Монастырь комаровка ульяновская. Монастырь Архангела Михаила. Аналионтас. Кипр

Недалеко от местечка Алики расположилась главная религиозная достопримечательность острова – действующий женский монастырь Архангела Михаила.

Появление его именно на этом месте связно с легендами об исцелении, вещими снами, необъяснимыми чудесами, которые случались здесь. Знамение послужило тому, что на этой скале построили монастырь, действующий по сей день.

Это место привлекает как верующих людей, так и простых туристов. Для первых здесь предоставляется шанс прикоснуться к святыне – частичке гвоздя, на котором был распят Христос, для вторых – побывать в красивейшем месте с великолепным панорамным видом, одним из лучших на острове.



Внутри монастыря

Вход на территорию бесплатный. На входе выдают платки и юбки, если вы не подобающе одеты по церковным меркам (шорты, майки). Не вся территория открыта для посетителей, место проживания монашек скрыты за высокими воротами.

Вам же предоставляется шанс прогуляться по внутреннему дворику, с которого открывается шикарный вид на море. Монастырь находится на вершине обрывающейся скалы, так что вид действительно захватывающий, в какую сторону бы вы не посмотрели.

Что можно посмотреть в монастыре Архангела Михаила

На территории, открытой для посещений, вы можете посетить

1) сувенирную лавку, в которой продаются сувениры с церковной тематикой, а также вещи, сделанные руками женщин-послушниц. Например, вязаные пинетки для младенцев.

2)осмотреть оружейную лавку-выставку. Через витрину можно увидеть экспонаты в виде ножей, сабель.

3) Конечно же, на территории монастыря для туристов открыта церковь, где можно помолиться, поставить коричневую свечку, которую можно купить тут же (ценник предлагается от 1 евро и выше, в зависимости от толщины свечки).

На выходе из монастыря можно сполоснуть лицо святой водой из организованного источника или набрать ее с собой в бутылки.

Пещера под монастырем

Ниже монастыря имеется спуск в маленькую пещерку, добраться до которой очень непросто. Интересно, какой процент туристов решается туда идти? Дорога несколько опасна даже для людей ловких, поэтому не рискуйте, если у вас нет медицинской страховки. В пещерке стоит икона Архангела Михаила, свеча и плещется исцеляющий источник. Считается, что тот, кто в нем умылся, избавляется от различных болезней, которые мучают человека. Собственно, ради этого люди и решаются на эту экскурсию в пещеру.

История монастыря началась десяток лет назад, совсем недавно, то есть в 1994 году. Своим рождением монастырь Михаила Архангела обязан епископу, ныне митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Проклу. После своего назначения в Ульяновск он начал знакомиться с епархией и обратил внимание на большую каменную церковь, одиноко стоявшую на окраине небольшого села Комаровка, что по дороге на Ундоры. А когда Владыка увидел там горку, сильно напоминавшую ему Пюхтицкую, говорят, он и решил: быть здесь женскому монастырю.

Особо следует сказать и о храме в честь Архистратига Михаила. По словам Владимира Ефимова, заведующего Ундоровским краеведческим музеем, церковь была заложена в 1895 году, а построена и освящена 8 ноября 1917 года (по старому стилю), в аккурат на праздник Михаила Архангела. Успела отслужить одну единственную службу и храм, еще не расписанный изнутри, был новой властью закрыт. Интересна и своеобразна архитектура храма: по словам знатоков, он воздвигнут в русско-византийском стиле.

Последующие события показывают, что Архистратиг Божий Михаил сохранил свое детище. Попытка ревкома с помощью одурманенных самогоном мужиков разобрать храм окончилась трагедией. Едва мужики успели снять с грехом пополам несколько рядов кирпичей с колокольни, как на глазах толпы произошло неожиданное. Оба ретивых исполнителя воли безбожников грохнулись с высоты на землю: один насмерть, другой сильно покалечился. После этого церковь оставили в покое. В разное время там размещался сельсовет, потом склад.

И вот, спустя почти 80 лет, в храме вновь закурился ладан, зазвучали слова молитв. К тому времени, когда сюда приехала игуменьей матушка Магдалина, в миру преподаватель кафедры архитектуры, соавтора книги "Архитектурные памятники города Ульяновска" Митропольская, здесь кроме заброшенного храма, невдалеке стояло еще деревянное одноэтажное здание - клуб, в котором коммунисты насаждали новую, невиданную религию под названием марксизм-ленинизм. Что из этого вышло - мы все прекрасно видим. Матушке Магдалине и первым насельницам обители пришлось начинать, что называется с нуля.

Монастыри, как правило, восстанавливаются там, где они раньше, до разгрома, и располагались, где хоть что-то из старых строений сохранялось. А здесь все надо было начинать сначала. Один Бог только знает, каких трудов стоило матушке Магдалине обивать пороги высокого или даже мелкого начальства, выбивать, согласовывать, утрясать, просить, кланяться. Знала одно - не для себя, а для людей делает, и это придавало новые силы. Матушка меня поправляет: "Люди зачем идут в монастырь? Правильно, чтобы помолиться Богу. Вот молитвы нам и помогают. С ними послушание выполняется легче, и с Божией помощью все успеваем. Есть, конечно, и благодетели, которые приходят сюда по вере и предлагают свою помощь, но таковых немного. В основном приходят и интересуются: "А сколько, матушка, заплатишь за работу?".

Монастырь вполне обустроен. Есть свой сестринский корпус с трапезной, построены гостиница для паломников, дома для священников, хоз. двор и гараж, огород и пасека. Приведен в порядок целебный источник, что под горой у монастыря, там, к радости паломников, поставлена купальня, а также пруд, в котором могут купаться и ловить рыбу и жители Комаровки.
От въездной арки с часовней, к храму ведет красивая, выложенная брусчаткой дорожка.

Людская молва, как известно, не знает границ. Сегодня люди идут из разных градов и весей, об этом уже было сказано вначале, чтобы ощутить благодать Божию, чтобы самим соединиться с Господом, приложиться к старинным, еще дореволюционным иконам Архистратига Михаила и Божией Матери, которые чудом сохранились с той далекой поры. Многие приезжают излечиться от хворей: душевный и телесных.

Хотя монастырь молодой, но уже известен в народе чудесами исцеления. Люди связывают их с именем покойной схимонахини Мариам, Царствие ей Небесное. И по ныне приезжающие паломники идут на могилку матушки Мариам, чтобы поплакаться ей, попросить помощи, взять с собой горсть земли с могилы. Рассказывают, что молитвами монахинь удалось спасти от смерти признанного врачами безнадежно больным солдата, исцелилась одна из сестер монастыря, отошла от пагубной привычки пьянства одна из паломниц. Случаев чудесного исцеления много и все это говорит о великой силе молитвы, возносимой насельницами монастыря, о благодати Божией.

Матушка игуменья принимает всех. Можно пожить, помолиться, потрудиться во славу Божию. В монастыре соблюдается давний обычай - воспитание детей сирот. В школу их возят в ближайшую деревню. А уж остаться ли им в монастыре насовсем - решать им самим.

Обитель живет своей тихой, размеренной жизнью. Сюда спешим укрыться мы, уставшие от жизненных невзгод, погрязшие в пороках. И, как благодарность, как признание в любви, звучит голос одной из паломниц: "монастырь Михаила Архангела стал первой ступенькой моей лестницы ведущей к Богу"

Женский монастырь Михаила Архангела - новый монастырь, и это достаточно необычно для нашего периода церковного возрождения, т.к. вновь открывающиеся монастыри обычно возникают на базе старых, имевших свою историю, свои святыни, свои старинные (пусть даже разрушенные) строения, свою историческую территорию, свою летопись.

Михайлов монастырь строился на месте, где никогда не было монастыря. Ведь там, где он мог бы возродиться - в центре города Ульяновска, все было тщательно порушено и показательно застроено к столетнему юбилею земляка, имя которого запечатлено в названии самого города.

Итак, наш монастырь основан в 1994 году в сорока километрах от города,

В октябре 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил открытие при храме женского монастыря.

Сам храм появился в селе Комаровка Симбирской губернии незадолго до революции. Более точных сведений, к сожалению, не сохранилось. Но осталось местное предание о строителе храма.

КРЕСТНЫЙ ХОД В МОНАСТЫРЕ - ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Женский Михайловский монастырь находится в с. Комаровка.

19 сентября 1994 года состоялось освящение престольного храма во имя Архангела Михаила. В октябре 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил открытие при храме женского монастыря.

С монастырем связана одна интересная легенда. По преданию, возвел его купец, владевший имением в селе Комаровка. Липовая аллея, ведущая к его усадьбе, и сейчас просматривается сквозь выросший орешник.

«Человек этот имел красавицу-жену и к тому же весьма благочестивую. Красота, что роза: много желающих ее сорвать. К сожалению, друзья купца оказались людьми непорядочными и пытались ухаживать за чужой супругой. Они забыли или не хотели признавать 10-ю заповедь: «Не желай жены ближнего твоего...». За первым грехом последовал другой, 9-я заповедь гласит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Нашелся не побоявшийся греха оговорить честную женщину в отместку за равнодушие. В порыве ревности купец убил свою жену. Когда же выяснилось, что женщину оговорили, отчаянью вдовца не было предела: он дал обет построить храм в честь Архангела Михаила, который является не только воином, но и отмстителем за всякую несправедливость.

Михайловский монастырь

Михайловский монастырь

Монастырю — быть

Мы попали в Комаровку, когда там встречали Жадовскую икону Божией матери. Монахини выстилали дворик перед воротами свежескошенной травой и первоцветами, выкладывая из них композиции и на дорожке, ведущей к храму. Кстати, в самом храме хранится список с нее, сделанный еще до Октябрьской революции. Он был утерян, но в середине 90-х нашелся, счастливо обретя новое место здесь, в Комаровском храме.

Вообще история комаровского Михаило-Архангельского женского монастыря началась только в 1994 году. Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в одну из своих поездок по епархии обратил внимание на небольшую полуразрушенную каменную приходскую церковь на окраине села Комаровка и на горку, на которой она стояла. Эта горка была очень похожа на Святую гору в ставропигиальном Пюхтицком Успенском женском монастыре в Эстонии, который в прежние времена очень любил посещать владыка. И начались работы по созданию вокруг Михаило-Архангельского храма женской монастырской обители, которые возглавила игуменья Магдалина (Митропольская). А вскоре приснился владыке сон, и в грезах он увидел Михаила Архангела, который и благословлял его на работы, и благодарил за все, что он делает. Образ был настолько явственным, что владыка решил: нужно обязательно заказать икону с изображением святого. Интересно, что художник трижды переделывал свою работу. Ни первый, ни второй варианты не соответствовали тому образу, который владыка увидел во сне. И лишь третий вариант оказался верным.

НАСЕЛЬНИКИ МОНАСТЫРЯ

Матушка Магдалина оказалась, как это принято говорить, весьма эффективным менеджером. За короткий срок здесь появились сестринский корпус с трапезной, построена гостиница для паломников, дома для духовенства, архиерейский и игуменский корпуса, хозяйственный двор, огороды, сады, пасека, вырыт пруд, в котором разводится рыба, художественные мастерские. У подножия горы очищен и приведен в должный вид источник, на котором сооружена купальня. Масштабы сделанного за 14 лет поражают. И нельзя не отдать должное матушке Магдалине. Без ее знаний, опыта (она по профессии архитектор), воли и желания ничего бы, наверное, здесь и не было. Но сама настоятельница считает иначе: все, что произошло в ее жизни, и то, что происходит вокруг монастыря сейчас, настоящее чудо.

— Я переживала, что нет у меня достаточно кирпича, чтобы построить сестринский дом, я уже было отчаялась, хотя отчаиваться нельзя — грех это, — рассказала игуменья. — Стала молиться: «Господи, ну как же мне быть? Подскажи, вразуми». И вдруг звонят из Тольятти и говорят, что привезут все, что нам нужно. Ну разве это не чудо? И так бывало всегда, когда я горячо о чем-то молилась. Бога из нас никто не видел, но он проявляет себя вот в таких добрых делах.

ПРИЕЗД В МОНАСТЫРЬ МИТРОПОЛИТА

Михайловский монастырь. От счастья — к счастью

Существует некое ложное представление о том, почему люди решаются уйти в монастырь. Женщины, гласит молва, уходят якобы из-за несчастной любви или горя (смерти близких, например). Ничего подобного, сказала корреспонденту «НГ» одна из молодых монахинь, которая находится в Комаровке вот уже десять лет.

— Я ушла от счастья — к счастью, — улыбаясь заверила нас монахиня.

— Я здесь осуществила все свои самые заветные желания. В миру я, наверное, никогда не стала бы водить машину. А тут села за руль. У нас любая сестра может сдать на права. Матушка ввела такое правило. Но мне первое время не разрешали. Я упросила настоятельницу дать мне шанс. Быстро сдала все анализы, оформила документы.

Кстати, оказалось, что монахиня, с которой мы разговаривали, — строитель по профессии. Ее дипломный проект коровника (у монастыря — огромное собственное хозяйство) был осуществлен именно в Комаровке. После этого девушка так и осталась здесь, приняв постриг.

От счастья — к еще большему счастью приходят в монастырь, — говорит игуменья, — таким был и мой путь к служению Богу.

МИХАЙЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь Архангела Михаила. Поехала «выручать» дочь

В Комаровку Магдалина приехала из Московской области, из монастыря в Новоголутвине, где была помощницей игуменьи. А до пострига она вела обычную светскую жизнь, даже занимала высокие должности, имела семью. В общем, многое было, как у всех. Кстати, в ее семье есть священнослужители (даже один епископ). Но о том, что ее собственная жизнь сделает такой крутой поворот, она и не помышляла.

— Моя дочь училась в Москве на художника-дизайнера одежды, готовилась к поездке в Париж, которой ее премировали за успехи в работе, — рассказывает матушка Магдалина.

— У дочки открывались блестящие перспективы в мире моды. Но вдруг она едет в Новоголутвино с каким-то поручением от наших родственников и там остается, собирается принять постриг. Я еду «выручать» ее и — тоже остаюсь. С тех пор прошло почти 20 лет. И 14 из них я служу в Комаровке. Мое послушание заключалось в том, чтобы здесь построить монастырь. Когда я приехала сюда, были только полуразрушенный храм и еще одно маленькое здание…

СБОР ВИНОГРАДА В МОНАСТЫРЕ

ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК ДОЕХАТЬ:

Михайловский женский монастырь.

В честь Архангела Михаила храм.

Село Комаровка расположено в 5 км. от поселка Ундоры (в 40 км. на север от города Ульяновск), что на правом берегу Волги, около границы Ульяновской области и Республики Татарстан.

Рядом проходит трасса: Ульяновск-Ундоры-Тетюши.

Михайловский монастырь. ИСТОРИЯ СЕЛА КОМАРОВКА

Товарищам окольничаго Богдана Матвеевича Хитрово по построению г. Симбирска, боярскому сыну Савину Комарову с сыновьями Никитою и Федотом, отмерено было в 1648 году; в 30 верстах от строившегося города, 160 четвертей поместной земли, по р. Свияге. Комаровы поселились на этой земле и тем положили начало нынешней.дер. Комаровке. Вскоре же к ним присоединился боярский сын Лаврентий Михайлов Сурин, получившей рядом с Комаровыми 50 четвертей земли. Потомки этого Сурина до настоящего времени живут в дер. Комаровке. В 1685 году казанцы Степан и Андрей Ивановы Веригины получили из Приказа Казанскаго дворца ввозную грамоту на 27 четвертей «пустовой земли» в д. Комаровке. Через пять лет Веригины променяли эту землю стольнику Федору Алексееву Зеленому, а у него взяли землю по реке Уреню, на луговой стороне р. Волги. В 1696 году вдова Федора Зеленаго Анна Ипполитова, получила «на прожиток», из именья мужа при д. Комаровке уже 45 четвертей. В то время Комаровка числилась в Казанском уезде. Основатели селения, Комаровы, должно быть недолго жили здесь и имение свое продали другим лицам, так как уже в 1694 году они в числе местных помещиков не значатся. Тогда Комаровка принадлежала, кроме Федора Зеленаго, синбирянам Кириллу Данилову и Акиму Васильеву Аристовым, Дмитрию Иванову, Осоргину, Федору и Ивану Петровым Суриныме, наследники, которых владели здесь землею и через шестьдесят лет, в 1757 г. (Максим Елистратов Осоргин, Федор Дмитриев и Анна Лукъяновна Аристовы); а Анна Ипполитова Зеленая продала свою землю полковнику Петру Михайловичу Микулину. Затем, ко времени генеральнаго межеванья здесь крупным помещиком является премьер майор Николай Александрович Жихарев, а после него дочь его, поручица Елизавета Николаевна Карпова; у неё, в общем владении с однодворцами Суриными, капитаном Иваном Федоровичем Аристовым, подполковником Герасимом Григорьевым Осоргиным и ст. сов. Натальею Федоровною Поповою, было, в 1794 г. в Комаровке, 1954 дес. 386 саж. земли. При специальном межевании, в 1845 году, земля Аристова и Осоргина отчислена к селу Телешовке, в Комаровке же остались, из прежних помещиков: полковник Петр Александрович Карпов (87 душ крестьян и 880 дес. 1600 саж. земли), да однодворец Никифор Сурин с сыном Михаилом (13 душ обоего пола и 94 дес. 640 саж. земли), а из новых явились: девица Александровна Павловна Лукина (91 душа крестьян и 457 дес. 1900 саж. земли), дворянин Петр Федоров Лаптев (66 дес. 100 саж. земли), и девица Елена Федоровна Укова (44 души крестьян и 285 дес. 600 саж. земли). А. П. Лукина продала оставшуюся за наделом крестьян землю (173 дес.) губ. сек. Петру Петровичу Мещеринову, а он распродал, по частям, разным лицам.

П. Ф. Лаптев продал, в 1868 году, землю крестьянам Василию и Спиридону Прохоровым, наследники которых ныне владеют этою землею при дер. двориках.

Е. Ф. Укова продала именье (220 дес.), в 1870 году, кол. асс. Сергею Сергеевичу Чуносову, а по его завещанию, получила, в 1886 году, его дочь, жена шт. ротм. Варвара Сергевна Осоргина; от неё же, по наследству, земля эта перешла, в 1890 году, к жене кол. асс. Марьи Александровне Бенкендорф, нынешней собственнице.

У ст. сов. Николая Петровича Карпова (а ныне у его вдовы и детей) осталось, после освобождения крестьян, при Комаровке, 745 десятин.

В деревне Комаровке образовалось четыре крестьянских общества: 1) бывшие П. А. Карпова крестьяне; 82 ревизских душ получили 304 дес. удобной надельной земли (10 дес., 1924 саж. усадебной, 250 дес. пашни, 9 дес. 476 саж. выгону и 34 дес. лесу); 2) бывшим А. П. Лукиной, на 63 души, дали 252 дес. 200 саж., земли (6 дес. 215 саж. усадебной, 159 дес. 2185 саж. пашни, 9 дес. 1900 саж. выгону, 12 дес. 200 саж. сен. покосу и 63 дес. 1100 саж. лесу); 3) бывшие Е. Ф. Уковой 44 души перешли на дарственный надел (усадебной 4 дес., пашни 24 дес., и выгону 16 дес.) и 4) однодворцам Суриным отчислили в надел 44 дес. 2160 саж. удобной земли (усадебной 1 дес., пашни 17 дес., лугов 4 дес. 2160 саж. и лесу 22 дес.) в настоящее время во всех четырех обществах дер. Комаровки 87 дворов, с населением в 679 человек (350 муж. и 329 жен.).

Школа открыта с осени 1902 года.

Свято-Михайловский женский монастырь (основан в 1994 году).

МИХАЙЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - СЕЛО КОМАРОВКА

Михайловский монастырь. Гостиница для паломников

В монастырской гостинице предусмотрены места только для женщин. Желающим приехать с маленькими детьми необходимо заранее созвонится с гостиничной сестрой инокиней Серафимой (моб.тел. +79278216743) и уточнить, есть ли возможность принять детей. Руководителям паломнических групп следует также заблаговременно договориться о предоставлении мест в гостинице. Психически больных монастырь не принимает.

Чтобы остановиться в монастыре, при себе необходимо иметь:

паспорт с пропиской;

предметы личной гигиены

Проживание и питание предоставляется паломникам бесплатно.

Срок проживания в гостинице в каждом случае определяется индивидуально: от трёх дней и более.

Михайловский монастырь в селе Комаровка

Правила посещения монастыря

Итак, врата нашей обители открыты для посетителей с 7.00 ч. до 20.00 ч. во все дни, кроме среды и пятницы, а также первой и последней седмиц Великого поста, за исключением особо чтимых праздничных дней. На паломников, расчитывающих остановиться в гостинице, эти ограничения не распространяются.

Напоминаем, что монастырь - это место удалившихся от мирской суеты, посвятивших, или желающих посвятить себя служению Богу и стремящихся проводить жизнь в целомудрии и послушании. Это место, где должно славиться имя Божие, следовательно, и вести себя здесь следует соответствующим образом.

Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.

На территории монастыря запрещено курить, лица в нетрезвом виде на территорию не допускаются.

Сестры не вправе встречаться с приехавшими в монастырь родственниками или знакомыми без дозволения на то игумении или благочинной. Если при посещении монастыря есть намерение встретиться с кем-либо из сестер, желательно предупредить её об этом заранее, или сообщить об этом намерении гостиничной сестре (см. раздел "Контакты"). Личные деньги никто из сестер не вправе ни иметь, ни принимать от посторонних. Для желающих оказать посильную денежную помощь в храме и в монастырских лавках установлены ящики для пожертвований.

При посещении монастыря следует выглядеть соответствующим образом

Достойным внешним видом Вы выказываете уважение по крайней мере к тем, кто, невзирая на различие взглядов, убеждений или исповеданий, гостеприимно и с любовью готов Вас принять. Одежда не должна быть вызывающе открытой или обтягивающей. Мини-юбки, шорты и майки неуместны. Женщинам желательно иметь головные уборы.

Монастырь достаточно живописен, и понятно желание запечатлеть какие-то моменты на фотографиях или с помощью видеосъемки, но делать это следует деликатно, никому не мешая и не привлекая к себе внимания. Съемка в храме во время богослужения категорически запрещена. От верующих на молитве требуется внимание и сосредоточенность, поэтому всем присутствующим на богослужении следует стоять тихо, не разговаривать и не разгуливать по храму. Сотовые телефоны в это время следует отключить или перевести на бесшумный режим.

Когда монастырь был построен, точно неизвестно. Согласно преданию церковь Архангела Михаила была открыта здесь в XII веке.

Первое описание обители даёт Василий Барский, посетивший его летом 1735 года. Он написал в своих воспоминаниях: «...монастырь этот создан древними благородными мужами в честь святого Архистратига Михаила». Уже тогда монастырь отличался своей древностью. Косвенно время возведения монастыря подтвердили греческие учёные после того, как проанализировали архивные материалы минувших веков. Они высказали мысль о том, что обитель существовала здесь уже в начале XV века.

Как известно, епископы Кипра в те времена были под юрисдикцией католической церкви. По мнению учёных, тайное заседание Священного Синода, которое состоялось летом 1406 года, проходило, скорее всего, именно в этом монастыре. О древнем происхождении обители свидетельствуют также иконы и росписи главного храма. Их создали в XVII веке искусные мастера из монастыря Святого Ираклидия.

Однако если о времени основания монастыря нам ничего не известно, наличествует достоверная информация о том, когда он был полностью перестроен и обновлён архиепископом Хрисанфом в 1769 году.

Архимандрит Киприан, известный кипрский летописец, в своём труде «Хронологическая история острова Кипр», опубликованном в 1788 году, подтверждает: «жизнь в монастыре никогда не угасала, и монахи никогда его не покидали».

В конце XVIII века в обители была проведена масштабная реконструкция. Главный храм был обновлён, построены новые кельи. Но к середине XIX века обитель опустела, как, впрочем, и многие другие монастыри на Кипре. Масштабная реставрация монастыря была начата только в 1970 году, после того как обитель посетил архиепископ Макариос III. Тогда была построена часовня святого Нектариоса, а главный монастырский храм был отреставрирован.

Несмотря на все пережитые трудности, обитель сумела сохранить для потомков уникальные шедевры искусства. Тот облик святой обители, который мы видим сейчас, начал формироваться в годы правления архиепископа Хрисантоса. При нём в монастыре был восстановлен главный храм, обновлены фрески и иконостас, построены новые хозяйственные помещения и кельи.

Односводчатый храм обители украшен образами святых, украшена нижняя часть северной, западной и южной сторон. В основном храм представляет собой типичный образец однонефных храмов с апсидами и тремя входами с северной, западной и южной сторон.

К западу от главного входа изображён ктитор - архиепископ Хрисанф, приносящий храм в дар архангелу Михаилу. Две кратких надписи указывают на дату реконструкции храма архиепископом Хрисанфом и экономом монастыря Леонтием: 1769 год. Посвятительную фреску написал мастер по фрескам иеромонах Леонтий, который написал все фрески на западной и южной стенах и большую часть фресок на северной стене храма.

За западным окном северной стены изображены святые целители бессребреники Косьма, Дамиан и Пантелеймон. С другой стороны того же окна видны образы трёх святых, имена которых не указаны. Изображения трёх неизвестных святых, как и изображение святого Мины к востоку от северных врат, были созданы в 1863 году иконописцем Антонием Хаджихристу. Другие фрески северной стены принадлежат кисти иеромонаха Леонтия и были выполнены одновременно с реконструкцией храма. Эти фрески, как мы читаем в надписях, являются посвятительными и созданы на средства различных жертвователей. Техника росписи храма монастыря Архангела Михаила близка к технике исполнения иконы на дереве, что свидетельствует о создании этой росписи в период упадка церковной живописи на Кипре.

Подлинной реликвией является большая храмовая икона Архангела Михаила. Известный русский монах-путешественник В. Григорович-Барский так сказал про эту икону: «она выполнена с таким искусством и в таком измерении, что наполняет каждого смотрящего на неё необычайным волнением и необъяснимым беспокойством. И не существует во всём Кипре другого такого образа, который бы мог сравниться с ним как по силе воздействия и размерам, так и по технике исполнения». Эти слова известного русского путешественника не потеряли актуальность и в наши дни.

В монастырском дворе растут фруктовые деревья, цветы и зелень. Источник чистейшей воды украшен мозаичным панно. И завершением облика обители стал портал, на котором мозаикой выложены образы архангелов Михаила, Рафаила и Гавриила. Люди едут в святую обитель, чтобы найти здесь покой и умиротворение.

Фото с сайта cyprusiana.ru и архива Кипрского отделения ИППО

В конце июня исполнится 70 лет игуменье единственного в Ульяновской области действующего женского монастыря, расположенного в селе Комаровка. Судьба матушки Магдалины (в миру — Марины Митропольской) неразрывно связана с монастырем Михаила Архангела вот уже 20 лет. Во многом благодаря именно ее усилиям на месте когда-то полуразрушенной церкви возник целый монастырский «городок»: три храма, две благоустроенные гостиницы для паломниц, различные хозяйственные и жилые постройки.

Мы встретились с матушкой накануне ее юбилея, чтобы вместе с ней вспомнить о пережитом — ее «дороге к храму».

Мудрее нас
— Родилась я в Ульяновске. Дед мой — Михаил Михайлович Митропольский — жил в Москве и был военным врачом на русско-японской войне. В смутное время решил обосноваться в Симбирске, переждать революцию вместе с семьей, — рассказывает игуменья. Мы с ней беседуем на подворье монастыря, которое располагается на Карла Маркса, 4.
Будущая настоятельница росла в тяжелые послевоенные годы без отца.
— Жили мы вчетвером — вместе с матерью, теткой, двоюродным братом. Я училась до восьмого класса в 4-й школе, училась в основном, на «тройки», так как особого интереса к учебе не испытывала, — улыбаясь, признается наша собеседница. — Зато увлекалась спортом — многоборьем, баскетболом и волейболом. Часто выступала за школу на соревнованиях по многим видам спорта.
Мать нашей рассказчицы, Елена Михайловна, состояла в партии, но была глубоко верующим человеком.
— Она во время войны работала в госпитале. Но всегда просила меня хотя бы раз в год посещать церковь. Одно из самых ярких моих детских впечатлений — это как мы с ней ездили в Москву, чтобы я там могла причаститься. Мама водила меня по столичным музеям и храмам — уже тогда мне запала в душу архитектурная красота старинных зданий, — говорит матушка Магдалина.
Со слезами она вспоминает, как расстраивалась мать, которая не могла спокойно смотреть на дочь, увлеченную общественными комсомольскими мероприятиями, «гонками» на велосипеде — чем угодно, но не духовной жизнью.
— Это я уже потом, будучи взрослой, поняла, насколько родители мудрее нас…

Ушла в архитектуру
Внимание маленькой Марины к архитектуре оказалось совсем не случайным: после школы она поступила сначала в строительный техникум, а затем в ульяновский политех на строительный факультет.
— Вот тут-то я «нашла себя» и училась совсем иначе, чем в школе. После техникума решила поступить сначала в Московский архитектурный институт, но на последнем курсе техникума вышла замуж за ульяновца и пришлось вернуться домой. Затем последовал семилетний перерыв в учебе: у нас родилось трое детей, так что не до учебы было, — продолжает рассказывать настоятельница.
Поступив в аспирантуру в Саратове, будущая матушка наконец-то выбрала себе направление по душе — она стала заниматься реставрацией архитектурных памятников.
— Чтобы набрать материал для диссертации, я ездила по различным районам Ульяновской области и фиксировала культурные памятники: разрушенные церкви и здания.

С госслужбы — в монастырь
Как показалось в свое время нашей рассказчице, в самом конце 80-х годов судьба ее сделала достаточно резкий поворот: ее пригласили на работу в областную администрацию — начальником отдела реставрации памятников. Однако настоящий жизненный «перелом» последовал чуть позже.
— Я как раз тогда готовила нашу совместную с Борисом Аржанцевым книгу по архитектурным памятникам Ульяновска. В то время моя младшая дочь Света поступила в Московский текстильный институт на художника-модельера. И вот мне как-то звонят и сообщают, что дочка уже вторую неделю не посещает институт. В растерянности я связалась с подругой, живущей в Москве, и узнала, что Света уехала в женский монастырь в Новоголутвино. Представляете мой ужас? Молодая девушка — и в монастырь! Я, конечно, — ноги в руки и поехала «вызволять» свое чадо, — улыбается своим воспоминаниям будущая настоятельница.
Приехав в подмосковный монастырь, будущая матушка познакомилась со здешней игуменьей Ксенией.
— Беседа с ней меня очень заинтересовала. Вообще, «дух» монастыря меня поразил: ведь советские времена еще никуда не ушли, а тут — монахини, среди которых — множество молодых. Но, конечно, главной своей цели я тогда добилась: уговорила и Свету, и игуменью подождать с монастырской жизнью до окончания института. Могла ли я поверить тогда, что сама стану инокиней?

Шаг за шагом
Все началось с того, что гостившая дома на летних каникулах дочь попросила мать сопроводить ее до Москвы.
— Я как раз ушла в отпуск и, честно говоря, ехать с ней не хотела. Достать билеты до Москвы в начале 90-х было большой проблемой. Каким-то чудом мне удалось это сделать: люди выстаивали огромные очереди, а я подошла буквально к пустой кассе и спросила билеты, ни на что не надеясь. И вот, пожалуйста: в наличии как раз два билета на послезавтра.
Добравшись до монастыря, наша собеседница два дня ждала встречи с игуменьей Ксенией и уже, было, собралась уезжать, как настоятельница неожиданно пригласила ее и предложила поступить на работу в их монастырь.
— Это действительно было для меня сюрпризом: с чего это вдруг я уйду с места начальника отдела в Ульяновске на работу в подмосковный монастырь? Однако решила-таки попробовать. Тут очень пригодились мои навыки в общении со столичными чиновниками, поскольку речь шла как раз об оформлении монастырских земель. В течение года я занималась всеми этими бюрократическими формальностями. Конечно, одновременно общалась с монахинями, духовником, приглядывалась к монастырской жизни. Видимо, Бог знал, что я смогу прийти к Нему только так — постепенно, шаг за шагом. Спустя еще некоторое время я приняла постриг.

Возвращение в Ульяновск
В подмосковном монастыре наша рассказчица пробыла 5 лет. Матушка называет этот период лучшими годами своей учебы.
— Сестры там были очень эрудированными, нам читали лекции священники с академическим образованием, — отмечает игуменья.
Случилось так, что мать нашей собеседницы, находящаяся в Ульяновске, серьезно заболела. Вместе с дочерью Светой инокиня Марина решила ненадолго приехать в родной город, чтобы проведать свою маму.
— В Ульяновске я встретилась с владыкой Проклом, и он предложил мне стать настоятельницей создаваемого в Комаровке монастыря. Я отказалась, так как уже не представляла своей жизни без Новоголутвино. Однако владыка обратился к патриарху Алексию II, и тот благословил меня остаться в Ульяновске. Так нечаянно-негаданно и началась моя «Комаровская» жизнь.

Чудеса
История создания монашеской «обители» в Комаровке, возникшей буквально из ниоткуда (в селе никогда не было монастыря), требует отдельной статьи. Здесь мы упомянем только несколько любопытных случаев, которыми с нами поделилась настоятельница.
— Всякий раз, когда мы очень нуждались в чем-то во время строительства обители, — Бог помогал нам. Конечно, я сталкивалась с неудачами, но все в итоге выходило к лучшему. К примеру, однажды очень нужны были деньги, чтобы расплатиться с рабочими. Пошла просить к местным бизнесменам. Фамилии называть не буду. Просила совсем немного, но все равно отказали. А когда уже отчаялась, банкир из Санкт-Петербурга пожертвовал столь крупную сумму, что мы в очень короткие сроки смогли завершить строительство малого храма и второй гостиницы для паломников, — говорит матушка.
Настоящие чудеса случались и в повседневной жизни сестер. К примеру, одна из монахинь хотела уехать из монастыря, чтобы ухаживать за находящейся при смерти матерью. Игумения Магдалина посоветовала ей сделать наоборот и привести больную в монастырь.
— Врачи все равно уже от нее отказались и выписали умирать. Мы ее исповедовали, причастили, и я попросила у владыки разрешения постричь ее в иночество. После этого она пошла на поправку и прожила в нашем монастыре еще 5 лет!
Само основание Комаровской обители также связано с чудом — видением Архангела Михаила владыке Проклу. Подробнее об этом читайте в одном из следующих выпусков «УС».
Евгений Нувитов

Наша справка
Игуменья Магдалина родилась в 1944 году. С 1995 года — настоятельница женского монастыря Михаила Архангела в селе Комаровка. Матушка ведет большую просветительскую и общественную и благотворительную работу: она является одним из организаторов Симбирского Центра православной культуры, входит в состав правления Союза православных женщин, выпускает печатное издание, посвященное духовно-нравственному воспитанию «Наш семейный журнал», посещает дома престарелых, школы.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные