Гимнастические упражнения для детей. Развивающая гимнастика для детей – польза физического развития Легкая гимнастика для детей

Утренняя зарядка – залог бодрости и хорошего настроения на весь день. Простые, понятные упражнения наполняют все тело энергией, разгоняют остатки сна.

Повышенная активность детей дошкольного возраста напрямую связана с важными этапами развития тела – ростом и развитием внутренних органов. Для каждой клеточки организма необходим кислород в достаточном количестве. Чтобы доставить этот важный для развития элемент во все системы ребенка, постоянно требуется движение.

Роль родителей в формировании здоровья карапуза – в создании необходимых условий для полноценного питания, физической активности, приобретения навыков. Один из видов физической активности, способствующий правильному формированию, − зарядка.

Комплекс упражнений, именуемый зарядкой, проводится с детьми с рождения и рекомендуется к применению на протяжении всего периода взросления. Нацеленный на поддержание высокого уровня активности, физическое развитие и стимуляцию обменных процессов, он проводится один-два раза в день после сна.

Регулярное применение зарядки имеет множество положительных сторон. В частности утренний разминочный комплекс:

  • Укрепляет мышечный аппарат. При помощи специально подобранных упражнений легко тренировать необходимую группу мышц;
  • Повышает жизненный тонус. Ничто так не бодрит с утра, как веселая двигательная игра;
  • Улучшает аппетит;
  • Активизирует работу всех органов, особенно дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
  • Позволяет формировать и поддерживать правильную осанку;
  • Развивает координацию;
  • Воспитывает выдержку и дисциплину;
  • Повышает стойкость;
  • Поднимает настроение;
  • Возбудимых детей успокаивает, медлительных – активизирует.

Простые, понятные, приносящие удовольствие ребенку упражнения позволяют начинать день в хорошем настроении, подготовиться к активному времяпровождению, выработать правильный режим дня.

Особенности проведения утреннего разминочного комплекса у детей дошкольного возраста

Чтобы получить максимум пользы от утренней гимнастики, необходимо соблюдать некоторые рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы воспитателей, педиатров и физиологов. Правила очень просты, но требуют регулярного выполнения.

Время проведения

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка. Для новорожденного и младенца зарядка заключается в массаже и упражнениях и продолжается около 15 минут.

Дети от года, умеющие ходить, могут выполнять гимнастический комплекс самостоятельно.

  • Для малышей 1-2 лет длительность одного занятия должна быть около 5 минут,
  • для 3-4 лет – 5-8 минут,
  • 5-6 лет – 8-10 минут,
  • 7-10 лет – 10-15 минут.

Одежда

Стоит внимательно отнестись к выбору одежды и обуви для занятий. Рекомендуется удобные, не сковывающие движения предметы гардероба из хлопковой ткани. Не допускается наличие крупных швов, пуговиц или иных предметов, которые могут натирать, создавать неудобства при активном движении или выполнении упражнений лежа на спине или животе.

В домашних условиях, обувь при зарядке можно не одевать, но желательно, чтобы ноги были в носочках.

Условия

Домашний комплекс упражнений необходимо проводить в тщательно проветренном помещении. Для дополнительной закалки организма хорошо, если воздух будет немного прохладным (приблизительно 18 градусов).

Желательно предлагать зарядку до еды или спустя 40 минут после приема пищи.

Внимательно осмотрите место проведения упражнений. Уберите все лишние предметы, обезопасьте углы или подвижные элементы. Удобнее всего, если в помещении, где проводится зарядка, будет достаточно места для небольшой пробежки.

Форма проведения

Дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют задания с использованием игровых элементов. Хорошо, если утренняя гимнастика будет иметь сюжет (поход в гости к мишке, зайке; имитация животных и растений). Стоит внимательно отнестись к названию упражнений, преподносимых карапузу. Образная, насыщенная речь, поясняющая необходимые действия, поможет ребенку долго оставаться заинтересованным таким времяпровождением.

Дополнительные элементы

Если вы решили применить в комплексе дополнительные снаряды (мяч, фитбол, скакалка), то заранее подготовьте выбранные предметы. Не стоит прерывать занятия для долгих поисков необходимого инвентаря.

Темп и очередность

Чтобы получить пользу от утренней гимнастики необходимо:

  • Регулировать скорость выполнения упражнений, предлагая вначале выполнить медленно, после ускориться, дойти до самого быстрого варианта выполнения, после чего медленно снизить скорость и остановиться. Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко останавливаться при выполнении быстрых упражнений;
  • План занятия должен строиться по мере усложнения задач. Первым делом необходимо произвести разминку. После разогрева предложить выполнить упражнения основного комплекса. Завершать зарядку стоит спокойным шагом на месте и самомассажем;
  • Старайтесь ориентироваться не на количество выполненных элементов, а на качество исполнения. Если вы предложили крохе шагать высоко поднимая колени, то лучше сделать 5 правильных высоких шагов, чем 25 быстрых и не высоких.

Настроение крохи

Зарядка – занятие приносящее удовольствие и радость. Она должна быть посильной и приятной для карапуза. Не стоит заставлять или перенапрягать маленького спортсмена. Если он плохо себя чувствует или встал с плохим настроением, возможно, лучше отложить упражнения и провести их позже. Хорошо увлечь кроху собственным примером.


Основным условием получения пользы от утреннего гимнастического комплекса является заинтересованность крохи процессом. Дошкольный возраст − время игр, познания через действие, быстрой сменяемости интереса. Чтобы привлечь карапуза к выполнению предложенных упражнений, нужно соблюдать несколько условий:

  • Бодрость духа. Малыш должен быть в хорошем настроении, здоров;
  • Игровые элементы. Хорошо, если утренняя зарядка начнется с истории, требующей действий от ребенка (мы пойдем на лесную полянку к белочке), названия упражнений будут веселые и интересные (крылья бабочки – махи руками, зайка на полянке – прыжки), любой наклон или приседание будет соответствовать определенному образу (наклон – собираем цветочки, шаг – идем в гости). Отличный вариант – стихотворная зарядка, но соответствующие произведения взрослым нужно знать наизусть, рассказывать по ходу зарядки, выполняя вместе с малышом предложенные упражнения;
  • Фоновая музыка. Классические произведения или детские песенки, настраивающие на веселую бодрую волну, создадут атмосферу праздника, стимулируя двигательную активность. Музыка не должна играть слишком громко;
  • Родительский пример. Хотите привлечь к зарядке «нехочуху»? Начните ее выполнять самостоятельно. Видя удовольствие, получаемое от упражнений, кроха непременно захочет приобщиться. Отношение взрослых к зарядке играет важную роль в формировании правильного понимания необходимых задач на утро. Невозможно заставить и приучить ребенка делать зарядку, если он не видит пример от самых близких людей;
  • Похвала и поощрение. Каждое верно выполненное упражнение нужно похвалить и отметить. Ваше одобрение будет способствовать стремлению выполнять движения верно, заниматься гимнастикой ежедневно.

Заинтересованный ребенок постепенно будет лучше понимать свое тело, стремиться выполнить больший объем упражнений. Но не стоит усердствовать. Останавливайте чересчур упорного малыша, не давайте ему сильно уставать. У утренней зарядки цель – пробуждение организма через движение, поддержание правильной осанки, легкая физическая нагрузка. Чрезмерное выполнение утреннего комплекса может снизить активность крохи в течение дня.

Изо дня в день вы будете наблюдать, как совершенствуется координация малыша, развиваются его зрительно-двигательные навыки. Если в первое время (возраст 1 -2 года) регулировать и планировать утренний гимнастический комплекс не обязательно, то с освоением базовых упражнений стоит проработать вопрос необходимых нагрузок и введения новых упражнений.

Как составить план занятий

Четкое понимание упражнений, необходимых для выполнения, позволяет родителям своевременно помогать малышу развивать нужные группы мышц, подготавливать к освоению навыков и умений. Особенно важно планирование, если у крохи есть некоторые особенности развития и ему предписано тренировать определенную группу мышц. Детям с нарушением осанки и сколиозом часто рекомендуют в зарядке делать упор на развитие мышц позвоночника.

Планирование утренней зарядки бывает нескольких видов:

  • План развития на продолжительный срок;
  • Ежедневный план;
  • Схема ввода новых упражнений.

Вы можете выбрать какой-то отдельный вид или же использовать все три для получения полной картины развития двигательных навыков малыша. Хорошо, если планирование утреннего гимнастического комплекса будет сочетаться с общим планом развития крохи, дополняя другие виды обучения.

План развития на продолжительный срок может готовиться на неделю, месяц или полугодие. В него можно включить постепенное освоение комплекса на развитие определенной зоны тела, повтор учебных знаний (при помощи преподносимой истории). Обычно план прорабатывается в блокноте или на другом удобном носителе информации и сводится в единую таблицу, которая вешается на стену. Не обязательно подробно расписывать ход каждого занятия, достаточно сделать пометки о нужных действиях в определенный промежуток времени.

Как и любое другое планирование, составление схемы утреннего гимнастического комплекса должно быть гибким и иметь возможность видоизменяться. Последующий навык должен вводиться после полного изучения предыдущего. Последовательность всех упражнений выстраивается от простого к сложному. При составлении плана на продолжительный срок хорошо прописать периодическое использование спортивных снарядов или отметить дни, когда вы будете вносить изменения.

Ежедневный план составляется на базе общего понимания о необходимых упражнениях, обычно готовится вечером накануне занятия. Продумывается ход зарядки, базовые упражнения, необходимый инвентарь. При необходимости разрабатываются или готовятся различные привлекающие внимание крохи элементы (цветочки, которые нужно собрать; скакалка или веревка, под которую нужно проползти).

Если подробное планирование не для вас, а упустить какой-то навык не хочется, то идеальным вариантом будет схема ввода новых упражнений . Это таблица, которую чаще всего вешают на стену, содержащая примерный план обучения крохи новым двигательным умениям. Прекрасный вариант, сделать таблицу в картинках изображающих действие. При помощи такого плаката можно предлагать малышу повторить изображение, при этом поддерживая его.

Утренний гимнастический комплекс всегда должен содержать три основные части:

  • Разминка;
  • Основной комплекс;
  • Завершающий этап.

Разминка

Прежде чем предложить упражнения на развитие определенной группы мышц, обязательно предложите малышу разогреться. Пусть он пошагает, после этого пробежится, немного помашет руками. Вместе с крохой проделайте все заданные движения.

Во время маршировки удобнее всего начать рассказывать задумку гимнастического комплекса, стихи, подбадривающие на зарядку, начать историю, по ходу развития которой будет необходимо выполнить разные упражнения.

Цель разминки – разогрев мышц и суставов во избежание нежелательных последствий. Не пренебрегайте этой важной частью зарядки.

Основной комплекс

Когда малыш хорошо разогреется, можно приступить к упражнениям выбранного комплекса. Хорошо, когда каждый элемент вы делаете вместе. Глядя на ваши движения, карапуз будет пытаться их повторить. Пример взрослого – особая мотивация, позволяющая создавать у ребенка ощущение важности и необходимости ежедневных утренних занятий.

Базовые упражнения основной части направлены на развитие мышц всего тела, улучшение подвижности суставов, приобретение навыка ориентации в пространстве. Правильное выполнение позволяет сформировать и поддержать осанку, укрепить организм, усилить иммунитет.

Завершающий этап

В финале зарядки предложите крохе побегать, помаршировать. Идеальное завершение утреннего гимнастического комплекса – массаж. Маленьким деткам его делают родители, после 1,5 лет хорошо обучить карапуза приемам самомассажа. Пусть малыш разотрет свои ручки, ножки, погладит плечи и тело. Утренний гимнастический комплекс должен завершиться спокойным видом деятельность, для возврата дыхания в нормальный режим, постепенного отдыха мышц от активной деятельности.

Чтобы подготовка к утренней зарядке прошла легче, мы подготовили несколько блоков упражнения для разных групп мышц. Вводить эти упражнения желательно постепенно, начиная с 1,5-2 лет, изучая по одному из каждого блока.

Для удобства применяется сокращение И.П. – исходное положение, подразумевающее, что ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч.

Примеры упражнений для рук и плеч

  • И. П. Руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню;
  • И. П. Руки на поясе. На выдох руки обнимают тело, на вдох возвращаются на пояс;
  • И. П. Руки в стороны. Поочередно на выдохе наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться как можно дальше;
  • И. П. Руки вдоль тела. На выдох приседание, руки на колени. На вдох поднимается, становится на носки, руки тянутся вверх и возвращается в и.п.;
  • И. П. На вдох — взмах рук вверх, тело поднимается на носки, на выдохе возвращается в и.п.;
  • И. П. Поочередно обеими руками на вдохе совершается движение назад, вверх. Когда рука вверху на выдох резкое движение, имитирующее бросок и возврат в и.п.;
  • Ноги шире плеч, руки вниз. На выдохе — наклон вперед, стараясь коснуться пола. На вдохе подъем вверх;
  • Ребенок ходит по комнате, старается хлопать в ладоши, максимально используя плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной;
  • И. П. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.

Примеры упражнений для ног

  • И. П. Руки вдоль тела. Медленные приседания с упором на колени.
  • Бег с максимально высоко поднятыми ногами;
  • Перед ребенком ставится стул со спинкой на уровне груди. Держась за стул, совершает поочередные махи ногами в разные стороны, колени не сгибаются;
  • По прямой выставляется несколько предметов. Ребенок бегает между предметами, стараясь не задевать и не пропускать;
  • И. П. Руки на поясе. Ходьба на носочках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы;
  • И. П. Руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен.

Упражнения для туловища

  • И. П. Руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в и. п.;
  • И. П. Руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота;
  • Лежа на спине. Руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо;
  • Положение стоя. Пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнения предлагая прыгать вокруг предметов.
  • Сидя на стуле. Ноги расставлены на ширине плеч, руки держат колени. На вдохе наклон вперед и поворот головы влево. На выдохе возврат и повторение упражнения с поворотом головы направо;

Упражнения на растяжку

  • Ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение;
  • Поочередно выставляем одну ногу вперед, вторую назад. Медленно перенося вес на первую ногу, максимально присесть;
  • Сидя на полу, ноги широко расставлены. Наклоны к носкам ног и вперед;
  • Стоя, одна рука пытается достать лопатку, вторая захватывает локоть и тянет назад до ощущения легкого напряжения. Повторить для второй руки;
  • Лежа на спине. Через стопу натягиваем шарф или ленту. Тянем ногу вверх.

  • Как бы вам не хотелось пропустить разминку или закончить зарядку без завершающего этапа, не следует этого делать. Выполнение упражнений может принести неприятные ощущения, привести к травме, если мышцы и суставы не будут хорошо разогреты;
  • Все упражнения должны доставлять малышу удовольствие, не настаивайте на продолжении действия, если оно неприятно или причиняет боль;
  • Старайтесь максимально разнообразить зарядку, чтобы крохе не надоели занятия;
  • Используйте сравнения при объяснении упражнения. Хорошо применять дополнительный спортивный инвентарь;
  • Проводите зарядку через 10-20 минут после подъема, до завтрака;
  • Если есть возможность, то идеально в теплое время проводить зарядку на улице. В городских условиях старайтесь проводить утренний гимнастический комплекс в хорошо проветренном помещении, без сквозняка;
  • Внимательно следите за правильностью выполнения упражнения ребенком. Если какой-то элемент не получается, выполняется неверно, помогите крохе, придерживая его, или отложите изучение на более поздний срок;
  • До 2 лет утренняя гимнастика содержит в себе только простые упражнения на развитие базовых движений. До этого возраста не стоит вводить упражнения на растяжку;
  • Упражнения подбираются от простого к сложному, так же они и выполняются;
  • После завершения утреннего комплекса хорошо проводить водные процедуры или обтирания.

Закончили упражнения

Большие достижения начинаются с маленьких побед. Прививая карапузу привычку делать зарядку по утрам, родители решают сразу несколько вопросов:

  • Формирование здорового тела;
  • Укрепление иммунитета;
  • Приучение к режиму и дисциплине;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Искоренение проблемы отсутствия аппетита.

Это только явные положительные стороны простого и понятного для каждого действия. Занимаясь вместе с ребенком, мотивируя его и поддерживая освоение сложных умений, взрослые создают атмосферу любви и благополучия, позволяют крохе чувствовать себя важным и нужным. Совместное времяпровождение формирует привязанность и создает ощущение защищенности у малыша, сохраняет доверительные отношения, закладывает фундамент будущих спортивных побед.

Развивающая гимнастика для детей приобретает все большую популярность.

Упражнения для тела, рук и ног гарантирует не только стройность и подтянутость: чем раньше формируется здоровый образ жизни у малыша, тем легче вырастить физически полноценного ребенка.

Польза развивающей гимнастики для детей – это:

  • укрепление всех групп мышц, сердечно-сосудистой системы, кровообращения и дыхания;
  • улучшение осанки и развитие гибкости;
  • лечение и успокоение ребенка;
  • закаление характера;
  • обучение умению дружить и работать над собой.

Детская гимнастика значительно улучшает аппетит, облегчает пищеварение и развивает координацию движения.

Различные исследования показывают, что ребенок, регулярно занимающийся гимнастикой, обгоняет сверстников не только в силе и здоровье, но и в развитии речи и сообразительности. Увлекательное развлечение развивает осознанность малыша и сводит на нет детские капризы.

Регулярные занятия по гимнастике расширяют круг общения, позволяют научиться спортивным достижениям и дарят ребенку положительные эмоции.

  1. Ребенок, став взрослым, не будет попрекать родителей в том, что его не развивали в детстве.
  2. Выработанные с малых лет здоровые привычки станут неотъемлемой частью взрослой жизни.
  3. Большое «дитя» не будет ждать каждого понедельника, чтобы заняться физическими упражнениями.

Задатки, заложенные в детстве, позволяют уже взрослому человеку без особых трудностей освоить любой другой вид спорта.

Гимнастика спины, живота, рук, ног

Каждый возраст требует свой комплекс упражнений.

Гимнастику для детей лучше всего начинать до года. Педиатры считают, что упражнения следует выполнять с 5-го месяца, так как за этот период мышцы ребенка укрепляются и способны приносить пользу малышу без нанесения ему вреда и травм.

В грудном возрасте регулярные занятия по гимнастике подготавливают малыша к сидению, ползанию, стоянию и правильному дыханию. Продолжительность занятий не должна превышать 8 – 10 минут.

Упражнения: скрещивание и подъем рук, сгибание/разгибание ножек, перевороты со спинки на живот и наоборот, сгибание туловища.

Годовалые дети уже могут самостоятельно приседать, делать первые движения в ходьбе. Занятия можно увеличить до 10 – 12 минут в день.

Упражнения: соединения локтя с коленом, стоп и лба, прижимание ножек к животику, вращательные движения согнутых ножек по и против часовой стрелке, укладывания ребенка на живот, приподнятие ребенка за подмышки (имитация ходьбы) и др.

Гимнастика на мяче

Гимнастические упражнения для детей 1 – 3 лет имеют свои нюансы: все занятия должны быть разнообразными и выполняться в веселом ритме в форме какой-либо игры, истории или действия, увлекающих и заинтересовывающих малыша. Спортивные занятия выполняют две функции: помогают развиваться малышу физически и одновременно содействуют в формировании артистизма и улучшению фантазии.

Упражнения: перелезть через подушку, проползти под низким столом, подражать движениям животных, персонажам из сказок и др.

В 4 – 5 лет осанка ребенка уже сформирована, развито мышление и они могут концентрироваться. Упражнения выполняют для развития координации движений и гибкости. Гимнастику обычно дополняют с играми в мяч и с мягким эспандером. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.

Упражнения: ходьба по узкой дорожке, боком, задом наперед, бег в различном темпе, проползание под препятствием и др.

Развитие силы и ловкости у мальчиков

Гимнастика для детей 6 – 8 лет защищают от заболеваний опорно-двигательного аппарата и способствуют налаживанию организационных моментов ребенка. Главные цели: во-первых, малышу следует научиться быть ответственным за получение хороших результатов тренировок; во-вторых, развитие мускулатуры ребенка.

Гимнастические занятия следует проводить в определенное время. Можно дополнять соответствующим музыкальным фоном и ритмическими детскими песнями.

Упражнения: «мостик», шпагаты, стойка на лопатках и т.д.

Детская гимнастика для детей 8 – 10 лет чаще всего выполняется отдельно для девочек и мальчиков. Гармония души, тела, спорта и искусства – это сочетание упражнений с обручами, лентами, мячами, булавами и другим спортивным инвентарем. В этом возрасте у детей интенсивно формируются эстетические вкусы, развивается абстрактное мышление, музыкальный слух и вырабатывается чувство ритма; повышается атлетизм и развиваются физические силы, формируется уверенность, воля и твердость характера. В этом возрасте показаны ритмичные сольные и парные упражнения, правильная постановка ног и движения под музыку.

Упражнения: сложные прыжки, повороты, волны и т.д.

Художественная гимнастика для девочек

Гимнастические занятия от 11 до 16 лет – это танцевальные и атлетические упражнения, снимающие нервное напряжение ребенка и отвлекающие от школы. Дети учатся выполнять сложные гимнастические, акробатические и силовые элементы.

Упражнения: ходьба с перемещениями, прогибы спины, пируэты, рондаты, махи на брусьях, стойки на руках и т.д.

Комфортные занятия обеспечиваются благодаря хорошо проветриваемой комнате, одежде из натуральных тканей и хорошему настроению.

Гимнастика в воде

Этот вид упражнений относится к лечебным и положительно воздействует на детский организм: гидрокинезотерапия издавна считается эликсиром жизни для тела, кожи и души.

Преимущества водных процедур для детей:

  • формирование осанки;
  • улучшение кровообращения;
  • увеличение жизненного объема легких;
  • закаливание организма;
  • увеличение сопротивляемости инфекциям;
  • улучшение эмоционального фона.

Гимнастические упражнения, выполняемые в воде разнообразны: это и различные глубины погружения, занятия с гантелями, пенопластовыми плотиками, упражнения о стенку, ступени или поручни бассейна, многообразные виды ходьбы, приседания, повороты туловища и другие движения в воде, а также «поплавок», «кроль», «осанка балерины», «захлест» и т.д.

Гимнастические упражнения должны приносить детям удовольствие. Если ребенок боится воды, то лучше поменять разновидность гимнастики или вовсе отменить упражнения.

Гимнастика на мяче

Упражнения на фитболе (швейцарский мяч) прекрасно снимают мышечное напряжение, укрепляют позвоночник, улучшают осанку, развивают координацию и вестибулярный аппарат. Особую радость детям доставляет расцветка гимнастического снаряда. Яркие, матовые, нейтральные, блестящие, разноцветные или однотонные мячи положительно воздействуют на психику ребенка и стимулирует его интеллектуальное развитие.

Мяч в этом случае – и динамичный тренажер, и расслабляющий массажер.

Колебания фитбола вынуждают детей контролировать равновесие и стимулируют работу внутренних органов.

В результате регулярных занятий у малышей вырабатывается самоконтроль и улучшается способность к самоанализу.

Упражнения: разминка, движения для бедер, ягодиц, груди и рук, а также различные покачивания и отталкивания («пружинка», «футбол», «тачка», «перетягивание» и др.).

Первые занятия на гимнастическом мяче должны быть не больше 5 минут. Постепенно их можно увеличить до 15 – 20 минут.

Вне зависимости от выбора разновидности развивающей гимнастики физические упражнения, с которых начинается здоровая жизнь, как нельзя лучше отражаются на состоянии ребенка. Хорошим тоном считаются занятия минимум 2-3 раза в неделю, так как спортивная семья – залог воспитания всесторонне развитого будущего поколения.

Видео на тему

Играет огромную роль для развития ребенка 5 лет гимнастика. Это не только общеукрепляющие физические упражнения, а целый комплекс: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная зарядка. В статье рассказано о том, как важен каждый вид гимнастики, предложены некоторые упражнения, которые дети в 4, 5 и 6 лет будут выполнять с удовольствием. Начнем публикацию с обзора обычной гимнастики, при занятии которой задействованы все группы мышц.

Зачем нужно заниматься гимнастикой?

Заниматься с детьми нужно с самого рождения и весь период их взросления. Гимнастика для ребенка 5 лет (а также младшего и старшего возраста) необходима для физической активности, хорошей работы обменных процессов, да и вообще это заряд бодрости на весь день!

Регулярные занятия положительно влияют на здоровье ребенка. Выполнение упражнений влияет:

  • на укрепление мышц;
  • повышение аппетита;
  • повышение жизненного тонуса;
  • активизацию работы внутренних органов (особенно органов дыхания, сердечно-сосудистой системы);
  • развитие координации;
  • формирование правильной осанки;
  • дисциплину;
  • стойкость;
  • повышение настроения;
  • медлительные детки становятся более активными, слишком возбудимые немного успокаиваются.

Базовые правила

Чтобы ребенок получил от гимнастики максимум пользы, нужно соблюдать некоторые рекомендации, основанные на многолетнем опыте физиологов, педагогов и педиатров. Правила совершенно не сложные, и выполнить их может не только воспитатель со стажем, но и каждый родитель.

  1. Занятия должны проводиться в игровой форме, можно задействовать инвентарь (скакалки, мячи, ленты, гимнастические палки).
  2. Должна быть для детей 5 лет. Упражнения составляйте так, чтобы при их выполнении были поочередно задействованы все группы мышц.
  3. Длительность занятий - не более 15 минут. За это время ребенок должен выполнить от 8 до 10 упражнений.
  4. Упражнения раз от раза меняйте, иначе ребенку станет неинтересно и скучно.
  5. Одно упражнение нужно повторять по 10-15 раз, затем обязательно делать перерыв на 30 секунд.

Примерные упражнения

Чтобы ребенку было интереснее заниматься, обязательно включайте музыку фоном. Одежда должна быть удобной для занятий, сшита из натуральной ткани. Помещение должно быть хорошо проветриваемое, но без сквозняков. Гимнастика для детей 5-6 лет состоит из блоков. Начинается все с разминки, продолжается основным комплексом, далее завершающий этап. Предлагаем использовать следующие упражнения.

Первый блок:

  1. Хождение по кругу, при этом производятся махи руками в стороны (птички полетели).
  2. Встали. Кисти рук нужно положить на плечи, производить вращающие движения плечами сначала несколько раз вперед, потом назад.
  3. Наклоны головы: вперед, назад, вправо, влево.
  4. Круговые движения головы.
  5. Наклоны корпуса тела.
  6. Приседания.

Второй блок:

  1. Руки положить на пояс, производить повороты корпуса тела с максимальным отводом.
  2. Наклоны вперед с прямой спиной и поднятой головой (получится сгиб тела на 90 градусов): раз, два, три, выпрямились, повтор 10-12 раз.
  3. Руки вверх, резко опустить.
  4. По очереди прыгать на одной ноге.
  5. По очереди выставлять одну ногу вперед, сгибая колено, другую отвести назад максимально далеко.
  6. Сесть на пол, широко развести ноги, производить наклоны туловища и тянуть ручки к носку одной ноги, потом к другой.

Третий блок:

  1. Перекидывание мяча по кругу.
  2. Перекидывание мяча с ударом об пол.
  3. Марширование по кругу или ходьба с гимнастическими лентами (размахивать над головой).

Дыхательная гимнастика для детей 5 лет

Целью проведения упражнений является укрепление здоровья дошколят. Значение дыхательной гимнастики для ребенка 5 лет очень велико, так как упражнения влияют:

  • на насыщение каждой клетки организма кислородом, которое при обычном дыхании невозможно;
  • умение дошколят управлять дыханием;
  • укрепление общего состояния здоровья (упражнения благотворно сказываются на нервной системе, работе сердечно-сосудистой системы, ЖКТ);
  • улучшение работы головного мозга за счет глубокого насыщения организма кислородом.

Помимо всего этого, дыхательная гимнастика является отличным способом для профилактики заболеваний дыхательных органов.

Правила проведения гимнастики

Есть дети, которым упражнения противопоказаны, поэтому следует проконсультироваться с врачом. Гимнастикой нужно заниматься дважды в день, одно занятие составляет от 10 до 30 минут. Вначале дошкольникам упражнения могут показаться сложными, но цель преподавателя научить детей правильно их выполнять, максимально наполнять легкие воздухом. Обязательно освоить навык полного высвобождения легких, ведь дети, которые выдыхают не полностью, оставляют внутри себя отработанный, вредный воздух.

Основные правила дыхательной гимнастики для детей 4-5 лет:

  1. Занятия проводятся не позднее часа до еды.
  2. Для того чтобы дети проявили интерес к упражнениям, их нужно интересно называть (далее мы приведем примеры).
  3. При выполнении упражнений задействовать игрушки.
  4. Продуктивнее заниматься дыхательной гимнастикой на улице, но только в теплое время. В период холодов занимаются только в теплом, заранее проветренном помещении. Одежда для занятий должна быть удобной, а приемлемая температура воздуха от +17 до +22 градусов.
  5. Только регулярные занятия дадут положительный результат.
  6. Первые нагрузки должны быть легкими, далее упражнения идут сложнее.
  7. Первые занятия не более 10 минут, увеличивайте на 5 минут каждую неделю, пока не дойдете до 30 минут.

Техника выполнения

Основа упражнений - удлиненный выдох, который сочетается с физическим упражнением. Достигается это путем произнесения при выполнении упражнений разных звуков: о-о-о-о, а-а-а-а, у-у-у-у, ж-ж-ж-ж, ш-ш-ш-ш, на резком выдохе: ах, ох, ух, фу, ха и так далее.

Пример упражнений

Дыхательная гимнастика для ребенка 5 лет (а также 4 и 6 лет) может содержать следующие упражнения:

  1. "Воздушный шарик". Ребенку нужно вообразить, что у него не живот, а шарик, который нужно надуть. Пусть ляжет на ровную поверхность, на живот поместите игрушку (так малышу интереснее будет наблюдать за процессом, понимать его). Нужно через нос медленно надувать животик до тех пор, пока он не станет полным. Задерживается дыхание на 2-3 секунды, затем "шарик" медленно полностью сдувается через рот. Для уверенности, что в легких не осталось воздуха, ребенок должен последний вытолкнуть резко, может и несколько раз, со звуками "ху", "ха" и так далее.
  2. "Водолаз". Малышу нужно представить, что он ныряет в море, а для этого ему нужно как можно больше набрать воздуха (одним разом через рот), задержать максимально долго, при "выныривании" выпустить весь воздух через рот.
  3. "Желтый одуванчик, белый одуванчик". Пусть малыш представит, что у него в руке желтый одуванчик, и глубоко начнет вдыхать "аромат" через нос. Вдруг одуванчик стал белым, теперь его нужно сдуть, выпуская набранный воздух через рот.
  4. Руки вдоль тела, быстро делается серия резких вдохов, наполняя легкие воздухом, кисти при каждом сжимаются в кулачки. На одном долгом выдохе руки поднять вверх и потрясти кисти.

Упражнений очень много, задействуйте настоящие воздушные шары, тазы с водой и бумажными корабликами, "гонки" карандашей по столу (два карандаша на стол, дети дуют на них, чтобы они начали катиться, тот, что быстрее, тот и победил).

Гимнастика для пальчиков

Педиатры, психологи, педагоги, антропологи и нейрохирурги призывают родителей заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми. Зачем это нужно? Уже доказано, что и физическое и умственное развитие зависят от того, насколько развита мелкая моторика рук, задействованы в работе кончики пальцев детей. Такая гимнастика нужна дошколятам, так как является генерацией активности:

  • мышечной;
  • слуховой;
  • физической;
  • творческой;
  • познавательной;
  • подражательной;
  • зрительно-пространственной;
  • речевой и мыслительной;
  • слуховой.

Развивающие упражнения

Есть много упражнений для пальчиковой гимнастики для детей 4-5 лет. Можно просто каждый день устраивать театр теней, где героями будут ручки и пальчики (нужно их ставить так, чтобы тени походили на различных зверушек или фигурки). А можно выполнять и другие упражнения, но все только в виде игры:

  1. "Цап-царапки". Дети представили себя кошками и котами, руки сжали в локтях, кисти на уровне головы. Четыре пальчика нужно прижать к верху ладони подушечками, а большой прижать к согнутому указательному - это кошачьи лапки. Пальчики стараемся сильно прижимать, а потом резко ладошки раскрываем, пальчики напряжены в положении, как будто кошка выпускает коготки. Упражнение несколько раз повторить.
  2. "Жук-усач". Кисти в кулачки, выпускаем по сторонам указательный пальчик и мизинец ("Коза"), можно побегать, шевеля пальчиками, и при этом жужжа "жжжжж". Затем ладошки раскрываем, полетели!

Можно сжимать и разжимать пальчики, пусть ребенок по вашей ладошке "ходит" пальчиками, "рисует" ими.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Некоторым родителям может показаться забавным, что их дети некоторые слова коверкают, произнося неправильно. Но это проблема с артикуляционным аппаратом, и нужно начинать заниматься гимнастикой для его совершенствования. Упражнения направлены на развитие языка, губ, челюстей, гортани и так далее.

Неправильное проговаривание слов может стать поводом для шуток над ребенком в детском саду, а это травмирует психику. Артикуляционную гимнастику для детей 4-5 лет, а так же 6- и 7-летнего возраста могут проводить не только профессиональные логопеды, но и простые педагоги, родители.

Каждое из предложенных упражнений повторять 10-15 раз.

  1. "Хоботок". Детям нужно предложить поиграть в слоников, сложить губки хоботком, погудеть секунду, вернуть губы в обычное положение.
  2. "Иголка". Деткам предлагается поиграть язычком в иголку: открыть широко рот, и языком делать движения, как иголка при шитье. Затем рот закрыть, но челюсти максимально разжать, во рту должно быть много пространства (сжаты только губы). Языком нужно "колоть" по очереди то одну щечку, то другую.
  3. "Хомячок". Играть в хомячка просто, нужно максимально раздувать щеки, удерживать их так 5 секунд, затем руками резко хлопать по щекам, сдувая их.

Любая гимнастика для ребенка 5 лет важна. Не ленитесь заниматься с малышом, ведь при помощи упражнений он становится здоровее, быстрее и лучше развивается.

Гимнастика для детей имеет огромное значение, особенно для гармоничного физического развития и роста ребенка. Чем раньше приобщать детей к спорту и физкультуре, тем больше гарантии, что молодое поколение вырастет крепким и здоровым. Современный ребенок все больше время проводит, находясь у телевизора или за компьютером, поэтому занятия физкультурой ему жизненно необходимы.

Неоспоримая польза гимнастики.

Происходит закаливание организма. Укрепляется иммунитет и выносливость. Рекомендуется проводить занятия на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Вырабатывается навык правильно дышать. Во время ритмичных движений совершенствуется общая техника дыхания, увеличивается глубина вдоха.

Развивается координация движений, умение «чувствовать» свое тело в пространстве. Движения ребенка становятся более «гармоничными».

Укрепляются все органы молодого организма. Особенно полезна гимнастика для детей для развития опорно-двигательного аппарата. При физических занятиях вырабатывается правильная осанка. Натренированные мышцы брюшного пресса обеспечивают правильное функционирование органов пищеварения. Активизируются обменные процессы, способствующие очищению организма от токсинов. Ускоряется поток крови, улучшается работа нервной системы.

Получение новых познавательных навыков. При занятиях гимнастикой ребенок узнает и запоминает геометрические фигуры (хождение по кругу, квадрату), определяет стороны (поворачивается по команде направо, налево), учится маршировать под музыку, вырабатывается необходимый ритм движений.

Виды гимнастики для детей.

  1. Основная гимнастика. В основе этого вида – общеразвивающие, строевые и основные движения. Может использоваться гимнастический и спортивный инвентарь – мячи, скакалки, обручи. Подбор упражнений и дозировка проводится индивидуально.
  2. Художественная гимнастика. Этот вид более спортивной направленности и имеет отличительную особенность – обязательные элементы танца под музыку. Занятия носят эмоциональную «окраску», способствуют эстетическому воспитанию, развитию гармонии, красоты и грациозности движений. Широко используются упражнения с предметами: ленты, флажки, мяч, обруч.
  3. Гигиеническая гимнастика. Физические упражнения сочетаются с закаливающими водными и воздушными процедурами, массажем. Эта гимнастика для детей полезна для укрепления здоровья и иммунитета.
  4. Акробатическая гимнастика. Включает некоторые элементы акробатики, которые ребенок выполняет при помощи взрослых. Упражнения на растяжку и кувырки требуют особого осторожного подхода.
  5. Прикладная гимнастика. К ней относится лечебная гимнастика или физкультура, способствующие восстановлению здоровья при помощи специального комплекса упражнения. Исправляется осанка, улучшается состояние нервной системы, нормализуется общее поведение и настроение ребенка.
  6. Ритмическая гимнастика. В принципе – это основная гимнастика, проводимая под музыкальное сопровождение. Способствует развитию у детей чувства ритма, мышечной свободы, выразительности движений.

Упражнения для детей младшего дошкольного возраста (до пяти лет).

В этом возрасте малыши только знакомятся с азами гимнастики для детей с помощью элементов игры. Следующие упражнения повторяйте с ребенком пять-шесть раз. Чтобы не было усталости - периодически делайте перерывы.

«Часики»

Ребенок стоит прямо, опустив руки и расставив немного ноги. Затем начинает двигать руками попеременно, одной вперед, другой назад, и наоборот, произнося «Тик-так».

«Дотянись вверх»

Малыш стоит, ноги на ширине плеч. При входе поднимает руки вверх, при медленном выходе – опускает, произнося «У-уух».

«Дровосек»

Исходное положение – ноги поставить врозь, руки поднять и соединить вместе. Наклоняясь вперед при выходе, заводить соединенные руки между ног. Подниматься при вдохе, руки вверх в обратное положение.

«Волна»

Ребенок ложится на пол, руки лежат по швам, ноги вытянуты вместе. Одновременно делая вдох, малыш поднимает руки вверх над головой, опускает за голову на пол. Делая выдох, двигает ими в обратном направлении и медленно говорит «Вни-иии- из».

«Шарик»

Малыш ложится спиной на коврик, сложив руки на животе, и представляет, что внутри у него надутый воздушный шарик. Ребенок, медленно вдыхая воздух через нос, надувает «воздушный» животик, затем дыхание необходимо задержать на 1-3 секунды. При медленном выдыхании через рот – животик сдувается. Чтобы малышу было интереснее, можно положить на живот маленькую подушечку или мягкую игрушку.

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста (пять-семь лет).

Основная задача гимнастики для детей этого возраста – подготовка к школьным физическим занятиям. Дети могут выполнять задания самостоятельно, постепенно усложняя: применяется гимнастическая палка, однородные предметы (например - два флажка).

«Ворона»

Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч. Руки опущены. При вдохе разводит их широко в стороны, при выходе опускает, произнося, растягивая «Каррр».

«Поезд»

Ребенок стоит прямо, руки опущены. Затем, выполняя сгибание рук в локтях, делает ими круговые движения, как поезд. Можно одновременно присоединить медленный бег на месте.

«Повороты направо, налево»

Ноги на ширине плеч, палка держится двумя руками за спиной. Туловище в среднем темпе поворачивать направо, затем налево. Дыхание ровное.

«Шаги через палку»

Ребенок стоит, наклоняясь вперед. Палка держится впереди в опущенных вниз руках. Нужно перешагивать в медленном темпе через палку вперед и назад.

«Лодочка»

Ребенок ложится на живот, руки расположены впереди него на полу вытянутыми. Поднимая плечи и руки, нужно тянутся вверх. Упражнение способствует формированию правильной осанки.

Занятия гимнастикой для детей уникальны тем, что ими можно заниматься не только в специально оборудованном зале, но и на прогулке, на спортивной площадке. Важно просто соответственно подбирать упражнения. Если ваш ребенок увлекся спортом, ему нравятся занятия , то лучшим полезным подарком для него будет приобретение готового спортивного уголка или детского спортивного комплекса.

В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! - пусть эти слова станут девизом вашей семьи.

Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5-10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.

Зарядка для самых маленьких

Достань солнышко . Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.

На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.

Приседания . Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.

Мостик . Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»

Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.

Самолетик . Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».

Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное - старание!

Кошечка . Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.

Бег и прыжки . Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.

Профилактика плоскостопия

Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».

◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.

◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)

А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)

А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные