Откосы дорог укрепят защитным составом. Обзорная информация Автомобильные дороги. Защита откосов автомобильных дорог от размыва. Обзорная информация

Столичные дороги впервые начали укреплять с помощью полиуретанового защитного состава. Так их защитят от воздействия стихии. Пилотный проект до конца года пройдёт на трёх участках МКАД. Работы проведут на пересечении Кольцевой автодороги с Осташковским шоссе, на 29-м километре внутренней стороны МКАД, а также на съезде с 37-го километра МКАД на проезд Карамзина. В течение 2017 года экспериментальная обработка может быть продолжена и на других участках Кольцевой автодороги.

Предполагается, что полиуретановый состав зафиксирует конструкции откосов. Он не даст георешётке, которая поддерживает дорожные откосы, разрушиться, а щебню, который заполняет её ячейки, — осесть и просыпаться. Полиуретан предотвратит разрушение конструкции под действием водного потока, ультрафиолетового излучения и других внешних факторов.

Если участки МКАД, укреплённые с помощью полимерного состава, без потерь перенесут зимние холода и весенний сход снега, защитный слой начнут применять для укрепления и других дорог.

«Используются два способа обработки, — рассказали в ГБУ “Автомобильные дороги” . — При первом полностью демонтируют укрепление откосов — георешётку, заполненную щебнем или грунтом с травой, — и устанавливают новое укрепление. Затем конструкцию промывают, просушивают и покрывают полиуретаном. Этот способ применяется, когда откосы сильно изношены. Второй способ используют, когда существующее укрепление откоса можно не демонтировать и не менять полностью. Его ремонтируют, чистят и покрывают защитным составом».

Полиуретаном поливают откос вручную или наносят его с помощью специальных аппаратов. Затвердев, состав крепко связывает между собой щебень в ячейках решётки с самой решёткой. Обработанные полиуретаном откосы, как сообщили в ГБУ «Автомобильные дороги», можно будет не ремонтировать и не укреплять дополнительно как минимум в течение шести лет — именно такую гарантию даёт российский производитель защитного состава.

«Ни один из способов укрепления дорожных откосов не даёт такой долгосрочной гарантии. Полиуретановый состав прошёл испытания и способен выдерживать температуры от минус 80 до плюс 110 градусов Цельсия, а также сохраняет вяжущие свойства даже при водном потоке, скорость которого составляет 30 километров в час», — подчеркнули в ГБУ «Автомобильные дороги».

Также специалисты отметили, что обработанные полиуретаном решётки с щебнем на 20 процентов дешевле, чем бетонные укрепления, которые не столь износостойки. Эксперимент на трёх участках МКАД по использованию нового покрытия проводят зимой, чтобы посмотреть, как новое средство пройдёт испытание морозами и ветром, а также таянием снега весной.

В России укрепление дорог с помощью полиуретана стали применять с 2014 года. С помощью этой технологии укрепили, например, откос путепровода на трассе М4 «Дон», путепроводы на автомобильной дороге М5 «Урал», на Лыткаринском шоссе Московской области и в Смоленской области. Кроме того, защитное средство используется для укрепления береговых линий рек и связывания насыпи железных дорог.

В Москве распространено использование защитных и антивандальных покрытий для разных объектов городской инфраструктуры. Например, на столичных велопарковках тестируют высокотехнологичное . А на окна поездов метро наклеивают .

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТАХ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах.

Параметры насыпи: высота - 2,5 м; откосы 1:1,5; ширина поверху дорожной одежды - 10,0 м; длина участка - 100 м; 0,95, 0,98.

1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организация ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по сооружению земляного полотна. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах, а также работников технического надзора Заказчика, и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах.

2.2. Работы по сооружению земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.

2.3. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях для повышения морозоустойчивости, снижения морозного пучения и предотвращения пучинообразований дорожной конструкции при строительстве автомобильных дорог принимают специальные меры, назначаемые на основе технико-экономических расчетов. Такими мерами являются устройство теплоизоляционного слоя дорожной одежды из пенополистирольных плит Пеноплекс-45 . Данный слой обеспечивает теплозащиту пучинистого грунта земляного полотна от промерзания. Термоизолирующая прослойка Пеноплекса-45 со смежными слоями образует единый дополнительный слой основания, который может кроме термоизолирующей функции, при необходимости, нести одновременно функции дренирующего и морозозащитного слоя.

Рис.1. Дорожная конструкция при возведении земляного полотна на пучинистых грунтах


2.4. В состав работ, последовательно выполняемых при сооружении земляного полотна автомобильной дороги на пучинистых грунтах, входят:

- геодезическая разбивка участка дороги;

- разработка грунта в притрассовом резерве экскаватором;

- транспортировка и отсыпка грунта в насыпь автосамосвалами;

- распределение грунта слоями бульдозером;

- уплотнение слоев насыпи катками;

- планировка поверхности каждого слоя автогрейдером;

- устройство термоизоляционного слоя.

2.5. При устройстве перехода в качестве основных материалов используются: грунт пучинистый , карьерный III-й группы, 10, насыпная масса 1,85 т/м; песок среднезернистый , отвечающие требованиям ГОСТ 8736-93 ; геосетка ССНП-Нефтегаз 25х25 Л (100) (размер ячейки 25х25 см, ширина сетки 100 см), отвечающая требованиям ТУ 2296-009-00205009-2004; плиты "Пеноплекс 45" размером 2400х600х50 мм , отвечающие требованиям ТУ 5767-016-56925804-2011; НСМ "Дорнит-2" , отвечающий требованиям ТУ 8397-008-41993527-98.

2.6. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автогрейдер Д-180А; грунтовый каток ДУ-85 (эксплуатационная масса 13,0 т); бульдозер Б170М1.03ВР (емкость отвала 4,75 м) и экскаватор Volvo EC-290B (емкость ковша 1,45 м) в качестве ведущего механизма.

Рис.2. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.3. Одноковшовый экскаватор Volvo EC-290B

Рис.4. Грунтовый каток ДУ-85

Рис.5. Автогрейдер ДЗ-180А


2.7. Работы по сооружению земляного полотна на пучинистых грунтах следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения, основания и фундаменты;

- СНиП 2.02.05-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования;

- СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СНиП 2.05.07-97*. Промышленный транспорт;

- Пособие к СНиП 2.05.07-85. Проектирование земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий ;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по сооружению земляного полотна необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Перед сооружением земляного полотна должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- восстановлена и закреплена ось трассы дороги;

- восстановлены и закреплены пикеты и плюсовые точки;

- восстановлены и закреплены углы поворота;

- разбиты поперечные профили земляного полотна;

- подготовлено основание под насыпь земляного полотна;

- произведена плановая и высотная разбивка каждого слоя;

- определена длина сменной захватки для каждого слоя;

- подготовлен карьер и устроены въезды в забой.

3.4. В состав работ по восстановлению и закреплению оси трассы дороги входят следующие операции:

- обозначение границы полосы отвода дороги;

- визуальное провешивание оси трассы;

- закрепление на местности оси дороги, границы выемок и насыпей, ВУ, НК, КК;

- разбивка пикетажа.

Во время производства работ должны быть приняты меры к сохранению всех точек закрепления трассы. Поврежденные в процессе работ точки необходимо восстанавливать силами строительного участка.

3.4.1. Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту () по оси трассы, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера.

3.4.2. При визуальном провешивании оси дороги вначале вешками дают направление трассы, затем производят коррекцию разбивки и закрепляют точки кольями и выносками. Вехи высотой 2,0-3,0 м устанавливают через 20 м.

3.5. Восстановление и закрепление пикетов и плюсовых точек

Пикеты и плюсовые точки восстанавливают от начала дороги или от последнего пикета ранее восстановленного участка. При этом закрепляются все пикеты и плюсы запроектированного продольного профиля. Закрепление (выноска) ПК, ПК+ производится под прямым углом к оси дороги, забивкой колышка и сторожка за границей полосы отвода с одной или обеих сторон от оси дороги в створе с пикетным или плюсовым колышком.

На выносных колышках указывается расстояние их выноски от оси дороги N пикета и его высотная отметка. Расхождение в отметках точек дороги между проектными данными и данными двойного нивелирного хода или относительно высот реперов не должно превышать величину (в см) ( в км).

При восстановлении пикетажа на круговых и переходных кривых, вдоль дороги находят на кривой положение всех пикетов, переломных точек, точек начала, середины и конца кривой. НК и КК устанавливают по их проектным пикетажным значениям, а СК - отложением длины биссектрисы от вершины угла.

3.6. Восстановление и закрепление углов поворота

Вершины углов поворота восстанавливают по промерам от постоянных предметов местности, к которым они были привязаны; по створным точкам, оставшимся на линиях по трассе, а также угловой засечкой из смежных углов поворота трассы. ВУ поворота и створные точки закрепляют колышками и сторожками за границей земляных работ. На сторожках обозначают N угла поворота и его пикетажное положение.

3.7. Рабивка поперечных профилей земляного полотна

Поперечный профиль земляного полотна дороги разбивают через каждые 50 метров. На поперечном профиле обозначают колышками ось дороги, бровки и подошвы насыпи, а также кюветы, бермы и др. (см. рис.6). При разбивке насыпи, возводимой в несколько слоев, применяются переносные шаблоны, которые устанавливаются в точках подошвы откоса насыпи, наклон визира шаблона устанавливается в соответствии с принятой крутизной откоса насыпи (выемки), что позволяет контролировать заложение откосов.

Положение отбитых точек подошв насыпей можно обозначать запашкой вдоль них борозды и установки в нее створных деревянных 2 метровых вешек, окрашенных через каждые 10 см в белый и красный цвета, с прикрепленными к ним горизонтальными планками, верх которой соответствует отметке высоты насыпи.

Рис.6. Схема разбивки насыпи


Разбивку земляного полотна дороги производят путем непосредственного откладывания проектных элементов поперечного профиля земляного полотна от её оси (см. рис.7).

Рис.7. Схема поперечного профиля земляного полотна объездной дороги


3.8. Для подготовки основания земляного полотна необходимо выполнить следующие работы:

- расчистить полосу отвода от кустарника и мелколесья;

- установить границу снятия растительного слоя;

- произвести корчевку пней, удаление порубочных остатков и валунов;

- срезать растительный слой грунта, погрузить его на автосамосвалы и вывезти в притрассовый резерв для складирования;

- выровнять и уплотнить естественное основание.

Все эти работы рассматриваются в отдельных Технологических картах.

3.9. До начала производства работ по возведению земляного полотна, необходимо произвести расчеты по определению параметров устраиваемой насыпи земляного полотна, в том числе:

3.9.1. Толщину отсыпаемых технологических слоев насыпи земляного полотна

Где 0,40 м - проектная толщина технологического (в уплотненном состоянии).

Толщина слоя принимается в зависимости от применяемого катка - в нашем случае применяется грунтовый каток ДУ-85 (эксплуатационная масса 13,0 т) для песка пылеватого и супеси, из которых отсыпается насыпь земляного полотна, толщина уплотняемого слоя равна 35-45 см.

Для уплотнения рабочего слоя земляного полотна до 0,98 толщину уплотняемого слоя необходимо снизить на треть, снизить на треть рабочую скорость катка и на треть увеличить количество его проходов (10-12). При уплотнении технологических слоев земляного полотна до 0,95 количество проходов катка с сильной вибрацией должно быть в пределах 6-8, а первые два прохода делать со слабой вибрацией или без вибрации, на рабочей скорости 4-5 км/ч.

3.9.2. Количество технологических слоев в насыпи

Принимаем 4 слоя,

Где 0,50 - толщина рабочего слоя земляного полотна;

0,04; 0,06; 0,14; 0,24 - толщины слоев дорожной одежды.

3.9.3. Ширины технологических слоев насыпи земляного полотна

а). Верх рабочего слоя:

б). Низ рабочего слоя:

в). Площадь поперечного сечения рабочего слоя равна

г). Ширина каждого технологического слоя насыпи земляного полотна (считая от основания насыпи до низа рабочего слоя)

Cтраница 1


Откосы дороги с постоянной длиной образующих можно представить себе как ленту равной ширины, одной стороной прикрепленной к бровке дороги, а другой - соприкасающейся с окружающей местностью.  

Градуируя откосы наклонной дороги в той ее части, которая располагается на насыпи, построим 18 - е горизонтали, по которым откосы пересекаются с горизонтальной дорогой. Соединив точку К с точкой F и точку М с точкой Е, получим линии пересечения откосов двух дорог в том месте, где одна дорога расположена в выемке, другая - на насыпи. Как и в аналогичном примере, на рис. 449 отверстие туннеля не показано.  

Градуируя откосы наклонной дороги в той ее части, которая располагается на насыпи, построим 18 - е горизонтали, по которым откосы пересекаются с горизонтальной дорогой. Как и в аналогичном примере, на рис. 441 отверстие туннеля не показано.  

Градуируя откосы наклонной дороги в той ее части, которая располагается на насыпи, построим 18 - е горизонтали, по которым откосы пересекаются с горизонтальной дорогой. Соединив точку / Сет очкой F и точку М с точкой /, получим линии пересечения откосов двух дорог в том месте, г да одна дорога расположена в выемке, другая - гга насыпи. Как и в аналогичном примере, на рис. 441 отверстие туннеля не показано.  

На прямолинейном участке откосы дороги плоские. Здесь откосы представляют собой геликоиды. Проекции горизонталей откосов представляют собой плавные эквидистантные кривые. Отметив точки пересечения однозначных горизонталей откосов и местности, соединим их плавными кривыми, представляющими собой границу земляных работ. С бровкой дороги граница земляных работ пересекается в той же точке, в которой бровка пересеклась с топографической поверхностью.  

Напомним, что по этим горизонталям откосы дорог пересекаются с окружающей местностью. Найдя точки G и Я пересечения 2 / - х горизонталей откосов, соединим их соответственно с точками С и D. Прямые CG и DH представляют собой линии пересечения откосов двух дорог, расположенных в выемке.  

Чтобы предупредить обсеменение почвы, валики и откосы дорог скашивают до того, как растения начинают плодоносить. В течение лета растительность на валиках - к дорогах скашивают не менее 2 - 3 раз.  

Кроме параметров Rl и av геометрию поверхности откоса дороги определяет величина уклона откоса i.  

Rlt / I, i, характеризующими геометрию поверхности откоса дороги на кривой с подъемом.  

Таким образом, величина R0 определяется тремя независимыми параметрами Rt, Iv i, характеризующими геометрию поверхности откоса дороги на кривой с подъемом.  

По данным Екатеринбургского филиала ГипродорНИИ, больше всего хлоридов содержится в снеге на расстоянии до 3 м от бровки земляного полотна на откосах дороги. Количество хлоридов снижается на расстоянии до 20 м от обочины, если для очистки дорожного покрытия применяют машины, сбрасывающие снег у обочин. На участках с разной интенсивностью засоления изменяются численность почвенной фауны и состав доминирующих видов: полностью исчезают крупные беспозвоночные и резко снижается численность мелких. В водных экологических системах засоление сказывается на планктонных организмах и сообществах беспозвоночных.  

К новым перспективным технологиям инженерной подготовки территории относится комплекс природоохранных мероприятий с использованием полимерных композиций на основе поликомплексов для укрепления грунта с целью защиты откосов дорог, траншей, площадок от ветровой и водной эрозии и для рекультивации земель сроком на 8 - 10 лет.  

Эта линия является 28 - й горизонталью откоса дороги и вместе с тем линией пересечения откоса с горизонтальной площадкой, имеющей ту же отметку. В точке С 28 - е горизонтали откосов пересекаются между собой. С противоположной стороны дороги откосы симметричны.  

Так, во Франции осадок используется в сельском хозяйстве в качестве удобрения от 25 % станций аэрации; в Финляндии 31 % осадка используется сельским хозяйством, 17 % - в городском озеленении, 33 % - для устройства газонов и откосов дорог, 19 % - для приготовления компоста.  

Вначале строим откос, соединяющий обе горизонтальные площадки. Линией пересечения этого откоса с площадкой, имеющей отметку 22, является его 22-я горизонталь. Расположив вершину вспомогательного конуса в точке А, проводим его 22 - ю горизонталь, а касательно к ней через точку В - 22 - ю горизонталь откоса дороги. По ней откос пересекается с горизонтальной площадкой. Отметим точку С и соединим ее с точкой А. Дорога пересекается с горизонтальной площадкой по 22 - й горизонтали. С противоположной стороны дороги расположены симметричные откосы.  

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные