Как отличить объективное мнение от субъективного. Значение слова объективность Что значит объективность

Часто можно услышать такую критику, что кто-то "не объективен". И это кажется универсальным аргументом против говорящего. Объективность - это или одно из условий? Насколько специализирован этот термин? Обладает он сугубо положительной окраской или априори нейтрален? Определение объективности, ее связь с субъективностью, объективность в философии и ее роль в научной картине мира - такова тематика нижеприведенной статьи.

Терминология

Логический словарь дает очень строгое, хотя и не совсем понятное определение, которое отталкивается от понятия субъективности. Если сказать коротко, то объективность - это суждение, не зависящее от субъективных вкусов и предпочтений.

Но такая дефиниция неполная и требует более углубленных знаний в предмете исследования. Вот почему лучше обратиться к словарю Ушакова. В нем говорится, что объективность - это непредвзятое и беспристрастное отношение.

Кроме того, часто уточняется, что данный термин является отвлеченым существительным, образованным от слова "объективный". Ефремова, в свою очередь, утверждает, что последнее можно описать следующей дефиницией: связанный с внешними условиями.

Объективный и субъективный

Возвращаясь к самому первому данному здесь определению, необходимо упомянуть и о термине "субъективность" в том числе. Грубо говоря, эти два рассматриваемых понятия противоположны. Субъективность напрямую зависит от личностных предпочтений и вкусов, она связана с интересами и взглядами субъекта.

Объект и субъект

Для удобства оперирования понятиями обозначим, что то, на что направлена деятельность, называют объектом. Субъекту же можно дать следующее описание - тот, кто регулирует и, собственно, осуществляет деятельность как таковую.

История понятий "субъективность" и "объективность"

Интересен факт, что латинские слова, от которых произошли рассматриваемые термины, изначально имели диаметрально противоположные значения по отношению друг к другу.

Следующим этапом развития стало мнение, что субъективность соответствует искусству, а объективность - науке. Этому способствовало и четкое разграничение данных сфер.

Одного с другим прочно укоренилось и, более того, отточило дефиниции до современных мерок в таком виде, в каком их признают сейчас и в каком они приведены непосредственно в данной статье.

Объективность как свойство

Реальность в качестве внешнего мира обладает объективностью. Почему? Во-первых, потому, что является первопричиной для самой себя. Во-вторых, человек и его сознание есть порождение реальности на одной из ступеней ее развития. А он (человек), в свою очередь, является отображением объективного мира.

Одно из условий объективности - это как раз таки ее независимость от порождения внешнего мира (человеческого сознания). Из вышесказанного можно сделать такой вывод: термин может быть не только принципом, но и свойством.

Принцип объективности

Основной вопрос философии следующий: что первично, дух или материя? Дилемма имеет два соответствующих решения. И если за основу взять второе (то есть все-таки материя), возникает необходимость в признании объективно реального существования предмета познания, а также и возможности того, что в ходе человеческой предметной деятельности он найдет свое адекватное отражение.

Принципу объективности соответствует такой тип мышления, при котором не подвергается субъективной оценке, то есть не получает внешних определений, а проявляет свои свойства сам. Предмет не подчиняется мышлению, напротив, первое стоит над вторым. Можно сказать, что истина - это то, что останется верным, даже если отрицать ее.

Научная объективность

Объективность является одним из важнейших требований научного метода. исключением субъективного толкования результата.

Принцип научной объективности - особенность научного метода. Он обязывает к:

  • рассуждению (быть доказательными и обоснованными);
  • стремлению к наиболее полному знанию, выдерживающему проверку опытом;
  • многосторонним методам и оценке;
  • сбалансированному сочетанию этих методов и приемов исследования (например, индукция и дедукция).

Таким образом, объективность - это то, что приближает научный подход к истине, однако не делает его абсолютно истинным.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

объекти вность

1. ж.

Отвлеч. сущ. по знач. прил.: объективный (1*).

2. ж.

Отвлеч. сущ. по знач. прил.: объективный (2*).

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБЪЕКТИВНОСТЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Энциклопедическом словарике:
    1) действительное существование как самостоятельного объекта, независимо от сознания; принадлежность к объективной реальности; 2) причастность к объективному познанию; 3) беспристрастность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    объекти"вность, объекти"вности, объекти"вности, объекти"вностей, объекти"вности, объекти"вностям, объекти"вность, объекти"вности, объекти"вностью, объекти"вностями, объекти"вности, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Новом словаре иностранных слов:
    1) действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; принадлежность к объективной реальности; 2) …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Словаре иностранных выражений:
    1. действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; принадлежность к объективной реальности; 2. …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: беспристрастность, беспристрастие, нелицеприятность (кн.), непредубежденность, непредвзятость, справедливость Ant: необъективность, пристрастность, пристрастие, предубежденность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: беспристрастность, беспристрастие, нелицеприятность (кн.), непредубежденность, непредвзятость, справедливость Ant: необъективность, пристрастность, пристрастие, предубежденность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: объективный (1*). 2. ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: объективный …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    объект`ивность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    объективность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Орфографическом словаре:
    объект`ивность, …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    объективности, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Отвлеч. сущ. к объективный. 2. Отсутствие предвзятости, беспристрастное отношение к …
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ОБЪЕКТИВНОСТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. отвлеч. сущ. по прил. объективный I II ж. отвлеч. сущ. по прил. объективный …
  • ВО ИМЯ ЖИЗНИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:03:16 Цитаты из интервью "Во имя жизни" для газеты "Дойче Фольксцайтунг ди тат", 1985 (автор Быков, Василь …
  • РОРТИ
    (Rorty) Ричард (р. 1931) - американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 - профессор гуманитарных наук …
  • ПИАЖЕ в Новейшем философском словаре:
    (Piaget) Жан (1896-1980) - швейцарский ученый, один из ведущих психологов 20 в. Создал новое научное направление - генетическую эпистемологию. Отвечая …
  • ДЕКАРТ в Новейшем философском словаре:
    (Descartes) Рене (латинизиров. имя - Картезий; Renatus Cartesius) (1596-1650) - французский философ, математик, физик, физиолог. Автор многих открытий в математике …
  • РОРТИ в Словаре постмодернизма:
    (Rorty) Ричард (р. в 1931) - американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 - профессор гуманитарных …
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА в Словаре постмодернизма:
    - книга Левинаса ("Humanisme de l"autre homme", 1973), в которую включены три его автономные работы: "Значение и смысл", "Гуманизм и …
  • НАТУРАЛИЗМ в Литературной энциклопедии:
    [от лат. natura — природа] — название течения в европейской лит-ре и искусстве, возникшего в 70-х гг. XIX в. и …
  • ЛАССАЛЬ в Литературной энциклопедии:
    Фердинанд — немецкий политический деятель и писатель. Р. в Бреславле. Учился в Бреславле и в Берлине; в …
  • ТЕНДЕНЦИЯ
    и тенденциозность (от лат. tendo - направляю, стремлюсь), в искусстве идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые …
  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и явление, философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся …

от лат. objectum - предмет) - независимость суждений, мнений, представлений и т.п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т.д. (противоположность - субъективность). 0. означает способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, представлять объект так, как он существует сам по себе, независимо от субъекта. Под субъектом понимается как индивид, так и консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество, церковь и т.п.), общество, целостная культура, человечество. О. предполагает освобождение от «наблюдателя», выносящего суждение о мире и всегда исходящего из определенной т.зр.

Абсолютная О. недостижима ни в одной области, включая научное познание. Тем не менее идеал объективного знания - одна из наиболее фундаментальных ценностей науки. О. исторична: мнения, представлявшиеся объективными в одно время, могут оказаться субъективными в др. Напр., астрономы более двух тысяч лет считали вполне объективной геоцентрическую картину мира; потребовалось несколько столетий и усилия выдающихся ученых и философов (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и др.), чтобы показать, что более объективной является гелиоцентрическая картина.

Хотя наука постоянно стремится к О., объективное и субъективное, знание и вера в ней существенным образом переплетены и нередко взаимно поддерживают друг друга. Знание всегда подкрепляется интеллектуальным чувством субъекта, и предположения не становятся частью науки до тех пор, пока что-то не заставит в них поверить. Субъективная вера стоит не только за отдельными утверждениями, то и за целостными концепциями или теориями. Особенно наглядно это проявляется при переходе от старой теории к новой, во многом аналогичном «акту обращения» в новую веру и не осуществимом шаг за шагом на основе логики и нейтрального опыта. Как показывает история науки, такой переход или происходит сразу, хотя не обязательно в один прием, или не происходит вообще при жизни современников новой теории. «Коперни-канское учение приобрело лишь немногих сторонников в течение почти целого столетия после смерти Коперника. Работа Ньютона не получила всеобщего признания, в особенности в странах континентальной Европы, в продолжение более чем 50 лет после появления «Начал». Пристли никогда не принимал кислородной теории горения, так же как лорд Кельвин не принял электромагнитной теории и т.д.» (Т. Кун). М. Планк замечал, что «новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть мир в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, которое привыкло к ней».

Определенная система верований лежит в основе не только отдельной теории, но и самой науки в целом. Эта система задает предпосылки научного теоретизирования и определяет то, что отличает научное мышление от идеологического, утопического или художественного мышления. Совокупность мыслительных предпосылок науки размыта, значительная их часть носит характер неявного знания. Этим прежде всего объясняется, что науку трудно сколь-нибудь однозначно отграничить от того, что наукой не является, и определить научный метод исчерпывающим перечнем правил.

Предпосылочным, опирающимся на неявные, размытые верования и в этом смысле субъективным является и мышление целой исторической эпохи. Совокупность этих верований определяет стиль мышления эпохи, ее интеллектуальный консенсус. Стиль мышления почти не осознается той эпохой, в которую он господствует, и подвергается определенному осмыслению и критике только в последующие эпохи. Переход от стиля мышления одной эпохи к стилю мышления др. (и значит, от одного общего типа О. к др.) является стихийно-историческим процессом, занимающим довольно длительный период.

Конкретные науки различаются своими характерными типами О. К. Леви-Строс пишет, в частности, об О. (физической) антропологии, что она не только требует от исследователя абстрагироваться от своих верований, предпочтений и предрассудков (подобная О. свойственна всем социальным наукам), но и подразумевает нечто большее: «речь идет о том, чтобы подняться не только над уровнем ценностей, присущих обществу или группе наблюдателей, но и над методами мышления наблюдателя... Антрополог не только подавляет свои чувства: он формирует новые категории мышления, способствует введению новых понятий времени и пространства, противопоставлений и противоречий, столь же чуждых традиционному мышлению, как и те, с которыми приходится сегодня встречаться в некоторых ответвлениях естественных наук». Неустанный поиск антропологией О. происходит только на уровне, где явления не выходят за пределы человеческого и остаются постижимыми - интеллектуально и эмоционально - для индивидуального сознания. «Этот момент чрезвычайно важен, - подчеркивает Леви-Строс, - поскольку он позволяет отличать тип О., к которому стремится антропология, от О., представляющей интерес для других социальных наук и являющейся, несомненно, не менее строгой, чем ее тип, хотя она располагается и в иной плоскости». Антропология в этом отношении ближе к гуманитарным наукам, стремящимся оставаться на уровне значений (смыслов).

В зависимости оттого, какое т у потреблений языка имеется в виду, можно говорить об О. описания, О. оценки и О. художественных образов (в последних наиболее ярко выражаются экспрессивная и оректическая языка функций).

О. описания можно охарактеризовать как степень приближения его к истине; промежуточной ступенью на пути к такой О. стала интерсубъективность. О. оценки определяется ее эффективностью, являющейся аналогом истинности описательных утверждений и указывающей, в какой мере оценка способствует успеху предполагаемой деятельности. Эффективность устанавливается в ходе обоснования оценок (и прежде всего - их целевого обоснования), в силу чего О. оценки иногда, хотя и не вполне правомерно, отождествляется с ее обоснованностью.

К. Маркс отстаивал идею, что групповая субъективность совпадает с О., если это - субъективность передового класса, т.е. класса, устремления которого направлены по линии действия законов истории. Напр., буржуазные социальные теории субъективны, поскольку их сверхзадача - сохранение капиталистического общества, что противоречит законам истории; пролетарские революционные теории объективны, ибо они выдвигают цели, отвечающие этим законам. Согласно Марксу, положительно ценным объективно является то, реализация чего требуется законами истории. Вчастности, если в силу таких законов неизбежен революционный переход от капитализма к коммунизму, то объективно хорошим будет все, что отвечает интересам пролетарской революции и задачам построения коммунистического общества.

История представляет собой, однако, смену уникальных и единичных явлений, в ней нет прямого повторения одного и того же, и потому в ней нет законов. Отсутствие законов исторического развития лишает основания идею, что оценка из субъективной способна превратиться в объективную и стать истинной. Оценки в отличие от описаний не имеют истинностного значения; они способны быть лишь эффективными или неэффективными. Эффективность же в отличие от истины всегда субъективна, хотя ее субъективность может быть разной - от индивидуального пристрастия или каприза до субъективности целой культуры.

В науках о культуре можно выделить три разных типа О. (см.: Классификация наук). О. социальных наук (экономическая наука, социология, демография и др.) не предполагает понимания изучаемых объектов на основе опыта, переживаемого индивидом; она требует использования сравнительных категорий и исключает «я», «здесь», «теперь» («настоящее») и т.п. О. гуманитарных наук (история, антропология, лингвистика и т.п.), напротив, опирается на систему абсолютных категорий и понимание на основе абсолютных оценок. И наконец, О. нормативных наук (этика, эстетика, искусствоведение и т.п.), также предполагающая систему абсолютных категорий, совместима с формулировкой явных оценок, и в частности явных норм.

В эпистемологии 17-18 вв. господствовало убеждение, что О., обоснованность и тем самым научность необходимо предполагают истинность, а утверждения, не допускающие квалификации в терминах истины и лжи, не могут быть ни объективными, ни обоснованными, ни научными. Такое убеждение было вызвано в первую очередь тем, что под наукой имелись в виду только естественные науки; социальные и гуманитарные науки считались всего лишь преднауками, существенно отставшими в своем развитии от наук о природе.

Сведение О. и обоснованности к истине опиралось на убеждение, что только истина, зависящая лишь от устройства мира и потому не имеющая градаций и степеней, являющаяся вечной и неизменной, может быть надежным основанием для знания и действия. Там, где нет истины, нет и О., и все является субъективным, неустойчивым и ненадежным. Все формы отражения действительности характеризовались в терминах истины: речь шла не только об «истинах науки», но и об «истинах морали» и даже об «истинах поэзии». Добро и красота оказывались в итоге частными случаями истины, ее «практическими» разновидностями. Редукция О. к истинности имела своим следствием также сведение всех употреблений языка к описанию: только оно может быть истинным и, значит, надежным. Все др. употребления языка - оценка, норма, обещание, декларация (изменение мира с помощью слов), экс-прессив, оректив, предостережение и т.д. - рассматривались как замаскированные описания или объявлялись случайными для языка, поскольку казались субъективными и ненадежными.

В кон. 19 в. позитивисты объединили разнообразные неописательные утверждения под общим названием «оценок» и потребовали решительного исключения всякого рода «оценок» из языка науки. Одновре-менно представители философии жизни, стоявшей в оппозиции позитивизму, подчеркнули важность «оценок» для всего процесса человеческой жизнедеятельности и неустранимость их из языка социальной философии и всех социальных наук. Этот спор об «оценках» продолжается по инерции и сейчас. Однако очевидно, что если социальные и гуманитарные науки не будут содержать никаких рекомендаций, касающихся человеческой деятельности, целесообразность существования таких наук станет сомнительной. Экономическая наука, социология, политология, лингвистика, психология и т.п., перестроенные по образцу физики, в которой нет субъективных и потому ненадежных «оценок», бесполезны.

Не только описания, но и оценки, нормы и т.п. могут быть обоснованными или необоснованными. Действительная проблема, касающаяся социальных и гуманитарных наук, всегда содержащих явные или неявные оценочные утверждения (в частности, двойственные, описательно-оценочные высказывания), состоит в том, чтобы разработать надежные критерии обоснованности и, значит, О. такого рода утверждений и изучить.возможности исключения необоснованных оценок. Оценивание всегда субъективирует, в силу чего науки о культуре отстоят дальше от идеала О., чем науки о природе. Вместе с тем без такого рода субъек-тивации и тем самым отхода от О. невозможна деятельность человека по преобразованию мира.

В естественных н а у к ах также имеются разные типы О. В частности, физическая О., исключающая телеологические (целевые) объяснения, явным образом отличается от биологической 0., обычно совместимой с такими объяснениями; О. космологии, предполагающей «настоящее» и «стрелу времени», отлична от О. тех естественных наук, законы которых не отличают прошлого от будущего.

Проблема О. художественных образов остается пока почти неисследованной. Аргументация (и прежде всего обоснование) объективирует поддерживаемое положение, устраняет личностные, субъективные моменты, связанные с ним. Однако в художественном произведении ничего не нужно специально обосновывать и тем более доказывать, напротив, надо отрешиться от желания строить цепочки рассуждений и выявлять следствия принятых посылок. И вместе с тем художественный образ может быть не только субъективным, но и объективным. «...Сущность художественного произведения, - пишет КГ. Юнг, - состоит не в его обремененности чисто личностными особенностями - чем больше оно ими обременено, тем меньше речь может идти об искусстве, - но в том, что оно говорит от имени духа человечества, сердца человечества и обращается к ним. Чисто личное - это для искусства ограниченность, даже порок. «Искусство», которое исключительно или хотя бы в основном лич-ностно, заслуживает того, чтобы его рассматривали как невроз». По поводу идеи 5. Фрейда, что каждый художник является инфантильно-автоэротически ограниченной личностью, Юнг замечает, что это может иметь силу применительно к художнику как личности, но не приложимо к нему как творцу: «ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо еще эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверхчеловечен, ибо в своем качестве художника он есть свой труд, а не человек».

Неполное определение ↓

ОБЪЕКТИВНЫЙ - принадлежащий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему. Применительно к продуктам духовной сферы (понятия, принципы, ценности, знания) употребляется для обозначения их непреходящей значимости, которая подтверждается практикой.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 314.

Объективное

ОБЪЕКТИВНОЕ – то, что существует независимо от индивидуального сознания; прежде всего это физические вещи и события в пространстве и времени; другие люди, их действия и состояния сознания; собственное тело индивида. С точки зрения объективного идеализма объективно-реально существует Абсолют.

В истории философии объективный мир жестко противопоставлялся субъективному. Вместе с тем существуют серьезные основания считать, что субъективное возникает как результат коммуникативных взаимодействий субъекта с другими. Коммуникация, предполагая участвующих в ней субъектов и тем самым относясь к субъективному, в то же время осуществляется в пространстве и времени посредством объективных средств (знаки языка, жесты, действия и т. д.)...

Объективности принцип

ОБЪЕКТИВНОСТИ ПРИНЦИП - 1) установка на получение знания, адекватного исторической действительности (1); 2) важный ориентир, призванный свести к минимуму противоречия между историческим фактом и его многочисленными интерпретациями (3); 3) установка на научность исторического исследования и истинность исторических знаний (6). В настоящее время существуют различные представления о том, что такое объективность и в чем суть принципа объективности в историческом познании (4).

Объективность (Шапарь, 2009)

ОБЪЕКТИВНОСТЬ (от лат. objectivity - предметное) - 1) действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; принадлежность к объективной реальности;

2) соответствие объективной действительности, беспристрастность, непредвзятость; 

3) исходное положение о том, что поведение человека является главным образом результатом действия внешних, поддающихся измерению факторов.

Объективный (ССИС, 2001)

ОБЪЕКТИВНЫЙ, -ая, -ое (нач. XIX в.). 1. Филос. Существующий вне сознания и независимо от него. Объективная реальность. Объективный идеализм. Объективные показатели (в медицине). Объективное право (в правоведении). 2. Связанный с внешними условиями, не зависящий от чьей-л. воли, чьих-л. возможностей. Объективные обстоятельства. 3. Беспристрастный, непредвзятый. Объективная оценка. Объективное мнение.

Объективизм, -а, м.

Объективистский, -ая, -ое. Объективистское отношение.

Объективно, неизм. Относиться объективно к кому-, чему-л.

Объективный и субъективный

ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ - категории, обозначающие: в первом случае все то, что существует «само по себе», вне зависимости от воли, сознания, знаний отдельных людей или групп людей, во втором случае - все то, что является отражением объективного мира в ощущениях, восприятиях, представлениях, чувствах, понятиях, образах - одним словом, в сознании индивида, целой общности, что является откликом, реакцией на воздействие окружающего мира со стороны реагирующего субъекта.

Объективное (Подопригора, 2013)

ОБЪЕКТИВНОЕ - то, что принадлежит самому объекту, а не зависит от субъекта. В употреблении термина «Объективное» в философской литературе можно выделить следующие аспекты: онтологический аспект, в котором объективное является то, что существует вне и независимо от человека и человечества; гносеологический аспект, в котором объективное является характеристикой знания, независимости его содержания от человека и человечества. В общественной жизни под объективным понимают процессы и факторы, которые не зависят от воли и желания людей. Объективное противопоставляется субъективно-личностному.

Объективность, объективный взгляд – противоположность субъективности. Это очищенный от эмоций, бесстрастный взгляд с третьей позиции восприятия , с позиции постороннего наблюдателя: наблюдая себя, других и события как бы со стороны, привычка непредвзято, без «любимых» и «противных», анализировать и оценивать происходящее.

Объективность в отношении себя и того, что произошло с вами

О посторонних мы можем говорить объективно: рост, вес, уровень культуры, особенности ума, трудности характера… Переоценивать себя так же глупо, как и недооценивать, а знать себя – это всегда видеть себя со стороны, сравнивать с окружающими и собирать факты. Просто – факты.

Очищенный от эмоций, бесстрастно объективный взгляд на ситуацию – необходим для успешного бизнеса, и практика бизнеса давно выработала для этого многочисленные способы. Самые известные из них, это:

  • Временная отсрочка реакции,

В британской армии согласно инструкции запрещена подача жалобы в день, когда инцидент произошел: вы можете сделать это только на следующее утро, когда эмоции отошли и более вероятен взгляд со стороны, как на вчерашнее. Мудро, однако!

  • Письменное изложения происшедшего

То, что в устной речи заменяется выразительными глазами ("Ну сами понимаете!»), на бумаге надо выразить точными словами. Приходится думать, да и зрители не поддерживают… Короче, пока найдешь нужные слова, и эмоции остыли.

  • Форма докладной записки.

Требование в формулировании жалобы и претензии (не важно, письменном или устном) соблюдать сухой формат докладной записки также очень не случайно: этот формат, в отличие от лирических выплесков, настраивает на репортажное и куда как более объективное изложение происшедшего с указанием всех действующих лиц, четким простроением временной последовательности событий и причинно-следственных связей.

Дата. Адрес и телефон. Паспорт (или документ, его заменяющий). Подпись. В какое место вставить свое возмущение??

Объективность проблемы

С некоторой точки зрения говорить об объективных проблемах нет оснований. С чьей стороны объективно? Гусеница превращается в куколку – плохо для гусеницы, хорошо для бабочки. Это проблема? См.→

Объективность результатов психологического эксперимента

Когда описанное существует так не только для меня, а для всех разумных людей, это называется объективность. Считается, что научный результат – это инвариант по отношению ко многим факторам: « … научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования, то есть объективным … » . См.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные