Внутренняя политика Николая I. Внутриполитический курс Николая I Основные направления внутренней политики николая 1 кратко

и его супруги - Марии Федоровны. Как только Николай Павлович родился (25.06.1796г), родители записали его на военную службу. Он стал шефом лейб-гвардии конного полка, в звании полковника.

Через три года, царевич впервые надел мундир своего полка. В мае 1800 года Николай I стал шефом Измайловского полка. В 1801 году в результате дворцового переворота, был убит его отец - Павел I.

Настоящей страстью Николая I стало военное дело. Увлечение воинским делом, видимо передалось от отца, причем на генном уровне.

Солдатики и пушки были любимыми игрушками великого князя, за которыми вместе с братом Михаилом он проводил много времени. К наукам, в отличие от брата Александра I , не тяготел.

13 июля 1817 года состоялось бракосочетание Николая I и прусской принцессы Шарлотты. В православии Шарлотта была наречена Александрой Федоровной. Кстати, женитьба состоялась в день рождения супруги.

Совместная жизнь царской четы была счастливой. После свадьбы, он стал генерал-инспектором, заведовавшим инженерными делами.

Николай I никогда не готовился, как наследник русского престола. Он был лишь третьим ребенком Павла I. Так вышло, что у Александра I не было детей.

В таком случае престол переходил к младшему брату Александра, и старшему брату Николая - Константину. Но, Константин не горел желанием взваливать на свои плечи ответственность и становится русским императором.

Александр I хотел сделать своим наследником Николая. Это долго было тайной для русского общества. В ноябре Александр I неожиданно скончался, и на престол предстояло взойти Николаю Павловичу.

Так вышло, что в день принятия русским обществом присяги новому императору, произошло восстание декабристов . Благо, что кончилось все хорошо. Восстание было подавленно, а Николай I стал императором. После трагических событий на Сенатской площади он воскликнул - «Я Император, но какой ценой».

Политика Николая I имела ярко вороженные консервативные черты. Нередко историки обвиняют Николая I в излишнем консерватизме и строгости. Но как по-другому мог вести себя император, после восстания декабристов? Именно это событие во много задало курс внутренней политики во время его царствования.

Внутренняя политика

Важнейшим вопросом внутренней политики Николая I, становится крестьянский вопрос. Он считал, что надо всеми силами пытаться облегчить положения крестьян. За время его правления было выпущено множество законодательных актов, облегчающих жизнь крестьянства.

В условиях строжайшей секретности работали целых 11 комитетов, которые пытались продумать решения крестьянского вопроса. Император вернул к активной государственной деятельности Михаила Сперанского и поручил ему упорядочить законодательство Российской Империи.

Сперанский блестяще справился с заданием, подготовив «Полное собрание законов Российской Империи за 1648 -1826 годы» и «Свод законов Российской Империи». Министром финансов Канкриным была проведена прогрессивная денежная реформа, которая привела в чувство экономику страны.

Больше всего историки критикуют Николая I за деятельность 3-его отделения Императорской канцелярии. Этот орган осуществлял надзирательную функцию. Российская империя делилась на жандармские округа, заведовали которыми генералы, имевшие в своем подчинение большой штат.

Третье отделение занималось расследованием политических дел, пристально следило за цензурой, а так же за деятельностью чиновников различных рангов.

Внешняя политика

Внешняя политика Николая I стала продолжением политики Александра I. Он стремился поддержать мир в Европе, руководствуясь при этом интересами России, развить активную деятельность на восточных границах империи.

Во время его правления, в России появились талантливые дипломаты, выбивавшие из «наших партнеров» выгодные условия сотрудничества. Постоянно велись дипломатические битвы за влияния в мире.

Русские дипломаты выиграли множество таких баталий. В июле 1826 года русская армия повоевала в Иране. В феврале 1828 года был подписан мир, благодаря усилиям Грибоедова, к России отходили Нахичеванское и Эриванское ханства, так же империя приобретала исключительное право на наличие военного флота в Каспийском море.

Во время правления Николая I, Россия воевала с горскими народами. Была и успешная война с Турцией, показавшая миру военный талант адмирала Нахимова . Следующая русско-турецкая война обернулась для России настоящей катастрофой. После Синопского сражения , в котором русские корабли под командованием Нахимова одержали потрясающую победу.

Англия и Франция, боясь усиления России, вступили в войну на стороне Турции. Началась Крымская война. Участие в Крымской войне показало проблемы, имевшиеся в русском обществе. Прежде всего, это технологическая отсталость. Крымская война стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России.

Итоги

Николай I умер 18 февраля 1855 года. Правление этого монарха можно оценивать по-разному. Несмотря на усиление контроля и подавление инакомыслия, Россия сильно увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров.

В стране была проведена денежная реформа, обеспечивавшая экономическое развитие, был ослаблен гнет на крестьянство. Все эти послабления во многом стали базой для будущей

Тема Внутренняя политика Николая I".

Урок истории

8-й класс

Цели урока:

  1. Обучающие:
  1. Развивающие:
  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
  • развивать навыки анализа документов;
  • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
  • развивать коммуникативную культуру.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Личность Николая I.
  4. Основные направления внутренней политики Николая I.
  5. Общее значение деятельности Николая I.
  6. Запись и пояснение домашнего задания.
  7. Выставление оценок.
  8. Подведение итогов урока.

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

У.: Приложение 1 ).

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. ). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Приложение 1 ). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.

2. Объявление темы и целей урока

У.: Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы .) Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?

(Ответ 1-2 учащихся. ) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним (на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует ). Как видите, наши мысли совпали:

Цели урока:

Постараемся выполнить то, что запланировали.

3. Личность Николая I

На экране Слайд 7. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

У.: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране – соответствующая цитата )

Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.

Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор

всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

У.: К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной .)

Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность )
  • Какая организация была идеалом для Николая I? (армия )
  • Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности )

4. Основные направления внутренней политики Николая I

У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I

Учащиеся начинают запись в тетради:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.

УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ

  1. Централизация управления государством:
  • усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;
  • увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.
  1. Борьба с революционными настроениями:
  • а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф);
  • б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.

На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.

У.:

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

У.: Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.

У.: Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время (Приложение 2 ).

Используя материалы параграфа 10, 1-я группа «Жандармы» должна сдать экзамен на чин унтер-офицера и выполнить задание; 2-я группа «Цензоры» подготовят рецензию на стихотворение А.С. Пушкина; 3-я группа «Чиновники» должна определить, как можно улучшить работу министерств и ведомств.

Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.

Продолжение записи в тетради:

УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ

  1. Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).
  2. Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).

На экране – соответствующий слайд.

У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

На экране – портрет М.М. Сперанского.

Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.

У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.

На экране – портрет П. Д. Киселёва.

Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.

У.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

5. Общее значение деятельности Николая I

Работа в группах.

Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания (Приложение 3 ).

На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.

Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

6. Запись и пояснение домашнего задания

Для закрепления изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашнее задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I . В этом вам помогут документы и вопросы на странице 62 (устно ).(Соответствующий слайд )

Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.

7. Выставление оценок

Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.

  • Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;
  • руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;
  • содержательными были устные ответы следующих учеников…

8. Подведение итогов урока

У.: Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

(Новый слайд .)

  • Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?
  • Назовите документы с которыми работали.
  • С какими личностями вы познакомились?
  • Какие понятия были ключевыми на уроке?
  • Можно ли считать цели урока выполненными?

Выслушав ответы учеников, учитель заканчивает урок.

Тест - Приложение 1 , работа в группах-1 - Приложение 2 , работа в группах-2 - Приложение 3 , Канцелярия - Приложение 4 , основные понятия - Приложение 5 , личности - Приложение 6 , самоанализ урока - Приложение 7 . Презентация - Приложение 8 .

Тест

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

а) отмена крепостного права;

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи стала:

а) малое количество;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

Приложение 1.

Тест

1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

2. Программа П.И. Пестеля называлась:

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

3. Руководителями декабрьского восстания были:

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

4. Выступление декабристов произошло:

5. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

6. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи стала:

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

Приложение 2.

Работа в группах (1).

Найдите ошибку в документе, помня, что жандармское отделение занималось политическим сыском и осуществляла контроль за умонастроениями.

«В обязанности каждого жандарма входит: 1) выполнение распоряжений начальства; 2) пресечение оборота фальшивых денег; 3) сбор сведений о неблагонадежных лицах; 4) учреждение богоугодных заведений; 5) высылка подозрительных людей; 6) надзор за иностранцами; 7) составление учебных программ для гимназий и университетов».

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения «Устава о цензуре». Что из прочитанного могло быть истолковано как намёк на непочтительность к существующему режиму?

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Выберите из перечисленных мероприятий наиболее вероятные направления деятельности по искоренению недостатков существующей системы. Помните, что реформы не должны подрывать самодержавие.

  1. отмена крепостного права;
  2. введение Конституции;
  3. создание единого «Свода законов»;
  4. созыв парламента;
  5. улучшение положения крестьян.

Задание для группы «Жандармы».

Скажите, в чем, по-вашему, важность составления Свода законов Российской империи?

Задание для группы «Цензоры».

Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы опасной для общественного спокойствия?

Задание для группы «Чиновники».

Что стало главным пунктом преобразований П. Д. Киселёва?

Приложение 4.

Собственная Его ИмператорскогоВеличества Канцелярия

1 Отделение (личныепоручения, прошения на имя царя)

2 Отделение (создано для составления единого Свода законов)

3 Отделение Свода законов)

3 Отделение (политический сыск, контроль за умонастроениями)

Приложение 5.

Основные понятия:

« Апогейсамодержавия»,

канцелярия,

бюрократия,

жандарм,

чиновник,

цензура,

рецензия, богоугодные заведения.

Приложение 6.

Личности:

Николай Павлович Романов

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович Киселёв

Приложение 7.

Самоанализ урока «Внутренняя политика Николая I».

Данный урок является 10-ым в системе изучения « России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия».

По своему типу урок относится к уроку изучения нового материала.

Готовясь к уроку, я подготовила раздаточные материалы, мультимедийные слайды.

Главная дидактическая цель урока – изучить внутреннюю политику Николая I.

Кроме того, я определила следующие цели:

Обучающие:

А) познакомить учащихся с личностью Николая I;

Б) его внутренней политикой, её основными направлениями.

Развивающие:

А) совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

Б) развивать навыки анализа документов;

В) совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

Г) развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

Таким образом, через постановку целей у учащихся формировалась положительная мотивация к учебной деятельности.

На этом уроке я отвела большую роль организации самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с целью активизации их познавательных интересов. Отдельным учащимся были даны опережающие задания по работе с научно-популярной литературой: подготовить сообщения об исторических личностях николаевской эпохи.

Перед учащимися в начале урока была поставлена проблема оценки личности и деятельности Николая I. Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими самостоятельно, в условиях проблемной ситуации.

Данный урок был проведён с использованием современных образовательных приёмов обучения: проблемное обучение, работа в группах, элементы ролевой игры, информационно-коммуникативные технологии, что позволило ориентировать всё содержание урока на реализацию запланированных целей и задач.

В урок была включена самостоятельная работа по изучению документа в группах, которая показала, что учащиеся умеют выделять главное и делать выводы. В ходе ролевой игры

«жандармы», «чиновники», «цензоры» ученики обсуждали, размышляли, самостоятельно делали выводы о деятельности императорской канцелярии.

Проведённый урок включал в себя такие важные этапы, как закрепление и применение знаний. Н а этапе закрепления знаний учащиеся в группах отвечали на вопросы, опираясь на материалы учебника и продемонстрировали понимание данной темы.

Применяя приобретённые знания, ребята, ответили на проблемный вопрос, заданный в начале урока. Этот этап урока прошёл в форме игры «ДА» - «НЕТ», которая показала, что учащиеся умеют давать оценку историческим личностям и их деятельности.

Для закрепления полученных знаний ученикам, было предложено дать общую оценку деятельности Николая I (устно), используя материалы учебника, документы и вопросы к параграфу № 10.

Завершающим компонентом урока была рефлексия. На этом этапе учащиеся дали самоанализ своей деятельности.

Оценку я использовала, как способ формирования положительного фактора мотивации к учениюЦели урока были достигнуты, изученный материал усвоен. Учебное содержание соответствовало реальным учебным возможностям учеников. На уроке использовался материал различного уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, творческий. жандарм

чиновник

цензура

рецензия

богоугодные заведения

Николай Павлович Романов

Александр Христофорович Бенкендорф

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович

Историю Российского государства невозможно изучить полностью, так как практически каждый день появляются всё новые и новые сведения прошлых лет, а то и веков. Но некоторые моменты точны, и их уже не изменить. Яркий пример этому – внутренняя политика Николая I. Его личность считается одной из значимых в истории. Его правление считалось достаточно жёстким.

Николай I – краткая биография

Наследник престола родился в 1796 году в Царском селе. Он застал в живых свою бабушку Екатерину II, которая царствовала на тот момент. Отцом Николая I был император Павел I, мать – императрица Мария Фёдоровна. Будущий император был третьим сыном в семье.
С самого младенчества будущий царь состоял на военной службе. Ему готовили великое будущее полководца. Даже все игрушки, которые были у него, имели военную тематику.

Мальчик рос очень любознательным и отличался умом и сообразительностью. У него была отличная память. Когда он вырос, то по именам и в лицо помнил практически каждого солдата. Он замечательно рисовал, интересовался балетом и оперным искусством, понимал музыку.
С юных лет, Николай всегда и во всём старался походить на своего идола Петра I.

В 1817 году Николай I женился на дочери короля Пруссии. У императора было семеро детей. На престол взошёл в 1825 году после внезапной гибели старшего брата Александра. Средний брат Константин отказался от царствования.

Внутренняя политика Николая I

Политика внутри страны была направлена императором, в первую очередь, на укрепления самодержавия и повышения статуса страны. Также царь действовал, большей частью, в интересах дворян и помещиков. Все решения Николай I принимал лично и не упускал из виду ни один вопрос.

Он провёл множество реформ, которые ни коем образом не тронули существующее государственное устройство государства. Так как государь был человеком военным, то все его решения были жёсткими.

Большое влияние на царя оказало восстание декабристов 26 декабря 1825 года. Оно произошло на самом старте царствования Николая I. Народное волнение было связано с укреплением самодержавия и ужесточением мер против простых крестьян. Также выступающие были против кандидатуры Николая I на роль главы государства. Восстание было разбито, вернее сказать расстреляно. А самых видных деятелей арестовали и казнили через повешение.

После такого события император понял, что необходимо укреплять свои позиции, а сделать это можно при помощи увеличения штата военных. С 1826 года Собственная канцелярия царя пополнилась. В ней появился корпус жандармов, который обеспечивал безопасность государственного строя. В этом же году был создан специальный комитет, который должен был разработать программу реформ. Со своей задачей такая организация справилась хорошо.

Много внимания Николай I уделял печати и образованию. Так практически все печатные издания попали под цензуру. В свет выходило мало статей и то только те, которые прошли жёсткий отбор и не затрагивали интересов царя и самодержавия.

То же самое происходило и с образованием. Школы стали сословными. Средние и высшие учебные заведения были закрыты для простых крепостных крестьян. Таким образом Николай задумал бороться со свободомыслием. 1828 год – принятие школьной реформы. С этого времени бедные крестьяне могли посещать только низшие школы. Следом под твёрдую руку императора попали университеты. Их свобода и самостоятельность закончились. Теперь появились органы, надзирающие за деятельностью высших учебных заведений. Многие гуманитарные науки были запрещены в программе обучения.

Под преобразования попала и церковь. Так единственной признанной верой стало православие. А такие веры как старообрядчество старались искоренить вовсе, считая их «сатанистами», молящимися против царя. Церковь превратилась в машину, подчиняющуюся бюрократии императора.

1833 год, под чётким руководством Сперанского в свет выходит «Полный сборник законов Российской империи».
Проводится денежная реформа. Все сделки проводятся при помощи серебряного рубля.

С 1837 года до 1841 года Николай I совместно со своим приближённым Киселёвым вплотную занимается крестьянской реформой. В самом начале управления государством, император очень импонировал простым крестьянам и хотел отменить крепостное право. Однако позже он понимает, что свобода крестьян может обернуться неприятностями для государства в целом. Принятая реформа значительно улучшила жизнь простых людей. Но улучшение проходило только у государственных крестьян, а крепостных практически не коснулось. Создавались школы и больницы специально для крестьян. Помещик мог освободить своего крестьянина. Им выделялись наделы земли, которые подлежали наследованию. И самое основное – продажа крепостных за долги была запрещена. Для освоения земель, крестьян из сёл, в которых проживало много народа, переселяли в места, которые были не обжиты. Им выделялась земля. Таким образом, появлялись новые сёла и волости. Налоги и другие взимания с крепостных были упорядочены. Созданы, так называемые, общественные земли. Эти земли обрабатывались совместно и полученным урожаем тоже пользовались вместе.

При Николае первом, с 1837 года набирают силу строительные проекты. Например, строится первая в России железнодорожная ветка.
В 1848 году проведена реформа, связанная с инвентаризацией имущества. Теперь помещики должны были пересчитывать имущество, как минимум 1 раз в год. Сведения о пересчётах стекались к императору.

Император правил 30 лет. Но за эти годы ничего конкретного для повышения уровня жизни страны, сделано не было. Николай I не смог заменить Петра I. И даже близко походить на него государь не смог.

Заключительным этапом в правлении Николая I стала Крымская война, начавшаяся в 1853 году. Российская империя приняла поражение. Это показало, что стране ещё очень далеко до развитых европейских стран. И в первую очередь необходимо навести порядок внутри страны.

Внутренняя политика Николая I действовала только в интересах придворных и помещиков. Простые же люди были недовольны, поэтому на протяжении всего периода правления по всей стране вспыхивали народные восстания и бунты.

Вступил на престол 14 декабря 1825 г. Цель своей политики видел в укреплении внеш. и внутр. положения России, в недопущении революции.

Кодификация законов. Все российские законы, изданные после 1649 года были собраны и расположены в хронологическом порядке. Составили 47 томов полного собрания законов Российской Империи. В 1832 году издан 15-томный свод законно Российской империи, в который вошли все действующие законы. Сыск и Цензура. Усилены репрессивные органы. Создан корпус жандармов (глава - Бенкендорф, потом - Орлов). Страна разделена на жандармские округа. Особое место занимало III Отделение С. Е. И. В. канцелярии. Цензурные уставы направлены на подавление свободной мысли. Система образования. Ужесточение школьных уставов.

Запрещено принимать в школы детей крепостных. Они должны были учиться в церковно-приходских школах. Для горожан - трехклассные училища, для дворян - гимназии. Гос-во выступало против частных школ и домашнего образования, т.к. не могло их контролировать. Теория официальной народности. Стремясь противостоять революциии либеральным взглядам власть вырабатывала свою идеологию-теорию официальной народности. Автор - граф Уваров. Православие - самодержавие - народность. Русский народ религиозен и предан престолу, православная вера и самодержавие - условия существования России. Народность -необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать запад. ТОН была положена в основу преподавания в школах.

Сентябрь 1854 года - сражение на Альме. Поражение русскиз войск, отступление к Севастополю.

1854-1855 гг - Оборона Севастополя, бомбардировки, город уничтожен и сдан.

1856 год - Парижский мир . Россия вернула Турции захваченные Карс и Ардаган в обмен на Севастополь. Утратила часть Дуная и Южной Бессарабии. Запрет держать флот на Черном море и строить военные базы на его берегах.

Николай I вступил на престол в совершенно особых обстоятельствах, которые в значительной мере объясняют характер задуманных и осуществленных императором преобразований.

14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга произошло неслыханное для России событие – восстание дворян, направленное против правящей монархии. Декабристы требовали введения конституции, отмены крепостного права и отмены сословного деления общества. Их требования были абсолютно своевременны и согласовывались с духом перемен, охвативших общество после , но Николай оказался не готов признать их законность. Он был напуган тем, что впервые дворянское сословие выступило не поддержкой и опорой трона, а, напротив, той вооруженной силой, которая могла расправиться с самодержавной властью.

Реформы Николая

Внутренняя политика Николая I

Новоиспеченный император не был подготовлен к управлению государством – никто из воспитателей не предполагал, что царевичу придется принять венец монарха. Его увлекало военное искусство, он привык мыслить и действовать как военный человек. В нем не было и доли той гибкости, которая очаровывала в старшем брате Александре.

Реорганизация аппарата управления

С самого начала, едва заняв положение самодержавного монарха, Николай меняет состав приближенных к власти и ко двору лиц. Главные посты заняли люди, носившие генеральское или адмиральское звание. Это П. Киселев, А. Бенкендорф, А.Паскевич и другие.

Управлять государством молодой царь начал при помощи Императорской канцелярии, выполнявшей функции и кабинета министров, и тайной полиции «в одном флаконе». Состоял этот орган из четырех отделений.

Реформирование законодательной базы

При Николае появилось великое множество всяких секретных и тайных комитетов, задачей которых была разработка новых правил жизни общества. Между тем, полагая, будто создает что-то новое, император лишь собирал воедино старые законы и установления и пытался «вдохнуть в них жизнь» в новых, изменившихся условиях. Так, секретный комитет, трудившийся над составлением свода законов, проделал работу по систематизации существовавших законов и выявлению тех их частей, которые можно было применить в период царствования Николая. Вновь привлекли к государственной деятельности Сперанский, под руководством которого проходила кодификация законов. Но беда была в том, что все созданное на государственном уровне давно устарело: Россия жила по сводам 1649 года – и это в период, когда в Европе уже активно развивалось новое, буржуазное общество!

Было издано «Полное собрание законов Российской империи». Но на этом законотворческая деятельность остановилась.

Крестьянский вопрос

Несколько лучше дело обстояло с решением крестьянского вопроса. Работу над ним царь поручил Киселеву. Понимая, что полная отмена крепостного права необходима, Николай все-таки не торопился приступать к этому сложному делу, а решил действовать поэтапно: начать постепенные преобразования с казенных (государственных) крестьян. Было сделано следующее:

  • крестьян объединили в сельские общества, состоявшие из нескольких семей, а те — в волости;
  • в волостях существовали органы самоуправления – сходы, решавшие внутренние вопросы;
  • было организовано обучение крестьян передовым способам ведения хозяйства;
  • земледельцам выдавали ссуды на льготных условиях, обеспечивали зерном в случае неурожаев.

Несмотря на то, что Николаю нравились эти начатые Киселевым перемены, существенного облегчения крестьянам они не принесли. Все остановилось на уровне полумер. А огромная масса крепостных, принадлежавших помещикам, а не государству, так и осталась в положении рабов.

Экономика

Чуть лучше обстояли дела с экономикой страны. Постепенно развивалась российская промышленность (государство не помогало, но и не мешало этому процессу), строились дороги (при Николае была торжественно открыта первая железная дорога в 1837 году), несколько уменьшился внешний долг. Реформа министра Канкрина укрепила серебряный рубль.

Жизнь общества

Очень сложной была внутриполитическая обстановка тех лет. После периода относительного свободомыслиям наступила реакция. Путь в университеты остался открытым лишь для дворян. Ужесточилась цензура – в 1826 был издан новый устав о цензуре, получивший в народе именование «чугунного»: он запрещал буквально все. Нельзя было писать о работе правительственных ведомств, не получив их предварительного согласия; запрещалось печатать многие философские произведения; министр просвещения мог единолично закрыть любое печатное издание в случае, если оно вызывало подозрения.

Характерным был случай, произошедший с другом и однокашником Пушкина по лицею бароном Дельвигом. Главе Третьего отделения Бенкендорфу что-то не понравилось в очередном номере, он усмотрел там некую крамолу. Глава полицейского ведомства вызвал Дельвига к себе, кричал на него, обращался на «ты» и пообещал закрыть издание, а самого издателя отправить в Сибирь. Дельвиг испытал такое потрясение, что слег и вскоре умер. При этом «Северные цветы» не отличались радикальными взглядами: это был либеральный альманах.

С молчаливого разрешения императора полицейский надзор установили за Пушкиным. Почтовые чиновники распечатывали и давали читать царю даже личные, интимного характера письма к супруге.

Общество замерло, пережидая трудные времена. Затихли философские споры, прекратилась полемика между представителями различных политических воззрений. Свободомыслие тех лет, когда царствовал Александр, было забыто.

Результаты внутренней политики Николая

Николай Первый искренне считал главной задачей сохранение Российской империи в том виде, в котором он ее получил. Понимая, что перемены обществу все же необходимы, он решился лишь на некоторые реформы, касавшиеся экономического развития страны. Восстание декабристов наложило отпечаток на царствование Николая Павловича: он настолько опасался повторения этого события, что внедрил в России практически военный режим, неизбежным следствием которого стала стагнация в обществе. Россия словно остановилась.

В продолжение темы:
Теплый пол

Водяное отопление является одним из наиболее популярных на территории нашей страны, так как в качестве теплоносителя используется вода, циркулирующая по замкнутому контуру....

Новые статьи
/
Популярные