Михаило архангельский монастырь. Михайло-Архангельский монастырь (Великий Устюг). Храм во имя Знамения Божией Матери

ГЕОРГЕВ ГРАД

Как и Переславль-Залесский, Георгев-град был поставлен в районе концентрации исконного населения - мери. Об этом говорят чисто мерянские гидронимы, как то «Колокша» и «Гза» (Кза), у места слияния которых город и стоит.
- Курган, 11-13 вв . Территория города, урочище Юрьева гора. Исследован в 1852 г. А.С. Уваровым. Содержал погребение воина-кочевника с конем, датирован 12 в. Остатки кургана разрушены строительными работами.

Крепостной вал Юрьев-Польского

Насыпанные около 1152 г., валы, несомненно, были первым сооружением в новом городе, в черте, надо полагать, старого мерянского поселка. В итоге получилась мощная крепость, небольшая, но хорошо укрепленная.
Площадка городища округлой в плане формы размерами ок. 340х230 м., площадью ок. 9.5 га., окружена кольцевым валом высотой 4-6 м. при ширине в основании 18-20 м. и сильно заплывшим рвом перед ним, в настоящее время имеющим глубину 0.8-1.2 м. при ширине 25-28 м. Общая длина валов ок.1 км. Валы сохранились почти по всему периметру, кроме небольшой части возле Михайло-Архангельского монастыря. Исследование южного вала показало, что он был насыпан в 12 в., в два приёма. Насыпь состояла из суглинка с большим количеством гумусных прослоек. Внутривальные конструкции не обнаружены.
В системе укреплений имеются разрывы от трёх проездных ворот шириной 25-50 м.: северные - Ростовские, юго-восточные - Владимирские, юго-западные - Московские (более поздние).
На валах стояли деревянные укрепления.
Имя города говорит за то, что Юрий Долгорукий , похоже, строил его как собственную резиденцию. Однако, другое его детище - Переславль Залесский - оказалось более удачным. Долгорукому в Юрьеве и пожить-то толком не удалось. Долгорукого пленила красота мест. Ему понадобился опорный пункт среди непокорной мери. Все так. Но словарь Брокгауза-Евфрона недоумевает, зачем в этом экономически провальном месте вообще понадобилось строить город. Юрьев стал провинциальным еще в древнюю пору.

Внук Долгорукого, сын Всеволода (и чешской королевны Марии), князь в 1212 году по смерти отца получил в удел город Юрьев (1212 - 1238 гг.).
В 1212 г. Юрьев был центром небольшого самостоятельного княжества, которое выделялось из состава Владимиро-Суздальской земли и находилось в управлении у Святослава.
После Липецкого сражения Святослав вернулся в Юрьев. Князь немало сделал для города.

Среди находок из слоя домонгольского времени следует отметить железные цилиндрические замки и ключи к ним, ножи, инструменты ремесленников, стеклянные браслеты, перстни, бусы, обломки стеклянных кубков. Найдены также части хороса (подвесного светильника), в том числе детали днища, цепей, кронштейнов для свечей в виде фигур драконов.

Святослав разрушил в 1230 году постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 г. была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». Также был украшен резным камнем Троицкий придел собора. Этот храм славился своей красотой и у людей последующего, XIV в.
См. Князь Святослав III Всеволодович .

В те же годы он основывает Михайло-Архангельский монастырь.

Михайло-Архангельский монастырь



В 1238 г. войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении.

В 1252 г. княжество наследует Дмитрий (+1269 г.). Последним юрьевским князем был некто Иван Ярославич, который зимой 1339/1340 гг. вместе с ордынцами ходит на Смоленск, каковое славное деяние было последним упоминанием независимого Юрьевского княжества.
Ок. 1347-1348 гг. оно переходит в состав Великого княжения Владимирского.
В 1382 г., когда Тохтамыш грабит владения Дмитрия Московского, среди них он поджигает и окрестности Юрьева.

В XVI в. Крымский вельможа, родственник Гиреев Абдул-Литиф приехал в Москву в 1493 г., в пору хороших отношений Крыма с Россией, и сел на престол в Звенигороде. В 1499 г. Москва посадила его на казанский престол (она была под протекторатом Москвы), но вдруг начал проводить недружественную России политику (отношения с Крымом стали в то же время быстро портиться). В 1502 г. русский отряд является в Казань, Абдул-Латифа низлагают, и отправляют в ссылку на Белоозеро. Менгли-Гирей, пытаясь выручить своего родственника, писал в Москву, в итоге в 1507 г. Абдул-Латифа выпустили из ссылки, и дали в кормление Юрьев-Польский, где он и помер в 1517 г.
С 1552 г. в Юрьеве жил князьком астраханский вельможа Кайбула (правильнее - Абдалла), родственник последнего казанского царя Едигера. Кайбула передался на сторону русских еще до падения Астрахани. Вот что говорил про него русский посол турецкому паше в Стамбуле: «Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его царь Саин-Булат господствует в Касимове (правил в 1567-1573 гг.), царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Суржике, князья ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях...» Этот Кайбула отличился в Ливонской войне (1558 г.), причем в компании соплеменников: сам Кайбула руководил правым флангом, передовым полком - Токтамыш, всей армией - касимовец Шах Али. Вся эта компания набиралась для войны с Крымом, причем Тохтамыша предполагалось посадить на трон в Бахчисарае вместо Гирея. Но обстоятельства сложились так, что двинули на Швецию.
И, наконец, Самозванец в 1609 г. отдал Юрьев Магомету Мураду, сыну Касимовского хана Ураза Мухаммада (1600-1610 гг.). Ураз принял сторону Самозванца, однако, по доносу сына, был убит под Калугой во время охоты. За него отомстил ногаец Урусов, который прибил самого Самозванца со словами – «знай, собака, как убивать татарских царей».

Михайло-Архангельский монастырь находится целиком в черте валов, так, что кажется сам кремлем. Монастырь, будучи разрушенным в 1238 г., не восстанавливался до XVI в.

В 1555 г. усердием князя М.И. Кубенского около Михайло-Архангельского монастыря возвели каменную ограду в 40 саженей и «по ней пристроены три башни большие, верх шатровый».






От старины остались лишь три башни, они «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.
Строители стен в свое время столкнулись с непростой проблемой: на территории монастыря есть прудик («ковчег» - их рыли строго определенного размера). Из пруда вытекала небольшая речушка. Пришлось строить проход для этой воды. Вода все-таки размывала стены, что, наверное, и вызвало необходимость их ремонта именно на этом участке в XXIII в. Боевой ход стен, там, где нам удалось его проследить - чисто декоративный.

В 1560 г. благодаря князю М.И. Кубенскому монастыре была отстроена первая каменная двухэтажная соборная церковь с Ильинским пределом. Неоднократно подвергалась переделкам и обновлениям. С 1792 г. была перестроена в одноэтажный пятиглавый соборный храм.
В 1630 г. в монастыре появляется новая клетская церковь, освящённая в честь пророка Ильи.

В 1654 г. в западной стене монастыря построены «святые ворота».
В 1670 г. на «святыми воротами» Михайло-Архангельского монастыря сооружена пятиглавая Богословская церковь (Иоанна Богослова) .









Надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.)

В монастыре было немало подарков от князя Д. М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское.

Отдельно стоящая, крайне оригинальная колокольня была построена в 1684 г. В 1687 г. был отлит второй по величине колокол для колокольни монастыря. Весил он 109 пудов.


Колокольня

В 1804 г. были слиты и повешены колокола усердием Петра Петровича Карцева: в собор в 518 пуд, в Архангельский монастырь в 318 пуд, в Покровский приход в 210 пудов.
В нач. ХХ в. на колокольне было 9 колоколов: 6 больших и 3 малых. Самое большое клепало весило 320 пудов. Один из колоколов был отлит в 1864 г. для монастыря по заказу местной купчихи Анфисы Початовой в вечное поминовение её мужа Феодора. По воспоминаниям старожилов звон Михайло-Архангельских колоколов выгодно отличался от прочих звонов местных приходских храмов, зачастую послушать колокольный звон «Михаила Архангела» приезжали даже из деревень. Звонарем в то время был иеродиакон Галактион (в последствии – прозорливый старец). Сорока лет, из крестьян, окончил сельскую школу.

После прихода к власти большевиков, колокола были сброшены со звонницы и дальнейшая их судьба неизвестна.

Металлические била , сделанные из кислородных баллонов и в 2002 г. к 850-летию города Юрьева поднятые на колокольню.
Изготовлены они по подобию изобретённого в 1893 г. англичанином Герингтоном набора цилиндров разной длины с бьющими по ним молоточками. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра - сила. Преимущество таких «колоколов» в том, что они поддаются точному строю и не столь массивны, как колокола.

Била. На концах била сверлят 3, 4 или 5 отверстий, которые символизируют 3 - Троицу, 4 - Крест, 5 - Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Малое (ручное) било держится в левой руке, звук извлекается путём ударения (клепания) по нему деревянным молотком от центра к краям. Било большое (великое) подвешивается при входе в храм, или у трапезной, или около келии, на колокольне. Звук извлекается тем же образом, что и у малого била.

К звонарскому делу во все времена допускались и допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. Так как звонарь является связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится её продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарь должен знать не только основы православного звона, но и хорошо знать богослужение.

Виды звонов:
Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несёт благую, радостную весть о начале богослужения.
Перезвон - представляет собой печально-торжественный звон поочерёдно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.
Трезвон - это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения.

Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам, жителям древнего Китая и Японии (860 - 824 гг. до н.э.).
Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к Святителю Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431 гг.) в сонном видении ему явился Ангел с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослуженииколокола, проделав большой исторический путь, стали и для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.

Смотровая площадка и выставка «Монашеская келья» в здании колокольни

Выставка представляет собой несколько узких залов с малоинтересными экспонатами, а со смотровой площадки открывается неплохой вид на город и окрестные поля.












В 1685 г. в монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I.

В 1792 г. было начато строительство Михайло-Архангельского собора (окончено в 1806 г.).






Михайло-Архангельский храм. 1772-1809 гг.

В Михайло-Архангельском храме располагалась выставка «Художественная резьба по дереву» .











В 1804 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили деньги на строительство трёхъярусного иконостаса для Михайло-Архангельского собора.
В 1814 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на церковную утварь для монастыря.
В 1817 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на золочение иконостасов церкви Знамения Божией Матери и Михайло-Архангельского собора.

Комплекс частично вернули церкви, предоставив музею и монастырю делить площади храмов и подсобных построек. В Михаило-Архангельском соборе ведутся службы. Бывшая там уникальная коллекция деревянной православной скульптуры теперь закрыта.
Всего в монастыре 3 монаха, включая настоятеля. Кельи находятся в башнях.

Знаменская трапезная церковь (1625 г.) сливается с покоями архимандрита. Считается, что Знаменская церковь перестроена из еще более древней.




Знаменская трапезная церковь

В 1809 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили средства на кровлю Знаменской церкви и трапезной палаты Михайло-Архангельского монастыря.


Архимандритский корпус. 1684 г.

В 1763 г. на территорию монастыря перевезена Георгиевская церковь и построен Архимандритский корпус .
В здании Архимандритского корпуса располагаются экспозиции Юрьевского историко-архитектурного и художественного музея :
- Крестьянство и земледелия Владимирского Ополья;
- История мануфактуры Юрьев-Польского уезда.

Георгиевская деревянная церковь (1718 г.) была перевезена из села Егорье. Церковь является образцом древних клетских храмов в основе которых лежит архитектура русской избы. Основной художественный эффект этого сооружения заключается в контрасте между приземистым широким основанием храма и сильно повышенным верхом. Храм был сооружён без применения пилы и гвоздей.

Георгиевская деревянная церковь

В 1764 г. был упразднен Петропавловский монастырь, основанный как мужской митрополитом Суздальским Илларионом. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла поступила в ведение Архангельского монастыря. В 1825 г. епархиальное начальство решило Петропавловскую церковь упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю. В 1830 г. церковь была разрушена.

В 1862 г. при Михайло-Архангельском монастыре открылась бесплатная воскресная школа.

В 1918 г. был закрыт Михайло-Архангельский монастырь.
В 1921 г. музей обосновался в здании бывших Хлебниковых номеров, а потом был переведён в помещения Михайло-Архангельского монастыря".
24 ноября 1924 г. Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками.

Надкладезная часовня. XVIII в.

Историко-архитектурный и художественный музей

На территории монастыря расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей , который работает с 9.00 до 17.00, в понедельник - до 15.00, выходной - вторник, последняя пятница месяца - санитарный день.

Для музеев СССР 20-е гг. «рождения» - особая метка качества. В это время ещё сохранилось множество действительно ценных с художественной и исторической точки зрения вещей и экспозиции таких старых музеев существенно богаче, чем новодельных в 40-х-60-х гг., когда для создания чего-нибудь краеведческого свозились первые попавшиеся лапти и прялки. С Юрьев-Польским музеем, правда, произошло одно чисто бюрократическое несчастье: однажды его «слили» с Владимирским, переподчинив области. Такой статус сохранялся недолго, музей снова отделили от общей кормушки областного финансирования, Но - предварительно вывезли во Владимир всё самое ценное.

ЭКСПОЗИЦИИ

- Владимирцы в войне 1812 года. П.И. Багратион - национальный герой России .


Знамя Астраханского полка. 1812 г.

Народное оружие




Пушка сигнальная. Начало XIX века



Ружья. Егерский штуцер. Начало XIX века.

Великий русский полководец Пётр Иванович Багратион после ранения под Бородино был перевезён в имение своей родственницы княгини Голицыной под Юрьев-Польский...


Карета из имения князей Голицыных в Симе








Мебель, предметы быта XVIII - начала XIX вв. из дома Голицыных в селе Сима, где лечился раненый П.И. Багратион




Мебель, предметы быта XVIII - нач. XIX вв. из дома Голицыных в селе Сима, где лечился раненый П.И. Багратион

В художественной части музея собраны: картины, предметы культа, посуда, фарфор из домов местных граждан, до революции имевших картины и фарфор.

Георгиевский мужской монастырь

Ныне кладбище села Турабьево, Владимирской обл., Юрьев-Польского района.
Делается известным с 1565 г., когда в нём был игум. Маркелл.
В 1725 г. приписан к Архангельскому монастырю в Юрьеве; в это время в нём было 2 дубовые церкви, монахов 19, служек 4; во владения имел 10 двор. крестьян с 57 душ мужского пола. Упразднён в 1764 г.

Воробьёвская-Успенская мужская пустынь

Село Дунилово, Ивановской обл., Шуйского района, при ррч. Тезе и Киселёвке.
Основана в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны.
В 1725 г. приписана к Архангельскому Юрьеву монастырю.
В 1764 г. упразднена и после долгого запустения ветхие храмы её были по обычаю сожжены. В 1819 г. на месте пустыни выстроена единоверческая Покровская (Богородицкая) церковь.
См. .

Спасо-Кукоцкий или Спас на Куксе мужской монастырь

Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово.
Существовал в XVII ст., так как в нём пребывал некоторое время Гришка Отрепьев. По писцовым книгам 1628-1630 гг. имел «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево».
В 1700 г. в нём был игумен Александр.
В 1725 г. приписан к Юрьевскому Архангельскому монастырю.
В 1764 г. упразднён.
См. .

Спасо-Нередицкий или Спас на Городищи мужской монастырь

Основан, вероятно, еще в конце XII в.
Долгое время состоял приписанным к Юрьеву монастырю.
В 1764 г. упразднен.


Церковь Спаса на Нередице, снимок 1900 г.

Церковь Спаса на Нередице (Спас на горе Нередице, Спас-Нередица) - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.
Построена за один сезон около 1198 г. при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х гг. XX в.
На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь.
В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941 - 1943 гг. непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Тем не менее, благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе.
Церковь восстановлена в 1956 - 1958 гг.


Церковь Спаса на Нередице

В 2001 г. Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 г.

В «Путеводителе по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам» (1906) Михайло-Архангельскому уделено всего несколько строк. В нём говорится:

Древнейшая история монастыря покрыта мраком. Известно, что в феврале 1238 года его разорили отряды Батыя. Согласно «Владимирскому сборнику» (1857) К. Тихонравова, он начал постепенно восстанавливаться только около 1530 года. Но здесь, вероятно, имеется в виду все-таки его возрождение после нашествия Едигея (1408). Странно было бы предположить, что князь Святослав оставил свою обитель в долговременном запустении.

В 1535 году в монастыре значится один деревянный храм Михаила Архангела с приделом пророка Божия Илии, выстроенный попечением великого князя Московского Василия III. К постройке первого каменного собора приступили только в 1560 году, причем средства на сей раз пожертвовал князь Иван Кубенский.

Впоследствии щедро благотворил обители (1578—1642), вотчина которого — село Лучинское — располагалась неподалеку. Княжеские дары были весьма уместны, ибо в первой половине XVII века монастырь, разоренный поляками, вновь переживал не лучшие времена.

Управление в монастыре было:

«сперва было строительское, потом игуменское, со времени Царя Ивана Васильевича — архимандричье, а с 1764 года по 1798 опять игуменское. С 1798 года, на основании именного Высочайшего указа, учреждена архимандрия».

Из вышесказанного следует, что обитель счастливо избежала упразднения при императрице Екатерине II.

Ограда Михайло-Архангельского монастыря

Старинный облик, характерный для XVII века, сохранила только западная часть монастырской ограды. Н.Н. Воронин пишет о стенах монастыря:

«имеет печуры подошвенного боя, навесные бойницы и щели для стрельбы с боевого настила, лежавшего на арках внутри ограды»

Башни, равно как и остальные части монастырской стены, были в позднейшее время сильно перестроены и утратили воинственные черты. Впрочем, едва ли после XVIII столетия монастырю требовалась серьезная «линия обороны». Скорее нужда в ней ощущалась прежде — именно тогда, когда стены обители были деревянными.

ГЕОРГЕВ ГРАД

Как и Переславль-Залесский, Георгев-град был поставлен в районе концентрации исконного населения - мери. Об этом говорят чисто мерянские гидронимы, как то «Колокша» и «Гза» (Кза), у места слияния которых город и стоит.
- Курган, 11-13 вв . Территория города, урочище Юрьева гора. Исследован в 1852 г. А.С. Уваровым . Содержал погребение воина-кочевника с конем, датирован 12 в. Остатки кургана разрушены строительными работами.



Крепостной вал Юрьев-Польского

Насыпанные около 1152 г., валы, несомненно, были первым сооружением в новом городе, в черте, надо полагать, старого мерянского поселка. В итоге получилась мощная крепость, небольшая, но хорошо укрепленная.
Площадка городища округлой в плане формы размерами ок. 340х230 м., площадью ок. 9.5 га., окружена кольцевым валом высотой 4-6 м. при ширине в основании 18-20 м. и сильно заплывшим рвом перед ним, в настоящее время имеющим глубину 0.8-1.2 м. при ширине 25-28 м. Общая длина валов ок.1 км. Валы сохранились почти по всему периметру, кроме небольшой части возле Михайло-Архангельского монастыря. Исследование южного вала показало, что он был насыпан в 12 в., в два приёма. Насыпь состояла из суглинка с большим количеством гумусных прослоек. Внутривальные конструкции не обнаружены.
В системе укреплений имеются разрывы от трёх проездных ворот шириной 25-50 м.: северные - Ростовские, юго-восточные - Владимирские, юго-западные - Московские (более поздние).
На валах стояли деревянные укрепления.
Имя города говорит за то, что , похоже, строил его как собственную резиденцию. Однако, другое его детище - Переславль Залесский - оказалось более удачным. Долгорукому в Юрьеве и пожить-то толком не удалось. Долгорукого пленила красота мест. Ему понадобился опорный пункт среди непокорной мери. Все так. Но словарь Брокгауза-Евфрона недоумевает, зачем в этом экономически провальном месте вообще понадобилось строить город. Юрьев стал провинциальным еще в древнюю пору.

Внук Долгорукого, сын Всеволода (и чешской королевны Марии), князь в 1212 г. по смерти отца получил в удел город Юрьев (1212 - 1238 гг.).
В 1212 г. Юрьев был центром небольшого самостоятельного княжества, которое выделялось из состава Владимиро-Суздальской земли и находилось в управлении у Святослава.
После Святослав вернулся в Юрьев. Князь немало сделал для города.

Среди находок из слоя домонгольского времени следует отметить железные цилиндрические замки и ключи к ним, ножи, инструменты ремесленников, стеклянные браслеты, перстни, бусы, обломки стеклянных кубков. Найдены также части хороса (подвесного светильника), в том числе детали днища, цепей, кронштейнов для свечей в виде фигур драконов.

Святослав разрушил в 1230 г. постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 г. была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». Также был украшен резным камнем Троицкий придел собора. Этот храм славился своей красотой и у людей последующего, XIV в.
См. .

В те же годы он основывает Михайло-Архангельский монастырь.

Михайло-Архангельский монастырь


Михайло-Архангельский монастырь. Фото нч. ХХ века



В 1238 г. войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении.

В 1252 г. княжество наследует Дмитрий (+1269 г.). Последним юрьевским князем был некто Иван Ярославич, который зимой 1339/1340 гг. вместе с ордынцами ходит на Смоленск, каковое славное деяние было последним упоминанием независимого Юрьевского княжества.
Ок. 1347-1348 гг. оно переходит в состав Великого княжения Владимирского.
В 1382 г., когда Тохтамыш грабит владения Дмитрия Московского, среди них он поджигает и окрестности Юрьева.

В XVI в. Крымский вельможа, родственник Гиреев Абдул-Литиф приехал в Москву в 1493 г., в пору хороших отношений Крыма с Россией, и сел на престол в Звенигороде. В 1499 г. Москва посадила его на казанский престол (она была под протекторатом Москвы), но вдруг начал проводить недружественную России политику (отношения с Крымом стали в то же время быстро портиться). В 1502 г. русский отряд является в Казань, Абдул-Латифа низлагают, и отправляют в ссылку на Белоозеро. Менгли-Гирей, пытаясь выручить своего родственника, писал в Москву, в итоге в 1507 г. Абдул-Латифа выпустили из ссылки, и дали в кормление Юрьев-Польский, где он и помер в 1517 г.
С 1552 г. в Юрьеве жил князьком астраханский вельможа Кайбула (правильнее - Абдалла), родственник последнего казанского царя Едигера. Кайбула передался на сторону русских еще до падения Астрахани. Вот что говорил про него русский посол турецкому паше в Стамбуле: «Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его царь Саин-Булат господствует в Касимове (правил в 1567-1573 гг.), царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Суржике, князья ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях...» Этот Кайбула отличился в Ливонской войне (1558 г.), причем в компании соплеменников: сам Кайбула руководил правым флангом, передовым полком - Токтамыш, всей армией - касимовец Шах Али. Вся эта компания набиралась для войны с Крымом, причем Тохтамыша предполагалось посадить на трон в Бахчисарае вместо Гирея. Но обстоятельства сложились так, что двинули на Швецию.
И, наконец, Самозванец в 1609 г. отдал Юрьев Магомету Мураду, сыну Касимовского хана Ураза Мухаммада (1600-1610 гг.). Ураз принял сторону Самозванца, однако, по доносу сына, был убит под Калугой во время охоты. За него отомстил ногаец Урусов, который прибил самого Самозванца со словами – «знай, собака, как убивать татарских царей».

Михайло-Архангельский монастырь находится целиком в черте валов, так, что кажется сам кремлем. Монастырь, будучи разрушенным в 1238 г., не восстанавливался до XVI в.


В 1555 г. усердием князя М.И. Кубенского около Михайло-Архангельского монастыря возвели каменную ограду в 40 саженей и «по ней пристроены три башни большие, верх шатровый».
Другая часть ограды построена в 1736 г.





Башни «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.

От старины остались лишь три башни, они «массивные, в манере» XVI в., с фигурными окнами.



Прудик на территории монастыря

Строители стен в свое время столкнулись с непростой проблемой: на территории монастыря есть прудик («ковчег» - их рыли строго определенного размера). Из пруда вытекала небольшая речушка. Пришлось строить проход для этой воды. Вода все-таки размывала стены, что, наверное, и вызвало необходимость их ремонта именно на этом участке в XXIII в. Боевой ход стен, там, где нам удалось его проследить - чисто декоративный.

Михайло-Архангельский собор

В 1560 г. благодаря князю М.И. Кубенскому монастыре была отстроена первая каменная двухэтажная соборная церковь с Ильинским пределом. Церковь неоднократно подвергалась переделкам и обновлениям.
В 1685 г. в Юрьев-Польском Михайло-Архангельском монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I.
В 1792 г. было начато строительство Михайло-Архангельского собора (окончено в 1806 г.).
В 1804 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили деньги на строительство трёхъярусного иконостаса для Михайло-Архангельского собора.
В 1817 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на золочение иконостасов церкви Знамения Божией Матери и Михайло-Архангельского собора.
Опись древних предметов монастыря нач. ХХ века:
«В иконостасе Архангельского храма – деревянная трехъярусная с колоннами, карнизами и резными украшениями царские врата, резные с шестью изображениями на дсках: Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов и местные иконы – сошествия Иисуса Христа во ад, Вознесения Господня (на Спасителе, Божией Матери и 2-х ангелах венцы серебряные чеканные с цатами, а на 4-х ангелах без цат), Собора Архистратига Михаила, Успения Пресвятой Богородицы, Знамения Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии. Все эти иконы одного размера – около 2-х аршин высоты и около 1 аршина ширины; писаны некиим Семеном Стрешневым из города Кинешмы, вероятно, не позднее 1792 г., времен последней перестройки Архангельского храма.
Хоругвь, шитая шелками, с изображением пророка Илии и св. Архангела Михаила XVII в. (хранилась в )».




Михайло-Архангельский храм. 1772-1809 гг.

В Михайло-Архангельском храме располагалась выставка «Художественная резьба по дереву» .











Храм во имя Знамения Божией Матери

В 1630 г. в монастыре появляется новая клетская церковь, освящённая в честь пророка Ильи.
В 1625 г. была построена одноглавая, двухэтажная трапезная церковь во имя Знамения Божией Матери , в нижнем этаже находились кладовые палатки. Наружный вид этой церкви представлял собой продолговатый четырехугольник – почти без всяких украшений.
В трапезе ее южной стороны в 1792 г. сооружен придел во имя св. пророка Илии, перенесенный сюда из упраздненной церкви.
В 1814 г. с северной стороны пристроен придел во имя Казанской Божией Матери.




Знаменская трапезная церковь


Знаменская трапезная церковь и Архимандритский корпус

В 1809 г. юрьевская купчиха Авдотья Васильева выделили средства на кровлю Знаменской церкви и трапезной палаты Михайло-Архангельского монастыря.
В 1814 г. Акулина Андреевна Пестова пожертвовала средства на церковную утварь для монастыря.
В 1817 г. умер , Инспектор .
В 1860-е годы управлял обителью.

В 1763 г. на территории Михайло-Архангельского монастыря возведена Георгиевская церковь.
К храму Знамения Божией Матери примыкает построенный в 1763 г. двухэтажный Архимандритский корпус, в котором помещались настоятельские покои, братские кольи и различные хозяйственные службы.


Архимандритский корпус

В здании Архимандритского корпуса располагаются экспозиции Юрьевского историко-архитектурного и художественного музея :
- Крестьянство и земледелия Владимирского Ополья;
- История Юрьев-Польского уезда.

Церковь Иоанна Богослова

В 1654 г. в западной стене монастыря построены «святые ворота».
В 1670 г. на «святыми воротами» Михайло-Архангельского монастыря сооружена пятиглавая Богословская церковь (Иоанна Богослова) .




Надвратная церковь Иоанна Богослова (1654-1670 гг.)

В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское.

Отдельно стоящая, крайне оригинальная колокольня была построена в 1684 г. В 1687 г. был отлит второй по величине колокол для колокольни монастыря. Весил он 109 пудов.
Колокол весом 60 пудов в 1685 г. приложен вдовой Анфисой Печатовой в вечное поминовение мужа ее Феодора Матфиева. Колокол весом 109 пудов, куплен в Москве в 1688 г. на монастырские средства.


Колокольня

В 1804 г. были слиты и повешены колокола усердием Петра Петровича Карцева: в собор в 518 пуд, в Архангельский монастырь в 318 пуд, в Покровский приход в 210 пудов.
В нач. ХХ в. на колокольне было 9 колоколов: 6 больших и 3 малых. Самое большое клепало весило 320 пудов. По воспоминаниям старожилов звон Михайло-Архангельских колоколов выгодно отличался от прочих звонов местных приходских храмов, зачастую послушать колокольный звон «Михаила Архангела» приезжали даже из деревень. Звонарем в то время был иеродиакон Галактион (в последствии – прозорливый старец). Сорока лет, из крестьян, окончил сельскую школу.

После прихода к власти большевиков, колокола были сброшены со звонницы и дальнейшая их судьба неизвестна.

Металлические била , сделанные из кислородных баллонов и в 2002 г. к 850-летию города Юрьева поднятые на колокольню.
Изготовлены они по подобию изобретённого в 1893 г. англичанином Герингтоном набора цилиндров разной длины с бьющими по ним молоточками. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра - сила. Преимущество таких «колоколов» в том, что они поддаются точному строю и не столь массивны, как колокола.

Била. На концах била сверлят 3, 4 или 5 отверстий, которые символизируют 3 - Троицу, 4 - Крест, 5 - Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Малое (ручное) било держится в левой руке, звук извлекается путём ударения (клепания) по нему деревянным молотком от центра к краям. Било большое (великое) подвешивается при входе в храм, или у трапезной, или около келии, на колокольне. Звук извлекается тем же образом, что и у малого била.

К звонарскому делу во все времена допускались и допускаются верующие (как мужчины, так и женщины), прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. Так как звонарь является связующим звеном между храмом и небом, его звон предваряет молитву в церкви и становится её продолжением после окончания богослужения. Поэтому звонарь должен знать не только основы православного звона, но и хорошо знать богослужение.

Виды звонов:
Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несёт благую, радостную весть о начале богослужения.
Перезвон - представляет собой печально-торжественный звон поочерёдно в каждый колокол или било (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого, и символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.
Трезвон - это звон во все колокола или била. По своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов или бил, а также ритмику, динамику и композицию исполнения.

Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам, жителям древнего Китая и Японии (860 - 824 гг. до н.э.).
Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к Святителю Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431 гг.) в сонном видении ему явился Ангел с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослуженииколокола, проделав большой исторический путь, стали и для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.

В 1685 г. в монастыре на богомолье были царевна Софья и русские цари Иван V и Пётр I. «Евангелие в лист, печатанное в Москве 1684 г., обложено бархатом, протканным серебром, малинового цвета. На лицевой дске его 5 серебряных вызолоченных клеймах – в середине Спаситель с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, а по углам 4-е евангелиста. Около срединного изображения по бокам вырезаны следующие слова: «Лета … (1685) Iюня в 23 день Божiей милостiю великiе государи цари и великiе князи Iоаннъ Алексеевичъ, Петръ Алексеевичъ, всея великiя и малыя и белыя Россiи самодержцы и сестра ихъ благородная и великая государыня царевна и великая княжна Софiя Алексеевна изволили сiи святое евангелиiе построить въ свое государственное богомолiе Юрьева-Польскаго въ Архенгельскiй монастырь по брате своемъ великомъ государе, царе и великомъ князе Феодоре Алексеевиче всея великiя и малыя и белыя Россiи самодержце въ вечное поминовенiе». На задней дске по углам и в середине 5 серебрянных прорезных небольших клейм. Застежки серебрянные. Весу с листами и крышками 20 ¾ фунта».
«Крест напрестольный серебрянный, чеканный вызолоченный, с частицами св. мощей; внизу рукояти на задней стороне вычеканено «1705 г.» Весу в кресте с деревом 1 фунт и 72 золотники.
Евангелие в большой Александрийский лист, печатанное в Москве 1759 г. Мера его – в длину 15 ¾ верш., в ширину 7 ¼ верш. Обложено чеканным серебром. На лицевой стороне 5 овального вида на финифтях, осыпанных стразами, изображений Спасителя и 4-х евангелистов. Пожертвовано Юрьевским купцом Феодором Ивановым Шевелкиным.
Евангелие в лист, печатанное в Москве 1791 г.; обложено малиновым бархатом. На лицевой дске 5 чеканных клейм с изображением воскресшего Спасителя и 4-х евангелистов. На задней дске медное посеребренное чеканное прорезное изображение древа, при корени коего возлежащий Иисус Христос,- посреди древа Божия Матерь с Предвечным Младенцем. Между ветвями в 10 круглых клеймах – страдания Спасителя и св. апостолов».

В 1764 г. был упразднен Юрьевский Петропавловский монастырь, основанный как мужской митрополитом Суздальским Илларионом. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла поступила в ведение Архангельского монастыря. В 1825 г. епархиальное начальство решило Петропавловскую церковь упразднить и отдать в заведование Архангельскому монастырю. В 1830 г. церковь была разрушена.

К Архангельскому монастырю причислены были в 1725 г. разные пустыни и монастыри:
1. В Суздальском уезде Спасский монастырь, что на реке Куксе; тут было игуменство, - ныне село Спасс-Кукса.
2. Георгиевский монастырь, что дубовая церковь, в Юрьевском уезде. При церкви было кладбище и погребались тут прихожане села Турабьева.
3. Покровский монастырь Шуйского уезда в селе Иванове. В этот монастырь давалось руги от Князя Алексея Михайловича Черкасскаго по 29 рублей и 50 четвертей хлеба.
4. Воробьевская пустынь, в Шуйском уезде, при селе Дунилове.
5. Вознесенская пустынь, находилась в 70 верстах от Суздаля.
6. Космодемьянская пустынь, в 80 верст. от Суздаля, и в 125 верстах от Юрьева.
7. Святоезерская пустынь, в 115 верстах от Юрьева, и строения было в ней: три церкви, ограда, кельи – все деревянное.
8. Петропавловский монастырь – в поле, расстояние от Юрьева в одной версте.

«Фотиния настроила было и графиню и Фотия сменить Феодоровскаго монастыря игуменью и заменить своею: но я уперся. Иеромонах Юрьевскаго монастыря Арсений был в Переславле вместе с графинею. Я приказал его поймать коли пожалует в другой раз. До зла-горя мне Фотиния…» (Из письма преп. Парфения к митрополиту Серафиму. 18 декабря 1833 года.).

В 1862 г. при Михайло-Архангельском монастыре открылась бесплатная воскресная школа .
В апреле 1888 года высокопреосвященный Феогност поручал (1829-1895) управление Юрьевским Архангельским монастырем.
В 1918 г. был закрыт Михайло-Архангельский монастырь.
основан в 1919 г. во временном помещении (здании бывших Хлебниковых номеров, после революции занимаемом школой II ступени). В 1922 г. переведен в постоянные помещения Михайло-Архангельского монастыря и открыт для обозрения.
24 ноября 1924 г. Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками.

Георгиевская деревянная церковь (1718 г.) была перевезена из села Егорье в 1968 г. Церковь является образцом древних клетских храмов в основе которых лежит архитектура русской избы. Основной художественный эффект этого сооружения заключается в контрасте между приземистым широким основанием храма и сильно повышенным верхом. Храм был сооружён без применения пилы и гвоздей.



Георгиевская деревянная церковь

Через некоторое время на посада появилась ещё одна старинная деревянная церковь из , сгоревшая в 1998 году.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из села Чернокулово. 1988 г. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич


Надкладезная часовня. XVIII в.

По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.


Комплекс частично вернули церкви, предоставив музею и монастырю делить площади храмов и подсобных построек. В Михаило-Архангельском соборе ведутся службы. Бывшая там уникальная коллекция деревянной православной скульптуры теперь закрыта.
Всего в монастыре 3 монаха, включая настоятеля. Кельи находятся в башнях.
См. .

Воробьёвская-Успенская мужская пустынь

Село Дунилово, Ивановской обл., Шуйского района, при ррч. Тезе и Киселёвке.
Основана в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны.
В 1725 г. приписана к Архангельскому Юрьеву монастырю.
В 1764 г. упразднена и после долгого запустения ветхие храмы её были по обычаю сожжены. В 1819 г. на месте пустыни выстроена единоверческая Покровская (Богородицкая) церковь.
См. Свято-Успенский женский монастырь .

Спасо-Кукоцкий или Спас на Куксе мужской монастырь

Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, с. Сербилово.
Существовал в XVII ст., так как в нём пребывал некоторое время Гришка Отрепьев. По писцовым книгам 1628-1630 гг. имел «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все строение церковное Государево».
В 1700 г. в нём был игумен Александр.
В 1725 г. приписан к Юрьевскому Архангельскому монастырю.
В 1764 г. упразднён.
См. .

Спасо-Нередицкий или Спас на Городищи мужской монастырь

Основан, вероятно, еще в конце XII в.
Долгое время состоял приписанным к Юрьеву монастырю.
В 1764 г. упразднен.


Церковь Спаса на Нередице, снимок 1900 г.

Церковь Спаса на Нередице (Спас на горе Нередице, Спас-Нередица) - храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем.
Построена за один сезон около 1198 г. при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х гг. XX в.
На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь.
В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941 - 1943 гг. непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Тем не менее, благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе.
Церковь восстановлена в 1956 - 1958 гг.


Церковь Спаса на Нередице

В 2001 г. Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 г.



Copyright © 2015 Любовь безусловная

Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское.

Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. .

В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день. Но несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения.

Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.


Подлинное украшение монастыря - надвратная церковь Иоанна Богослова - была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Святые ворота, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году.

Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. Это красивое массивное восьмигранное сооружение, грани которого испещрены украшениями. Завершает колокольню высокий шатер с тремя рядами «слухов». На ярусе звона было девять колоколов, среди которых были очень интересные старинные экземпляры. К сожалению, ни одного колокола не сохранилось в советское время.

Стены и башни монастырской ограды были перестроены в камне в XVII-XVIII веках, до того они были деревянными. Но ограда была каменной уже в XVI веке, а позднее только перестраивалась. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году. Сохранились в перестроенном виде и три древних башни, на которых можно увидеть сохранившиеся бойницы всех видов оборонительного боя, какие делали в те времена.

Во дворе монастыря стоит два памятника деревянного зодчества. Один из них - маленькая и скромная надкладезная часовня, имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.

Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718г.) была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь - все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль.


В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта.

Было это в начале XIII века. Разлилась река Сухона, и берега ее стали так далеко друг от друга, что жители Устюга, привыкшие ходить на службу в Троицкий Гледенский монастырь, не смогли этого делать более. И был в Гледенском монастыре молодой инок, именем Киприан. Семье его принадлежали многие земли по Двине и вокруг Устюга, но самого его не интересовали дела земные, а посвятил он свою жизнь спасению своей души. И попросили его устюжане переселиться в сам Устюг, да основать здесь монастырь, чтобы им было где Богу молиться. И вот, в 1212 году, инок Киприан с устюжанами начал строить обитель во имя Введения во храм Богородицы и Архистратига Михаила. В окрестностях монастыря было несколько озер, а сам он находился за пределами острога и древнего городского вала. Сам Киприан пожертвовал все состояние своей семьи на это дело, а горожане носили все необходимое для устройства храма. Довольно быстро в монастыре появилась братия, и единым порывом они избрали себе игуменом уже известного нам инока. Часто приходил сюда на беседу с Киприаном и праведный Прокопий Устюжский, юродивый. По своей скромности и смирению, игумен Киприан так никогда и не принял священнического сана, считая себя недостойным рабом Божиим. Даже спал преподобный на камне, от которого потом устюжане отцарапывали кусочки и выпивая их с водой, получали исцеление. Прожив более 80 лет в монастыре, преподобный Киприан скончался 29 сентября 1294 года по старому стилю и был похоронен при воротах монастыря. Позже его мощи перенесли, и сейчас над его могилой находится миниатюрный храм Преполовения Пятидесятницы. Прошли годы и монастырь расширился. Произошло это отчасти от особо большого количества чудес и видений, явленных устюжанам и насельникам монастыря. Жил в обители некий холоп Иван, карымец- бурят по происхождению, отставший от своего купца. Монахи приютили его в монастыре и он принял православие и остался тут жить, подрабатывая ночным сторожем. И вдруг видит он - посреди ночи в часовне, над могилой Киприана огненный свет. Иван со всех ног побежал к монастырскому уставщику Нифонту, но когда они вернулись, свет уже угас. Нифонт не поверил, да заругал бурята. Спустя две недели чудесный свет пришел снова. На это раз сторож решил проверить все сам, и набравшись смелости заглянул в часовню. Он увидел там сияющую перед образом Спасителя на хоругви свечу. А на гробнице сидит старец. В одной руке держа посох, а в другой - пылающие свечи. Старец одет в золотые облачения, а пол часовни - не пол больше, а прекрасная зеленая трава. И старец сказал - «Сильно сыро мне лежать». На следующий день собравшись братия отслужили панихиду по преподобному Кирипиану и отсыпали песком под часовней и вокруг нее. Много раз еще видели преподобного Киприана в монастыре, то исцеляющего зависимого от пьянства, то тесающим камень на строительстве Введенской церкви, то молящегося в храме, и однажды попросившего перенести его мощи от ворот на новое место. Так и жил монастырь, в котором было два настоятеля - один обычный, земной и второй - чудесный. С момента своего создания Михайло-Архангельский монастырь входил в систему обороны Устюга и служил форпостом на его северной окраине. В XV в. на восточной стороне ограды монастыря были поставлены ворота, а над ними возведена башня с бойницами. Пруд, названный позже Архангельским, озера и ручей защищали монастырь от незваных гостей, и долгое время монастырь оставался надежной крепостью. В 1653 году здесь началось большое строительство - местный купец Никифор Ревякин пожертвовал большие деньги на строительство каменной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и пятиглавого холодного храма в честь Собора Архангела Михаила с колокольней. За ближайшие сто лет будут построены еще два храма, настоятельский, братский корпуса, новая каменная ограда длиной 800 метров. В 1750 году на колокольне Михайло-Архангельского собора установили большие часы с немецким механизмом и боем. С начала XVII века на территории монастыря действовало Великоустюжское духовное училище, а с 1737 года - Великоустюжская духовная семинария, но после пожара в ее здании в конце XVIII века, она так и не была восстановлена. В 1788 году была упразднена Великоустюжская и Тотемская епархия, территории которой вошли в Вологодскую и Великоустюжскую епархию. Последний Великоустюжский епископ, преосвященный Иоанн, был уволен на покой и провел остаток своих дней здесь, в Михайло-Архангельском монастыре. В 1918 году монастырь был закрыт, использовался в качестве отделения Великоустюгского исправительного дома. В братском корпусе было 7 общих камер на 30 человек каждая, в которых под стражей содержали священников, студентов, купцов, профессора и несколько крестьян. В одной сидел и Питирим Сорокин, известный русский и американский социолог, философ, культуролог и личный секретарь председателя временного правительства Александра КЕренского, сдавшийся чекистам в Устюге в октябре 1918 года. Он писал: «Нар не было, заключенные лежали в своих лохмотьях на полу, в камере огромное количество насекомых. Многие из заключенных не знают, за что арестованы, а рабочие и крестьяне просто не понимают, за что их арестовало свое правительство. Среди заключенных существовала взаимовыручка: еда делилась поровну, тоже наблюдалось в отношении курева и т.д. Еда отвратительная, поэтому заключенные ощущали постоянное чувство голода. Обед:1,4 фунта хлеба и миска горячей воды с картофелиной, тоже на ужин и завтрак, то есть еда - 1 раз в сутки. В камере вместе со здоровыми заключенными находились и 4 человека, болеющих сыпным тифом. Отбой в 20.00, а в 22.00 партиями заключенных уводили на расстрел. Начальником расстрел команды из 11 человек был Карл Андреевич Петерсон, в г. Великий Устюг находился с 1918 года, должность-комиссар дивизии латышских стрелков, занимался карательными операциями в прифронтовой полосе. Иногда расстреливали людей прямо в камерах, и так каждую ночь, от 1 до 9 человек». Уже в наше время монастырь открывает свои сокровища и загадки. Паперть Архангельского собора хранит четыре росписи разных времен. Уникальная стенопись XVII-XVIII вв., «Притчи старческие» назидает монахов в их духовном делании. Есть здесь и редкие орнаментальные росписи, и портрет архиепископа Иосифа, погребенного в соборе, и эпитафия монастырского архимандрита Варсонофия. Западный портал ранее украшали двери с позолоченными и посеребренными медными пластинами с гравировкой библейских событий. Западное крыльцо собора ведет на галерею, где находятся обрамленные колоннами, три портала. Собор первоначально был расписан, но сейчас фрески заштукатурены и забелены. С начала XX века монастырь практически не изменился. Здесь было училище, музей, и сейчас он все еще принадлежит музею, хотя экспозиций и выставок там нет. 16 июля 2014 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий издал указ об образовании Православной религиозной организации Архиерейское подворье «Михайло-Архангельский монастырь». Сколько бы ни прошло времени, «Свято место пусто не бывает» - говорят в русском народе. Придет время, и преподобный Киприан, как в древних видениях, благословит первого монаха, который вновь поселится в обители Архангела Михаила на Устюзе.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные