)

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

5. УКАЖИТЕ ВАШЕ ОСНОВНОЕ МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ

(Отметить только один вариант)

    Живу вместе с родителями

    В общежитии

    Живу отдельно от родителей, снимаю жилье

    Живу отдельно от родителей, в собственной квартире

    У знакомых, друзей, родственников

    Живу с мужем в его квартире

    Другое_____________________________ ___________________________________

6. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ УРОВЕНЬ СВОЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

(Отметить только один вариант)

    Высокий

    Выше среднего

    Средний

    Ниже среднего

    Низкий

    Затрудняюсь ответить

7. НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВЫ ГОТОВЫ К РЕГИСТРАЦИИ БРАКА И СОЗДАНИЮ СЕМЬИ

(Отметить только один вариант)

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3 . Нет

4. Скорее нет, чем да

8. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНО ВСТУПАТЬ В БРАК (Отметить только один вариант)

  1. 30 лет и старше

    Затрудняюсь ответить

9. ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК (Отметить только один вариант)

1. Любовь

2. Желание создать семью

3. Рождение ребенка

4. Расчет

5. Независимость от родителей

6. Затрудняюсь ответить

10. ИМЕЕТ ЛИ ДЛЯ ВАС ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ ПОЛОВИНЫ (Отметить только один вариант)

    Затрудняюсь ответить

11. УРОВНИ ДОХОДОВ ВАШИ И ВАШЕГО ПАРТНЕРА РАЗЛИЧАЮТСЯ (Отметить только один вариант)

    Да, доход партнера больше

    Да, мой доход больше

    Доходы отличаются незначительно

    Затрудняюсь ответить

12. СЕМЬЯ ДЛЯ ВАС - ЭТО... (отметьте не более 3-х вариантов)

1 . Продолжение рода

2. «Убежище» от стрессовых влияний внешнего мира

3. Место для самореализации, самовыражения

4. Помеха моей самореализации

5. Место постоянных скандалов и проявления насилия

6. Обуза во всем

7. Проявление любви к супруге (супругу)

8. Проявление любви к детям

9. Затрудняюсь ответить

13. ВАЖНЫ ЛИ ДЛЯ ВАС СЛЕДУЮЩИЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: 1 – СОВСЕМ НЕ ВАЖНО, 7 – ОЧЕНЬ ВАЖНО. (Отметьте в каждой строке)

Я должен быть главным в семье

1 2 3 4 5 6 7

Участие жены (супруга) в доходе семьи

1 2 3 4 5 6 7

Благоприятное нравственно-психологическое состояние семьи

1 2 3 4 5 6 7

Карьера жены (супруга)

1 2 3 4 5 6 7

Крепкое здоровье

1 2 3 4 5 6 7

Материальное благосостояние

1 2 3 4 5 6 7

Создание в семье равных возможностей для всех

1 2 3 4 5 6 7

Крепкая семья

1 2 3 4 5 6 7

Возможность высказывать мнения по любым вопросам, не опасаясь скандала в семье

1 2 3 4 5 6 7

Благополучие детей

1 2 3 4 5 6 7

Интересная работа

1 2 3 4 5 6 7

Независимость жены (супруга) в делах, суждениях, поступках

1 2 3 4 5 6 7

Повышение образовательного уровня жены (супруга)

(интеллектуальное развитие)

1 2 3 4 5 6 7

Участие в воспитании детей

1 2 3 4 5 6 7

14. КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ ГЛАВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ? (Отметьте в каждой строке)

Семейные обязанности

Вы

Ваш супруг/супруга

Совместно

Ремонт квартиры

Глажение белья

Починка домашней утвари

Воспитание детей

Финансовое обеспечение семьи

Контроль успеваемости детей в школе

Мытье посуды

Осуществление покупок

Приготовление пищи

Стирка

Уборка жилья

15. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕМЬЮ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ?

    Да, конечно

    Не во всем, но в целом семья моих родителей достойна подражания

    Многое, что есть в семье моих родителей, мне не нравится

    Затрудняюсь ответить

16. ЕСТЬ ЛИ У ВАС СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕТИ?

(Отметьте только один вариант)

    Да, один ребенок

    Больше, чем один ребенок

17. КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ ВЫ СЧИТАЕТЕ ПРИЕМЛЕМЫМ ДЛЯ СЕБЯ? (Запишите цифрами)

18. ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ПРОЙТИ КУРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРЕПКИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»? (Отметьте только один вариант)

1. Да

2 . Нет

3. Затрудняюсь ответить

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГБОУ СПО

«Комсомольский - на - Амуре металлургический техникум»

Отношение студентов к браку: социологическое исследование

Выполнила: студентка II курса

Петрова Екатерина

Введение

I. Программа исследования

1.4.1 Анализ основных понятий

1.4.2 Основная гипотеза

1.6 Рабочий план исследования

II. Итоги исследования

2.1 Паспортичка

Заключение

Приложение

Введение

Тип исследования: разовое, выборочное

Генеральная совокупность: студенты КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре металлургический техникум»

Общий объём выборки: 259 человек

Тип выборки: гнездовая выборка

Методы сбора социологической информации: персонализированная индивидуальная анкета, заполняемая респондентом.

Методы анализа социологической информации: элементарный статистический анализ.

Цель исследования: выявление отношения молодежи к браку и ценностям семейной жизни.

Задачи исследования:

Выявить основные мотивы вступления в брак сегодняшней молодежи;

Узнать, какие браки молодёжь считает наиболее прочными;

Выявить отношение студенческой молодёжи к ценностям семейной жизни;

Определить отношение молодежи к супружеской измене, а также к проблеме лидерства в семье.

Отчёт по результатам исследования.

Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Существенное место в этом занимает отношение молодежи к браку и ценностям семейной жизни.

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. При этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют и ценностное отношение к ней людей. По полученным данным, семья остается одной из более значимых ценностей для современной молодежи.

брак развод молодёжь

I. Программа исследования

1.1 Формулировка и обоснование проблемы

Сейчас такое время, когда большинство молодежи вступают в брак не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Часть молодёжи вступает в брак не достигнув совершеннолетия, прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу.

Поэтому необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких - ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью, как ценность, выбранную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Ценностный подход к семье, как к социокультурному явлению, осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук - философии, психологии, этики, демографии. Социология видит семью, как особую ценность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, т.к. системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего аспекта.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в России насчитывается около 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми, ежегодно заключается 2,7 млн. браков и в то же время расторгается 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей.

Внутрисемейные отношения могут быть, как персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и воспроизводящая.

Сейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей. Т.о., даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

Что же является самым главным, чтобы брак стал прочнее и романтичнее? Согласно последним данным, пары, брак которых удался, и супруги стали действительно близки друг другу, вовсе не стремятся проводить вместе все вечера и выходные дни. Они просто бывают вместе в разное время, встречаясь иногда всего на пять минут, но эти встречи приносят радость.

Общеизвестны факты, свидетельствующие о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических недугов как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

Так какова же причина ранних браков, как вообще молодежь сегодня относится к браку, готовы ли они создать семью и что считают главным в ее существовании - на многие из этих вопросов мы попытались найти ответы в исследовании.

1.2 Определение объекта и предмета исследования

Объект: объектом моего исследования является студенческая молодежь. Существует мнение, что большая часть молодежи относится к браку не серьёзно, в результате чего это приводит к частым разводам.

Предмет: отношение студентов к браку.

1.3 Цели и задачи исследования

Целью данного социологического исследования является выяснение причин приводящих к частым разводам и непродолжительным бракам.

Задачи исследования:

· выяснить причины вступления в брак;

· исследовать специфику отношения к браку со стороны девушек и парней;

· выяснить предполагаемые причины расторжения браков.

1.4 Предварительный анализ объекта исследования

1.4.1 Анализ основных понятий

Изучение противоречия между принципиальными социальными интересами включает в себя выяснение содержания следующих понятий:

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления брака, в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. Во многих странах при оформлении брака нередко заключается брачный контракт.

Брачный контракт - это письменное соглашение супругов о режиме их имущества после вступления в брак.

Брачный возраст - это установленный законом минимальный возраст вступления в брак (в России 18 лет). В некоторых случаях допускается снижение брачного возраста на 1-2 года. Однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Расторжение брака (развод) - прекращение брака при жизни супругов. В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса.

1.4.2 Основная гипотеза

Студенты легкомысленно относятся к браку

1.4.3 Вспомогательные гипотезы

1. большинство студентов относятся к браку положительно.

2. многие студенты считают несовместимым брак и учебу.

3. практически все считают подходящим возрастом для вступления в брак 20-30 лет.

4. по мнению большинства, главой семьи должен быть мужчина.

5. брак в раннем возрасте отрицают практически все.

6. главной причиной расторжения брака является - измена.

1.5 Определение выборочной совокупности

Случайным образом отобраны студенты Комсомольского - на - Амуре металлургического техникума, представители с I по IV курсы, технических и гуманитарной специальности, дневного отделения. Таким образом, общее число респондентов составляет 259 человек.

1.6 Рабочий план исследования

Исследование включает в себя следующие этапы:

1) определение поля и объекта исследования;

2) разработка программы исследования предмета анализа, гипотез;

3) составление анкеты;

4) тиражирование анкет для респондентов;

5) сбор первичной информации и ее обработка без помощи ПК;

6) анализ итогов;

Сроки проведения исследования определить октябрь-ноябрь 2011 года.

II. Итоги исследования

По результатам опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 52% от числа всех респондентов. Стоит задуматься над тем, что процент отрицательно относящихся к браку составляет 11% среди всех опрошенных.

80% респондентов считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20=30 лет, и незначительная часть 9% - от 30 лет и старше. Положительно и то, что только 2% респондентов ответили положительно - от 16-18 лет. Значит большинство студентов считают брак в раннем возрасте неприемлемым.

Интересный ответ получили на 5 вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь?» 43% ответили, что в школе, но огорчает ответ 30% опрошенных - еще не встретили. У незначительной части, первая любовь встретилась в техникуме - 14%. Это говорит о том, что процесс социализации подростков не выходит за рамки допустимых норм.

Таким образом, данное социологическое исследование показывает, что основная гипотеза не подтвердилась, на это указывают вопросы 2,3 Анкеты. Вспомогательные гипотезы все подтвердились в пределах 80-90%.

2.1 Паспортичка

20 вопрос: Ваш пол.

ответило 259 человек (100%)

Мужской 180 (69%)

Женский 79 (31%)

21 вопрос: Ваш возраст.

ответило259 человек (100%)

16-18 лет 133 (51%)

18-20 лет 102 (39%)

от 20 и старше 11 (4%)

22 вопрос: Место вашего рождения.

ответило 259 человек (100%)

город 194 (75%)

село 38 (15%)

2.2 Гистограммы одномерных распределений

1 вопрос: Как вы относитесь к браку?

ответило 259 человек (100%)

положительно 134 (52%)

отрицательно 28 (11%)

пока не думал об этом 73 (28%)

затрудняюсь ответить 21 (8%)

2 вопрос: Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в ССУЗе?

ответило 259 человек (100%)

да, это нормально 40 (15%)

нет, брак мешает учебе 128 (49%)

может быть 73 (28%)

не знаю 17 (7%)

3 вопрос: В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

ответило 259 человек (100%)

от 16-18 лет 5 (2%)

от 18-20 лет 22 (9%)

от 20-30 лет 208 (80%)

от 30 лет и старше 22 (9%)

4 вопрос: Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18 лет)?

ответило 259 человек (100%)

нормально 28 (11%)

это нормально, но ненадолго 56 (22%)

отрицательно 147 (57%)

затрудняюсь ответить 27 (11%)

5 вопрос: Когда вы встретили свою первую любовь?

ответило 259 человек (100%)

в детском саду 28 (11%)

в школе 112 (43%)

в техникуме 37 (14%)

не встретил 78 (30%)

6 вопрос: Какая для вас самая нормальная причина вступить в брак?

ответило 259 человек (100%)

любовь 213 (82%)

по «залету» 19 (7%)

по расчету 23 (9%)

7 вопрос: Хотите ли вы вообще вступать в брак?

ответило 259 человек (100%)

да, но сначала доучусь 121 (47%)

не знаю 34 (13%)

8 вопрос: Будите ли вы планировать пышное торжество или скромную регистрацию?

ответило 259 человек (100%)

пышная свадьба 114 (44%)

скромная регистрация 15 (6%)

по возможности 125 (48%)

9 вопрос: Имеет ли для вас значение социальное положение вашей половины?

ответило 259 человек (100%)

не знаю 28 (11%)

может быть 63 (24%)

10 вопрос: На каком социальном уровне должен быть молодой человек, чтобы вы обратили на него внимание?

ответило 79 человек (100%)

студент 26 (33%)

бизнесмен 33 (42%)

бандит 15 (19%)

интеллигент 13 (16%)

рабочий 27 (34%)

11 вопрос: Кто, по вашему, должен быть главой семьи?

ответило 259 человек (100%)

муж 134 (52%)

жена 23 (9%)

вместе 96 (37%)

не думал об этом 4 (2%)

12 вопрос: Кто в семье должен зарабатывать деньги?

ответило 259 человек (100%)

жена 15% (6%)

оба 163 (63%)

по обстоятельствам 22 (8%)

13 вопрос: Из-за чего может распасться семья?

ответило 259 человек (100%)

не сошлись характерами 101 (39%)

измена 128 (49%)

скука 45 (17%)

отсутствие денег 28 (11%)

др. причины 66 (25%)

14 вопрос: Как вы думаете, нормально ли, что многие парни придерживаются правила: «Моя девушка должна быть похожа на мою мать»?

ответило 259 человек (100%)

нормально 17 (7%)

примитивно 143 95550

может быть, но не злоупотреблять 88 (34%)

15 вопрос: Состоите ли вы в браке?

ответило 259 человек (100%)

нет 243 (94%)

16 вопрос: По какой причине?

ответило 11 человек (100%)

любовь 6 (55%)

по расчету -

по «залету» 5 (45%)

17 вопрос: Есть ли у вас друзья, состоящие в браке?

ответило 259 человек (100%)

18 вопрос: Одобряете ли вы их поступок?

ответило 259 человек (100%)

одобряю 73 (28%)

не одобряю 14 (6%)

это их дело 114 (44%)

не думал об этом 22 (9%)

19 вопрос: Как вы относитесь к браку с разными национальностями?

ответило 259 человек (100%)

это меня не интересует 100 (39%)

отрицательно 40 (16%)

для меня нет разницы, но родители против 21 (8%)

не задумывался об этом 95 (37%)

2.3 Гистограммы двумерных распределений

Таблица 1. 1 вопрос: Как вы относитесь к браку?

Таблица 2. 2 вопрос: Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в ССУЗе?

Таблица 3. 3 вопрос: В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

Таблица 4. 4 вопрос: Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18 лет)?

Таблица 5. 6 вопрос: Какая для вас самая нормальная причина вступить в брак?

Таблица 6. 7 вопрос: Хотите ли вы вообще вступать в брак?

Таблица 7. 8 вопрос: Будете ли вы планировать пышное торжество или скромную регистрацию?

Таблица 9 11 вопрос: Кто, по вашему, должен быть главой семьи?

Таблица 10 12 вопрос: Кто в семье должен зарабатывать деньги?

Таблица 11 13 вопрос: Из-за чего может распасться семья?

Заключение

Главной задачей нашего исследования было выяснить причины из-за которых молодежь вступает в брак в раннем возрасте. И по каким причинам происходят частые разводы. По результатам полученных данных основная гипотеза не подтвердилась: студенты легкомысленно относятся к браку. Из опрошенных студентов КМТ, большинство относятся к браку со всей серьезностью. Вспомогательные гипотезы подтвердились все.

Приложение

1. Как вы относитесь к браку?

а) положительно в) пока не думал об этом

б) отрицательно г) затрудняюсь ответить

2. Считаете ли вы нормальным вступать в брак во время учебы в СУЗе?

а) да, это нормально в) может быть

б) нет, брак мешает учебе г) не знаю

3. В каком возрасте, как вы считаете, нужно вступать в брак?

а) от 16-18 лет в) от 20-30 лет

б) от 18-20 лет г) от 30 лет

4. Как вы относитесь к браку в раннем возрасте (до 18 лет)?

а) нормально в) отрицательно

б) это нормально, но не надолго г) затрудняюсь ответить

5. Когда вы встретили свою первую любовь?

а) в детском саду в) в техникуме

б) в школе г) не встретил

6. Какая для вас самая нормальная причина вступить в брак?

а) любовь в) по расчету

б) по «залету»

7. Хотите ли вы вообще вступать в брак?

а) да в) нет

б) да, но сначала доучусь г) не знаю

8. Будите ли вы планировать пышное торжество или скромную регистрацию?

а) пышная свадьба в) по возможности

б) скромная регистрация

9. Имеет ли для вас значение социальное положение вашей половины?

а) да в) не знаю

б) нет г) может быть

10. На каком социальном уровне должен быть молодой человек, чтобы вы обратили на него внимание?

а) студент в) бандит д) рабочий

б) бизнесмен г) интеллигент

11. Кто, по вашему, должен быть главой семьи?

а) муж в) вместе

б) жена г) не думал об этом

12. Кто в семье должен зарабатывать деньги?

а) муж в) оба

б) жена г) по обстоятельствам

13. Из-за чего может распасться семья?

а) не сошлись характерами в) скука д) другие причины

б) измена г) отсутствие денег

14. Как вы думаете, нормально ли, что многие парни придерживаются правила: «Моя девушка должна быть похожа на мою мать»?

а) нормально в) может быть, но не злоупотреблять

б) примитивно

15. Состоите ли вы в браке?

б) нет (на следующий вопрос не отвечать)

16. По какой причине?

а) любовь в) по «залету»

б) по расчету

17. Есть ли у вас друзья, состоящие в браке?

18. Одобряете ли вы их поступок?

а) одобряю в) это их дело

б) не одобряю г) не думал об этом

19. Как относитесь к браку с разными национальностями?

а) это меня не интересует в) для меня нет разницы, но родители

б) отрицательно против

г) не задумывался об этом

20. Ваш пол?

а) мужской б) женский

21. Ваш возраст?

а) 16-18 лет в) от 20 и старше

б) 18-20 лет

22. Место вашего рождения?

а) город б) село

Здравствуйте!

Я представляю социологическое исследование на тему «Отношение студентов к браку». В ходе изучения Социологии студенты подробно разбирают, что такое социологическое исследование, его цели, задачи. На протяжении нескольких лет они выходили с результатами своих исследований на НСО. Сегодня мы опять возвращаемся к институту семьи, т.к. это наиболее важный общественный институт, формирующий многие цели, принципы и позиции человека. Прошел Год Семьи, в государственной политике нашей страны много внимания уделяется молодым семьям. Мы считаем, что тема нашего исследования актуальна в любое время.

Результаты исследования мы представили в виде гистограмм как одномерных, показывающих картину в целом, так и двумерных, построенных по гендерному признаку, т.к. видение некоторых вопросов сильно различаются у девушек и юношей.

Ключевой вопрос: «Как вы относитесь к браку?» показал положительную оценку в целом. Не может не радовать, что студенты осознают необходимость сначала получить образование. Но если посмотреть в разрезе, то девушки больше готовы вступить в брак во время учебы, чем юноши.

Возрастные рамки вступления в брак отодвигаются на период 20-30 лет, это свойственно нынешнему поколению и отражает во многом влияние западных тенденций.

Радует, что студенты понимают отрицательное воздействие такого шага, как ранний брак, как на физиологическом уровне, так и с социальной точки зрения.

Ответы на вопрос: «Когда вы встретили свою первую любовь?» показывают, что социализация современной молодежи укладывается в возрастные рамки, установленные социологами, психологами.

Любовь, как основная причина заключения брака - это положительный момент общей картины. Но если посмотреть двумерную гистограмму, то можно увидеть, что молодые люди более расчетливы, а это как раз отображает, свойственную современной России, смену ролей в отношении полов. Так и больший процент вступления в брак «по залету».

Давайте остановимся на социальном положении будущего партнера. Если посмотреть на одномерную гистограмму, то ответ «ДА» - 89 и «Может быть» - 63, говорят, что социальное положение партнера важно, а особенно для девушек.

Вопрос: «Кто главный?», который будет очень актуальным в первый год брака молодой семьи. И ученые утверждают: первый кризис семьи связан именно с этим. В разрезе видим, что девушки больше склонны к демократии в отношениях, тогда как молодые люди предпочитают обычаи домостроя.

«Кто должен зарабатывать деньги?» - очень острый сегодня вопрос и в данном случае ответ очевиден.

Но ведь брак нужно еще и сохранить. Давайте посмотрим, что в целом главной причиной разрыва является измена, на втором месте - не сошлись характерами, и на третьем - другие причины. Такая причина, как отсутствие денег стоит на последнем месте. Что это: отсутствие жизненного опыта или вера, что «С милым рай и в шалаше»?

Что же на данный момент, то из 248 опрошенных человек, обучающихся в КМТ, 11 состоят в браке и причины очевидны.

В целом результаты исследования интересны, познавательны, т.к. затрагивают конкретно студентов нашего учебного заведения, и могут быть использованы, как фактический материал при изучении социальных проблем общества на предметах гуманитарного цикла.

Хотелось бы выразить благодарность студенткам гр. ГМ 9-08: Шафран Анне и Долженковой Марии за помощь в сборе первичных данных.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Подготовка молодежи к семейной жизни как социально-педагогическая проблема. Формирование гендерной культуры. Семья как фактор подготовки к семейной жизни. Социально-педагогические собенности отношения студентов к семье, к браку, предбрачным отношениям.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2010

    Исследование положения молодой семьи в современном российском обществе. Выяснение основных ценностей студенческой молодежи. Выявление взглядов студентов на институциональные проблемы молодой семьи. Обзор готовности студенческой молодежи к созданию семей.

    практическая работа , добавлен 19.04.2015

    Выявление отношения молодежи к семейным традициям. Изучение деятельности городских организаций по работе с семьёй. Отношение религиозных конфессий к браку. Роль мероприятий по пропаганде семейных ценностей в формировании отношения молодежи к семье.

    презентация , добавлен 22.12.2016

    Социологическое исследование отношения молодежи к проблеме уклонения от налогов. Особенности отношения к деньгам людей с различным уровнем личностной зрелости. Возможности трудоустройства в гражданском обществе, задачи профессиональной переподготовки.

    контрольная работа , добавлен 12.04.2010

    Сущность понятия "гендер" в историческом контексте. Особенности гендерной психологии и стереотипов восприятия. Исследование гендерных отличий у молодежи в отношении к браку и семейной жизни. Установки, предрассудки, дискриминации, социальные нормы и роли.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2016

    Семья как социальный институт и показатель функционирования общества. Определение комплекса интегрирующих и дифференцирующих компонентов семейных ценностей студенческой молодежи и выявление из них приоритетных. Отношение молодежи к браку и родительству.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Исследование особенностей студенчества как специфической социальной группы. Изучение политических ориентаций студенческой молодёжи Бурятского государственного университета (анкетный опрос студентов). Основные факторы, воздействующие на их формирование.

    дипломная работа , добавлен 06.04.2012

    Изучение семьи и брака. Форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Причины заключения брака в раннем возрасте. Изучение успешных и неуспешных браков. Причины разводов, возникающие в результате совместной жизни.

    реферат , добавлен 25.03.2013

    Отношение молодежи к браку. Проведение корреляционного и факторного с целью определения связи между желаемым возрастом вступления в брак, возрастом и рождением детей и тратами на человека в месяц. Проверка гипотез о заработках и гражданском браке.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные