Где находилась мангазея. Легенда Заполярья — исчезнувший город Мангазея Новая мангазея

Что такое Мангазея? Город-легенда, основанный в 1601 году в Туруханских землях, который просуществовал всего 70 лет. О невиданных богатствах города слагались легенды. С течением веков это стало похоже на сказку, так как местоположение легендарного города не было известно. В экспедицией русского путешественника В. О. Маркграфа было обнаружено и описано городище, которое подтвердило рассказы о существовании в самом начале XVII века за полярным кругом богатого русского города.

Образование названия Мангазея

Слово Мангазея долгое время обозначало легендарный город, который называли «златокипящим». Что такое Мангазея, как появилось это слово? Учёные-этнографы предполагают, что название Мангазея произошло от имени князя Маказея (Монгкаси) - предводителя местного племени самоедов, так русские первопроходцы называли местных жителей - ненцев, энцев и селькупов, которые в голодное время поедали своих соплеменников. Есть мнение, что слово Мангазея произошло от старинного названия реки Таз. Другая версия говорит о том, что название произошло от племени молгонзеев, так в прошлом называли современных энцев.

Первая экспедиция

Первые упоминания о людях, проживающих за землёю Югорскою, появились в конце XV века. Об этом есть свидетельства новгородских летописцев, которые писали о том, что за Восточной страной и Югорой проживают самоеды, называемые малгонзеями. Русские промысловики за соболем уже в то время хорошо освоили этот край.

История Мангазеи началась с первых отрядов, посланных в эти места Борисом Годуновым. В воевода Мирон Шаховский с сотней стрельцов отправился туда из Тобольска, но, как предполагают, в результате бури потерял суда и дальнейший путь отряда был по суше. На Пуре на отряд напала енисейская и пуровская «самоядь». В результате столкновения часть стрельцов погибла, а сам раненый воевода с остатками отряда продолжил путь.

Существует предположение, что самоеды были наняты русскими промысловиками, которые не желали платить в казну, так как понимали, что появление в этих местах государевых лиц прекратило бы вольницу. Судьба отряда долгое время оставалась неизвестной. По следам первой экспедиции в 1601 году был послан второй отряд из двухсот стрельцов, который возглавляли воеводы Савлук Пушкин и Василий Мосальский, которые дошли до заложенных остатками отряда Шаховского острога и церкви.

Первое поселение

Отряд Пушкина и Мосальского, достигнув Мангазеи, расположенной на высоком правом берегу реки Таз, в трёхстах километрах от устья, приступил к обустройству острога и закладке посада. К тому времени предположительно Шаховский скончался от ран, поэтому первыми воеводами принято считать Мосальского и Пушкина. Что такое Мангазея, знали в то время в России, так как слухи об этих краях, где в больших количествах водились пушные звери, доходили до Москвы.

В 1603 году по указу царя Бориса Годунова был прислан новый воевода Фёдор Булгаков. Вместе с ним был священнослужитель с церковной утварью. При нём был заложен гостиный двор. В 1606 году Василием Шуйским присланы новые воеводы - Д. Жеребцов и К. Давыдов. Государственная власть была прочно установлена в этом крае.

Первый город за полярным кругом

В 1607 году была построена крепость - кремль с пятью башнями. На въезде находилась Спасская башня, имевшая в плане вид четырёхугольника. Под ней находилось двое ворот. Четыре башни расположились по углам мощного ограждения, имеющего ширину 3 метра. Успенская была устроена напротив реки Остеровки, башня Давыдовская - напротив башни Тиловская и Зубцовская выходили на тайгу.

В самом кремле располагались две церкви - Троицкая и Успенская, двор воеводы, таможня, съезжая изба, тюрьма. Официально зарегистрированных государевых людей было всего сто человек - стрельцы и казаки.

Было построено 200 изб, церковь, гостиный двор, общественная баня, амбары, торговые лавки, постоялые дома. В посаде проживали более тысячи человек. Это были ремесленники, большей частью литейщики и кузнецы, а также торговцы, промысловики. Много было в городе временно проживающих, в основном купцов, а также бродяжек, спившихся ярыжек и беспутных женщин.

Золотая Мангазея

Чем же богатела Мангазея, что такое особенное было в этом городе? Промыслом и торговлей золотой рухлядью, так называли шкурки пушных зверей, которые во множестве водились в округе. Со всего Тазовского края стекались сюда охотники, большую часть которых составляли аборигены. Здесь шла при которой роль денег выполняли шкуры пушных зверей, особенно высоко ценился соболиный мех.

Купцы везли товары первой необходимости, в основном соль, муку, другие продукты, одежду и хозяйственную утварь, которую обменивали на мех. Высоко ценились и изделия из металла, поэтому основную часть жителей посада составляли ремесленники. Процветали рыбоводство, скотоводство, было развито судоходство.

Почему исчез город

В 1671 году гарнизону было предписано покинуть город вместе с жителями и перебраться в Туруханское зимовье, где была заложена новая Мангазея. Сейчас это город Старотуруханск. Основными причинами исчезновения можно назвать:

  • Закрытие морского прохода к был основан по инициативе государства как опорный пункт при и для сбора ясака. Он приносил в казну огромную прибыль. Тут торговали английские, голландские и немецкие купцы. Слух о малонаселённых землях дошёл и до правительства этих стран. Царь, опасаясь заинтересованности иноземцев, издал указ о закрытии морского прохода под страхом смертной казни. Иностранные торговцы, а с ними и русские купцы-поморы более не приезжали сюда. Это основная причина, превратившая Мангазею в исчезнувший город.
  • Резкое сокращение поголовья пушного зверя.
  • Введение новых таможенных правил, когда торговля стала невыгодной.
  • Пожары.
  • Голод. С 1641 по 1644 год в город из-за сильных штормов не пришла ни одна коча с хлебом, солью. Начался голод и болезни.
  • Богатство и удалённость были причиной беспредельного самоуправства воевод. Вражда между двумя воеводами - Палицыным и Кокаревым, привела к вооружённому противостоянию.

Постепенно остатки поселения без жителей разрушались и зарастали тайгой. Рассказы о золотой Мангазее превращались в легенды и сказания, которые будоражили воображение людей, пытавшихся отыскать остатки сказочного города.


Да, сегодня, спустя 400 лет, мало кому известно даже название Мангазея. А ведь когда - то, в середине 17 века М. была одним из самых крупных городов, находящихся за полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. И весь Таймыр, включая и современную территорию Норильского промышленного района, входил в состав Мангазейского уезда. История Мангазеи это начало нашей Норильской истории.

Для многих путешественников, отправлявшихся на север, "Земля Мангазейская" была сказочной страной. Об этой загадочной, полной зверья местности в народе на протяжении веков слагались легенды.

Легендарное Лукоморье, в сказках Пушкина, - это и есть часть обширной территории Мангазейской округи, побережье Обской губы. Вот она карта Лукоморья 17 века. Ее подлинник хранится в Голландии. Но автор, место создания и датировка неизвестны.

Чертеж "Море мангазейско с урочищи", как и вообще все русские чертежи того времени, развернут с юга на север. На чертеже составитель еще не разделяет Обскую и Тазовскую губу, по понятиям 16-17 веков это единое Мангазейское море.

Карта условна. Представленные на ней территории не совпадают с изображениями на современных картах. Но не смотря на неточности древний чертеж содержит не только ценные физико - географические данные, но и необходимые этнографические и биологические сведения. На нем указаны глубины, цвет и характер воды, расселение ненецких племен и животный мир. В центре губы сделана надпись: "Вода пресна. Отдыхают трижды днем. Рыба в ней кит и белуга и нерпа". Современные ихтиологические исследования подтверждают эту характеристику.

Слово "Мангазея" зырянского происхождения. Оно означает "край земли" или "земля вблизи моря".

Поморским крестьянам путь в Мангазею был давно и хорошо известен. Мангазейский морской ход. - Арктический путь связывающий Поморье с Сибирью проходил вдоль побережья Печорского моря, через пролив Югорский шар в Карское море, пересекая Ямальский полуостров по системе рек и озер с запада на восток и выходя в Обскую и Тазовскую губу. Именно здесь у впадении р. Таз в Обскую губу поморскими промышленниками и купцами, по утверждениям историков, не позднее 1572 года был основан опорный пункт - Тазовский городок.

Это место было удобно и для стоянки поморских судов - кочей - главных ледовых кораблей того времени.

Глядя, на современные, мощные суда ледокольного класса, стоящие на причалах Дудинского порта. Невольно думаешь: это какими же мужеством и отвагой нужно было обладать, чтобы отправится в плавание по морям северного ледовитого океана на коче, таком утлом суденышке. Чертеж коча, созданный неизвестным средневековым автором помог воссоздать ученым внешний облик судна.

На лицевой стороне доски, обнаруженной при раскопках Мангазеи показано все судно, а на оборотной его отдельные части: бортовой набор и овальная линия обвода. Это не столько рисунок, сколько своеобразный строительный чертеж того времени. Пользуясь им, опытный плотник мог определить нужные ему пропорции главных частей судна, получить сведения о рулевом устройстве и ботовом наборе, расположить мачты.

Кочи появились на Руси на побережье Белого и Баренцева морей в 16 веке. Название судна происходит от понятия "коца", что значит ледовая защита. По ватерлинии судна набивались железные скобы, на которые намораживался лед. Оно как бы одевалось в ледяную шубу. Корабль имел корпус яйцеобразной формы. За эту особенность мангазейские кочи называли круглыми судами. При схождении льдов корпус судна выжимался на поверхность, не получая повреждений. Паруса шились из полотна и ровдуги, выделанной оленьей замши. Это были первые русские суда морского класса приспособленные для арктического мореплавания.

Небольшая грузоподъемность кочей, 6-8 тонн позволяла им плавать вдоль самой кромки берега, где вода долгое время, не замерзала. Это хорошо видно на картине художника С. Морозова "Землепроходцы петровского времени 1700г." Холст. Масло.

Заснеженные просторы Севера издавна привлекали к себе русских и иностранных путешественников. Одни из них, стремясь к неизведанному, жаждали новых открытий, другие искали славы, третьи способы быстрого обогащения. На протяжении многих веков Сибирь была и остается источником богатств, источником пополнения государственной казны.

Если сегодня главные богатства Сибири: рудные запасы, нефтяные и газовые месторождения, то в прошлом Сибирь славилась богатством пушных, морских и рыбных промыслов, обилием мамонтовой кости.

Мамонтовая кость в огромных количествах доставлялась в центральные области страны и за ее пределы. Изделия из нее пользовались спросом и на местном рынке. Из кости мамонта изготавливали пуговицы, предметы быта и детали оленьей упряжи: игла для плетения сетей, нащечники.

Товары, завозимые на север русскими купцами: предметы домашнего обихода, огнестрельное оружие (кремниевое ружье), украшения, бисер, крупные голубые бусины, которые на Руси назывались одекуем, стоили баснословно дорого и шли в обмен на мягкую рухлядь, шкурки пушных зверей, соболя, горностая, бобра, песца.

Обмен был явно неравноценным. Металлический котел стоил столько, сколько вмещал в себя шкурок соболя.

Дорогой бисер местными племенами использовался при изготовлении украшений и вышивки одежды.

Именно богатые собольи промыслы Мангазеиской округи, слава о которых распространилась по всей Руси, привлекают к себе внимания московского государя.

В 1600 г. царь Борис Годунов посылает на р. Таз и Енисей из Тобольска сотню стрельцов и казаков под предводительством князя Мирона Шаховского и стрелецкого головы Данилы Хрипунова. В Обской губе кочи попали в бурю, часть участников экспедиции погибла. Оставшиеся в живых подверглись нападению со стороны ненецких племен, издавна обитавших в Мангазейской округе, и вынуждены были вернуться обратно в Березов.

Позже, зимой Мирон Шаховской с небольшим отрядом на лыжах, вновь отправляется в поход в низовья Таза, где летом 1601 года, на месте поморского городка зарубает острог.

У Мангазеи удивительная судьба с ее именем связаны многие славные страницы истории Руси и Сибири первые походы за Урал, географические открытя у самого Студеного моря, развитие торговли и промыслов в тайге и тундре.

Судьба была немилостива. Недолго просуществовал северный город. Через 70 лет он был оставлен жителями и вскоре забыт.

Планомерные археологические исследования легендарной Мнгазеи начались по инициативе Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Комплексная историко-географическая экспедиция под руководством доктора исторических наук профессора Белова в течение нескольких полевых сезонов исследовала культурный слой, и остатки деревянных сооружений городища площадью более 3 гектаров...

Участникам экспедиции пришлось приложить немало усилий, так как вся площадь памятника была покрыта мощным слоем дерна, поросла лесом и кустарником.

"Нырните в воду, ледяные змеи.

Раздвинься ты, завеса снеговая,

Врата злато кипящей Мангазеи

Передо мной и вами открывая!"

Леонид Мартынов

Археологами было обнаружено свыше тысячи предметов, характеризующих жизнь древнего города. Итогом работ стала двухтомная монография М. Белова.

Находки экспедиции Белова позволили воссоздать картину большого русского средневекового города, насчитывающего около 500 строений, с богатыми воеводскими усадьбами, куполами церквей, ремесленными мастерскими и гостиным двором. С числом жителей до 2000 человек.

В 1607 году при воеводах Давыде Жеребцове и Курдюке Давыдове началось строительство городских оборонительных сооружений, состоящих из сплошных городен - клетей. К этому времени относится и строительство пяти башен кремля. В которых несли службу стрельцы, наблюдавшие за Мангазейской округой. В состав Мангазейского гарнизона входило 100 стрельцов.

За стенами кремля, общая протяженность которых составила более 280 метров находились приказная изба - администрация воеводы, стрелецкие сторожки, воеводские усадьбы, зеркально отражающие одна другую. В отдаленные русские города назначались по два воеводы одновременно.

Останки воеводского двора обнаруженные при раскопках.

Здесь же разместилось одно из самых значительных культовых сооружений города - пятиглавая Троицкая церковь. Церковь играла значительную роль в жизни города. Она являлась хранительницей царской казны и в то же время заимодавцем давала средства жителям посада на развитие торгов, промыслов и ремесел.

Под полом церкви археологами были обнаружены захоронения. Погребения производились на месте сгоревшей церкви еще до повторного строительства. Такова традиция. Впоследствии Михаил Белов, на основании архивных документов предположил, что здесь были захоронены люди знатного происхождения воевода - Григорий Теряев, его жена, кто-то из приближенных, две его дочери и племянница.

Они погибли, возвращаясь осенью 1643 года из Тобольска, с караваном, груженным хлебными запасами для голодающей Мангазеи. Григорий Теряев пытался доставить по морскому пути хлеб, пожертвовав ради этого не только своей жизнью, но и жизнью своих близких.

На протяжении всего периода своего существования М. Являлась центром русской культуры и православия на севере страны.

До сих пор жива в народной памяти легенда, связанная с еще одним культовым сооружением города. В начале 20 века верующие посещали на городище строение часовней Василия Мангазейского. Имя Василия Мангазейского в Сибири 17-18 веков было широко известно, как имя защитника бедных и обездоленных. Это был культ промышленников-землепроходцев.

Легенда рассказывает: Василий отрок работал по найму у злого и свирепого Мангазейского богача. Однажды в доме у купца случилась кража, о чем он донес воеводе, обвинив в воровстве Василия. Расправа не замедлила свершится. Обвиненного пытали в кремле, в съезжей избе, но он начисто отрицал свою вину. Тогда рассвирепевший купец, ударив мальчика в висок связкой ключей, убил его.

Чтобы скрыть убийство, купец и воевода решили захоронить тело в наскоро сколоченном гробу, на пустыре. Позднее, спустя много лет, после грандиозного пожара 1742 года, когда горела почти вся Мангазея. Гроб проломав вымостку вышел из земли наружу. Очевидно его выжила на поверхность мерзлота. Убиенного обнаружили.

На средства богомольцев на месте явления гроба была выстроена часовня.

В 60-х годах настоятель Туруханского Троицкого монастыря Тихон пытался тайно увезти мощи на Енисей. Но, по словам настоятеля, гроб поднялся в воздух и не дался ему. В легенде вымысел тесно переплетается с реально происходившими событиями. При раскопках археологами были найдены часовня, под развалинами которой обнаружилось культовое захоронение, с останками конечностей. Возможно поп Тихон все же увез часть скелета в Туруханск, оставив остальные кости в Мангазее, на месте захоронения.

Тайны церкви Троицы и часовни Василия Мангазейского оказались далеко не единственными в череде удивительных открытий и неожиданных сюрпризов открывшихся перед учеными, исследовавшими этот загадочный русский город. Но об этом мы расскажем в следующей передачи.

На территории посада находился двухэтажный гостиный двор, насчитывающий более 20 амбаров и лавок, наполненных товарами со всех концов света.

Вот в таком виде он предстал перед археологами.

Нет не даром по всей Руси, шла слава о Мангазее, как о злато кипящей землице. Торговля хлебом, заморскими и русскими товарами в обмен на пушнину приносила артелям купцов и промышленников баснословные барыши. Один рубль вложенный в экономику Мангазеи давал прирост в 32 рубля.

Ежегодно М. Выбрасывала на внутренний рынок страны до ста тысяч шкурок соболя на общую сумму 500 тысяч рублей. Доход, на тот период равный ежегодному доходу царского двора.

В городе, стоящем на берегу реки, особенно хорошо были развиты рыбные промыслы. Об этом свидетельствуют множество находок, характеризующих данный вид деятельности. Деревянные поплавки, берестяные грузила различных форм.

В Мангазее стоящей на вечной мерзлоте, не сеяли хлеб. Ежегодно в город приходили целые кораваны судов, груженных хлебными запасами, насчитывающие от 20 до 30 кочей. Но выращивали коз, овец, свиней. Разводили коров и лошадей. На лошадях передвигались только по городу, за пределами городских стен лежала болотистая тундра.

Не смотря на большие расстояния во времени и пространстве разделяющие древнюю Мангазею и Норильск явно прослеживаются, общие арктические черты, присущие облику этих заполярных городов. Древний город также, как и Норильск, стоял на вечной мерзлоте, на сваях. Не на железобетонных конечно.

Срубы домов устанавливались на слои замороженной щепы с берестяными прокладками, которая предохраняла их от влаги и способствовала сохранению мерзлоты.

Так, что первый опыт строительства домов на сваях принадлежит все же мангазейцам.

Ремесла: гончарное, кожевенное, косторезное.

Но главная сенсация Мангазеи - это находка литейного двора. На развалинах которого были обнаружены тигли - керамические горшки для плавки медной руды. Анализ найденных остатков меди произведенный в 1978 году в институте геологии Арктики показал, что в них присутствует никель.

В подлинном документе, заключении экспертизы медной руды, НН Урванцев доктор геолого-минералогических наук, один из первооткрывателей норильского месторождения приходит к выводу, что мангазейцы плавили карбонатную норильскую руду.

Окисные руды выходят на поверхность, легкоплавки, хорошо заметны благодаря зеленому или синему цвету. Ими пользовались еще люди бронзового века.

Мы находимся у подножия Норильских гор. Возможно, именно здесь, время от времени, добывалась в нужных количествах руда и вывозилась в Мангазею на оленьих упряжках. Несмотря на огромное расстояние в 400 км., между Норильским зимовьем, основанным предположительно в 20-30 гг. 17 века и Мангазеей, существовали в тот период довольно устойчивые связи.

Сегодня Норильский комбинат производит миллионы тон, меди, никеля, кобальта. А начало было положено еще в крохотных средневековых литейных мастерских и примитивных печах, не имеющих почти ничего общего с современными заводами- гигантами.

Предприимчивые мангазейские рудознатцы первыми предприняли попытку начать промышленное освоение норильского месторождения, еще за долго до строительства Сотниковской медеплавильной печи.

Мангазейская медь, выплавляемая в тиглях в очень малых количествах шла на всякого рода поделки и украшения: крестики, перстеньки, подвески, которые всегда пользовались широким спросом у местного населения.

Но Мангазея это не только ремесленный и культурный центр, это форпост продвижения русских на Север и восток Сибири. Отсюда, в поисках новых земель и пушных богатств отправлялись первопроходцы дальше, "встреч солнцу", на Енисей и Лену. Волоковые пути пересекали с запада на восток весь внутренний Таймыр.

В 1610 году русские торговые люди во главе с Кондратием Курочкиным проплыли вниз по Енисею, назвав вновь открытую землю Пясидой. Что значит безлесье. Именно так называли в прошлом наш полуостров. Местные племена обитающие на вновь открытых земелях были немедленно обложены данью - ясаком...

Сборщик ясака на Таймыре мангазеец Ивашка Патрикеев писал в челобитной царю Михаилу Федоровичу.

В 17 веке на Таймыре появляются первые русские поселения - Хантайка, Хатанга. Волочанка, Некоторые из них до ныне сохранили свои древние русские названия, как, например стоящее на волоке селение Волочанка.

Название местности Норильск и р. Норильская тоже, по мнению Урванцева, имеют старинное русское происхождение, "норилом" или "нырялом" у рыбаков называется гибкий шест, для подводной ловли рыбы. От слова "норило" реку стали называть Норилкой, а затем и город получает такое же название...

До сих пор время сохранило молчаливые свидетельства давно ушедших от нас эпох в виде следов волока в тундре или оставшихся от той поры предметов. Снимки сделанные на Таймыре участниками экспедиции Владимира Козлова, предпринятой в 1989 году, по инициативе Главного управления охраны памятников истории и культуры Министерства культуры России, свидетельствуют об этом более, чем красноречиво.

Встречаются останки старых промысловых изб и целых поселков, существовавшие в 17 веке и более позднее время, в виде развалин срубов с полу истлевшими бревнами или пластин деревянной черепицы. Следы некогда кипевшей здесь жизни.

С трудом верится, но нынешняя столица Таймыра Дудинка когда - то тоже начиналась с подобного зимовья, затерянного в бескрайних снежных просторах севера.

В 1667 году мангазейский стрелец Иван Сорокин поставил пониже Дудины реки ясачное зимовье. Вновь основанное поселение было одновременно удобной точкой для дальнейшего освоение новых земель на востоке.

Смещение торговых путей на Енисей и Лену хищническое истребление соболя в Мангазейской округе мздоимство и жадность воевод, настроивших против себя местные племена, привели к запустению и постепенному разрушению города. По инициативе воевод административная столица была перенесена в более безопасное место Туруханское зимовье, построенное магазейцами еще в 1607 году, и получила название Новая Мангазея.

В 1672 году по приказу царя Алексея Михайловича Мангазею покинул последний стрелецкий гарнизон. Город некогда гремевший своими подвигами, ремеслами и богатствами ушел в забвение.

источник http://www.osanor.ru/np/glavnay/pochti%20vce%20o%20taimire/goroda/disk/mangazey.html

Международный Фестиваль «Звёзды Нового Века» - 2015

Краеведения (от 8 до 10 лет)

«Куда и почему исчез таинственный

сибирский город Мангазея?»

Минаев Владимир, 9 лет

ученик 2-го А класса

Руководитель работы:

МАОУ СОШ №4

Введение........................................................................................................... 3

1. Коч – древнее поморское судно................................................................. 4

2. Поморы – великие русские мореплаватели и первооткрыватели. Происхождение слова Мангазея....................................................................................................

3. Основание первого заполярного города Мангазея................................... 6

4. Раскопки древнего историко-археологического памятника.............

5. Завесу тайны открывает Мангазея...................................................

6. Судьба Мангазеи...............................................................................

7. Мангазея – достояние многих народов и поколений. Роль Мангазеи в освоении сибирских территорий

Заключение.................................................................................................... 13

Список литературы....................................................................................... 14


Приложение.................................................................................................. 15

Введение

В Красноярском краеведческом музее есть постоянная экспозиция «Освоение русскими Сибири». В этой экспозиции вы познакомитесь с самым купным экспонатом музея – кочем. Коч – это судно русских полярных мореходов. В экспозиции упоминается, что именно на таких судах был осуществлен первоначальный этап освоения русскими Сибири.

В музее представлена копия коча, уменьшенная в 1,5 раза, а в реальности он достигал в длину около 20м и в высоту – 5м.

В экспозиции говорится, что в нашем краевом музее коч представлен не случайно, так как центром кораблестроения речных кочей в 17 веке был город Енисейск. Кочи использовали для походов по крупным рекам Сибири: Енисей, Обь, Таз вплоть до города Мангазея…. Какое загадочное слово – Мангазея…. Если вы подробно изучите карту Сибири, вы не увидите этот город – его нет на карте. Значит, отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались только в легендах и преданиях? Существовал ли этот город на самом деле? Или его просто выдумали и опоэтизировали в народной памяти?

Гипотеза : возможно, таинственный город с загадочным именем Мангазея на самом деле был на нашей сибирской земле.

Целью работы является выяснение фактов, свидетельствующих о том, что город был на территории Сибири.

Для достижения цели был поставлен ряд задач :

1. Выяснить, почему так мало информации, подтверждающей фактическое существование древнего города, и мало кому известно, что это был за город.

2. Найти фактические данные о раскопках, о находках археологов, подтверждающих факт существования древнего города в Сибири, о его жизни, жизни его обитателей.

3. Узнать, в каких музеях хранятся экспонаты с раскопок городища.

4. Составить карту местонахождения древнего городища на территории Сибири.

Объект исследования : сибирский город Мангазея.

Предмет исследования : сведения о древнем городе Мангазея.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что изучая историю возникновения древнего города, его жизнь, причины и тайны его исчезновения, мы знакомимся с жизнью своих предков. Мы открываем для себя прежде неизвестные нам факты из жизни нашего русского народа, наших подвигах, открытиях и достижениях. Мы находим для себя еще одну возможность понять и убедиться в величии своих предков, что привносит в наши сердца гордость за свой народ, свой суровый край.

Методы исследования:

аналитический;

практический.

1. Коч – древнее поморское судно

Когда заходит речь об истории создания Российского флота, говорят о трёхсотлетии. Цифра очень странная, она вызывает недоумение. Трудно не задаться вопросом: а как же жила наша держава, имея столько морских границ, до Петра I, которого традиционно считают основателем отечественного флота? Ведь история России измеряется тысячелетиями.

Однако, многочисленные справочники дают информацию, касающуюся истории кораблестроения в России, только начиная с петровских времён.

Несмотря на это, история хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ.


Коча - новгородское слово – означает верхняя одежда – в данном случае ледовая шуба – вторая обшивка корпуса судна, предохраняющая от ледовых повреждений. Её делали из дубовых или лиственных досок. Кочи славились своей прочностью. Изготавливались они из лучших пород дерева: лиственница, дуб, сосна, без единого гвоздя, при помощи железных скоб. Для кочей было характерно мощное рулевое управление, которое находилось в задней части судна. Кроме того, еще одной его особенностью был корпус яйцеобразной формы. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали судно, его корпус не ломался, а выжимался наружу. Эти суда, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, имели еще одну особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег и перетаскивать по суше.

Коч занимал особое место в системе арктической навигации. Однако, по приказу Петра I все старые русские суда были уничтожены и за строительство кочей грозила смертная казнь.

2. Поморы – великие русские мореплаватели и первооткрыватели. Происхождение слова Мангазея

Происхождение слова Мангазея и земли Мангазейской тесно связано с поморами. Поморы – название потомков древних переселенцев преимущественно из Новгородской земли. Они заселяли в период с 12в. по 18в. территорию берегов Белого моря (относится к Северному Ледовитому океану). Они не зависели ни от кого, они могли все сделать сами своими руками при помощи топора. За исключением берегов Скандинавского и Кольского полуостровов, весь европейский и Азиатский приполярный Север был открыт русскими мореплавателями – поморами. Они первыми свободно плавали в Белом и Баренцевом морях, устраивали на их берегах зимовки за сотни лет до того, как сюда проникли англичане и голландцы. Поморы не только занимались рыбной ловлей, но и охотой. В случае необходимости, они спокойно перетаскивали свои кочи по суше, через перевалы северного Урала. Через Обскую губу, круглогодично забитую льдами, Ямалским волоком, они попали в устье реки Таз. По берегам реки Таз жили племена самоедов – это предки нынешних ненцев. Название самоеды пошло от старого названия народов, говорящих на самодийских языках, к которым относятся многие северные народы. Самоеды – местные жители берегов реки Таз – занимались охотой и добычей пушнины. Сами себя они называли Монгкаси, а свою местность Монгкаси Ия, что собственно и означает земля Монгкаси. Поморы стали устраивать на их территории зимовки и вести с ними торговлю, а место по-русски стали называть землей Мангазейской. Первое свое зимовье, построенное на реке Таз, они назвали Мангазея. Обскую губу в те времена называли Мангазейским морем. Так называемый Мангазейский морской ход – из Архангельска по Белому морю в Западную Сибирь, через Мангазейское море – занимал 3-4 масяца в одном направлении. Поэтому поморы были вынуждены оставаться на берегах реки Таз на зимовку и дожидаться весны.

3. Основание первого заполярного города Мангазея

Смутные времена, 1600 год, древнее государство Российское. На престоле царь Борис Годунов. В стране голод. Государство нуждается в срочном пополнении казны, а сделать это возможно, если быстро наладить контроль над районами добычи пушнины – в низовьях рек Обь и Енисей. Пушнина - меха песца, соболя, бурой лисицы, бобра или «мягкое» золото, как его тогда называли. Настоящее золото тогда еще не добывали в России, так как не были открыты месторождения. Только в обмен на меха тогда можно было получить оружие, драгоценные металлы . И вот, чтобы освоить Сибирь и обеспечить государеву казну пушниной приказом царя Бориса Годунова из Тобольска в Заполярье весной 1600 года была отправлена экспедиция под руководством князей Мирона Шеховского и Данилы Хрипунова. Преодолев огромные расстояния и потеряв большую часть своего отряда казаков в столкновениях с враждебными племенами самоедов, весной 1601 года государевы люди все же добрались до реки Таз и основали на месте промыслового зимовья поморов город Мангазея. Этот город изначально задумывался как поставщик пушнины для государства. Так в 1601 году в труднодоступном месте, в суровых климатических условиях возник самый крупный город за полярным кругом.

4. Раскопки древнего историко-археологического памятника

400 лет прошло с тех пор, как на берегу реки Таз по соседству с нынешним Тазовским районом, был построен древний город Мангазея. Сегодня мало кому известно, что это был за город. Город – призрак. Его имя – магнит, а судьба – назидание потомкам. История уберегла даты, цифры, имена, а вечная мерзлота до сих пор хранит секреты мастерства, традиции и уклад жизни, уроки выживания человека. Недолгую историю существования города историкам удалось воссоздать благодаря сохранившимся летописям и делопроизводственным документам приказного управления 18 века. Однако письменных источников о строительстве города, об особенностях построек, о времени возникновения или разрушения тех или иных зданий очень мало и в этом случае ценным источником служат данные археологии . Несмотря на уникальность и самобытность древнего историко-археологического памятника, собственно археологические раскопки на городище за последние 300 лет велись не так уж и часто. В начале 1970 годов экспедиция Санкт-Петербургского музея Арктики и Антарктики под руководством доктора исторических наук Михаила Белова провела на берегах реки Таз 4 полевых сезона (то есть 4 лета), после чего было объявлено научному сообществу о фактическом завершении археологического изучения Мангазеи. В результате была написана 2-х томная монография. В Санкт-Петербургском музее Арктики и Антарктики хранятся немногочисленные находки с тех раскопок, в том числе макеты коча и самого города. Казалось бы: с Мангазеей все ясно, понятно, тема закрыта.

Однако, даже спустя несколько десятилетий, местные жители Тазовского и Красноселькупского районов Ямало-Ненецкого автономного округа, где и располагалась Мангазея, продолжали находить на месте городища ценные вещи, о чем рассказывали работникам местных музеев. Узнав об этом, на место городища в 2000 году отправилась совместная комплексная археологическая экспедиция Центра историко-культурного наследия Нефтеюганского района (Ханты-Мансийский автономный округ) и Красноселькупского краеведческого музея (Ямало-Ненецкий автономный округ) – сотрудники НПО «Северная археология – 1». В экспедицию входят историки, археологи, топографы, археозоологи, художник, специалист по дендрохронологии. Экспедиция под руководством директора «Северная археология – 1» археолога Георгия Визгалова возобновила исследование городища на новом методическом уровне. В первый же месяц работы они опровергли многие выводы Михаила Белова и заявили: на Мангазее еще копать и копать. Экспедиция там работает уже 14 лет и по сей день.

Уникальность раскопок городища заключается в том, что мощность культурного слоя Мангазеи достигает 2-х метров, а находится город в зоне вечной мерзлоты. И за одно северное лето, когда могут работать на раскопках городища ученые, земля успевает оттаять лишь на 30-40 см. Но зато, сохранность вещей в вечной мерзлоте даже спустя столетия остается очень хорошей.

Раскопки археологов свидетельствуют о том, что застройка Мангазеи велась по древним правилам русского зодчества. Мангазея отличалась от других городов строгой и четкой планировкой - в то время это было редкостью. В Мангазее находился пятибашенный кремль с острожными стенами. Рядом располагалась воеводская усадьба, караульная, канцелярская избы, тюрьма, амбары для хранения оружия и продовольствия. К кремлю примыкал посад. На посаде был гостиный и таможенный дворы, а также кабак, бани, склады, амбары, торговые ряды и избы жителей города.

Город по тем временам был очень богатым и развитым. Численность населения доходила до 1500 человек (для сравнения в Москве тогда численность составляла 100 тыс. человек). Судя по сохранившимся документам, в развивающийся заполярный город с «большой» земли в поисках новой богатой и счастливой жизни устремились охотники, торговые и служивые люди, ремесленники и беглые крестьяне. В городе жили богатые и образованные люди, которые любили роскошь, даже брились, красиво одевались, читали. Таким образом, совершенно другой образ создается о людях того времени, населявших крайний север Сибири. Жители города хорошо знали косторезное, гончарное, портняжное и литейное дело. Сами изготавливали украшения, шахматы и детские игрушки.

Сюда шло все самое дорогое, новое и передовое из Европы. В город плыли из Европы, чтобы продать свои товары и обменять их на пушнину - меха песца, соболя, бурой лисицы, бобра, которые в те времена стоили целое состояние. Мангазею называли «златокипящей», если под золотом понимать пушнину. Караваны кочей везли в заполярный город продовольствие и вооружение, людей, промысловое оборудование, а из Мангазеи – пушнину.

Жители города держали на своих подворьях кур, коров, свиней, коз, что сегодня кажется удивительным для районов крайнего севера. Круглый год повседневной пищей мангазейцев была рыба, мясо, яйца, молочные продукты, дорогостоящие орехи, зерновые, которые везли с «большой» земли. Все эти выводы были сделаны учеными на основе найденных артефактов на месте городища.

К раскопкам на мангазейском городище археологи относятся очень внимательно и бережно, как к чтению древней книги. К примеру, отдельно только большим находкам различной обуви в Мангазее ученые посветили целую книгу. Обувь мангазейцев была кожаная, модная, с орнаментами, с каблучками. Очень много найдено красивой детской обуви , что говорит о том, что было много детей. По словам ученых, все это свидетельствует о достатке людей, живших в городе, и том, что приезжие люди оседали в заполярном городе основательно, обзаводились семьями, воспитывали детей.

В ходе нынешних текущих раскопок на городище археологи ежегодно находят до двух с половиной тысяч артефактов в отличном состоянии – это предметы хозяйственной и бытовой утвари, серебряные монеты, лыжи, кожаные футляры от компасов, футляры для восковых печатей, поплавки для сетей, ножи для чистки рыбы, оконные рамы, шаблоны для вязания сетей, одежда, костяные гребни, переплёты книг с тиснёными орнаментами и многое-многое другое.

Находят, в том числе, магические ритуальные обереги и приклады: их мангазейцы клали по углам изб, под печи. Кроме того, найдено много нательных крестов и символических украшений. Похоже, что мангазейцы, будучи людьми образованными, верили и в Бога, и в нечистую силу одновременно.

Между собой ученые-археологи называют Мангазею северным Лас-Вегасом. На месте городища было найдено много игральных костей, шахмат, кубиков с точками, а также множество допетровских монет и долговые расписки.

По закону, найденные на раскопках артефакты археологи в течение трех лет должны передать в федеральные музеи. Это Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей в Салехарде. Экспонаты уходят с раскопок Мангазеи в эти музеи тысячами экземпляров, но для посетителей выставляются лишь некоторые из них. Остальные же просто пылятся на складах музеев. В Ямало-Ненецком краеведческом музее на данный момент хранится около 20 тысяч экспонатов. Между тем, музеи Тазовского и Красноселькупского районов не имеют в своих фондах с раскопок Мангазеи почти ничего, хоть и располагаются на той же земле, что и городище.

5. Завесу тайны открывает Мангазея

В условиях лесотундры, вблизи от Мангазеи, сложно было найти пригодный для строительства лес. Поэтому при сооружении жилых построек в Мангазее использовали в основном детали разобранных кочей. Ими даже мостили улицы. И это просто удивительно!

На раскопках кочевой постройки Мангазеи, как уже упоминалось, работает комплексная научная экспедиция. Специалист по дендрохронологии, который входит в состав экспедиции, определяет не только возраст древесины, из которой был построен коч, но и где и когда был построен коч: на судоверфях Белого моря или за Уралом – в Верхотурье, Тюмени и Енисейске.

Как говорит Сергей Кухтерин (заместитель директора по проектам «Северная археология»), судя по раскопкам, у каждого коча был один владелец . Такой человек с командой приплывал в Мангазею, разбирал коч и строил из него себе дом.

После того как Петр I указал равняться на Европу и строить совсем другие корабли, о коче незаслуженно забыли. Не сохранилось ни чертежей, ни точных характеристик кочей. И вот теперь, спустя 400 лет, завесу тайны открывает Мангазея. Благодаря раскопкам Мангазеи, ученые могут сказать об основных характеристиках коча: его длине, ширине, водоизмещении, о величине паруса, о том, что он мог ходить и на веслах, и о том, что его легко можно было еще и перетаскивать по суше.

Павел Филин (заместитель директора по научной работе музея «Ледокол Красин») говорит что, археологические раскопки на городище позволили провести полную реконструкцию коча – первого поморского судна России. Эпоха «допетровского» судостроения мало изучена и незаслуженно непопулярна. Эти раскопки дают новый материал по истории судостроения 17в в России.

6. Судьба Мангазеи

Города имеют свои судьбы. Некоторые, возникнув в незапамятной древности, существуют и ныне. Их имена у всех на слуху: Москва, Новгород, Владимир. Другие проживают свою жизнь несколько веков и тихо засыпают, забытые потомками. Лишь памятные знаки на месте их руин напоминают о былом. Третьи же вспыхивают и сгорают, подобно комете, за несколько десятков лет, оставив нам лишь овеянное тайной имя. Именно такой и была «златокипящая» Мангазея. Очень богатый, славный и развитый город прожил жизнь длиною в одну человеческую – всего 70 лет и превратился в забытый призрак.

В 1619 году московское правительство Царя Михаила Федоровича из политических соображений запретило Мангазейский морской ход по Белому морю через Обскую губу (тогда именуемую Мангазейским морем). Теперь суда шли по реке Обь и затем по реке Таз до Мангазеи. И строили теперь кочи не на судоверфях Белого моря, а за Уралом: в Верхотурье и Тюмени.

Каждый год осенью к берегам Мангазеи приплывали десятки кочей, и приплывшие люди оставались зимовать в городе до весны. Весной они расходились по промыслам, которые все дальше и дальше отодвигались на восток, на реку Турухан. В 1607 году на реке Турухан был основан соперник Мангазеи – город Туруханск, который живет и по сей день. В Туруханске образовалась новая ярмарка мехов, куда был открыт уже новый путь по реке Енисей, а в городе Енисейске стали строить кочи.

Мангазея оказалась в стороне от торговых путей, город стал постепенно приходить в упадок. В период с 1641 года по 1643 год караваны с продовольствием из города Тобольска до Мангазеи по неизвестным причинам не дошли, и над городом навис голод. В 1645 году случился сильный пожар. Город восстанавливать не стали. Содержать город становится невыгодно. В 1672 году последние жители Мангазеи покинули город и ушли в Туруханск.

7. Мангазея – достояние многих народов и поколений.

Роль Мангазеи в освоении сибирских территорий

Мангазея сыграла огромную роль в освоении сибирских территорий. Долгое время Мангазея была единственным морским портом Сибири, связанным с Северным Ледовитым океаном (в те времена его называли Студеное море), куда сходилось очень много разных морских путей.

Как уже упоминалось выше, Северный морской путь был освоен русскими мореплавателями – поморами – более чем 400 лет назад. Если до этого всегда говорили, что открытие Северного морского пути – это привилегия Норвегии, то археологические раскопки на Мангазейском городище подтверждают обратное.

Сегодня Мангазея – бесценный клад информации, к которой большой интерес проявляют ученые всего мира. Это чистый памятник 17 века без наслоений предшествующих и последующих веков.

Мангазея – это памятник русской культуры эпохи освоения Сибири и великих географических открытий в России. С Мангазеи начинались маршруты многих экспедиций, на кочах открывались острова, проливы, реки, моря и на картах появлялись точные координаты российских земель.

Мангазея признана историко-археологическим памятником федерального значения. Самобытность городища Мангазея бесценна. Сегодня ни у кого нет сомнения, что Мангазея по праву является достоянием многих народов и поколений.

Заключение

Изучив дополнительную литературу о древнем сибирском городе Мангазее, я пришёл к выводу:

1. Существует несколько причин того, почему так мало информации, подтверждающей фактическое существование Мангазеи, и мало кому известно, что это был за город:

История России «допетровской» эпохи на самом деле вообще мало изучена и незаслуженно непопулярна;

Несмотря на уникальность и самобытность древнего историко-археологического памятника, археологические раскопки на городище за последние 300 лет велись очень мало;

Кроме того, уникальность раскопок городища заключается в том, что мощность культурного слоя Мангазеи достигает 2-х метров, а находится город в зоне вечной мерзлоты. И за одно северное лето, когда могут работать на раскопках городища ученые, земля успевает оттаять лишь на 30-40 см.

2. Выяснил, что только с 2007 года стала выходить в свет литература, посвященная результатам археологических раскопок на Мангазее, которые ведутся и по сей день.

3. Узнал, что экспонаты с раскопок Мангазеи передаются археологами в Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецкий окружной краеведческий музей в Салехарде.

Глядя на карту, с которой я работал, я с уверенностью могу сказать, что моя гипотеза верна. Таинственный город с загадочным именем Мангазея на самом деле был на нашей сибирской земле. Сегодня Мангазея – это памятник русской культуры эпохи освоения Сибири и великих географических открытий в России. И ни у кого нет сомнения, что Мангазея по праву является достоянием многих народов и поколений.

Список источников информации:

Литература:

1. И, Овсянников. Мангазейский морской ход. – Л., 1980. – 163с.

2. , Мангазея: новые археологические исследования (материалы гг.).- Екатеринбург-Нефтеюганск: изд-во Магеллан, 2008. – 296 с.

3. Визгалов, Г. П. Мангазея: кожаные изделия (материалы гг.)/ , . - Нефтеюганск; Екатеринбург: Издательство АМБ, 2011. – 216 с.

4. , Мангазея – первый русский город в Сибирском Заполярье . - Екатеринбург-Нефтеюганск: изд-во Баско, 200с.

Сайты в интернете:

1. http://library. ikz. ru/hronologiya-osvoeniya-sibiri/Mangazeya

2. http://yamal. altsoft. spb. ru

3. http://www. mvk-yamal. ru/zemlya-yamal/istoriya-yamalskoy-zemli/mangazeya

4. http://www. археологиясевера. рф

5. http://vesti-yamal. ru/ru/novosti_kultury1/

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагалась на севере Западной Сибири , на реке Таз в месте впадения в нее р. Мангазейки.

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» конца - начала XVI века , встречающемся в рукописях с XVI по XVIII век , и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается:

«На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи . А еда их - мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят...»

См. также

  • Василий Мангазейский - сибирский первомученик

Примечания

Литература

  • Белов М. И. Мангазея: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. Ч. 1-2. М., 1981.
  • Белов М. И. Пинежский летописец о разведочном походе поморов в Мангазею (конец XVI в.) //Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 279-285.
  • Белов М. И. , Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Мангазейский морской ход. Ч.1. Л., 1980. 163 с.
  • Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. Мангазея. Сургут, Нарым и Кетск. Тюмень, 2000. 267 с.
  • Бычков А. А. «Исконно русская земля Сибирь». М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. 318 с. - ISBN 5-271-14047-4
  • Вершинин Е. В. О соотнесении данных письменных источников и археологии при раскопках Мангазеи //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 14-18.
  • Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19-25.
  • Косинцев П. А., Лобанова Т. В., Визгалов Г. П. Историко-экологические исследования в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 36-39.
  • Липатов В. М. Легенды и быль о Василии Мангазейском //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 40-43.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. М.: Наука, 1987. 173 с.
  • Никитин Н. И. Освоение русскими Сибири в XVII веке. М.: Просвещение, 1990. 144 с. - ISBN 5-09-002832-X
  • Пархимович С. Г. Магические строительные обряды в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 47-53.
  • Пархимович С. Г. Новые исследования Мангазейского городища //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. Тюмень, 2006. С. 159-167. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. Воеводы и письменные головы Мангазеи первой половины XVII века (Новые материалы) //Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 4. Тюмень, 2001. С. 16-19.
  • Полетаев А.В. Осень Мангазеи (Два документа по истории «старой» Мангазеи)
  • Portal R. La Russes en Sibérie au XVII siècle // Revue d’histoire moderne et contemporaine. 1958. Janvier-Mars. P. 5-38. Рус. пер.: Порталь Роже. Русские в Сибири в XVII веке

Ссылки

  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского)
  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте «История в историях»)
  • П. Н. Буцинский К истории Сибири. Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.-1645 г.).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Мангазея - первый город русского Заполярья, затерянный во тьме веков

Среди забытых и затерянных городов Мангазея занимает особое место, и не только потому, что она располагается в Заполярье. Если история создания и стремительного взлета Мангазеи вполне ясна и понятна, то с ее падением и забвением связана некая тайна, которую пытаются разгадать историки и археологи.

На берегу пустынных волн

Древний город на берегу реки.

Берега сибирской реки Таз и сегодня нельзя назвать оживленными - населенных пунктов на них мало, а природа поражает своей нетронутостью. А в XVI столетии, когда здесь появились поморы, эта местность и вовсе воспринималась как край света. В старинных книгах племена, живущие к востоку от Оби, называли «молгонзеями»: слово это происходит из старинного коми-зырянского языка и значит «народ окраины». Со временем название племен превратилось в название местности: на картах, составленных англичанином А.Дженкинсом, она обозначена как «Молгомзея». Позднее в форме «Мангазея» оно стало названием города.

Великолепная Мангазея.

Поморов в эти места привели дела судоходные: сперва они по океану шли к Ямалу, а потом, перетащив свои корабли по полуострову (это называлось «ямальский волок»), выходили на Обскую губу. Считается, что именно поморами было основано первое зимовье на реке Таз. Они же и поведали московским властям о неслыханных богатствах сурового Заполярья.

Старая карта – попробуй разберись.

А богатства и впрямь были велики: моржовые клыки, бивни мамонта, и, главное, пушнина. Одна соболиная шкурка, купленная у охотника на берегу Таза, обходилась купцу в 40 копеек; если в дело вступал перекупщик, за такую шкурку приходилось платить рубль. А на рынках Западной Европы за шкурку соболя можно было получить около трехсот рублей! Неудивительно, что государство вскоре пожелало наложить свою мощную длань на эти богатства и взять торговлю под свой контроль.

«Златокипящая» Мангазея

К своей цели - берегам Таза - отряду М.Шаховского и Д.Хрипунова пришлось пробиваться с боями: напали на них дорогой селькупские воины. Почти треть отряда пала в сражении, легла в холодную землю чужого края. Но выбора не было: не своей волей шли они в Заполярье, а по приказу царя Бориса Годунова. Уцелевшие в бою дошли и заложили в 1600 г. острог на пустынных доселе берегах. Так появилась Мангазея.

Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой.

Перезимовали, а там и подмога пришла из Тобольска и Березова - двести служивых во главе с воеводами. Стало ясно: новому городу - быть. И впрямь, Мангазея развивалась с необыкновенной быстротой: за пару лет вырос большой деревянный кремль, появились церкви и дома. Хотя даже в период расцвета постоянное население Мангазеи было не так уж велико - не больше 1200 человек, город поражал благоустроенностью. Жители Мангазеи щеголяли в шелках и бархате, улицы были вымощены досками, а окна самого бедного дома были слюдяными - в европейской части России такое было доступно лишь самым богатым. Но, возможно, самым удивительным доказательством богатства города являются найденные археологами груды сливовых и вишневых косточек: в 17 в. мангазейцымогли себе позволить регулярную доставку в Заполярье свежих фруктов.

Мангазея: кого там только не было.

Еще сильнее, чем богатством, Мангазея удивляла пестротой уличной толпы. Рядом с селькупами и ненцами в малицах прохаживались богатые иноземные купцы в шляпах с перьями, а московская «акающая» речь смешивалась с архангелогородским говором. Днем и ночью шла в городе бойкая торговля мехами, приносившая огромные прибыли. Историками подсчитано, что в год из Мангазеи на запад вывозили до 30 тыс. одних только соболиных шкурок, а ведь были и песцовые, и куньи, и беличьи меха. За богатство и бурную деятельность Мангазею прозвали «Златокипящая».

Загадка исчезновения Мангазеи

Исчезнувшее великолепие.

Торговое великолепие, превратившее Мангазею в город-легенду, длилось очень недолго - около сорока лет. Еще какое-то время Мангазея влачила жалкое существование в качестве форпоста, но в 1672 г. гарнизон перевели на Енисей. И город исчез, ушел в ледяную заполярную землю. Лишь благодаря усилиям археологов, начавших здесь регулярные раскопки в 1960-х, мы знаем, что Мангазея- не миф, а реально существовавший город. Но что с ним случилось? Почему население, судя по результатам раскопок, просто ушло оттуда?

Мангазея.

Историки выдвигают как минимум три версии падения Мангазеи. Согласно первой, роковую роль сыграло то самое государство, которое и основало город: сперва царь Михаил Романов в 1720 г. запретил плавать по океану в Мангазею, а чуть позже, в 1729-м, два вновь прибывших воеводы, А.Палицын и Г.Кокорев, рассорились и устроили в городе гражданскую войну в миниатюре. Город начал хиреть и постепенно угас. Другая версия винит в гибели Мангазеи пожар 1642 г., действительно уничтоживший большую часть города. А согласно третьей версии, всему виной стало постепенное исчезновение пушного зверя вследствие слишком интенсивной охоты: нет товара - нечем торговать, не с чего жить горожанам.

Раскопки городища Мангазея.

Как было на само деле, мы не знаем, и вряд ли изыскания археологов когда-либо дадут точный ответ. Очевидно одно: Мангазея - один из первых в мире заполярных городов, и хотя ей не удалось долго продержаться, ее основание стало важной вехой в освоении природных богатств Сибири.

Стоит сказать, что Россия – удивительная и богатая на достопримечательности страна. Эти стоят того, чтобы их увидеть, а возможно.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные