НОД в старшей группе (художественно-эстетическое развитие – рисование) «Люблю берёзку русскую…. Мастер-класс по нетрадиционному рисованию «березы осенью Рисование ветка березы в старшей группе

Мастер-класс по рисованию "Осенняя берёзка" для детей 1 класса.

Сагитова Зоя Адольфовна, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ЦВР» рп. Михайловка.
Цель: Учить детей рисовать картины гуашью без предварительного прорисовывания карандашом.
Задачи:
Знакомить детей с особенностями техники рисования гуашью.
Развивать умение замечать красоту окружающего мира; желание выражать свои впечатления и эмоциональное состояние в рисунке.
Развивать умение организовывать своё рабочее место.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

На первый взгляд эта работа может показаться простой, но её преимущества в яркости, доступности. Ведь каждому ребёнку хочется получить положительный результат своего творчества за относительно короткое время.

Материалы : Гуашь, кисти №1, №4-5, альбом, баночка с водой.

Сначала раскрашиваем фон. Для рисования земли мы выбираем краски: зелёную, жёлтую, белую. Лист начинаем закрашивать снизу зелёной краской.


Промыв кисть, набираем на кончик кисти жёлтую краску, добавляем её в крышечку с зелёной краской, перемешиваем. Получившимся цветом рисуем следующую полоску.

Промываем кисть. Набираем на кончик кисти белую краску, добавляем в крышечку с зелёно-жёлтой краской, перемешиваем. Получившимся цветом рисуем следующую полоску.



Теперь будем рисовать небо. Нам понадобятся синяя и белая краска. Смешиваем в крышечке, получаем нежно голубой цвет. Рисуем следующую полоску.


Продолжая добавлять синюю краску, мы получаем новые оттенки для голубого неба.

Широкой кистью, белой краской рисуем ствол дерева. Вверху ствол делаем тоньше. Передаём характер расположения веток.

Теперь меняем кисть. Для рисования тонких веточек используем чёрную краску. Не забываем показать трещинки на коре ствола.

Затем украсим нашу берёзку листочками. Широкой кисточкой тычками наносим краску на рисунок.

Обязательно используем разные оттенки красок, ведь листики тоже желтеют неравномерно.

Такую работу можно вставить в рамочку и повесить на стенку или подарить другу!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области

«Художественное творчество»

(в старшей группе для детей с нарушениями речи)

рисование «Осенняя береза»

Составитель:

Фомина

Ирина

Александровна

Снежинск 2012-2013 г.

Задачи:

В образовательной области «Художественное творчество»

  • продолжать учить изображать деревья и его части, предварительно делая набросок карандашом.
  • уметь вносить в рисунок дополнительные элементы, обогащая его содержание (трава, солнце и т.д.)
  • Закреплять навыки работы с гуашью.
  • развивать воображение, художественный вкус.

В образовательной области «Коммуникация»

Закреплять словарь по теме «Осень. Деревья»

Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением.

Учить употреблять в речи существительные множественного числа в дательном падеже.

В образовательной области «Социализация»

Воспитывать бережное отношение к деревьям

В образовательной области «Познание»

Закрепить знания детей об осени, деревьях

Развивать мелкую моторику рук.

В образовательной области «Здоровье»

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя гимнастику для пальчиков.

В образовательной области «Физическая культура»

Развивать ловкость, глазомер при игре с мячом

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Методы и приёмы разрезные картинки, загадки, дидактическая игра «Слушай, лови и отвечай. Иллюстрации с деревьями, анализ и показ образца, пальчиковая гимнастика, выставка работ.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика (шарики Суджок)

Индивидуальная работа : Ваня, Артем - помощь при проведении изогнутых веток березы.

Дифференцированный подход: для 1 подгр. - предложить бумагу большего формата.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент:

Воспитатель:- Ребята, какое сейчас время года?

Дети:-А вы все гуляли по осеннему лесу?

Воспитатель:- Много деревьев видели? Вот сейчас я и узнаю, как хорошо вы знаете деревья. (каждому раздаются конверты с разными картинками листьев).

Воспитатель:- Вам нужно собрать разрезную картинку, потом найти этот лист в корзине с разными листьями и прикрепить листочек к соответствующему дереву, которые стоят на поляне.

Воспитатель:-Молодцы! Справились все. А сейчас представьте, что мы прогуливаемся по осеннему лесу, гуляем между деревьями, я предлагаю вам поиграть в лесу

Воспитатель:- Береза-березы

Рябина-рябины

Осина-осины

Дуб-дубы

2.Основная часть:

Воспитатель:- Молодцы! Ребята, а кто-нибудь из вас заметил, что какого-то дерева в нашем лесу нет?

(в случае затруднения загадка). Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане.

Когда дети назовут отгадку, воспитатель спрашивает

Воспитатель:- «Как называют березу в этой загадке?

Воспитатель:- Почему её называют русской красавицей?

Воспитатель:- Что у березы названо белым сарафаном?

Воспитатель:-А теперь слушайте ещё одну загадку: Стоит Алёна: Платок зелёный Тонкий стан, Белый сарафан.

Воспитатель:- -В этой загадке указан ещё один признак берёзы - «тонкий стан». Как вы думаете, что подразумевается под этими словами: (тонкий, высокий ствол)

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением берёзы: « какую берёзу изобразил художник?»

Перечисляет вмести с детьми все признаки, которые они должны будут отразить в своих рисунках: белый высокий ствол с чёрными пятнами, тонкие, изогнутые ветки, полупрозрачная крона с пожелтевшими листьями.

3. Анализ и показ образца:

Воспитатель:- И сегодня мы нарисуем осеннюю березу.

Посмотрите, как получилось, надо сначала поучиться изображать некоторые её части на белом листке бумаги.

Начнем с рисования тонких, гибких, изогнутых веток, наклоненных в разные стороны.

Воспитатель показывает и говорит: «Как и у других деревьев, ветки от ствола растут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз. Рисуем кончиком кисти.

А листву березы мы будем рисовать с помощью штампиков. После того как вы
нарисуете ствол, пятнышки на стволе и ветках, можно рисовать крону березы.
Обмакиваем палец в воду, затем в краску (желтую) и аккуратно наносим на
поролоновый штампик, затем делаем отпечаток. И так далее. Листва рисуется так,
чтобы были видны просветы между листочками.

4. Работа с гуашью:

Перед работой проводится пальчиковая гимнастика. Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики, (Сделать замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (Сгибать и разгибать пальцы рук)

Один, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять (Загибание каждого пальца)

Повторить последовательность рисования.

В процессе рисования воспитатель, если необходимо, напоминает приёмы

изображения ствола дерева, обращает внимание детей на очертание кроны березы.

Словесно поощряет за внесение в рисунки интересных дополнений (птицы, грибы, трава).

Следить за осанкой спины.

5. Итог:

Выставка работ. Воспитатель отмечает рисунки с интересными дополнениями, обогащающими их содержание.


Конспект НОД по рисованию: «Осенняя береза», в старшей группе для детей с нарушениями зрения.



Описание и назначение . Конспект будет несомненно интересен и полезен воспитателям детских садов, родителям и всем творческим людям. На этом занятии дети знакомятся с последовательностью рисования березы. Детские работы можно представить на выставке, и украсить интерьер.
Цель : познакомить детей с березой и возможностью ее нарисовать.
Задачи
Коррекционно-образовательные :
Познакомить детей со строением березы.
Уточнить с детьми этапы рисования красками.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить детей рисовать кончиком кисточки.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости и восхищения природой родного края. Развивать творческую активность и инициативу
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» : рассматривание березы, поиск ответов на вопросы в процессе споров и дискуссий, о пользе и красоте березы. Закрепить знания детей об осени, деревьях. Развивать мелкую моторику рук.
«Социально-коммуникативное развитие»: рассуждения детей о березе. Воспитывать бережное отношение к деревьям. Развивать творческую активность и инициативу
«Речевое развитие»: обогащение словарного запаса детей по теме «Осень. Деревья»
«Художественно-эстетическое развитие» : знакомство с последовательностью рисования березы.
«Физическая культура» : сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя гимнастику для пальчиков и для глаз.
Предварительная работа . Предложить родителям посетить вместе с детьми художественный музей, рассмотреть березу во время прогулки.
Материалы: акварельные краски, бумага для рисования, кисточки, подставочки, салфетки, вода в баночках, музыка Шопена «Осень» и П. И. Чайковского «Времена года».
Ход.
Дети, скажите пожалуйста, какое время года наступило? (Осень) . Вам нравится это время года? Что вы можете рассказать о нём? (Рассуждения детей) .
Да вы правы, осень удивительное по красоте время года. Деревья начинают менять цвет листвы, с зеленого на желтый, оранжевый и красный, еще его называют, багряный, а осень – золотой.
Посмотрите в окно какая красота. Вспомните какие деревья вы видели во время прогулки. (Ответы детей)


Как вы думаете, о каком дереве я вам хочу загадать загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(береза)


Как называют березу в этой загадке? Почему её называют русской красавицей? Что у березы названо белым сарафаном? (ответы детей )
Дети, вы совершенно правы. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, она защищает от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки – отдушины, как форточки в наших окнах. Как вы думаете, для чего они нужны березе? (рассуждения детей ) (Звучит музыка Шопена «Осень»)
Послушайте стихотворение:
Е.Трутнева «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое,
У березы на плечах.
Пролетают паутинки,
С паучками в серединке,
И высоко от земли,
Пролетают журавли.
Все летит... Должно быть, это -
Пролетает наше лето.


Поэтапный показ:
Сегодня мы с вами научимся рисовать осеннюю березу.
У нас белый лист бумаги, а у березы белый ствол. Что делать? Возьмите аккуратно кисточкой краску черного цвета. Кончиком кисточки, снизу вверх, по середине листа проводим тонкую линию черным цветом. Вторую такую же линию проводим рядом с первой, немного отступив от нее. Верху эти линии должны встретиться. Получился у нас ствол? (Да.) А на стволе рисуем черные пятнышки.
Физкультпауза. «Деревья»
Встаньте, покажите, как растут ветки у тополя, правильно вверх. А как растут ветки у ели, правильно вниз. А сейчас покажите, как растут ветки у березы? Правильно сначала вверх, а потом плавно вниз. Замечательные березки появились в нашей группе.
Продолжаем рисовать березу.
Начинаем рисовать ветки, сначала вверх, а потом плавно вниз.
К большим веткам, самым кончиком кисточки, пририсовываем ветки поменьше. Промываем кисточки.
Упражнение для глаз «Релаксация».
Дети, закройте глаза, опустите голову на руки, и отдохните.
Отдохнули? Продолжаем рисовать. На кисточку берем краску зеленого цвета, и начинаем «танцевать» кисточкой. Быстрыми легкими движениями задеваем веточки березы.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» .
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого).
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя
листья осины
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем! («Шагают» по столу средними и
указательными пальцами).

Что можно нарисовать еще зеленым цветом? Правильно траву под деревом, рисуем, примакивая полностью весь ворс кисточки. Нарисовали. Промываем кисточку от зеленого цвета и набираем на нее желтый цвет. Так как осень еще только наступила и вы видите, за окном на березе очень мало желтых листочков.
Упражнение для глаз «Далеко – близко»
Увидели? Рисуем легкими, отрывистыми движениями, желтые листочки.
Прекрасно, посмотрите какие красавицы березы у нас получились! Но, что-то не хватает? (неба) Да вы правы, можно нарисовать голубое небо. Рисуем.
Молодцы ребята! Вы настоящие художники, какие осенние картины вы нарисовали. Какие чудесные березки. Одни молодые и стройные, а другие солидные. Вы знаете, чем толще ствол, тем старше дерево, то есть ему очень много лет.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» ).
Итог . Принесите ваши работы, мы ими полюбуемся.


Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась целая березовая роща. Что нового узнали о березе? Кого вы научимте рисовать березку?
А что мы можем сделать хорошее для деревьев? Вам понравилось рисовать березу?
(Ответы детей. )Спасибо, вы очень хорошо занимались, были очень внимательными, аккуратными и поэтому у вас все получилось!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 г.Пугачёва Саратовской области»

Воспитатель: Приходько Е.В. 2016г.

Задачи:

Образовательная: учить видеть красоту созданного изображения, закреплять представление детей о берёзе как символе России.

Развивающая: Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность; учить аккуратно и творчески применять способы изображения в рисовании, используя выразительные средства. Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости.

Организационный момент.

Дети заходят под музыку в зал (песня «От чего так в России березы шумят» ) , садятся на стульчики.

Воспитатель: У каждого человека есть Родина, родной город, село, дом, где он родился и вырос. Скажите, как называется наше государство?

Ответы детей

Воспитатель: А наш город?

Ответы детей.

Воспитатель: Где бы ни был человек, он всегда любит и помнит о своей Родине.

Мы с вами сегодня будем говорить о самом большом природном богатстве нашей Родины – русском лесе. Ребята, что такое лес? (ответы детей)

Какие деревья растут в лесу? (ответы детей) .

Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать мою загадку. И вы узнаете, о каком дереве пойдёт речь.

И красива, и стройна.
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая... (Березка)

Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о берёзе.

Воспитатель - Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Берёза - щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит.

Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей» .

(используем слайд березки.)

Тонкие ветки березки опущены вниз. Такой белой коры больше не найдешь ни на одном дереве. О ней написано много стихов, песен, сказок, загадок

Воспитатель: А теперь послушаем стихи о берёзке.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.

(С. Есенин)

Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны

Листья тихо шелестят
Меж собою говорят

Воспитатель: Проходите на свои места, присаживайтесь.

Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах

Воспитатель: Вот и мы сейчас будем рисовать березки.

Сейчас хочу вам показать свою работу. Посмотрите, какая получилась красота.

Показ воспитателя с объяснением приемов работы. Берем восковую свечу и проводим полосы снизу вверх до конца - это стволы. Далее синей акварельной краской проводим линию горизонта. Начинаем закрашивать небо до линии горизонта, а после линии коричневой землю. Далее пусть наши работы немного подсохнут. Вокруг берёзы на Руси всегда водили хороводы, пели песни. Давайте и мы с вами продолжим эту традицию. Для этого встанем и поводим хоровод.

(Хоровод с детьми «Во поле березка стояла» )

Садимся на свои места и продолжим свою работу. Берем губки на палочке и опускаем её в темно-зеленую гуашь, и путем примакивания рисуем листву сверху кроны деревьев. Далее берем кисть и путем накладывания кисти рисуем на кроне черные полоски. Работа готова!

Вы можете приступить к работе.

(дети под музыку рисуют)

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какие берёзы у вас получились.

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, мы с вами попали в берёзовую рощу. Какая же из берёз самая стройная, аккуратная? А, ещё какая берёза вам понравилась? Хорошо бродить по берёзовой роще. В ней много света, воздух чист и свеж. Закройте глазки и давайте подышим этим свежим воздухом.

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили и рисовали, какое дерево?

Воспитатель: А вы сегодня молодцы, спасибо за работу.

Взаимодействие с родителями в детском саду.

Описание: Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать эту красоту своими руками. Деятельность дошкольников по рисованию должна стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства.

Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развивает воображение, учит проявлять самостоятельность и инициативу, выражать свою индивидуальность. Позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Предлагаем педагогам использовать в работе с детьми нетрадиционную технику рисования .

Материал ориентирован на детей подготовительной группы детского сада (6-7 лет) и может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.

Назначение: украшение интерьера, участие в творческих выставках, подарок.

Цель: Знакомство детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток листьев на бумаге» .

Задачи:

1. Осуществление стимуляции познавательных интересов ребёнка с помощью использования различных предметов.

  • продолжать знакомить детей с жанром живописи "пейзаж", продолжать знакомство с основами изобразительной грамоты (цвет, композиционный центр - его важнейшая функция привлекать внимание зрителя, доминанта – главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные, акцент – прием подчеркивания линией, тоном или цветом какого-либо выразительного предмета, детали изображения, на которые необходимо направить внимание зрителя)
  • расширять знания детей об используемых в процессе изобразительной деятельности материалах и различных способах создания изображений рисунка
  • учить детей использовать в рисовании нетрадиционную технику «Отпечаток листьев на бумаге»
  • знакомить детей с березой (рассказать об этом дереве, его месте в природе, об использовании березы человеком)

2. Развитие внимания, памяти, образного мышления, речи детей, умения поддерживать беседу; мелкой моторики, тактильных опущений. Развитие чувства взаимопомощи и взаимовыручки между детьми и родителями.

3. Воспитание нравственных и эстетических чувств у детей и родителей:

  • любви к родному краю и природе, бережного отношения к ней
  • чувства прекрасного
  • воспитать в детях желание доводить работу до конца, интерес в получении изображения, положительных эмоций от результата изобразительной деятельности
  • привлекать родителей к активному взаимодействию со своими детьми и с детским коллективом.

Материалы: натуральные листья березы (не засохшие) , бумага для рисования формата А3, А4, непроливашки (баночки с водой) , гуашь, акварельные краски, кисти, простой карандаш, салфетки для рук и кистей.

Оборудование и дидактический материал:

фотографии и репродукции картин русских художников с изображением берез (И. И. Левитан «Березовая роща» , «Золотая осень» , И.Э. Грабарь «Иней» , «Февральская лазурь» и др.;

натуральные экспонаты для рассмотрения (кора березовая, лучина, береста,

фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковский;

телевизор, музыкальный центр.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

У воспитателя на столе стоит закрытая коробка с осенними листьями.

Добрый день, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы узнать кое-что новое и интересное о давно знакомом нам дереве. А как вы думаете, что лежит в моей коробке? Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку:

Растут-зеленеют,
Упадут-пожелтеют,
Полежат-почернеют.
Правильно, это листья.

РАССМАТРИВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ДЕТЬМИ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ БЕРЕЗЫ.

Давайте их рассмотрим. Какие они? На что похожи?

А как вы думаете, с какого они дерева?

Это березовые листья.

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ О БЕРЕЗЕ.

Друзья, а что вы знаете о березе?

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О БЕРЕЗЕ.

А вы знаете, что береза является неофициальным символом нашей страны? В старину Россию называли по-другому. Русь. Русь – значит светлое место. Жили на Руси люди со светлыми волосами, голубыми глазами. И они очень любили это светлое дерево – белоствольную красавицу-березу.

Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов.

Весной березы сбрасывают истрепавшийся за зиму верхний слой коры, она белеет, становится гладкой и шелковистой.

Кто знает, как называется кора березы? Береста.

Дети и родители рассматривают кусочки бересты, называют признаки и особенности.

На белой бересте четко выделяются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева, а сам белый цвет не дает ему нагреваться.

Особенно красивы березы во время цветения в мае.

На кончиках березовых ветвей одновременно с листьями появляются длинные сережки – это такие крупнее соцветия. На одних деревьях они желтые, а на других – зеленоватые.

Ветер подхватывает золотую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые.

Воспитатель показывает изображение молодых листочков и березовых сережек.

Березы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках, вырубках. А еще это первое дерево, которое вырастает на пепелище после лесного пожара. Растет оно очень быстро, поэтому и зовут его лесоводы «гонким» деревом.

Живет береза 150 – 180 лет.

Русская береза хороша в любое время года!

Это замечали русские поэты, художники, фотографы, которые запечатлели всю эту красоту для нас с вами.

РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, ФОТОГРАФИЙ (на фоне осенних пьес из цикла «Времена года» П.И. Чайковского) .

Давайте просто полюбуемся всей этой красотой!

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ СЛОВО» .

С давних пор считалось, что если подойти к березе, обнять ее, прижаться, то она вылечит, заберет всю вашу тревогу, грусть, обиды, боль.

И за это ее свойство люди тоже березу почитали.

Подойдите и вы к березке, скажите о ней добрые слова (стройная, кудрявая, белоствольная, красивая, щедрая…) .

ФИЗМИНУТКА «МЫ БЕРЕЗКУ ПОСАДИЛИ» (на фоне русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде…» ) .

Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за партой.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (или сообщение одного или нескольких родителей) О ПОЛЬЗЕ БЕРЕЗЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА И В НАШИ ДНИ.

Есть такая загадка:

Стоит дерево цветом зелено.
В этом дереве четыре угодья:
От тьмы – свет, разбитому – связь,
Больному – здоровье,

И людям некопаный колодец.

И снова такие замечательные слова о нашей березке.

Какую же пользу она приносит людям?

Свой рассказ воспитатель (родитель) сопровождает показом и рассматриванием предметов.

В старину, когда еще не было электричества, в деревнях женщины занимались рукоделием (пряли, ткали, шили, вышивали) при свете БЕРЕЗОВОЙ ЛУЧИНЫ.

Крестьяне разбитые вещи связывали гибкой и прочной БЕРЕСТОЙ.

В те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди ПИСАЛИ НА БЕРЕСТЕ. Ее варили, чтобы она стала мягкой, обрезали со всех сторон (ровняли) . Буквы на бересте царапали острыми металлическими палочками – «писалами» . Такие древние письмена называли БЕРЕСТЯНЫМИ ГРАМОТАМИ. Они хорошо хранились, потому что береста не подвержена гниению в земле и даже в воде.

Издавна из бересты плели ЛУКОШКИ И ТУЕСКИ для грибов и ягод, делали берестяные рожки на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню.

В БЕРЕЗОВОЙ ПОСУДЕ очень хорошо хранились продукты: долго не кисло молоко, квас оставался долгое время свежим, холодным.

БЕЕЗОВЫМИ дровами, как и сейчас, топили печи.

УГОЛЬ березовый использовали для очистки воды и приготовления пищи на углях.

Из БЕРЕЗОВЫХ ЛИСТЬЕВ, ПОЧЕК, БЕРЕСТЫ и сейчас готовят лекарственные настои, отвары, мази, которые помогают при различных заболеваниях кожи, желудка, печени, неврозах, малокровии, от отеков, пролежней, как потогонное средство, а так же для укрепления и роста волос.

Из МОЛОДЫХ ЛИСТЬЕВ весной готовили витаминный напиток.

МОЛОДЫЕ ЛИСТЬЯ березы широко применяли не только в лечебных, но и в кулинарных целях - из них готовили супы, салаты, запеканки, их квасили и мариновали, добавляли как приправу к первым и вторым блюдам. Листья придают легкую горчинку и пряный аромат кушаньям, а также приносят пользу здоровью.

БЕРЕЗОВЫМИ ВЕНИЧКАМИ парятся в бане – хворь выгоняют при ревматизме, простудах.

Весной собирали БЕРЕЗОВЫЙ СОК для лечения авитаминоза, малокровия, туберкулеза, фурункулеза, ангины, экземы – вот и некопаный колодец. Настоящая кладовая здоровья!

А еще из БЕРЕСТЫ делали БЕРЕЗОВЫЙ ДЕГОТЬ для лечения гнойных ран, ожогов, для лечения кожных болезней, от перхоти.

ЗОЛУ БЕРЕЗОВУЮ замачивали в воде – делали ЩЕЛОК. Им мылись, стирали и отбеливали белье.

Еще БЕРЕЗОВОЙ ЗОЛОЙ чистили зубы, удобряли огороды.

И до сих пор береза верно служит людям!

Правда, замечательное дерево!

Осенью береза начинает желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви, срывает листья. Они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю!

Мы прошли по нашему парку и собрали березовые листья. И вот они оказались в этой коробке у нас на столе.

Для чего же они могут нам пригодиться?

Сегодня мы хотим познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования, которая позволяет получить интересную фактуру изображения. В этой технике используются натуральные листья деревьев. Это отпечатки листьев на бумаге.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья рисовать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу пальчиками)

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ (сопровождается показом, разъяснением каждого этапа) .

А вернее, мы будем рисовать не листья, а листьями. Точнее, в технике отпечатков листьев на бумаге.

Можно выделить несколько этапов в рисовании в этой технике.

Этап 1. Сначала осенние листья деревьев или кустарников собирают вместе с детьми на осенней прогулке. Отбираются листья разных форм и размеров.

Этап 2. Затем придумывают сюжет из собранных элементов – листьев. Что можно изобразить с помощью собранных листьев, используя их как элементы мозаики для создания узора или сюжета? На что они похожи? Что нужно будет дорисовать, чтобы оживить картину?

На бумаге выкладывают «эскиз» из листьев - будущий сюжет. Можно что-то дорисовать простым карандашом. Продумайте сразу же, какой нужен будет фон, чтобы он соответствовал сюжету и был контрастен цвету осенних листьев.

В нашем случае это будет белоствольная красавица-березка.

Рисуем ствол, ветки, намечаем, как будут расположены на них листья. Так как мы рисуем осеннее дерево, то некоторые листья можно изобразить в падении, другие уже лежащими на земле.

Этап 3. Начинаем на фоне творить - создавать рисунок в технике «отпечатки листьев на бумаге» . Сначала делаем фон – рисуем его широкой флейцевой кистью. Это может быть небо, земля под деревом, дальний лес и т.д.

Этап 4. Когда фон высохнет, делаем на нем отпечатки листьев по нашему эскизу.

Для этого:

Шаг 1. Красим листок дерева с обратной стороны (той стороны, где ярко видны прожилки) нужным цветом густой гуаши.

Краска должна быть густой.

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО: На кисточку нельзя набирать слишком много воды, поэтому напоминаем ребенку правило: смочив кисточку в баночке с водой, нужно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю банки. С нее стекут лишние капли воды. И только после этого на влажную кисть можно набирать густую гуашевую краску.

Шаг 2. Укладываем подготовленный листок краской вниз на фон. Это нужно делать очень аккуратно и осторожно. Сверху накладываем бумажную салфетку и придавливаем ее ладошкой.

Шаг 3. Аккуратно снимаем листок и салфетку с фона. Изображение готово. Далее всё повторяем со следующими листьями.

Шаг 4. Прорисовываем четко ствол и ветви березы, дополняем получившееся изображение деталями.

Наша картина готова. А в нашем осеннем лесу появилось первое нарисованное дерево!

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (по подгруппам; с каждым родителем работает по 3 – 4 ребенка) .

ВЫСТАВКА ГОТОВЫХ РАБОТ.

Воспитатель с детьми и родителями вывешивает готовые работы на заранее подготовленный демонстрационный стенд.

Напоминает об использованной технике рисования.

(Какую технику рисования мы сегодня использовали? С помощью чего можно передать красоту природы? Понравилось ли вам рисовать отпечатками листьев?)

Приглашает родителей принимать участие и в других мастер-классах.

ЗАВЕРШЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА.

Взрослые и дети наводят порядок на рабочих местах, убирают инструменты и материалы.

Лето кончилось и, вот,
Осень золотая
Нас встречает у ворот,
С щедрым урожаем.

Все деревья и кусты,
Расписала кистью:
В бронзу, золото и медь,
Превратила листья.

Дождь холодный моросит,
Листья опадают,
Осень золотым ковром
Землю укрывает.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные