Нагорная проповедь нагорная читать, нагорная проповедь нагорная читать бесплатно, нагорная проповедь нагорная читать онлайн. Вера православная - нагорная проповедь Проповедь называется нагорной потому что

Нагорная проповедь

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея. После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною. Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви. В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона. Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения. Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5, 17). ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми. 1. "Блаженны нищии духом, ибо их есть Царство Небесное." (Матф.5:3) Нищии духом (смиренные) - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные. Этими словами Христос возвестил человечеству совершенно новую истину. Чтобы войти в Царство Небесное, необходимо осознать, что в этом мире человек не имеет ничего своего. Вся его жизнь находится в руках Божиих. Здоровье, силы, способности - всё есть дар Божий. Нищета духовная называется смирением. Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель. Только оно открывает сердце человека для восприятия Божественной благодати. Послужить духовному совершенству может и нищета телесная, если человек выбирает её добровольно, ради Бога. Об этом сказал в Евангелии одному богатому юноше Сам Господь Иисус Христос: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах…" Юноша не нашёл в себе силы пойти за Христом, так как не смог расстаться с земным богатством. Нищими духом могут быть и богатые люди. Если человек поймёт, что земное богатство - тленно и скоропреходяще, то сердце его не будет зависеть от земных сокровищ. И тогда ничто не помешает богатому стремиться к приобретению духовных благ, к стяжанию добродетелей и совершенства. Нищим духом Господь обещает великую награду - Царство Небесное. 2. "Блаженны плачущие, ибо они утешатся." (Матф.5:4) Плачущие (о грехах своих) - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость. Говоря о плаче, Христос подразумевал покаянные слёзы и скорбь сердца о совершённых человеком грехах. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал: “Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете” (Лука.6:25). Господь утешит плачущих о своих грехах, дарует им благодатный покой. Их скорбь сменится вечной радостью, вечным блаженством. “Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их” (Иер.31:13). 3. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю." (Матф.5:5) Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном. Кроткий человек никогда не ропщет ни на Бога, ни на людей. Он всегда сожалеет о жестокости сердца обидевших его и молится об их исправлении. Величайший пример кротости и смирения явил миру Сам Господь Иисус Христос, когда, распятый на Кресте, молился за Своих врагов. По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь. 4. “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.” (Матф.5:6) Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы. 5. "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут." (Матф.5:7) Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия. 6. “Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога.” (Матф.5:8) Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его. 7. “Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены Сынами Божьими.” (Матф.5:9) Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу. 8. “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.” (Матф.5,10) Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное. 9. “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.” (Матф.5:11-12) Если человека за веру Христову, за праведную жизнь во Христе будут подвергать гонениям, поношениям, клевете и брани, и если человек все это терпеливо будет сносить, то такого человека ожидает великая, самая высокая награда на небесах (то есть очень высокая степень вечного блаженства). После того, когда Иисус Христос провозгласил девять заповедей Блаженства, Он продолжил в Нагорной проповеди излагать Свое Учение. Иисуса Христа окружала толпа народа, состоящая преимущественно из евреев, которые мечтали о восстановлении израильского государства, которые жаждали земных благ и удовольствий в этом царстве. С разочарованием евреи, книжники и фарисеи, услышали о том, что Царство Божие ожидает не их, потомков Авраама, Исаака, Иакова, а нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных за правду, гонимых и злословимых за имя Христово. О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ (Матфея 6:25-34; Луки 12:22-31) Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы. "Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам". Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так: 6:26 Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 6:33 Ищите же

Нагорная проповедь

Христос делами и чудесами являл приблизившееся Царство Божие, в котором нет «ни печали, ни воздыхания», и в то же время Он раскрывал тайну этого Царства и условия достижения его в Своих поучениях.

Одна из бесед Иисуса Христа известна под названием «Нагорная проповедь»; произнесена она была на невысокой галилейской горе перед учениками и народом.

Христос открыл иудеям, что Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по другим законам. Все евреи считали, что они достойны войти в Царство Божие уже потому, что они богоизбранный народ. Господь показывает им, что Царство Божие это не новый общественный строй, не покорение евреям всего мира, но торжество любви, правды, благодати Божией, и человек уже на земле может знать, что такое Царство Божие, если имеет в своем сердце Бога.

Вопреки другому распространенному представлению, что счастье – это некое земное благополучие или обладание материальным богатством, Иисус Христос говорит, что подлинным счастьем (блаженством) для человека, созданного по образу и подобию Божию, является достижение Царства Божия. Войти в это Царство и обрести вечное блаженство жизни с Богом могут только благочестивые люди, которые собирали богатство (т. е. благодать Божию и добродетели) не на земле, но на небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут » (Мф. 6.20). Об этом говорят заповеди блаженства , с которых начинается Нагорная проповедь:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф. 5.3–12)

Заповеди блаженства показывают, что только люди, посвятившие свою земную жизнь борьбе со страстями и грехами, войдут в Царство Божие. Все эти заповеди связаны между собой. Человек смиренный, осознавший свою духовную нищету, будет плакать о своих грехах. Видящий себя грешником не сможет гневаться на людей из-за их проступков, но будет кротким и милостивым к ближним. Единственное желание кающегося – желание знать и исполнять волю Божию, чтобы угодить Богу, как сын хочет угодить отцу: человек будет алкать и жаждать правды Божией и это будет таким же естественным для него желанием, как желание есть и пить. Смиренный, кроткий, желающий быть с Богом будет заботиться о чистоте своего сердца. Уподобляясь Сыну Божию, примирившему Бога и людей, он станет миротворцем – приобретет душевный мир и поэтому сможет сделать мирными других людей. Если придут испытания его веры, он останется крепким, стойким и преданным Богу, несмотря на жестокость гонений. Для идущих таким путем Царство Небесное открывается уже на земле: Бог их утешает, открывает им Себя и тайну будущего века.

Эти девять заповедей блаженств дополняют ветхозаветные заповеди (Декалог) и одновременно представляют собой в сокращенном виде всё нравственное учение Нового Завета.

Ветхозаветный закон не мог привести человека к совершенству. Он мог ограничить зло и ввести в жесткие рамки поведение человека, но не мог помочь человеку преодолеть зло внутри себя. При этом ветхозаветные заповеди носили негативный характер: «Не убивай… не прелюбодействуй… не кради… не лжесвидетельствуй ». В ветхозаветных заповедях главенствовал дух строгости: они налагали строгие прещения в категорической форме, т. е. говорили о том, что нельзя делать под страхом смерти. В отличие от них, новозаветные заповеди обращены к внутреннему устроению человеческой души: в них излагаются не требования, а условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство: если хочешь достичь Царства, будь таким…

Преподав народу девять заповедей блаженств, Господь затем обратился непосредственно к ученикам и назвал их «солью земли » и «светом миру ». Эти названия раскрывают призвание учеников Христа – христиан. Соль на Востоке в то время использовалась для сохранения продуктов; так и христиане, живя на земле, должны чистотой своей жизни и учением о спасении во Христе способствовать сохранению этого мира от нравственной порчи и греха. Называя верующих «светом миру», Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5.14–16).

Далее Господь сравнивает Свое учение с существующими у иудеев религиозными взглядами. Заповеди блаженства и другие поучения Христа были настолько необычны для слушателей, что им, привыкшим к безжизненному учению раввинов и формальному соблюдению закона, они могли показаться совершенно новыми, противоречащими закону Моисея или вовсе отменяющими его. Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить », т. е. Он не отменяет Закон Моисеев, но дополняет его и глубже раскрывает смысл уже известных им заповедей. Напоминая слушателям некоторые ветхозаветные заповеди, Христос далее говорит: «А Я говорю вам …», и далее показывает, что грех совершается не только злым поступком, но и нечистой мыслью. Поэтому грех можно победить, только очистив от зла свой ум:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует .

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас …» (Мф. 5.21–44)

Очищение сердца требует постоянной борьбы с самим собой, со своими страстями и похотями, и ради Царства Небесного, говорит Господь ученикам, никакой подвиг не может быть слишком велик: «Если… глаз твой соблазняет тебя, вырви его… лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну » (Мф. 5.29).

В Ветхом Завете существовало понятие праведности , но фарисеи и книжники его очень упростили: праведным почитался человек, не совершавший грубых и явных преступлений и соблюдавший предписания обрядового закона (принесение жертв, обряды внешнего очищения, соблюдение субботнего покоя). Сами книжники и фарисеи гордились доскональным знанием всех обрядов закона, и весь народ их очень уважал и считал святыми – особенно фарисеев.

Но Иисус Христос знал, что духовные руководители еврейского народа потеряли истинный смысл Божьего закона за формальным и лицемерным исполнением обрядового Закона. Поэтому, указывая пути в Царство Божие, Спаситель просит учеников не подражать книжникам и фарисеям и опасаться формального соблюдения заповедей Божиих. Если человек молится или постится или подает милостыню, он должен стараться делать это тайно, не напоказ, потому что лицемерие – духовная болезнь, которая обесценивает все добродетели. Господь предупреждает – лжеправедность может стать препятствием для входа в Царство Божие: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное » (Мф. 5.20).

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. Однажды Иисус взошел на «некую гору», чтобы отдаться молитве, но, против обыкновения, вместо того чтобы, как было всегда в подобных случаях, остаться одному, позвал за собой и всех апостолов. Вместе с ним на гору взошли Симон-Петр и Андрей (сыновьяИоны),

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Нагорная проповедь. Мф. 5: 1-7: 29; Лк. 6: 20-49 Избрание двенадцати апостолов было большим событием в проповеднической деятельности Господа нашего Иисуса Христа. До этого Он еще не делал такого подробного изложения Новозаветного учения, которое должно было прийти на смену

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Нагорная проповедь Стандартный способ указания на нравственное и пастырское учение Христа в той конкретной форме, которую оно принимает в гл. 5 - 7 Евангелия от

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Нагорная проповедь После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Нагорная проповедь Мф. 5, 1-48; 6, 1-34; 7, 1-29; 8, 1–4; Мк. 9, 50; 11, 25–26; Лк. 6, 20–49; 11, 33–36; 12, 22–34, 57–59; 14, 34–35; 16, 13, 17–18 Избранием двенадцати апостолов положив основание Своей Церкви, Господь восхотел теперь раскрыть дух и смысл Своего учения. Между народом были распространены мечты о

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ традиционное название цикла речений Иисуса Христа, включенных в Мф (5–7) и Лк (6:20–40). Название Н.п. происходит от места, где, согласно Мф, Господь произнес эти речения («взошел на гору», 5:1). Согласно Лк, проповедь была произнесена на равнине (6:17), причем отд.

Из книги Следуя Христу автора Бонхеффер Дитрих

Нагорная проповедь

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Нагорная проповедь

Из книги Библейские легенды. Легенды из Нового Завета. автора Автор неизвестен

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Окружило Иисуса множество народа, пришли люди послушать его и исцелиться от болезней своих. Все хотели прикоснуться к Иисусу, потому что от него исходила целительная сила.Увидел Иисус людей, поднялся на высокое место, сел, и приблизились к нему

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Нагорная проповедь (5:1–7:29) (Лк. 6:20–23)1 Увидев множество народа, Иисус поднялся на склон горы и сел там. К Нему подошли Его ученики, 2 и Он начал их учить такими словами:3 - Блаженны нищие духом, потому что им принадлежит Небесное Царство a.4 Блаженны плачущие, потому что они

Из книги Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества автора Гаер Джозеф

Нагорная проповедь На протяжении многих лет Иисус читал и слышал о пришествии Мессии. Во всех книгах и рассказанных шепотом историях Спаситель казался лишь мечтой всех скорбящих. Но из уст Иоанна слетели слова, которые четко провозглашали близкое пришествие Спасителя. В

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Нагорная проповедь Христос делами и чудесами являл приблизившееся Царство Божие, в котором нет «ни печали, ни воздыхания», и в то же время Он раскрывал тайну этого Царства и условия достижения его в Своих поучениях.Одна из бесед Иисуса Христа известна под названием

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Нагорная проповедь Иисус продолжал делать то, что поручил ему Господь Бог: ходил по городам и маленьким селениям и учил людей тому, что надо любить друг друга и жить в согласии между собой.Однажды он пришёл к высокой горе и поднялся на её вершину, чтобы помолиться. С ним

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Нагорная проповедь Увидев однажды собравшийся вокруг Него народ, взошел Иисус на гору и сел на вершине. И тогда обступили Его ученики. И вот чему учил их Иисус и что говорил им: Блаженны те, кто довольствуется малым, потому что им принадлежит Царствие Небесное. Блаженны те,

Знаменитая нагорная проповедь Иисуса суммирует все учение христианства. Если у человека нет времени читать всю Библию или даже один Новый завет, или даже одно Евангелие (благовествование), он может читать Нагорную проповедь. Человек найдет в ней емкое, завершенное понимание христианства, которое сможет постоянно углублять.

Мы надеемся, что эта книга принесет пользу и тем, кто только интересуется духовной жизнью, и тем, кто уже достаточно развит в этом плане.

Нагорная проповедь названа так потому, что провозглашена с горы. Большинство проблем человечества исходят из-за духовного голода, и слушая о Всевышнем Господе, создателе всего сущего, можно утолить эту главную потребность жизни.

Иисус обращался к людям с горы, расположенной недалеко от Капернаума, но Он мог говорить и с любой другой горы. Сегодня те, кто хорошо усвоил идеи духовной жизни, могут говорить с таких "гор", как интернет-сайты, радио, телевидение, газеты и так далее.

В полном виде Нагорная проповедь содержится только у евангелиста Матфея (Левия), который первый и записал Его учение. Части Нагорной проповеди встречаются также у Луки. Записав Евангелие, Матфей долгое время проповедовал в Палестине среди евреев, а затем распространял духовное послание в других странах, и был убит в Эфиопии.

К сожалению, материальный мир населяют живые существа, стремящиеся забыть о Боге, для строительства своего отдельного личного счастья. Поэтому обитателям этого мира особо никогда не нравится слышать, что существует кто-то более великий и могущественный, чем они. Как и другие проповедники истории Иисус и многие его ученики были гонимы и казнены.

Тем не менее, главное, ради чего пришел Сам Иисус - Его послание - осталось. И даже спустя две тысячи лет каждый может извлечь из него то же самое благо, как если бы говорил с Иисусом лицом к лицу.

Глава 1 (5)

1-2
«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:»
Для получения любого знания нужно пойти к опытному человеку, который уже сведущ в нем. Точно так же духовной жизни можно научиться у духовного учителя, который в какой то степени, или в идеале - в полной - усвоил принципы вечной жизни. Духовное образование похоже на обычное. Учитель объясняет желающим о Боге, и слушатели стараются понять, и если им что-то не вполне ясно, задают вопросы. Опытный духовный учитель видит, что могут и чего не могут понять конкретные люди, и дает им уроки соответственно их способностям.

3-4
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Блаженны (счастливы) - так как обретут награду. Нищие духом - означает, смиренные, терпеливые, то есть достойные принять дар, обрести. Общий смысл таков, что если человек желает духовной жизни, Бог помогает ему.

5-6
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
Те, кто желают - получают. Мир реален, поскольку его источник также реален, и познаваем. Хотя Бога невозможно познать полностью, так как его Величие безгранично, принципиально понять Его можно. И поскольку Всевышний Господь Величайший, говорить о Нем, познавать Его - самое важное дело в жизни. Нет ничего важнее этого.

7
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Что посеешь - то пожнешь, таков закон справедливости. Те кто милостивы (милосердны) к другим в материальном отношении, получают материальное вознаграждение. А те кто милосердны духовно, то есть говорят о Боге - получают все виды вознаграждений: и духовное и материальное.

8
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Всевышнего Господа можно увидеть с помощью духовного зрения. В писании есть утверждения, что Бога видеть невозможно - для материалистичных людей, жаждущих увидеть Его материальными глазами. Новичкам в духовной жизни нужно понять, что Бог нематериален, и когда они понимают, что существует дух, духовная форма, тем же людям говорится, что видеть Бога возможно.

9
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
У Всевышнего Господа много сыновей, о чем многократно упоминается в Библии. Бог – вечный Отец всех живых существ, и в широком смысле, все Его сыновья. Тем не менее, когда человек осознанно стремится понять Бога, Он сам помогает ему, признавая его таким образом.

10
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
В материальном мире все более или менее относительно, тем не менее, духовные ценности или духовная правда, абсолютна. Царствие Небесное или духовный мир – не аллегория, он существует, и те, кто думают о нем, достигают его по милости Господа.

11-12
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
Материальное царство все находится более или менее в компетенции дьявола, или безбожия. В какой бы стране или момент времени не появился проповедник, основная масса людей считает его помехой своим планам. Не стоит этому удивляться, это закономерно.

13
«Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».
Проповедь - самая сложная, но самая важная часть духовной жизни. В какой-то посильной мере каждый человек должен учиться слушать о Боге и проповедовать.

14-16
«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Нет никого больше, чем Бог, или равного Ему в чем-либо, поэтому знание о Нем – лучшее и из всех обретений. Оно сравнивается со светом, или например, прекрасным плодом, который нужно обязательно раздавать другим.

17
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Дух един и духовное знание едино. Принципиально все пророки и святые говорят об одном и том же – что Бог существует и нужно стремиться познать и полюбить Его. Однако, люди с узким мышлением, впечатляясь разницей в некоторых фразах, считают, что пророки говорят о разном, или даже о противоположном. Такие люди ошибаются.

18
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».
Прейдет, то есть закончится. Священное писание описывает мир объективно, в отличие экспериментального человеческого знания, которое ошибочно в той или другой степени. Тем не менее, самонадеянные люди, беря за истину относительные «научные» данные, считают, что они правы, а Библия например, или другое священное писание, полно ошибок.

19
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».
Истина и критерий истины – у Бога, или в Царстве Небесном, а не у людей. По этой причине развитые в духовном плане личности заботятся о соответствии оценкам священного писания, и не особо заботятся об оценках людей с мирскими интересами.

20
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Книжники – имеющие формальное образование переписчики, и фарисеи – направление в религии, особо выделявшие моральный облик, "безупречность". Ставить превыше Бога относительное мирское образование или даже нравственность – достаточно типичные заблуждения, наблюдаемые и сегодня. Хотя и образование и нравственность достаточно важны на определенном этапе личного развития, Абсолютную истину с их помощью не понять даже в теории. Господь - источник всего, и не зависит ни от чего. Его можно понять, лишь внимая Ему Самому.

21-22
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "негодный", подлежит Верховному судилищу; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной (ад)».
Бог справедлив и создал справедливые законы. Справедливость - означает мера за меру. Сколько человек отнимает, столько он и должен вернуть. Так в справедливом государстве убийца должен быть казнен, и любое незаслуженное действие в отношении другого, наказуемо соответственно ущербу.

23-24
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
У каждого существа собственная индивидуальность, свои собственные отношения с Богом, окружающим миром. Поэтому стоит быть осторожным, чтобы не притеснить кого-то понапрасну. Если такое произошло, свою вину нужно заглаживать перед конкретным человеком. Не стоит думать, что можно намеренно грешить против других и потом получить прощение у Бога. Господь может простить за действия в свой адрес, но не за действия в отношении других.

25-26
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (мелкая монета)».
Примирение с другими хорошо даже для обычной спокойной жизни. Бог справедлив, поэтому в Его детях, обычных людях, также есть это стремление к справедливости. Они пытаются поймать и изобличить того, кто творит нехорошее. Жизнь праведников наполнена счастьем, а грешников - полна тревог.

27-28
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
И чистота, и загрязнение исходит из ума. Если человек, например, смотрит на женщину без вожделения, то он чище того, кто смотрит с вожделением, или даже того, кто находится вдали от женщин, и не смотрит, но думает о них с вожделением. Целомудрие – это больше состояние ума, чем тела.

29-30
«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (ад). И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».
Очень логично. Свои разум, глаза, руки, ноги и все остальное необходимо употреблять для познания Всевышнего Господа, источника всего сущего. Так наш разум, руки, ноги и остальное становятся оторваны от эгоистической занятости для себя, или соблазнения, и наша жизнь очищается.

31-32
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Если жена не верна мужчине, и не желает исправляться, он может оставить ее. Но если она верна ему, ли, по крайней мере, старается, но мужчина просто ищет более комфортной жизни где-то в другом месте, и оставляет жену, он поступает неправильно.

33-36
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно
престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным».
В более древнее время люди могущественнее и мудрее, поэтому давали клятвы, которые могли исполнить. Со временем из-за увеличения безбожия, они в ощутимой мере потеряли разум и хорошие качества, и, соответственно, способность держать слово. Когда человек слаб, ему лучше не клясться вовсе.

37
«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (сатана)».
Если человека спрашивают о том, что он может или не может сделать, лучше отвечать кратко и ясно, например – да, нет.

38-39
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»;
Способность прощать можно рассмотреть как проявление силы. Слабый или материально заинтересованный человек не может по-настоящему прощать, тогда как для достаточно возвышенного человека это возможно. Нецивилизованного человека возвышает принцип справедливости, или «мера за меру», и когда он становится цивилизован, далее он может понять еще более возвышений принцип – прощение. Эти принципы продолжают один другой.

40-42
«И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся».
Если человек стремится ко все большим материальным обретения, ему рекомендуется жертвовать другим хотя бы часть своего имущества. Помогать нуждающимся - благородно, плюс к этому человек обретает опыт того, что счастье исходит изнутри, от души, а не от количества имущества.

43-44
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
С духовного уровня человек видит, что все живые существа – сыновья одного Высшего Отца, так что он в целом хорошо относится к каждому.

45
«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
Господь беспристрастно смотрит на материальные богатства и никому не завидует. Такие же качества обретают его слуги.

46-48
«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (сборщики податей)? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Всевышний Господь в совершенстве мудр, великодушен и независим, нет никого выше или равного Ему в совершенствах.

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Новый Завет

Нагорная проповедь

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств . Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною .


Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви.

В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5 , 17).

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными , т. е. самыми счастливыми.

Нищии духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные.

Плачущие - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

Алчущие и жаждущие правды - люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) - хлеба и жаждущие - воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

Чистые сердцем - люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

Миротворцы - люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

Изгнанные за правду - люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы.

"Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам".

О НЕОСУЖДЕНИИ БЛИЖНЕГО

Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: "не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить (т. е. если вы будете снисходительны к поступкам других людей, то и Божий суд будет милостив к вам). И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего (т. е. всякого другого человека), а бревна в своем глазе не чувствуешь? (Это значит: зачем ты любишь подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочешь видеть и больших грехов и пороков?) Или, как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза (постарайся прежде всего исправить самого себя), и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего" (тогда сумеешь и в другом исправить грех, не оскорбляя, не унижая его).

О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНЕГО

"Прощайте, и прощены будете", сказал Иисус Христос. "Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".

О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, т. е. врагов наших. Он сказал: "вы слышали, что сказано (вашими учителями - книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".

Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники?

Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный?

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ОБРАЩЕНИЯ С БЛИЖНИМИ

Как мы должны обращаться с ближними своими всегда, при всяком случае, на это Иисус Христос дал нам такое правило: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди любили нас" делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними". (Не делайте другим того, чего себе не желаете).

О СИЛЕ МОЛИТВЫ

Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы. Иисус Христос так сказал об этом: "просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злыми, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него".

О МИЛОСТЫНЕ

Всякое доброе дело мы должны делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему. Иисус Христос сказал: "Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно" - если не сейчас, то при последнем суде Своем.

О НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРЫХ ДЕЛ

Чтобы люди знали, что для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: "не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! - войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного", то есть мало быть только верующим и богомольным, но надо еще совершать те добрые дела, который Господь требует от нас.

Когда Иисус Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея главы - 5, 6 и 7-я, от Луки, гл. 6, 12-41.

Новый Завет

Нагорная проповедь

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств . Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною .

Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви.

В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5 , 17).

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные