Государственный регистр населения — что нового. Регистры и списки населения

картотека индивидуальных карточек, заведенных на всех мужчин и женщин и расположенных в алфавитно-лексикографическом порядке (имеется в 60 странах). Организация регистров предполагает: - персонификацию учета, т.е. регистрацию демографических, социальных и экономических признаков конкретного лица; - единую программу наблюдения по всей стране; - обязанность населения сообщать в органы, ведущие регистры, обо всех переменах в их жизни; - периодические проверки регистров; - строгое соблюдение принципа конфиденциальности информации и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ

РЕГИСТР НАСЕЛЕНИЯ, поименный и регулярно актуализируемый перечень жителей, служащий целям адм. учета нас. Р. н. ведутся в нек-рых странах в виде списков, книг, картотек (с сер. 20 в. часто хранящихся в памяти ЭВМ - см. Автоматизированная картотека населения) отд. лиц, домохозяйств или семей по наименьшим адм.-терр. единицам (насел. пункту, общине, муниципалитету, приходу и др.). Предназначены для получения в текущем порядке или периодически индивидуальных сведений о жителях данной адм.-терр. единицы или о числ. и составе ее нас. и об изменениях в них.

Наиболее раннее упоминание о Р. н. - регистрах домохозяйств (семей) и регистрах отд. лиц - относится ко 2 в. до н. э. (Китай) и 7 в. н. э. (Япония). Первыми европ. странами, в к-рых на основе записей актов гражд. состояния в церковных приходах возникли Р. н., были Швеция и Финляндия. Дальнейшее распространение Р. н. в Европе получили в 18- 19 вв. По оценкам специалистов Статистич. бюро ООН, Р. н. и подобные им системы учета нас. функционируют почти в 60 странах разл. частей света. Р. н. ведутся местными адм. органами терр. единиц (как правило, низшими звеньями) и предназначаются, в первую очередь, для удовлетворения местных потребностей в информации такого рода. Содержащиеся в них сведения используются для составления списков налогоплательщиков по видам местного и гос. налогообложения, военнообязанных, политич. (партийных) и адм. избират. списков и т. д.

Общее руководство ведением Р. н. в большинстве европ. стран возложено на центр. гос. учреждения: органы мин-ва внутр. дел или мин-ва юстиции, в ряде стран - статистич. органы. Централизация облегчает применение единой документации, обеспечивает единообразие программ наблюдения, принципов и методов регистрации.

В процессе ведения Р. н. периодически обновляется информация о лицах, постоянно проживающих на данной терр.: к полученным ранее данным добавляются такие сведения, как рождение ребенка, усыновление, вступление в брак, прекращение брака в результате развода или смерти супруга, смена занятия или положения в занятии, изменение уровня образования, фамилии, имени или постоянного места жительства. Программа наблюдения определяется нац. особенностями. Как правило, она содержит осн. демографич. и социально-экон. признаки, находящие отражение в программах переписей населения и текущего учета демографических событий. Учет изменения отд. признаков персонифицирован, т. е. ведется применительно к конкретным лицам (иногда - к домохозяйству). В большинстве европ. стран сочетаются методы индивидуального и группового наблюдения. Правила ведения Р. н. довольно сложны, поэтому данный способ учета применим к категории юридич. нас. в странах с небольшой числ. нас. и небольшой терр., со сравнительно высокой общей культурой нас. Правила, обязательные к выполнению на всей терр. страны, предусматривают, что каждый житель страны обязан состоять в Р. н. одной из общин (в муниципалитете, приходе и т. д.), сообщать обо всех случаях смены им места постоянного жительства и обо всех событиях, подлежащих юридич. оформлению в органах регистрации актов гражданского состояния. Они предполагают строгое соблюдение принципов персонификации и конфиденциальности информации; обязательную кооперацию органов, ведущих регистрацию актов гражд. состояния, и органов, ведущих Р. н.; ежегодную проверку точности содержащихся в Р. н. сведений путем спец. обследований, а также с помощью материалов переписей нас.

При индивидуальном методе наблюдения на каждого новорожденного заводится индивидуальная карточка (запись в списке или книге), к-рая содержит такие признаки, как имя, дата и место рождения, номер свидетельства о рождении, национальность, вероисповедание, отношение к главе семьи, сведения о родителях. В карточке имеются также спец. графы, заполняемые в последующие периоды жизни данного лица; при вступлении в брак - дата и место заключения брака, имя, фамилия, дата и место рождения супруга; в случае смерти - дата, место и причина смерти. Карточка заводится и на приезжающих из-за границы, ранее не проживавших в стране. Карточки умерших и выехавших на постоянное жительство за пределы страны хранятся в архиве. При групповом методе наблюдения изменение признака у отд. лица находит отражение в карточках лиц, связанных с ним признаком совместного проживания, родством и свойством. Так, в индивидуальной карточке матери делаются отметки об имени, дате рождения и поле ребенка; аналогичные отметки делаются в карточке главы домохозяйства или семьи; в случае смерти одного из супругов отметка делается в карточке пережившего супруга; отметка о разводе и смене брачного состояния делается в индивидуальных карточках бывших супругов и т. д. Лицо, намеревающееся сменить место постоянного жительства в пределах страны, обязано заявить об этом, указав место предполагаемого жительства, и получить спец. удостоверение о выезде. Оно предъявляется на новом месте жительства, после чего туда же по запросу высылается и индивидуальная карточка выбывшего. Р. н. позволяет учесть внутреннюю и внешнюю миграцию, проверить точность текущего учета демографич. событий, а также дает возможность получить текущие оценки числ. нас. по стране в целом и отд. территории и его состава по ряду признаков, учитываемых при наблюдении. Система наблюдения дает возможность изучать нас. как совокупность не только лиц, но и домохозяйств (семей). Материалы Р. н. в ряде стран используются для подготовки переписи населения (переписное районирование, получение предварит. данных об общей числ. нас., подлежащего переписи), для оценки качества ее проведения, а также для историч. исследований в области демографии и елужат базой выборочных обследований.

Выборочные обследования используются для сбора данных практически во всех областях жизни. В системе сбора данных о населении выборочные обследования используются для получения более детальной, углубленной информации, которую не могут предоставить переписи населения или текущий учет. В отличие от основных источников данных, обследование позволяет получить сведения об определенной группе населения. Особое место выборочные обследования занимают при подготовке и проведении переписей населения. Для этого используются так называемые микропереписи, которые проводятся по программе всеобщей переписи, но опрашивается не все население страны, а только некоторая его часть. В России микропереписи проводились дважды – в 1985 и 1994 гг. Благодаря микропереписи можно установить те изменения, которые произошли в составе населения за период после последней переписи. Но основная ее задача – апробация программы предстоящей переписи населения. Так, при подготовке переписи населения 1999 г. (которая была перенесена на 2002 г.) проводилась микроперепись населения 1994 г., в которой впервые появились вопросы и понятия, ранее в практике переписей населения России не использовавшиеся: домохозяйство, фактический брак. Непосредственно при проведении всеобщей переписи населения также может применяться выборочный опрос, с помощью которого более подробно изучаются явления, представляющие интерес с точки зрения социально-экономического и демографического развития страны в данный период. Например, в переписях 1970 и 1979 гг. выборочный метод применялся при изучении состава трудоспособного населения. В переписи 2002 г. выборочно опрашивались женщины, состоящие в браке, об их «брачной» и «репродуктивной» истории.

Выборочные обследования могут проводиться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Выделяют ретроспективные (анамнестические) и перспективные выборочные обследования . У обоих способов проведения выборочных обследований есть свои особенности.

Ретроспективные обследования лучше использовать для анализа рождаемости или брачности, то есть процессов, в результате действия которых индивиды не выбывают из когорты (исходная численность когорты не меняется). Например, можно опрашивать женщин, вышедших за пределы репродуктивного возраста, об их репродуктивной истории (о числе рожденных и выживших детей, интервалах между рождениями, использовании контрацепции и пр.). Анамнестические обследования позволяют восстановить прошлую картину течения демографических процессов в реальных поколениях, проследить наступление событий в зависимости от возраста членов когорты. При таком способе сбора данных надо иметь в виду возможные искажения и неточности полученных результатов.

При проведении перспективного выборочного обследования фиксируются события по мере их наступления в жизни когорты. Конечно, очень трудно таким способом изучать смертность какого-либо поколения, потому что для этого пришлось бы прожить с этим поколением всю его жизнь. В то же время таким методом можно собирать данные о детской или младенческой смертности, о заболеваемости и выздоровлении. Если изучаемые события в жизни когорты сконцентрированы во времени, то этот способ сбора данных можно использовать вполне успешно. С помощью такого подхода можно изучать младенческую смертность, проследив группу новорожденных в течение первого года жизни. Тем не менее, к данным, полученным таким способом, по нескольким причинам надо относиться осторожно:

Поскольку существует опасность того, что часть индивидов будет по разным причинам выбывать из-под наблюдения (из-за смертности, эмиграции), необходима достаточно большая исходная выборка, что удорожает такой способ сбора данных, причем для изучения редких событий требуется еще большая по размерам первоначальная выборка;

Если изучается процесс, исключающий индивидов из-под наблюдения, то надо принимать во внимание возможность того, что индивиды могут выбывать из-под наблюдения из-за событий, не связанных с изучаемым процессом. Например, если мы хотим изучать смертность от инфаркта миокарда, часть людей в выборке может умереть от несчастного случая;

Выборочные обследования могут проводиться в масштабах всей страны (микропереписи) или в некоторых относительно небольших группах населения.

В России с начала 1990-х гг. проводится лонгитюдное мониторинговое обследование домохозяйств, в ходе которого задавались вопросы о здоровье членов семьи, об использовании контрацепции.

Регистр населения представляет собой картотеку (как правило в электронном виде), содержащую информацию о каждом лице или домохозяйстве, постоянно проживающих на данной территории. Например, в Бельгии помимо регистра граждан страны, ведется регистр иностранцев, проживающих на ее территории. Регистр населения содержит сведения об основных социально-демографических характеристиках каждого человека, таких как пол, возраст, состояние в браке, место рождения и место жительства. Помимо этого в регистр могут вноситься сведения об образовании и месте работы, наличии детей и пр. Главный принцип, положенный в основу регистра – постоянное и своевременное обновление содержащейся в нем информации. Граждане тех стран, в которых существуют регистры, обязаны сообщать о перемене постоянного места жительства для адаптации регистра к новой ситуации.

Помимо собственно демографического регистра, могут существовать и специфические регистры, близкие к спискам населения : регистр жилья, регистр занятого населения, выплачивающего пенсионные взносы, регистр системы медицинского страхования и др. Все эти частичные (охватывающие только часть населения) регистры также постоянно обновляются и могут служить дополнительным источником демографической информации.

Списки населения можно считать вспомогательным источником данных о населении. Списки содержат информацию не о всем населении, а об отдельных возрастных или социальных группах. Так, существуют списки детей, посещающих детский сад или школу, списки студентов, списки работающих на различных предприятиях, списки пациентов лечебных учреждений. Каждый список может содержать более или менее подробные характеристики о людях, отобранные в соответствии с назначением конкретного списка.

Тем не менее в отсутствие других источников данных о населении и с помощью списков населения можно осуществлять демографические исследования, оценить численность и состав населения по полу и возрасту. Например, статистическая разработка списков избирателей в Верховный Совет СССР 10 февраля 1946 года, а также списков детей и молодежи 1954 года была использована для частичной замены переписи населения.

13. Численность населения и его демографические признаки.

Численность населения, т.е. количество жителей какой-либо территории или мира в целом, определяется моментным показателем. Она всегда фиксируется по состоянию на какую-то дату, какой-то момент времени. Даже когда говорят о среднегодовой численности населения, имеют в виду, что это количество людей на середину года. Примером интервального измерения служит число рождений.

При расчете различных демографических показателей используется средняя за соответствующий период времени численность населения или, как иногда говорят, среднее население. Это может быть численность всего населения, если рассчитываются общие коэффициенты, или населения отдельных половозрастных групп при расчете специальных и возрастных коэффициентов.

Чаще всего средняя за период численность населения рассчитывается как полусумма численности населения на начало и конец периода или (что одно и то же) как численность населения на начало периода плюс половина прироста численности населения за этот период времени.

Расчет несколько усложняется, когда временные интервалы внутри периода не равны между собой. В этом случае рассчитывается средняя взвешенная. Численность населения на первую дату учитывается с весом, равным половине первого интервала, на вторую дату – с весом, равным полусумме первого и второго интервалов, на третью – с весом, равным полусумме второго и третьего интервалов, и т.д. до численности населения на последнюю дату, вес для которой равен половине последнего интервала. Сумма всех этих величин делится на сумму весов.

Пол представляет собой совокупность телесных (генетических, морфологических, физиологических), репродуктивных, поведенческих, социально-психологических и психологических признаков, определяющих биологический и социальный личностный статус мужчины и женщины.

Половая принадлежность является одним из основных демографических признаков. Она указывается в переписных листах переписей населения, а также во всех первичных документах, фиксирующих события, из которых складывается естественное (рождения, смерти, браки, разводы) движение населения.

Возраст человека – это период от его рождения до того или иного фиксируемого момента его жизни. Наряду с полом возраст является важнейшим демографическим признаком. Он фиксируется в переписных листах и актах гражданского состояния. В переписных листах переписей населения России и СССР до 1959 г. включительно возраст человека записывался только как число исполнившихся лет (для детей моложе года – месяцев). Как говорилось в предыдущей главе при переписи 1970 г. наряду с числом исполнившихся лет или месяцев указывался месяц и год рождения. В переписном листе 1979 г. нужно было отметить, кроме числа исполнившихся лет, год рождения и родился ли человек до критического момента переписи населения (0 часов 17 января) или позже. Наконец при переписи 1989 г. указывалась как дата рождения (число, месяц, год), так и число исполнившихся лет. В актах гражданского состояния также записывается полная дата рождения и число исполнившихся лет.

Если говорить о возрастной характеристике не отдельного человека, а населения в целом, то она проявляется в его возрастной структуре и среднем возрасте. Возрастная структура населения – это его распределение по возрастным группам и возрастным контингентам, выраженное в процентах (можно в долях, промилле). Последние представляют собой укрупненные возрастные группы, выделенные по какой-либо качественной характеристике (детский, репродуктивный, трудоспособный, пенсионный и др. возрастные контингенты).

Средний возраст является обобщающей характеристикой возрастного распределения населения. Он может рассчитываться как для всего населения в целом, так и для отдельных возрастных групп. Чаще всего средний возраст исчисляется как средняя арифметическая взвешенная.

Брачный статус – это положение человека по отношению к институту брака. В России при переписях населения 1897, 1920 и 1926 гг. выделялось четыре категории брачного статуса или брачного состояния населения: холост (девица), женат (замужем), вдов (вдова), разведен (разведена). В переписных листах в 1937, 1939, 1959 и 1970 гг. фиксировались лишь две категории: состоящие и не состоящие в браке. Наконец, две последние в ХХ веке переписи населения в СССР в 1979 и 1989 гг. снова учитывали четыре вида брачного статуса: состоит в браке; никогда не состоял(а) в браке; вдовец, вдова; разведен(а), разошелся(лась). В последней категории к разведенным относятся те, кто состояли в зарегистрированном браке, затем развелись и официально зарегистрировали свой развод. Разошедшимися считаются те, кто состояли в зарегистрированном браке, затем разошлись, но развода не регистрировали, а также те, кто жили в незарегистрированном браке и разошлись, естественно, не регистрируя развод, так как не был зарегистрирован и брак.

При переписи населения ответы на все вопросы переписного листа, как отмечалось раннее, фиксируются по самоопределению граждан. Применительно к брачному статусу это означает, что человек определяет его независимо от того, есть ли у него свидетельство о браке или, наоборот, о разводе. Он может не регистрировать своих супружеских отношений, но при переписи населения говорить, что состоит в браке. И, наоборот, формально человек может состоять в браке, но при отсутствии фактических супружеских отношений считать себя разошедшимся. Возможны и другие расхождения формального брачного статуса и того, каким его считает сам гражданин. При этом важно отметить, что оценка человеком своего брачного статуса не связана с тем, как оценивает его настоящий (ая) или бывший (ая) супруг(а). Например, один из них может не считать свои отношения браком, а другой – считать. Прежде всего, с этим связано, то, что численности состоящих в браке мужчин и женщин по данным переписи населения не совпадают.

Первая очередь создания системы включает работы по общесистемному проектированию, в т.ч. разработку проектных решений централизованной ИТ-инфраструктуры ФГИС, требований к услугам связи, структуры базы данных, модели угроз и проектных решений по обеспечению информационной безопасности . Помимо этого, исполнитель проекта должен будет разработать технологические процессы формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, а также прикладное программное обеспечение.

«Элвис-плюс» получила госконтракт на поставку 567 защищенных ПК для ЗАГСов

19 июля 2018 года появилась информация о том, что изготовлением и поставкой защищенных компьютеров для ЗАГСов займется компания «Элвис-плюс ».

Согласно информации, опубликованной на сайте госзакупок, компания оказалась единственным участником электронного аукциона с начальной ценой госконтракта в 38,4 млн рублей. В результате чего победа была присуждена компании без снижения цены лота.

По условиям контракта, до 30 сентября 2018 года «Элвис-плюс» необходимо поставить 567 компьютеров во все региональные управления Федеральной налоговой службы . Собранные комплексы при это должны включать аппаратно-программную платформу, представляющую собой системный блок с комплектом предустановленного ПО и пятью носителями ключевой информации, а также жидкокристаллический монитор , клавиатуру и «мышь».

В соответствии с техзаданием тендера поставщик должен предоставить заказчику ПК на процессорах стандартной архитектуры x86-64 с числом ядер не менее четырех и тактовой частотой не менее 2 ГГц, оперативной памятью DDR3 не менее 4 ГБ, жестким диском не менее 32 ГБ и интегрированным видеоконтроллером.

Результатом проекта стало создание единой облачной среды, объединившей все органы ЗАГС страны. ФНС России организована закупка и поставка 15 000 аппаратно-программных комплексов. Все уполномоченные сотрудники подключены к инфраструктуре Реестра и, после подтверждения доступа с помощью ESMART Token ГОСТ, оказывают государственные услуги в режиме онлайн.

«Основной особенностью решения ISBC является высокая защищенность в соответствии с требованиями системы сертификации ФСБ России. ESMART Token ГОСТ создан на базе отечественной микросхемы MIK 51, что гарантирует отсутствие каких-либо аппаратных «закладок». Решение ESMART Token ГОСТ сертифицировано как КС3. Российский чип обеспечивает аппаратную поддержку криптографических алгоритмов, реализованных нативно в ОС смарт-карты (в маске чипа) и без использования Java -апплетов. Перевод единого реестра записей в цифровой формат на основе АПК «Застава-ТК» повысит качество услуг ЗАГС, а применение отечественного средства криптографической защиты информации ESMART Token ГОСТ предотвратит угрозы несанкционированного доступа к персональным данным граждан России».


Сергей Панов, генеральный директор ООО «АТ бюро», входящего в Группу Компаний ISBC"

На октябрь 2018 г. намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС

"На октябрь 2018 г. намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС", - отметил Мишустин. Единый реестр заменит 6,4 тыс. разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС. Это позволит полностью централизовать информацию об актах гражданского состояния, упростить процедуру регистрации актов гражданского состояния и предоставления сведений, заложить фундамент для создания Реестра населения России".

ГК ТОНК выступила в качестве поставщика аппаратных платформ на базе ТОНК TN1402 с датчиком вскрытия корпуса устройства с возможностью блокирования АПК. Всего за два месяца было изготовлено, оснащено программным обеспечением и в августе 2017 года уже доставлено во все ЗАГСы Российской Федерации 15 тыс. аппаратно-программных комплексов, представляющих собой защищённые рабочие места сотрудников ЗАГС. И в этом немалая заслуга принадлежит партнёрам компании - транспортно-экспедиционной компании NLS.

Компания "Элвис-Плюс" специально для этого проекта разработала аппаратно-программный комплекс (АПК) «Застава-ТК», который предназначен для защиты корпоративных вычислительных ресурсов и реализует целый ряд целевых функций, в том числе, шифрование , контроль целостности данных, криптографическая аутентификация абонентов, с реализацией функций электронной подписи в соответствии с Федеральным законом №63-ФЗ.

По информации «Элвис-Плюс», продукт «Застава-ТК» реализует концепцию универсального рабочего места для государственных и корпоративных территориально распределённых ИС и компьютерных сетей, в которых требуется обеспечить централизованную обработку, хранение и доступ к данным с использованием облачных технологий и VDI с высокой степенью защищённости.

АПК «Застава-ТК» является изделием полностью российского производства, с готовым набором средств защиты информации и сервисом электронной подписи, без применения наложенных аппаратно-программных модулей доверенной загрузки, подчеркнули в компании. Продукт реализован на аппаратной платформе ТОНК TN1402 с установленной операционной системой Alt Linux СПТ 7.0 , оснащен датчиком вскрытия корпуса устройства с возможностью блокирования АПК. Комплекс сертифицирован по классу КС3 в системе сертификации ФСБ России (получен сертификат № СФ/124-3150 от 30.06.2017).

Состав АПК «Застава-ТК»:

  • Аппаратная платформа ТОНК TN1402 - компьютер в форм-факторе «тонкий клиент».
  • Электронный идентификатор ESMART Token ГОСТ, аппаратно реализующий российские стандарты электронной подписи, шифрования , хэширования и являющийся ключевым носителем.
  • Операционная система AltLinux СПТ 7.0, 64-битная версия.
  • СКЗИ «КриптоПро CSP» версия 4.0.
  • Программное обеспечение на базе «Застава-Клиент», версия 6.
  • ПО ESMART Token ГОСТ, реализующее программный интерфейс, выполненный по спецификации PKCS11.
Реестр ЗАГС создан с целью объединения в одном ресурсе записей всех актов гражданского состояния с 1926 года. Предложенное «Элвис-Плюс» решение отвечает всем требованиям по информационной безопасности , предъявляемым к защищенным рабочим местам сотрудников, оказывающим государственные услуги гражданам на всей территории РФ независимо от их места проживания и хранения информации. Внедрение АПК «Застава-ТК» обеспечит простоту и надежность, повысит эффективность и позволит гарантировать безопасность работы пользователей ЕГР ЗАГС, - считает заместитель начальника Управления, начальник отдела информационной безопасности ФНС России Александр Соловьёв .

Проект создания ЕГР ЗАГС является одним из ключевых для нашей компании, - подчеркнул заместитель генерального директора по производственной деятельности «Элвис-Плюс» Сергей Панов . - Для его реализации мы в сжатые сроки разработали и представили решение по защите рабочих мест пользователей ЗАГС высокой степени готовности при развёртывании и подключении. Особенностями нашего решения являются уникальная архитектура защиты, возможность оперативного масштабирования, минимальное время восстановления после программных сбоев и возможность централизованного обновления всего ПО АРМ ЕГР ЗАГС. В условиях существующих киберугроз АПК «Застава-ТК» предоставляет информационным ресурсам заказчика защиту в полном соответствии с действующим законодательством.

IBS поставит ФНС России системы безопасности для реестра ЗАГС

На тендер с начальной ценой контракта 236 млн рублей поступили заявки от компаний «ИБС Экспертиза» (IBS) и «ИТ Спектр». Максимальное снижение стоимости договора допустила IBS (232,5 млн рублей), она и была объявлена победителем.

В марте 2017 года IBS выиграла другой аукцион ФНС в рамках проекта по созданию реестра ЗАГС. За 590 млн рублей эта компания поставит госзаказчику оборудование, ПО, а также окажет сопутствующие услуги для создания программно-аппаратного комплекса ИТ-инфраструктуры данной системы.

Текущая закупка предусматривает поставку оборудования и лицензий на различное ПО. Кроме того, в перечень услуг входят работы по созданию программно-аппаратных комплексов для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС и пользовательского доступа.

Создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры ЕГР ЗАГС (ЦОД и налоговых органов) оценивалось заказчиком в 159 млн рублей. Из этой сумму на оборудование и пусконаладочные работы должно было быть потрачено 22 млн рублей, на разработку документации – 6,5 млн рублей, на программное обеспечение – почти 131 млн рублей.

Аппаратная часть комплекса включает межсетевые экраны и серверы, криптографический шлюз, электронные замки, компьютеры и мониторы. В программную входят операционные системы , СУБД , средства защиты виртуализации и мониторинга событий ИБ, антивирусы и пр.

На создание ПАК СОБИ для ИТ-инфраструктуры пользовательского доступа выделялось 61,6 млн рублей. Здесь также основная часть бюджета должны была пойти на оплату ПО – 49,7 млн рублей. В 9,5 млн рублей оценивалось оборудование и пусконаладка, в 2,5 млн рублей – разработка документации.

Еще 15 млн рублей планировалось потратить на 86 программно-аппаратных комплексов для налоговых органов. Стоимость каждого оценивалась в 175 тыс. рублей.

С учетом снижения цены победителем закупки озвученные цены немного изменятся.

Конкретные наименования оборудования и программных продуктов заказчик не называл. Однако, для операционных систем и СУБД в документации приводилось обоснование невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО.

Весь проект рассчитан на 60 дней с даты заключения контракта.

"Элвис-Плюс" получает 982 млн руб на компьютеры для реестра ЗАГС

В аукционе приняли участие две компании - "Элвис-Плюс " и "Депо Электроникс ". Победа досталась "Элвис-Плюс" благодаря снижению цены контракта до 982 млн рублей.

Согласно ТЗ, каждый ПАК должен состоять из системного блока с комплектом предустановленного ПО и двумя носителями ключевой информации, ЖК монитора, клавиатуры и мыши. Всего заказчик хочет получить 15 тыс. таких комплектов.

В системном блоке должен быть установлен 4-ядерный процессор (x86-64 бит) с тактовой частотой не менее 2 ГГц. Объем оперативной памяти должен составлять не менее 4 ГБ. Обязательно наличие 32 ГБ SSD или Disk On Module.

Аппаратно-программная платформа должна быть оснащена встроенными аппаратными средствами контроля вскрытия корпуса системного блока, с возможностью блокирования функционирования ПАК. Встроенные аппаратные средства контроля вскрытия корпуса системного блока должны иметь возможность детектировать вскрытие как при включённом, так и при отключённом внешнем питании. При срабатывании датчика вскрытия корпуса системного блока во включённом состоянии аппаратно-программной платформы, она должна автоматически выключиться или должна автоматически запуститься процедура перезагрузки.

Комплект предустановленного ПО должен состоять из операционной системы (ОС), VPN клиента и специального программного обеспечения - тонкого программного клиента, реализующего протокол удалённого доступа к виртуальным рабочим столам ЕГР ЗАГС.

Участие в аукционе приняли две компании - "ИБС Экспертиза " и "Инлайн технолоджис ". Наиболее низкую цену госконтракта (589,3 млн руб.) предложила "ИБС Экспертиза", эта компания и была признана победителем.

Все работы по поставке и созданию соответствующих сегментов и систем должны быть выполнены с даты заключения госконтракта и не позднее 30 мая 2017 года.

В перечень необходимых аппаратных решений входят машины баз данных, платформы виртуализации , вычислительные платформы аналитики, серверы, персональные компьютеры, СХД , сетевые коммутаторы и маршрутизаторы , монтажные шкафы. Что касается софта, то здесь список поставки включает операционные системы , а также ПО для отчетности и аналитики, мониторинга и управления, резервного копирования и восстановления данных, виртуализации и СУБД .

Конкретные наименования ни для софта, ни для «железа» не называются, однако в документации приведен список требований по каждому типу решений. Некоторые типы программных продуктов упоминаются в обосновании невозможности соблюдения запрета на иностранное ПО. В частности, это касается одного из четырех типов ОС и системы резервного копирования данных.

Единый реестр ЗАГС создается на базе российских серверов и ПО с открытым кодом

Заявки на участие в тендере ФНС подавали две компании - «ИБС Экспертиза » и «Главный научный инновационный внедренческий центр » (ГНИВЦ). Победителем стал ГНИВЦ, предложивший выполнить все условия контракта за 139 млн рублей.

В числе задач, которые требуется решить в рамках этой очереди, - общесистемное проектирование системы, разработка функционального программного обеспечения, его внедрение, опытная эксплуатация и ряд других работ. Также от подрядчика требуется разработать обучающие материалы для подготовки персонала к работе с новой системой.

Ранее, в октябре 2016 года, налоговая заключила контракт объемом 76,6 млн рублей с «Главным научным инновационным внедренческим центром» (ГНИВЦ) на выполнение работ первой очереди создания системы ведения реестра ЗАГС. В его рамках были разработаны проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры , типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС и решения по обеспечению информационной безопасности .

Первая очередь работ по контракту между ФНС и ГНИВЦ предполагала также разработку требований к услугам связи ФЦОД и РЦОД ФНС , к обеспеченности услугами связи органов ЗАГС и к переносу наследуемых данных из действующих региональных систем.

К выполнению части работ ГНИВЦ первой очереди привлекал субподрядчика – «ИБС Экспертизу» как единственного поставщика. За 5,81 млн рублей интегратор должен был разработать разделы ТЗ на создание федеральной системы в части требований к комплексу технических средств, проектные решения на создание централизованной ИТ-инфраструктуры системы и проектные решения типовой ИТ-инфраструктуры органов ЗАГС .

В итоге централизованная ИТ-инфраструктура реестра ЗАГС была спроектирована на базе программно-аппаратных комплексов «Скала-СР/Postgres» , разработанных IBS совместно с Depo Computers , работающих под управлением операционной системы ALT Linux SPT и СУБД Postgres Pro Enterprise .

В ней также используется серверная виртуализация компании "Росплатформа" на базе платформ «Скала-Р» серии 300 и «Скала-СР/Аналитика» с применением учетно-аналитической системы «Полиматика» . Использование пплатформы «Скала-Р» серии 300 предполагается и для организации виртуальной инфраструктуры пользовательского доступа (VDI).

Объектами автоматизации федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра ЗАГС являются органы, уполномоченные на регистрацию актов гражданского состояния. Общее количество объектов автоматизации составляет 6,4 тыс. органов записи актов гражданского состояния, 234 консульских учреждения РФ за пределами территории РФ на территории 147 государств, приводятся данные в одном из ТЗ по проекту. Общее количество сотрудников органов ЗАГС, осуществляющих деятельность с использованием системы, составит около 16 тысяч.

2016

Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого реестра ЗАГС

20 мая 2016 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС).

Ранее глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова ("Справедливая Россия ") пояснила, что такой реестр будет содержать:

  • свод записей актов гражданского состояния;
  • сведения о религиозных обрядах до того, как были образованы или восстановлены ЗАГСы;
  • о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния за пределами РФ.

Согласно законопроекту, электронные документы ЗАГС будут равнозначны составленным на бумаге. Законопроектом определяется срок завершения работ по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния до 31 декабря 2019 года .

План выделения 10,6 млрд руб на создание реестра

В апреле 2016 года стала известна ориентировочная стоимость разработки электронного единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС), оператором которого будет Федеральная налоговая служба (ФНС) .

Проводится обсуждение законопроектов

В марте 2016 года на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов был опубликован текст законопроекта, регулирующего порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния .

Оператором информационной системы, согласно законопроекту, станет Федеральная налоговая служба . На базе сведений реестра ЗАГС будет формироваться регистр населения Российской Федерации, говорится в законопроекте.

Другие госорганы смогут получать сведения из реестра через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Реестр ЗАГС объединит все записи актов гражданского состояния с 1926 года в одном ресурсе. Запуск ФГИС «ЕГР ЗАГС» действующим законодательством запланирован на 1 января 2018 года. До этой даты региональные органы власти будут вносить в реестр записи из книг регистрации актов гражданского состояния, составленных до вступления в силу закона.

Внедрение единого программного обеспечения, завершение перевода всех имеющихся записей в электронный вид, включение их в состав сведений ФГИС «ЕГР ЗАГС» позволит предоставлять услуги ЗАГС гражданам, независимо от их места проживания и места хранения информации.

Актовые книги, собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, подлежат уничтожению после включения содержащихся в них записей в реестр, говорится в законопроекте.

Второй касается возложения на тот же орган функций по формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Какие проблемы решат и создадут единый реестр ЗАГС и база населения России

Упрощение госуслуг

На начало 2016 года в России , по данным Минюста, существует 2,6 тыс. загсов и 3,8 тыс. органов местного самоуправления сельских поселений. Органы ЗАГС на федеральном уровне никому не подчиняются: они учреждаются региональными правительствами в виде самостоятельных органов исполнительной власти либо в виде структурных подразделений других органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Сведения ЗАГС часто требуются для предоставления госуслуг. По состоянию на март 2016 года они имеют статус документов личного хранения и, соответственно, их требуется предъявлять в форме бумажных документов при получении госуслуг.

План исключения сведений ЗАГС из списка документов личного хранения существует. Для этого все ЗАГСы были подключены к СМЭВ и научились отвечать на межведомственные запросы. Но проблема заключается в том, что если у гражданина не спросить, в каком из ЗАГСов содержится запись, то ведомство, предоставляющее услугу, не знает, куда направлять запрос, и вынуждено его направлять веерно по всей стране, - объясняет TAdviser собеседник в одном из федеральных ведомств. - Это абсолютно нерабочая схема. Для того, чтобы межведомственные запросы заработали, необходимо, чтобы была центральная система, которая знает, где хранится необходимый акт

О создании такой системы, по информации TAdviser, Минкомсвязи несколько лет вело переговоры с Министерством юстиции (курирует ЗАГСы на федеральном уровне). Договориться ведомства не смогли и в итоге создание системы было поручено


К тому же многие базы не являются федеральными. В первую очередь, это ЗАГСы, добавляет собеседник.

Нет статистики и нельзя посчитать – сколько было браков, разводов. Не во всех субъектах есть региональная база. Если решения и есть, то сделаны на коленке. Их нельзя состыковать. Когда начинаются вопросы социальных вычетов, статусов людей, выясняется, что можно, например, пять раз жениться. Приходишь, подаешь заявление в ЗАГС, а они не знают, что в другом субъекте ты уже женат. Ради материнского капитала люди регистрируют в разных ЗАГСах рождение одного и того же ребенка. Такое возможно даже внутри одного региона

Централизация ЗАГСов, а затем и общий реестр населения со статусами, по мнению собеседника TAdviser, позволит решить эти проблемы. Еще один бонус от ее возникновения может заключаться в том, что отпадет необходимость проводить перепись населения и тратить на это огромные деньги, добавляет он.

Раздвоение ответственности

Укрупнение и концентрация административных и информационных ресурсов хорошо соответствует логике современного российского госуправления, считает Михаил Брауде-Золотарев , директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС.

Основной аргумент в поддержку таких инициатив, как правило, это "повышение эффективности". В данном случае, объясняет он, единый информационный ресурс должен улучшить собираемость налогов и обязательных взносов за счет сопоставления разного рода информации, относящейся к налогоплательщикам и ранее содержавшейся в разных информационных ресурсах.


Особняком стоит включение в единый ресурс сведений о населении Российской Федерации, в том числе о регистрации актов гражданского состояния, отмечает эксперт.


В большинстве развитых стран мира, по словам Брауде-Золотарева, стараются избегать такого рода концентрации персональных данных, более того, законодательно вводятся запреты на сопоставление и автоматическую обработку сведений, относящихся к разным сферам госуправления. Чаще всего "баррикады" разного рода высоты ставят между регистрационным, налоговым и социальным учетом населения, ограничивают использование единых идентификаторов этих ресурсах и т.п.


Еще один собеседник TAdviser говорит, что последние десять лет в России было установлено табу на создание полноценного регистра населения. Причины, по его мнению, две - проблема "большого брата" и недовольство РПЦ.

Обычно деятельность разнообразных государственных и общественных органов сопровождается составлением разного рода списков и картотек, которые предназначены для решения тех или иных конкретных задач. Таковы, например, списки избирателей, налогоплательщиков, военнообязанных, списки персонала различных организаций, домовые книги в городах и книги похозйственного учета в сельской местности и т.д.

Особенностью большинства из них является то, что они касаются не всего населения, а только Звойны для оценки численности и состава населения СССР были использованы списки избирателей 49 .

Особой разновидностью списков населения являются ведущиеся в некоторых странах т.н. регистры населения. Особенностью регистров является то, что они не имеют каких-либо специализированных целей, кроме целей демостатистического учета, и потому в них заносятся сведения обо всех без исключения жителях страны. Хотя традиция ведения регистров населения существует довольно давно, их широкое и эффективное использование началось только с развитием электронно-вычислительной техники и созданием соответствующего программного обеспечения.

При рождении (или при въезде на территорию страны) человеку присваивается индивидуальный идентификационный код (ИИК), не меняющийся на протяжении всей жизни. Все события в жизни человека, которые требуют документального оформления, сопровождаются внесением ИИК в соответствующие документы. Поскольку один экземпляр этих документов в обязательном порядке направляется в орган, ведущий регистр, все изменения в жизни человека немедленно фиксируются в базе данных. Одновременно меняется и вся совокупность, как по своей численности, так и по структуре. Появляется возможность в любой момент времени получать не только информацию о текущих демографических событиях, но и о тех характеристиках населения, которые обычно фиксируются только в переписях. Автоматизированный регистр населения становится как бы перманентной переписью, что создает предпосылки для отказа от проведения переписей населения или, по крайней мере, для увеличения межпереписного периода, когда переписи проводятся только для корректировки данных регистра.

...Все более широкое распространение стали получать регистры населения. Созданные в ряде стран на основе административных записей и быстро развивающейся электронной технологии регистры населения служат уже базой для развития автоматизированной системы сбора и обработки постоянно обновляемой информации. В некоторых странах, например, в Финляндии, Дании, Нидерландах, Швеции, переписи населения в их традиционном виде больше уже не проводятся, и вся необходимая информация получается главным образом на основе регистров. Так, в Финляндии в 1990г. «перепись» впервые осуществлена без обращения к населению, т. е. полностью на базе регистров... Гозулов А. Перепись населения России 1999 года // Вопросы статистики. 1997. № 3. С. 23.

Распространение регистров населения лимитируется главным образом ограниченностью коммуникационных и вычислительных ресурсов (т.е. пропускной способностью линий связи и объемом памяти и быстродействием компьютеров). Поэтому в настоящее время регистры ведутся в странах с малой территорией и небольшим населением, в которых нетрудно наладить связь и передачу информации в реальном времени от региональных отделений центральному органу, ведущему регистр, и в которых можно обойтись сравнительно небольшими по величине базами данных. В их числе такие страны, как Швеция, Норвегия, Нидерланды, Израиль и некоторые другие. В странах с большим населением (типа России) ведение электронного регистра населения пока еще практически невозможно из-за огромных технических проблем.

Важными аспектами ведения регистра населения являются также этические проблемы, которые могут здесь возникать, а также проблемы несанкционированного доступа к информации, хранящейся в регистрах, и ее использования в целях, далеких от тех, ради которых регистр создается.

Определенная демографическая информация содержится в различных списках и регистрах населения. Деятельность тех или иных структур сопровождается составлением разного рода списков и картотек , предназначенных для решения тех или иных ведомственных задач (списки избирателей, военнообязанных, налогоплательщиков, книги похозяйственного учета и т.п.). Особенностью большинства из них является то, что они касаются не всего населения, а только какой-то его части. Тем не менее, если нет других источников данных о населении, такого рода списки могут служить дополнительным источником данных о населении.

Особой разновидностью списка населения является регистр населения , под которым принято понимать информационный ресурс, созданный с целью демостатистического учета. Особенность регистров населения заключается в том, что они не имеют каких-либо специализированных целей. Традиции ведения регистров населения в некоторых странах (Швеция, Норвегия, Нидерланды) существуют достаточно давно, однако эффективное их использование началось с развитием информационных технологии. Распространение регистров населения ограничивается главным образом состоянием коммуникационных и вычислительных ресурсов. Поэтому в настоящее время регистры ведутся в странах с малой территорией и небольшим населением, в которых нетрудно наладить связь и передачу информации в реальном времени от региональных изменений центральному органу, ведущему регистр.

Важными аспектами ведения регистра населения являются этические проблемы, которые могут здесь возникать, а также проблемы несанкционированного доступа к информации, хранящейся в регистрах, и ее использования в целях, далеких от тех, ради которых создается .

В Российской Федерации вопросы создания регистра населения также весьма актуальны. На сегодняшний день основой для создания регистра населения может служить Государственная автоматизированная система «Выборы» (ГАС «Выборы»), созданная для целей обслуживания избирательного процесса. ГАС «Выборы», расширенная с помощью ведомственных баз данных органов внутренних дел, органов ЗАГС и иных учреждений, способна не только способствовать решению управленческих задач, но и стать важным источником демографической информации. Кроме того, следует отметить тот факт, что кроме организационных предпосылок создания регистра на основе ГАС «Выборы», существуют и определенные правовые условия, регламентирующие функционирование этого информационного ресурса и возможности его дальнейшего развития (ст. 19, 20 Федерального закона № 20-ФЗ от 10 января 2003 г. «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»).

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные