Генетическая связь между углеводородами презентация. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. От него в домах светло

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойства предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Урок включает решение расчетных и качественных задач, цепочек превращений. Учащиеся должны назвать предложенные вещества, сделать соотнесения по классам органических веществ, выбрать среди них гомологов и изомеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

станицы Октябрьской Краснодарского края

по химии в 10 классе

на тему:

Открытый урок по химии

в 10 классе по теме:

« Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды».

«Генетические ряды углеводородов».

Цели урока:

  1. Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).
  2. Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.
  3. Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.
  4. Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.
  5. Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Методы: решение качественных и расчетных задач, самостоятельная работа.

Оборудование: Модели всех представителей углеводородов, таблицы генетической

Взаимосвязи углеводородов.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.

Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.

Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.

III. Работа по теме урока.

  1. Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав, классификация и номенклатура углеводородов.

Укажите класс соединений и дайте название следующим веществам:

Формулы веществ написаны на плакате и вывешены на доске. Учащиеся с места по очереди называют вещества и указывают класс соединения.

Гомологи: а) и б); ж) и и); в) и к)

Изомеры: в) и г); д)з) и е)

  1. Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.

Вопросы классу:

  1. Какое явление называется изомерией?
  2. Какие виды изомерии бывают?
  3. Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?
  4. Какие углеводороды проявляют изомерию классов?
  5. Какие вещества называются гомологами?

Из приведенных выше веществ выберите а) гомологов, б) изомеров.

  1. Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов – нефть и природный газ.

Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.

Решение цепочек превращений, отражающих

генетическую взаимосвязь углеводородов.

  1. Два человека решают две цепочки за досками:

С 2 Н 6 → С 2 Н 4 → С 2 Н 2 → С 6 Н 6 → С 6 Н 6 Сl 6 ; 1 - учащийся

2- учащийся только под а)

  1. Один человек на доске решает цепочку повышенного уровня сложности:
  1. Весь остальной класс решает общую цепочку, по очереди выходя к доске:

СаСО 3 → СаО → СаС 2 → С 2 Н 2 тримеризация, С(акт) Х + Сl2, FeCl3 A

H2, Ni Y H2O, H3PO4 B

Проверка цепочек за досками №1 (а и б), №2.

  1. При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ.

Решение качественных задач.

  1. Два человека за досками решают качественные задачи, оформленные в виде индивидуальных карточек:

Карточка 1.

Ответ: Пропустить оба вещества через бромную или йодную воду. Где находился пропин-бромная вода обесцветится.

Карточка 2.

Ответ: Распознать можно по характеру пламени при сжигании каждого газа. Этан горит бесцветно-синим пламенем, этилен ярким желтым, ацетилен – коптящим пламенем.

  1. Все остальные (желающие) решают качественную задачу на основной доске с поддержкой класса:

Карточка 3.

В одном цилиндре находятся метан и пропен. Как разделить данную смесь? Напишите соответствующие реакции.

Ответ . Через газовую смесь пропускают бромную воду:

Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком:

Чистый пропен выделяется в виде газа.

Решение расчетных задач.

  1. Два человека за досками решают задачи по карточкам:

Карточка 1.

Карточка 2.

  1. Один человек вместе с классом решает задачу на основной доске:

Карточка 3.

При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22.

Проверка решений задач из карточек 1 и 2.

IV. Анализ оценок за урок.

V . Домашнее задание: повторить все по теме «Углеводороды» + решить цепочку превращений: CO 2

СН 4 → С 2 Н 2 → С 6 Н 6 +HNO3 A

↓ H2SO4

C 6 H 5 Cl

Карточка 1.

В двух емкостях находятся пропан и пропин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций.

Карточка 2.

В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Карточка 1.

Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.

Карточка 2.

Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Открытый урок по химии в 10 классе Генетические ряды углеводородов. Обобщение и систематизация знаний

1. Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение). 2. Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов. Цели урока:

Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими. Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.


Цепкова Е.И.,

учитель химии

МАОУ «ССОШ №2»

химия

10 класс

УМК.Химия.10 класс Учеб.для общеобразва.организаций:базовый

уровень/Г.Е.Рудзитиис, Ф.Г.Фельдман-2 издание-М.:Просвещение, 2012г.

Уровень обучения-базовый.

Тема урока: Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы, 6 часов.

Место урока- 4 урок по теме

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания по кислородсодержащим органическим соединениям, в том числе и на основе генетической связи между классами этих веществ.

Задачи:

образовательные: повторить основные термины и понятия по теме, закрепить знания о составе, строении и свойствах спиртов;

развивающие: умение анализировать, сравнивать, устанавливать связь между строением и свойствами соединений, развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;

воспитательные: уделять особое внимание тем вещам, которые мы используем в жизни.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, контроль знаний.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, таблица «Классификация кислородсодержащих органических веществ», опорный конспект «Функциональная группа определяет свойства вещества».

Планируемые результаты обучения

Предметные . Знать зависимость между составом, строением и свойствами веществ. Уметь приводить примеры и составлять уравнения химических реакций, раскрывающих

генетические связи между спиртами и углеводородами. Отрабатывать умение производить расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

Метапредметные . Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов), формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные . Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, на основе представлений о генетической связи между разными

классами органических веществ. Развивать коммуникативную компетентность.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Ребята, сегодня на уроке мы будем решать генетические задачи, на которых закрепим полученные знания в ходе изучения тем.

Свойства углеводородов зависят от химического, пространственного, электронного строения молекул и характера химических связей.

Изучение строения, химических свойств и способов получения углеводородов различных групп показывает, что все они генетически связаны между собой, т.е. возможны превращения одних углеводородов в другие:

Это позволяет осуществлять целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений).

Задача 1. Назвать промежуточные продукты в схеме превращений:

Этиловый спирт H 2 SO 4 (k), t X HBr Y Na Z Cr 2 O 3 Al 2 O 3 бутадиен-1,3

Решение. В данной цепи превращений, включающей 4 реакции, из этилового спирта С 2 Н 5 ОН должен быть получен бутадиен-1,3 СН 2 =СН–СН=СН 2 .
1. При нагревании спиртов с концентрированной серной кислотой
H 2 SO 4 (водоотнимающее средство) происходит их дегидратация с образованием алкена Отщепление воды от этилового спирта приводит к образованию этилена:

2. Этилен – представитель алкенов. Являясь ненасыщенным соединением, он способен вступать в реакции присоединения. В результате гидробромирования этилена:

3.При нагревании бромэтана в присутствии металлического натрия (реакция Вюрца , образуется н-бутан (вещество Z ):

4.Дегидрирование н-бутана в присутствии катализатора – один из способов получения бутадиена-1,3 СН 2 =СН–СН=СН 2
(раздел 5.4. Получение алкадиенов ).

Ответ :


1. Осуществите превращения:

Выполнение упражнений на закрепление знаний.

Учащиеся выполняют задания в рабочих тетрадях.

Пользуясь схемой генетической связи, укажите из каких веществ, формулы которых приведены в задании в одну стадию можно получить спирты? Запишите уравнения соответствующих реакций. Назовите исходные вещества и продукты реакции. Суффиксы в названиях углеводородов и галогенпроизводных углеводородов подчеркните соответственно кратности связи.

Назовите класс веществ и установите генетическую связь (покажите это с помощью стрелок).

Осуществить превращения:

СаC 2 → A → Б → H 3 C-CH 2 -Cl → В → Н 3 С-СН 2 -О-С 3 Н 7

    СаС 2 + 2Н 2 О → НС≡СН + Са(ОН) 2 А

2) НС≡СН + 2Н 2 → Н 3 С-СН 3 Б

3) Н 3 С-СН 3 + С1 2 → Н 3 С-СН 2 -С1 + НС1

4) Н 3 С-СН 2 -С1 + КОН (водн.) → Н 3 С-СН 2 -ОН + КС1 В

5) Н 3 С-СН 2 -ОН +НО-С 3 Н 7 → Н 3 С-СН 2 -О-С 3 Н 7 + Н 2 О

Теперь немного усложним наше задание.. Составьте цепочку превращений из предложенных соединений . Среди формул веществ есть «лишние». Каким это задание является по отношению к предыдущему?

a) C 6H5- OH, b) C 4H8, c) C 6H5- Br, d) C 5H11- Cl, e) C 6H6, f) C 3H6, g) HC≡CH, h)H 2 C =CH 2 i) CH 4 .

СН 4 → НС≡СН → С 6 Н 6 → С 6 Н 5 -Br→ С 6 Н 5 -ОН

    2СН 4 → НС≡СН + 3Н 2

    3НС≡СН → С 6 Н 6

3. С 6 Н 6 + Br 2 → C 6 H 5 Br + HBr

4. С 6 Н 5 -Br + KOH → C 6 H 5 -OH + KBr

Закрепление свойств углеводородов в форме игры «Нет –да »
1. Можно получить спирт из этена? (да)
2. Этанол содержится в листьях растений? (нет)
3. Брожениям сахаристых веществ получают метанол? (нет)
4. Из древесной стружки сбраживанием можно получить этанол? (нет)
5. Если картофель заморозить, то можно получить этиловый спирт? (да)

.Рефлексивный тест:
1. Мне это пригодится в жизни.
2. На уроке было над чем подумать.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Дом.задание . Пов.§20-21, схемы превращений упр.14,15*,

Осуществите превращения:
C2H5OH-C2H5CL-C2H5OH-C2H5OC2H5
CO2
Список литературы

    Химия.Органическая химия.10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 13е изд.-М.: Просвещение, 2009.

    Химия 8-11 класс (тематическое планирование по учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана)/ сост. Брейгер Л.М.-Волгоград:Учитель-АСТ,1999

    Химия. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно- методическое пособие/ Под редакцией В.Н. Доронькина.- изд.2-е, перераб.- Ростов н/ Д: Легион, 2016.

    Суровцева Р.П. и др. Химия.10-11 классы: Методическое пособие.-М.: Дрофа,2000.

Тема урока «Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и кетонов» Цель Развивать умения составления структурных формул по данной информации. Формировать навык осуществления цепочек превращений органических веществ. Совершенствовать знанияклассификации и номенклатуры органических веществ.


Программа деятельности «Составление структурной формулы вещества по данной информации» 1) Переведите данную информацию на язык схем. 2) Предположите класс соединения. 3) Установите класс соединения и его структурную формулу. 4) Напишите уравнения протекающих реакций.




Программа деятельности: «Осуществление цепочек превращений» 1). Пронумеруйте химические реакции. 2).Определите и подпишите класс каждого вещества в цепочке превращений. 3).Проанализируйте цепочку: А) Над стрелкой напишите формулы реагентов и условия реакций; Б)Под стрелкой напишите формулы дополнительных продуктов со знаком минус. 4).Напишите уравнения реакций: А)Расставьте коэффициенты; Б)Назовите продукты реакции.





Классификация органических соединений по строению углеродной цепи 1.В зависимости от природы углеродного скелета различают ациклические(линейные и разветвленные и циклические соединения. Ациклические (алифатические, нециклические) соединения – соединения, имеющие незамкнутую линейную или разветвленную УЦ часто называются нормальными. Циклические соединения – соединения, содержащие в составе молекулы замкнутые в цикл УЦ




Классификация отдельных атомов углерода В самих углеродных скелетах принято классифицировать отдельные атомы углерода по числу химически связанных с ним атомов углерода. Если данный атом углерода связан с одним атомом углерода, то его называют первичным, с двумя – вторичными, тремя – третичными и четырьмя – четвертичным. В самих углеродных скелетах принято классифицировать отдельные атомы углерода по числу химически связанных с ним атомов углерода. Если данный атом углерода связан с одним атомом углерода, то его называют первичным, с двумя – вторичными, тремя – третичными и четырьмя – четвертичным. Как называется атом углерода изображенный: Как называется атом углерода изображенный: а)внутри окружности _________________; б)внутри квадрата __________________; в)внутри сердечка __________________; г)внутри треугольника _________________;

«Свойства алканов» - Алканы. Изучите информацию параграфа. Номенклатура ИЮПАК. Соединения. Физические свойства алканов. Решаем задачи. Алкены и алкины. Природные источники углеводородов. Предельные углеводороды. Галогенирование метана. Номенклатура. Природный газ как топливо. Водород. Химические свойства алканов. Вариант специальных упражнений.

«Метан» - Первая помощь при тяжелой асфиксии: удаление пострадавшего из вредной атмосферы. Метан. Часто концентрации выражают в частях на миллион или миллиард. История обнаружения атмосферного метана коротка. Рост содержания метана и трифторида азота в атмосфере Земли вызывает опасения. Роль метана в экологических процессах исключительно велика.

«Химия Предельные углеводороды» - 8.Применение. Применяется в виде природного газа метан используется в качестве топлива. Углы между орбиталями равны 109 градусам 28 минутам. 1.Наиболее характерными реакциями предельных углеводородов являются реакции замещения. В молекулах алканов все атомы углерода находятся в состоянии SP3 – гибридизации.

«Предельные углеводороды химия» - Таблица предельных углеводородов. Органическая химия. В лаборатории. C2H6. Углеродная цепь поэтому принимает зигзагообразную форму. Предельные углеводы (алканы или парафины). Где применяется метан? Получение. Метан. Какие соединения называются предельными углеводородами? Вопросы и задания. Применение.

Газовые смеси, получаемые из попутного газа. Природный газ. Природные газообразные смеси углеводородов. Происхождение нефти. Поэтому предельные углеводороды содержат в молекуле максимальное число водородных атомов. 1. Понятие о алканах 2. Природные источники 3. Нефть как источник 4. Природный газ. Природные источники.

«Строение предельных углеводородов» - Горение алканов. Примеры изомеров. Гомологический ряд алканов. Предельные углеводороды. Положительные и отрицательные последствия. Свойства метана. Характеристика одинарной связи. Формирование новых знаний и умений. Радикалы. Физические свойства алканов. Алканы. Реакции разложения. Получение синтез-газа.

Всего в теме 14 презентаций

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные