Игры осенью для детей младшей группы в детском саду. Игры на осеннем празднике Интересная подвижная игра на осенний утренник

В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Мимическая игра «Осень»

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы уди вились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ ко раскрываются, при опускании - почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Пальчиковая гимнастика для детей, которая сопровождается стишками, очень полезна для детского развития, так как она развивает память, тактильную чувствительность, восприятие, эмоции, мелкую моторику, мышление, речь малыша.

Мы капусту рубим,
Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Сжимать и разжимать пальцы.

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
«Шагают» пальчиками.

(Н. Нищева)

Игра «Сдуй листок со стола»

На столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3-4 раз. Цель – развивать речевое дыхание.

Подвижная игра «Поймай листок»

Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Подвижная игра «Листопад»

Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

В этой подвижной игре может быть задействовано столько детей, сколько позволяет площадь проведения игры.
Итак, дети сидят на корточках в кругах, начерченных на земле. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» малыши должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались бы
только в свое «гнездышко».

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора».
Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».
По сигналу — «гуси — лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «гуси — лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».
Выигрывают игроки, ни разу не пойманные

Подвижная игра «Белки-шишки-орехи»

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто -шишкой.
Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи.
Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим.
Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом.
Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Подготовила Марьяна Чорновил

«Соберем грибы»

Дети собирают грибы и складывают их в корзину к воспитателю. На игру в бубен – убегают под зонтик – прячутся от дождя. В это время другой взрослый незаметно рассыпает грибы, и воспитатель приглашает детей снова в лес за грибами: «дождик кончился». Так повторяется дважды. Когда дети в третий раз пойдут в лес за грибами, они найдут большой гриб, в ножке которого спрятаны сладости.

«Игра с листочками»

Дети после хоровода или танца с листочками, остаются стоять в кругу. Осень предлагает положить листочки на пол и поплясать, а когда музыка закончится, быстро взять листочек и спрятать за спину, чтобы осень не смогла его забрать. После игры Осень дует на «листочки» (дети), те улетают на свои места.

игра «Тучки-плакучки»(О.Сивухина)

Дети перестраиваются в два круга – мальчики и девочки. В каждый круг приглашается мама, она играет роль Мамы-Тучки, дети – капельки.
Воспитатель. Вот какие мамы Тучки, а вы – детки-непоседки!
Тучки по небу ходили,
Красно солнышко ловили. (двигаются по кругу шагом)
А мы солнышко догоним,
А мы красное – поймаем! (переходят на топающий шаг)
Солнышко спрятали,
И сами заплакали: кап-кап-кап! (приседают, стучат пальчиками по полу)
Разбежались капельки, капельки-дождинки,
По дорожкам бегают, по крышам, по травинкам…
(разбегаются врассыпную)
А сейчас: раз, два, три!
Тучку-маму найди! (дети должны найти свою Маму-Тучку, построиться в круг)

игра с мамами «Два зонтика»

Мамы с зонтиками разного цвета двигаются вместе с детьми врассыпную. С окончанием музыки мамы останавливаются, девочки и мальчики собираются в кружочки под разными зонтиками: девочки – под розовым, мальчики – под синим.

Раз, два, три!
Маму-зонтик ты найди!

Игра «Ветерок и Дворник»

Звучит музыка, (шум ветра) все дети разбегаются по залу. Звучит музыка дворника. Выходит Дворник с метлой и говорит слова:

Дворник: Ох, работы много стало:

Сколько листиков опало!

Подметать скорей спешу,

Я порядок навожу! (подметает)

Я мету, мету, мету, листья в кучу соберу.

Под музыку метет, дети- листья слетаются в кучу.

Дворник: Все дорожки я подмел.

Ох, устал я, спать пошел.

Ветер:

Шум ветра.Ветерок подбегает к детям-листочкам и дует на них, они разбегаются и снова присаживаются.

Дворник: Непорядок, в самом деле,

Все листочки разлетелись.

Я метелочку возьму

Снова листья соберу.

Я мету, мету, мету,

Листья в кучу соберу.

Музыка Дворника (метлой в середину зала) Дети- листья слетаются в кучу.

Дворник: Все дорожки я подмел.

Ох, устал я, спать пошел.

Дворник уходит. Выбегает ветерок(ребенок)

Ветер: Я веселый ветерок, мой путь не близок, не далек.

Я по свету пролетаю, все листочки раздуваю.

Шум ветра. Ветерок подбегает к детям-листочкам и дует на них, они разбегаются и снова присаживаются. Входит

Дворник.

Дворник: Ах, вы листья озорные, яркие да расписные!

Чтоб не смели улетать, должен я всех вас поймать!

Музыка Дворника. Дворник догоняет детей, они убегают на свои места и прячут листья под стулья.

Дворник: Я набегался, устал, но листочки не догнал.
На дорожках только лужи, больше дворник здесь не нужен.

Ведущая: Ты прав, Дворник.

Дождик каждый день льет, нам гулять не дает.

А мы дождика не боимся, будем вместе веселиться!(песенка про дождик)

Игра - аттракцион «Собери листочки»

На полу разбросаны листья желтого, красного и зеленого цветов. Приглашаются 3 ребенка. Каждый должен собрать листья определенного цвета. По сигналу: «1,2,3, собери!» дети собирают листья. Кто собрал первым – тот победитель.

Игра – аттракцион «Собери урожай»

У центральной стены стоят 2 грузовика, а ближе к зрителям рассыпаны в обручах – «грядках» овощи. Двое играющих по сигналу везут за веревочку грузовики к грядкам, собирают овощи в кузов. Собрав овощи, везут урожай на прежнее место. Кто собрал и привез первым – тот победил.

старший дошкольный возраст

Игра – аттракцион «Три ноги»

У центральной стены стоят двое – четверо играющих. Средние ноги связаны шнуром. В результате на двоих – три ноги. Задача играющих: добежать до фишки, обежать ее и вернуться на прежнее место.

Игра – аттракцион «Вытяни репку»

Возле зрителей на большом расстоянии друг от друга на полу лежат 2 репки (репками могут быть и дети, сидящие на стульчиках, на голове – шапочка репки). У центральной стены стоят в 2-х колоннах играющие: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. По сигналу первыми бегут к репке дедки и, оббежав ее, возвращаются каждый к своей колонне. Берут за руку бабку, оббегают репку, возвращаются. Бабки берут за руку внучек и т.д. Когда все персонажи оббегут свою репку. Они вытягивают ее. Чье звено вытянет репку первым.

«Не промочи ноги»

Вариант1: дети переходят «болото», перекладывая три доски.

Вариант 2: перепрыгивают через «лужи» - листы вырезанного картона на полу.

Игра с листьями на внимание

- Раз-два-три! Этот лист бери!

Раз-два-три! Красный лист бери!

Раз-два-три! Кленовый лист!

Раз-два-три! Два листа бери!

Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!

Раз-два-три! Ничего не бери!

Игра «Осенние угощения»

На общем подносе лежат вместе овощи и фрукты. Детям необходимо быстро рассортировать их, чтобы одному, сварить суп, а другому компот.

«Бег в галошах»

Ведущая или герой: Кто потерял галошу, дети? (показывает) Кто-то сейчас танцевал и потерял. (Обыгрывает, пытаясь кому-нибудь примерить).

Ну-ка, посмотрим... Да вот, полюбуйтесь, ещё одна. И тоже, кажется, с правой ноги...

Нету пары, ну и что же,

Побегу в одной галоше. (Пытается пробежать в одной галоше)

Ну, а кто, ответьте, братцы,

Тоже хочет пробежаться?

«Грибник»

Дети делятся поровну на деревья и грибы, выбирают грибника. Деревья встают по кругу. За ними «прячутся» грибы. По центру ходит грибник, читает:

Грибник: По грибы я в лес пошел,

Но грибов там не нашел.

Где же спрятались они?

Под деревья? Иль под пни?

Грибы: А вот и мы!

Только ты нас собери!

1,2,3! Беги!

Грибы убегают. Грибник их ловит.

«Перенеси картошку в ложке»

игра-эстафета

Дети делятся на 2 команды. Задача: перенести по одной картошке в ложке из обруча (грядка-лунка) в ведро. Чья команда быстрее соберет урожай.

«Кто точнее попадет в ведро»

игра-эстафета

Дети делятся на 2 команды. Задача: попасть картошкой в ведро. Чья команда быстрее и точнее соберет урожай.

Аукцион: «Назови блюда из картошки»

Игра «Собери венок»

1 вариант: Листья из корзины высыпают на пол. Дети берут из кучки по одному листку и выкладывают на полу венки: берёзовый, кленовый, дубовый.

2 вариант: Затем ведущая предлагает выложить веночки из тех листьев, что находятся у детей в карманах на стульчиках. Под музыку вальса дети двигаются по залу, танцуют. На окончание музыки - встают в кружочки, каждый листочек в свой.

«Узнай овощ на вкус»

Закрытыми глазами дети пробуют овощ и называют его.

«Осенние листья» – фанты

Ведущая: Мы сейчас возьмем осенние листики и поиграем с ними.(Ведущая раздает детям осенние листья).

Ведущая: Та-ра-ра!

Начинается игра! (все говорят хором).

Ведущая: Листочку осинки сде­лать три головных убора из косынки. (Выходят дети, ко­торые держат в руках листья осины - выполняют задание).

Ведущая: У кого кленовый лист,

Тот артист - эквилибрист.

Может в цирке выступать,

Палку на руке держать.

(Выходят дети с кленовыми листьями, выполняют задания - ходят по натянутому на полу шнуру, держа в руке палку - под музыку).

Ведущая: Дубовый листок рас­скажет стишок

Или осенние скажет при­меты,

Или без слов нам покажет предметы...

(Выходят дети, у которых дубовые листья, и выполняют задание).

Ведущая: У кого березовый лист,

Тот мимический артист -

Ничего не говорит,

Жестом все изобразит... (кислый лимон, колючку, пу­шинку и т.д.) (Выходят дети с березовыми листиками и выполняют задание).

Ведущая: У кого листок рябинки –

Говорите без запинки:

Карл и Клары

Украл кораллы.

(Дети, у которых листья рябины, выходят и выполняют задание).

Игры с яблоками

1) Игра-эстафета. Участвуют 2 команды. Необходимо быстро перенести яблоки из одной корзины в другую.

2) В чашке с водой находится 1 яблоко. Участнику необходимо без помощи рук достать его.

3) В центре зала помещают 2 плоскостных дерева, них висят яблоки, детям нужно быстро с завязанными глазами собрать яблоки к себе в корзину.

Дыхательное упражнение «Осенние листочки»

Шаловливый ветерок в лесочек залетел:

Тихо-тихо веточкам он песенку запел:

Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел:

Громко- громко веточкам он песенку запел:

Ветерки по очереди листьям песни пели:

То тихую: Ш-ш-ш!

То громкую: Ш-ш-ш!

То тихую: Ш-ш-ш!

То громкую: Ш-ш-ш!

А после - улетели!

Игра-аттракцион «Перейди болото»

Дети по двое участвуют в соревновании. По залу расставлены 12 «кочек» -макеты из картона, неровной формы и раскрашенные в серо-коричневый цвет. Для каждого участника приготовлено по шесть кочек на небольшом расстоянии друг от друга: вперёд можно шагать только по «кочкам» и таким же образом вернуться назад. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Игра «Урожайная»

Дети делятся на две команды - «Ветерок» и «Капелька». Для игры нужны 6 обручей, 2 детских лейки, 2 ведра, 8 картофелин. По сигналу первыми топочущим шагом выходят «трактористы», двигаются «змейкой», расставляют обручи и бегут на исходную позицию.

Идут девочки с ведерками, кладут в каждый обруч по 1 картошке. Затем бегут «поливальщики», оббегая каждый обруч. Последние бегут с ведерками, собирают урожай.

игра «Кочерыжки-листочки-кочанчики»

Выбирают несколько родителей – они «кочерыжки», дети – «листочки». Водящий по очереди говорит слова «кочерыжки», «кочанчики». Под музыку начинают двигаться или родители или дети. Как только водящий говорит: «Кочанчики», - дети должны быстро подбежать к любой «кочерыжке» в круг, как можно плотнее.

Игра «Бабочки летают»

В поле бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они крылышками машут,

Они кружатся и пляшут.

(Кружимся на месте.)

Быстро бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Они кружатся легко

И летают высоко.

(Кружимся, руки вверх.)

Всюду бабочки летают,

Над цветочками порхают.

(Машем руками.)

Полетали, полетали -

Крылышки у них устали.

(Трясём руками перед собой.)

В поле бабочки летели,

На цветочки они сели.

(Приседаем.)

Игра «Танец бабочек»

Звучит музыка (можно включить «Вальс цветов» П. И. Чайковского). Все дети - бабочки. Они танцуют: кружатся, машут руками, приседают. Воспитатель определяет, чей танец лучше, и объявляет победителей.

Игра «Насекомые»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Бабочка летит вперёд.

Как красив её полёт!

(Машем руками, разведёнными в стороны.)

Округлив свои глаза,

Тут порхает стрекоза.

(Машем руками перед собой.)

А в густой траве кузнечик -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем на месте.)

Как зелёный человечек -

Прыг, прыг, прыг.

(Прыгаем вперёд.)

Вот по узенькой дорожке

Жук коричневый ползёт.

(Приседаем и движемся вперёд в приседе.)

У него устали ножки -

Посидит и отдохнёт.

(Останавливаемся в приседе, потом встаём.)

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют насекомых, которые им известны. Например: бабочка, стрекоза, муравей, муха, божья коровка, пчела и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт насекомое последним.

Огородные загадки

Без окон, без дверей -

Полна горница людей. (Огурец.)

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Круглая, а не месяц.

Жёлтая, а не масло.

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Жёлтая курица

Под тыном дуется. (Тыква.)

Игра «Овощи и фрукты»

Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве).

Игра «Приметы осени»

Послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы осени.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Игра «Деревья осенью»

Звучит музыка (можно включить «Времена года. Сентябрь» П. И. Чайковского). Все дети - деревья. У них в руках листья, вырезанные из бумаги. Они машут руками (листьями) и наклоняются, изображая, как осенью деревья качаются от ветра.

Игра «Осень»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Листья падают летят.

Настоящий листопад!

(Машем руками перед собой и по сторонам.)

Листья на ветру кружатся.

(Кружимся на месте.)

Листья на траву ложатся.

(Приседаем и встаём.)

Ветер с листьями играет -

Поднимает, опускает.

(Поднимаем и опускаем руки.)

Тучка прилетает,

Листья поливает.

(Трясём кистями рук.)

Мы не будем унывать,

Всё равно пойдём гулять!

(Идём на месте.)

Игра «Листочки»

Разделить детей на две команды. В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль осины. Команды собирают с пола листья, вырезанные из цветной бумаги (одна - берёзовые, другая - осиновые), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Колючие загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Что за дерево растёт?

Всё в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна.)

Не сосна я и не ёлка,

Но стою я вся в иголках.

А как осень придёт,

Иголок на мне

Никто не найдёт. (Лиственница.)

Игра «Чем похожи?»

1. Чем похожи ель (ёлка) и ёжик? (У ели есть иголки, хвоя. И у ёжика есть иголки.)

2. Чем похожи ель и лиственница? (Это деревья. У них есть иголки, хвоя.)

3. Чем похожи лиственница и берёза? (Это деревья. Осенью они становятся жёлтыми.)

4. Чем похожи ель и сосна? (Это хвойные деревья. Осенью и зимой они остаются зелёными.)

Игра «Ежик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ёжик по лесу гулял.

(Идём на месте.)

Ёжик листья собирал.

(Наклоняемся вперёд.)

Ёжик лёг на правый бок,

(Наклоняемся вправо.)

И свернулся он в клубок.

(Приседаем.)

По тропинке покатился

(В приседе крутим руками перед собой.)

И назад не воротился.

(Качаем головой.)

Спать улёгся под сосной.

А проснётся он весной!

(Подставляем ладошки под щёчку и ушко.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, и загадывает животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:

Это животное серое? - Да.

Меняет цвет с наступлением зимы? - Нет.

Впадает в спячку? - Да.

С иголками? - Да.

Это ёж? - Да.

Игра «Приметы осени»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца...

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

Игра «Танец тучек»

Воспитатель предлагает детям представить, как в небе плывут и танцуют тучки. Звучит музыка (можно включить «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского). Дети, выполняя плавные, медленные движения, придумывают и показывают танец тучек.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Кофта, шуба, шляпа, майка. (Шляпа. Это головной убор.)

2. Колготки, носки, сапоги, гольфы. (Сапоги. Это обувь.)

3. Шорты, шторы, брюки, джинсы. (Шторы. Это не одежда.)

5. Сандалии, ботинки, носки, сапоги. (Носки. Это не обувь.)

6. Шапка, варежки, рукавицы, перчатки. (Шапка. Это не для рук.)

7. Панама, шапка, шляпа, джинсы. (Джинсы. Это не головной убор.)

Игра «Наша одежда»

Дети называют по очереди разные предметы одежды. Например: сарафан, шорты, платье, майка, колготки, носки, юбка, жилет, комбинезон, варежки, купальник, футболка, свитер, кофта, джинсы, блузка, брюки, шуба, рубашка, пальто, гольфы, плащ, пиджак, костюм, куртка и т. д. Победит тот, кто назовёт предмет одежды последним.

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова)

Желтогруда эта птичка

Как зовут её? (Синичка.)

На берёзе он сидит.

По стволу весь день стучит.

Не ворона и не грач,

А деревьев добрый врач. (Дятел.)

Ищет зёрнышки в пыли,

Подбирает крошки.

Скачет, ростом невелик,

В парке на дорожке.

Что за серый озорник

Всё кричит «чирик-чирик»? (Воробей.)

День-деньской она стрекочет,

Помолчать никак не хочет.

Любопытна, белобока.

Как зовут её? (Сорока.)

Игра «Совушка»

Воспитатель напоминает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Можно прочитать стихи. Когда воспитатель говорит: «День», дети прыгают, бегают. Когда он говорит: «Ночь», все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: «День». Игра продолжается.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна совушка не спит,

Во все стороны глядит.

Если кто не хочет спать,

Может совушка поймать

Загадки про тех, кто живёт в воде

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

У маленькой скотинки

Золотые монетки на спинке. (Рыба.)

Не солдат, а с усами.

Не кузнец, а с клещами. (Рак.)

Глаза на рогах,

А домик на спине. (Улитка.)

Прыгает по кочкам,

Скачет по болотам,

Ловит мух, и комаров,

И ещё кого-то.

Кто эта квакушка,

Зелёная подружка? (Лягушка.)

Кто прячет голову от страха?

Кто носит панцирь? (Черепаха.)

Игра «На кого похожа черепаха?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто тоже носит на себе свой домик? (Улитка.)

2. Кто тоже прячет голову от страха? (Страус.)

3. Кто тоже откладывает яйца? (Птицы.)

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель произносит каждый раз по четыре названия животных (или показывает картинки). Дети должны определить, кто лишний, и объяснить почему.

1. Акула, сом, карась, крокодил. (Крокодил. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

2. Утка, щука, гусь, лебедь. (Щука. Это рыба, а не птица.)

3. Морской конёк, ёрш, судак, морская звезда. (Морская звезда. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

4. Окунь, лягушка, карась, щука. (Лягушка. Это не рыба, а остальные - рыбы.)

Игра «Щука и карасики»

Все дети - карасики. С помощью считалки выбирается щука. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Кто так делает?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Кто осенью впадает в спячку и спит всю зиму - волк, белка, барсук или заяц? (Барсук.)

2. Кто любит есть кору деревьев - лиса, ёж, заяц или волк? (Заяц.)

3. Кто делает запасы на зиму - медведь, ёж, заяц или белка? (Белка.)

4. Кто живёт в дупле, которое сделал дятел, - ёж, заяц, белка или барсук? (Белка.)

5. Кто в лесу роет очень глубокие норы - белка, барсук, медведь или заяц? (Барсук.)

Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Большой красивый барсук жил в густом лесу. У него было любимое занятие - рыть в земле глубокие норы. Осенью барсук делал для себя запасы на зиму. (Хлопаем.) Барсук прятал запасы в своём дупле. (Хлопаем.) Он забирался на дерево, чтобы нарвать орехов. (Хлопаем.) Осенью барсук сделал в своей глубокой норе мягкую подстилку из сухой травы и мха.

Когда стало холодно, барсук залез в нору и впал в спячку - уснул до весны.

Игра «Дрова»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Раз, два! Раз, два!

Будем мы пилить дрова.

(Ребром ладони пилим.)

Вот так, вот так

Пилим, пилим мы дрова.

(Показываем, как пилим.)

Раз, два! Раз, два!

Рубим, рубим мы дрова.

(Показываем, как рубим.)

Раз, два! Раз, два!

Будем складывать дрова.

(Наклоняемся в стороны.)

Целый воз мы напилили,

Нарубили и сложили.

(Повторяем движения: пилим, рубим, складываем.)

Заготовили дрова,

Отдохнуть теперь пора.

(Выпрямляемся и трясём руками.)

Игра «Складываем дрова»

В качестве дров можно использовать небольшие веточки или счётные палочки. В игре участвуют две команды, каждая собирает и складывает в отведённое место свои дрова. Победит та команда, которая быстрее выполнит задание.

Загадки про воду

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода. (Тучи.)

С неба пришёл -

В землю ушёл. (Дождь.)

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Воды многих рек, морей

Он в себя вбирает.

Это что за великан?

Кто названье знает? (Океан.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: лужа, капля, море, океан, сосулька, речка, ручей, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Прыгаем через лужи»

На полу - листы бумаги. Это лужи. Дети должны пройти по комнате и перепрыгнуть через все лужи. Тот, кто наступил на лужу, выходит из игры.

Игра «Красивые листочки»

Падают с деревьев

Жёлтые листочки -

(Машем ладошками.)

И летят на землю,

И летят на кочки.

(Приседаем.)

Ветер дует, задувает,

(Машем руками перед собой.)

Листья выше поднимает.

(Поднимаем руки.)

Ветер тише, тише, тише.

(Машем руками перед собой.)

Листья ниже, ниже, ниже.

(Приседаем и встаём.)

Скоро мы гулять пойдём

(Идём на месте.)

И листочков наберём.

(Делаем наклоны.)

Игра «Собираем листья»

Звучит музыка. Дети собирают листья, вырезанные из цветной бумаги Когда музыка заканчивается, воспитатель определяет, кто из детей со брал листьев больше всех, и объявляет победителя.

Игра «Осенний лес»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Вот мы по лесу идём.

(Идём на месте.)

Мы грибочков соберём.

(Наклоняемся и разгибаемся.)

Раз грибок и два грибок -

Их положим в кузовок.

(Показываем, как кладём грибы.)

Впереди мы видим что-то.

(Вытягиваем руки перед собой.)

Ох, большое там болото!

(Разводим руки в стороны.)

Как бы нам не утонуть.

Нужно в сторону свернуть.

(Поворачиваемся вправо и идём на месте.)

Чтоб пройти нам по лесочку,

С кочки прыгаем на кочку.

(Прыгаем на месте.)

Прыг да скок, прыг да скок!

Снова тут сухой лесок.

(Разводим руки в стороны.)

Игра «Дерево, кустики, травка»

Когда воспитатель произносит слово «дерево», дети должны поднять руки вверх, когда слово «кустики» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «травка» - присесть. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Пальчиковая игра «Речка»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Мы по речке поплывём,

Что увидим - назовём.

Катер мчится и ревёт,

На волнах качнулся плот.

Лодка медленно плывёт,

Проплывает пароход.

Кот и пёс на корабле

Приближаются к земле.

Лебедь, гусь и утка тут -

Все вдоль берега плывут.

А ещё плывёт лягушка,

Пучеглазая подружка.

Игра «Перепрыгни через речку»

На полу - две верёвочки (на небольшом расстоянии одна от другой). Это речка. Дети должны прыгать через неё. Если им это удаётся, воспитатель раздвигает верёвочки (речка становится шире). Победит тот, кто сможет перепрыгнуть через самое широкое место.

Вот речка. В том месте, где она берёт своё начало, её можно назвать ручьём. Почему? Потому что речка ещё очень узкая. Она течёт, течёт и становится всё шире и шире. Давайте попробуем перепрыгнуть через речку - там, где она не очень широкая.

Игра «Листик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Листик рос на ветке клёна,

Был большим он и зелёным.

(Поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы.)

Ветку ветерок качал.

(Машем руками перед собой.)

Листик солнышко встречал.

(Поднимаем руки вверх, машем кистями.)

А потом он пожелтел,

Покружиться захотел.

(Кружимся на месте.)

Покружился, покружился

И на землю опустился.

(Кружимся и приседаем.)

Скоро мы гулять пойдём.

(Идём на месте.)

Жёлтый листик мы найдём.

(Наклоняемся.)

Игра «Не наступи на листья»

Воспитатель раскладывает на полу листья, вырезанные из цветной бумаги. Дети должны пройти по этому месту так, чтобы не наступить ни на один листик. Тот, кто наступил, выходит из игры. Игру можно повторить.

Деревенские загадки

Слушаем загадки и стараемся отгадать, кто это говорит, рассказывает.

Вот в траве мои детишки,

Жёлтенькие шалунишки.

Всех детишек я найду,

Поведу потом к пруду.

Их я плавать научу.

Часто им «кря-кря» кричу. (Утка.)

За деревней течёт речка,

Есть хорошее местечко.

Я хожу туда купаться,

Понырять и поплескаться.

Там кричу я: «Га-га-га!

Как красивы берега!» (Гусь.)

Непослушный мой ребёнок

Убегает на лужок.

Там пасётся жеребёнок,

Маленький его дружок.

Говорю сыночку: «Му!

Знаю, скучно одному». (Корова.)

Игра «Волшебная палочка»

Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в разных домашних животных. Дети должны изобразить, как двигается животное, какие звуки издаёт. Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем.

Игра «Урожай»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Мы копали, мы копали -

Вот так, вот так.

Вместе овощи сажали -

Вот так, вот так.

Поливали, поливали -

Вот так, вот так.

Сорняки мы вырывали -

Вот так, вот так.

Помидоры собирали -

Вот так, вот так.

Их потом в корзинку клали

Вот так, вот так.

Игра «Съедобное - несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия разных овощей и фруктов, а также несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ или фрукт), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Игра «Яблонька»

Слушаем рассказ и выполняем различные движения.

Мы посадили в землю семечко.

(Приседаем.)

Потом мы полили его.

(Трясём ручками.)

Из земли показался росточек.

(Встаём и стоим прямо.)

Выросли ветки.

(Поднимаем руки вверх.)

На ветках появились листики.

(Трясём кистями рук.)

Потом созрели тяжёлые яблоки,

И ветки согнулись.

(Опускаем руки вниз.)

Подул ветер, яблонька закачалась.

(Качаемся из стороны в сторону.)

Яблоки упали на землю,

И ветки распрямились.

(Поднимаем руки вверх.)

Игра «Найди яблоко»

Воспитатель показывает детям несколько перевёрнутых ведёрок. Дети должны угадать, под каким из них лежит яблоко (мячик). Они по очереди предлагают варианты. Выиграет тот, кто правильно укажет ведёрко. Затем дети отворачиваются. Воспитатель перепрятывает мячик, и игра продолжается.

Игра «Едем по дороге»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сели мы в машину,

Налили бензину.

(Делаем такие движения, как будто крутим руль.)

Би-би-би, би-би-би!

Налили бензину.

Едем, едем мы вперёд.

Вправо, влево поворот.

(Поворачиваемся в стороны.)

Би-би-би, би-би-би!

Вправо, влево поворот.

По дороге чистой

Едем, едем быстро.

(Идём на месте, ускоряем шаг.)

Би-би-би, би-би-би!

Едем, едем быстро.

Вот последний поворот.

Остановка - у ворот.

(Замедляем шаг и останавливаемся.)

Би-би-би, би-би-би!

Всё, приехали мы. Стоп!

Игра «Светофор»

Воспитатель рассказывает детям, что такое светофор и для чего он нужен на дороге, а затем объясняет правила игры. Когда будет зелёный свет (показан кружок из зелёного картона), машинки едут (дети ходят по комнате). Когда жёлтый - останавливаются, а когда красный - стоят.

Игра «Подсолнухи»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

В огород мы все пришли.

(Идём на месте.)

Посадили семечки.

(Показываем, как сажаем.)

Чтоб скорее проросли,

Их польём из леечки.

(Показываем, как поливаем.)

Вскоре появились

Зелёные росточки.

(Приседаем и встаём.)

Быстро стали подрастать,

Выросли листочки.

(Вытягиваем руки вперёд, растопыриваем пальчики.)

Стебли разогнулись

И стоят на солнышке.

(Наклоняемся и разгибаемся.)

К небу потянулись

Жёлтые подсолнушки.

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

Очень-очень много в них

Уж созрело семечек.

(Разводим руки в стороны.)

Будет угощение

Для мальчиков и девочек!

(Сдвигаем прямые руки, вытягиваем перед собой.)

Пальчиковая игра «Орешки»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем орешки.

Посмотрите! Наши белки

Не хотят играть в горелки.

Раз - орешек за пеньком,

Два - орешек под кустом.

Три - орешек рядом с кочкой,

А четыре - под цветочком.

Пять - орех растёт на ветке.

Шесть - у белки, у соседки.

Семь - под ёлкой, ну а восемь

У сороки мы попросим.

Девять - мы найдём в дупле,

Десять - рядом на стволе!

Игра «Попади в дупло»

Для игры нужны небольшой мяч и корзина (тазик). Дети - белочки. Воспитатель предлагает детям забросить орех в дупло, то есть мяч в корзину. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит мяч с самого дальнего расстояния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

Игра «Грибок»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дождик плакал, плакал -

Целый день он капал.

(Трясём кистями рук.)

Дождик всё в лесу полил

И листочки все помыл.

(Трём ладошкой о ладошку.)

На полянке жил грибок -

Не велик и не высок.

(Приседаем.)

Его дождик поливал,

И он быстро подрастал.

(Встаём.)

Рос грибок, тянулся -

Ёлочки коснулся.

(Поднимаем руки вверх.)

Погулять мы в лес пойдём

(Идём на месте.)

И грибочек тот найдём.

(Наклоняемся.)

Игра «Собираем грибы»

Воспитатель прячет в комнате грибы, вырезанные из картона. Дети должны их отыскать. Тот, кто найдёт грибов больше других, станет победителем

Пальчиковая игра «Заячья семья»

Слушаем сказку и выполняем движения руками.

Жил-был маленький зайчик.

(Сгибаем пальцы в кулачок, затем указательный и средний разгибаем.)

У него была мама-зайчиха.

(Руку поднимаем повыше.)

А ещё был большой папа-заяц.

(Поднимаем руку вверх.)

Пошли зайцы гулять

И вдруг увидели волка.

А волк зарычал: р-р-р!

(Показываем «когти».)

Зайцы быстро побежали домой.

(Стучим ладошками по коленочкам.)

Прыгали по кочкам, по камушкам.

(Стучим кулачком о кулачок.)

Бежали потраве, по песочку.

(Трём ладошкой о ладошку.)

Добежали до дома и спрятались.

(Прячем ручки под мышки.)

Игра «Лесные жители»

Воспитатель спрашивает детей: «Кто живёт в лесу?» Дети поочерёдно называют животных. Когда какое-то животное названо, воспитатель предлагает всем детям изобразить его. Дети изображают - по желанию и по очереди (как двигается животное, какие звуки издаёт). Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем. Затем игра продолжается: дети называют и изображают ещё какое-то животное.

Игра «Тучка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Тучка по небу плывёт.

(Руки вверх, качаем ими из стороны в сторону.)

Тучка дождик нам несёт.

(Держим руки вверху, машем кистями.)

Тучка солнце спрячет,

А потом заплачет.

(Держим руки перед собой, трясём кистями рук.)

Мы поднимем ручку

И прогоним тучку.

(Прогоняем: машем рукой.)

Тучка, скройся за горой!

Тучка, солнце нам открой!

(Выставляем обе руки вперёд и разводим их в стороны.)

Игра «Зонтик»

Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: «Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик». Дети играют. Воспитатель говорит: «Дождик начался!» Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов «Кончился дождик!» дети продолжают резвиться.

Игра «Дождик»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Дождик капает немножко

И на ручки, и на ножки.

На головку - кап-кап!

И на ушки - кап-кап!

Нам на щёчки - кап-кап!

И на носик - кап-кап!

Нам на плечи - кап-кап!

И на грудь нам - кап-кап!

На животик - кап-кап!

На коленки - кап-кап!

Намочил он нас водой.

Что за дождик озорной!

Игра «Собираемся гулять»

Воспитатель предлагает детям показать, как они выполняют разные действия: когда собираются гулять - надеть сапожки, надеть плащ, застегнуть пуговицы, завязать пояс, надеть шапочку, надеть капюшон; когда пришли с прогулки - снять капюшон, снять шапочку развязать пояс, расстегнуть пуговицы, снять плащ, снять сапожки. Игру можно повторить, предложив детям выполнять действия быстрее.

Осенью на улице холодно и дождливо. Нужно надевать тёплую одежду. А когда идёт дождь, нужна непромокаемая одежда. Тогда мы и не замёрзнем, и не промокнем.

Игра «Птицы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птицы к югу полетели -

(Разводим руки в стороны, машем ими.)

Выше дуба, выше ели.

(Поднимаем руки вверх.)

Крылья вверх, крылья вниз -

Ещё выше поднялись.

(Тянем руки вверх.)

Птицы крыльями махали

(Машем руками.)

День и ночь, потом устали.

(Опускаем руки вниз.)

Птицы низко покружились

И на землю опустились.

(Приседаем.)

Нужно птицам отдохнуть.

Завтра снова в дальний путь!

(Кладём руки на коленочки, опускаем голову.)

Игра «День - ночь»

Воспитатель объясняет детям, что птицы летят на юг только днём, а ночью они отдыхают на земле. Когда воспитатель произносит слово «день», дети, изображая птиц, бегают по комнате и машут руками, словно крыльями. После слова «ночь» они должны присесть.

Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: «День». Игра продолжается.

Осенние игры для детей среднего дошкольного возраста

Садовая считалка

Слушаем считалку и стараемся её запомнить.

Мы с тобою в сад пойдём,

Много там цветов найдём:

Астры, флоксы, георгины,

И гвоздики, и люпины.

Хризантемы я найду.

Что ещё растёт в саду?

Колокольчики-цветы.

А водить-то будешь ты!

Игра «Садовник»

Каждый участник игры выбирает себе цветок - ромашку, пион, розу и т. д. Один из участников становится садовником. Он говорит:

Я садовником родился.

Не на шутку рассердился.

Все цветы мне надоели, кроме... ромашки.

Что с тобой?

Влюблена.

Что с тобой?

Диалог повторяется, называется другой цветок. Игра продолжается. Тот, кто быстро не отреагировал, когда его назвали, выходит из игры.

Пальчиковая игра «Ягоды»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды.

Сколько ягод в мире есть?

Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

И крыжовник, и брусника,

А ещё смородина

Чёрная и красная.

Ох, варенье вкусное!

Ягода прекрасная!

Есть малина и черника,

Клюква есть и голубика,

А ещё есть виноград.

Винограду каждый рад!

Игра «На все цвета»

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать ягоду этого цвета. Варианты игры: называть фрукты, цветы.

Игра «Собираем сливы»

Вот в саду созрели сливы.

Они вкусны и красивы.

(Выставляем руки вперёд и немного разводим их в стороны.)

Но все сливы высоко,

И достать их нелегко.

(Поднимаем руки вверх.)

Чтобы сливы нам сорвать,

Будем ветки наклонять.

(Поднимаем руки вверх и прыгаем на месте.)

Ничего не получилось,

Будем пробовать опять.

(Повторяем прыжки с поднятыми вверх руками.)

Принесли мы лестницу,

Лестницу-чудесницу.

На неё мы залезаем,

Сливы мы легко срываем.

Игра «Смотри на сливы»

Воспитатель показывает детям пять слив разного цвета - жёлтую, красную, бордовую, синюю, фиолетовую (овалы, вырезанные из бумаги). По команде дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну из слив или меняет её место, после чего просит детей открыть глаза. Они должны сказать, что изменилось. В дальнейшем можно усложнять задание: производить одновременно два или три изменения.

Лесные загадки

Колючий, серый.

При любой опасности

Сворачивается клубком. (Ёж.)

С большими ушами,

В серой пушистой шубке.

Такой трусливый,

Что всех боится. (Заяц.)

С пушистым хвостом,

В рыжей пушистой шубке.

Такая хитрая,

Что всех может обмануть. (Лиса.)

Большой, неуклюжий,

В коричневой шубе.

Любит ягоды и мёд. (Медведь.)

Игра «Волшебная палочка»

Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в диких животных: медведей, волков, лис, тигров и т. д. Дети должны изобразить походку и повадки животного (также можно показать, какие звуки издаёт). Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем.

Пальчиковая игра «Грибы»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем грибы.

Мы по лесу шли, шли,

Кузовок грибов нашли.

Раз - грибочек под берёзой,

Два - грибочек под осиной.

Три - грибочек за пеньком,

А четыре - под кустом.

Шесть и семь - под веткой клёна.

Восемь - за сосной зелёной.

Девять - на полянке.

Десять - гриб поганка.

Будем его брать?

(Дети отвечают.)

А почему его не брать?

(Дети отвечают.)

Игра «Ягоды, грибы, орехи»

Когда воспитатель произносит слово «грибы», дети должны присесть, когда слово «ягоды» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «орехи» - стоя, поднимают руки вверх (орехи растут высоко). Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Пальчиковая игра «Варенье»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Из чего сварить варенье,

Чтобы было угощенье?

Из крыжовника, малины,

Из смородины, калины,

Из рябины, из черники,

Из душистой земляники.

Из клубники и из груши

Тоже вас зовём покушать.

И из вишни вам дадим.

Приходите, поедим!

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня.)

Ма... (Малина.)

Клу... (Клубника.)

Кры... (Крыжовник.)

Смо... (Смородина.)

Деревенские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Есть усы и длинный хвост.

Много шерсти, малый рост.

Утром сядет на окошко.

Догадались? Это... (кошка).

Щиплет за пятки -

Беги без оглядки. (Гусь.)

Не всадник,

А со шпорами.

Есть гребешок,

А не причёсывается.

Не будильник,

А по утрам всех будит. (Петух.)

Ходит, квохчет.

По двору идёт -

Деток за собой ведёт. (Курица.)

Явился в жёлтой шубке.

Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок.)

Среди двора стоит копна.

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель загадывает какое-нибудь домашнее животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:

У этого животного есть рога?

У этого животного есть копыта?

Ест траву и сено?

Даёт молоко?

Это корова?

Игра «Подсолнух»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

У забора появился

Тоненький росточек.

(Приседаем и встаём.)

Быстро вверх он потянулся,

Вырос вдруг листочек.

(Поднимаем руки вверх.)

Вот стоит большой цветок -

Так похож на солнышко.

(Качаем руками, поднятыми вверх.)

Нежен каждый лепесток

Жёлтого подсолнушка.

(Выставляем руки вперёд и растопыриваем пальцы.)

Очень-очень много в нём

Уж созрело семечек.

(Разводим руки в стороны.)

Будет угощение

Для мальчиков и девочек!

(Сдвигаем прямые руки, вытягиваем перед собой.)

Игра «Из него сделано?»

Воспитатель называет то, что едят. Дети должны сказать, из чего это сделано. Например: подсолнечное масло - из семечек подсолнечника (с помощью тяжёлых прессов выжимают из них масло), сметана - из молока, хлеб - из зерна, варенье - из фруктов и ягод, и т. д.

Игра «Деревья»

Слушаем рассказ и выполняем различные движения.

Летом ярко светило солнышко.

Тёплый ветерок обдувал деревья.

(Машем на себя ладошками.)

Тёплый дождик мыл зелёные листочки.

(Кончиками пальцев трём щёчки.)

А потом лето кончилось, пришла осень.

Холодный дождик стучал по листьям.

(Стучим кончиками пальцев по щёчкам.)

Холодный ветер раскачивал деревья.

(Качаемся из стороны в сторону.)

Листья пожелтели и упали на землю.

(Приседаем, потом встаём.)

Стало совсем холодно, и деревья заснули.

(Кладём ладошки под щёчку.)

Деревья проснутся весной.

Станет тепло, будет ярко светить солнышко.

(Растопыриваем пальцы перед собой.)

На деревьях вырастут новые листочки.

Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки

(Трясём кистями рук.)

Игра «Ветер и деревья»

Один из игроков - в роли ветра. Остальные - деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует - слабо или сильно, и деревья качаются соответственно.

Хвойные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна.)

С иголками,

А не лягушка. (Ель, сосна.)

Вокруг неё охотно

Мы водим хоровод,

Когда приходит праздник

Весёлый Новый год. (Ёлка.)

Игра «Ёлка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

У зелёной нашей ёлки

Очень колются иголки.

Колют щёчки, колют ушки

У Алёны и подружки.

Колют ручки,

Колют ножки

У Алёши и Серёжки.

И коленки, и бока.

Хватит, ёлочка, пока!

Игра «Змейки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Змейки ползают везде -

И на суше, и в воде.

(Делаем перед собой руками волнообразные движения.)

Змейки влево поползут -

Были там, а стали тут.

(Правой рукой двигаем волнообразно влево.)

Змейки вправо поползут -

Были там, а стали тут.

(Левой рукой двигаем волнообразно вправо.)

Змейки лезут по стволу

(Поднимаем руки вверх.)

И сползают на траву.

(Опускаем руки вниз.)

Змейки лезут под корягу

И под ней тихонько лягут.

(Нагибаемся и приседаем.)

Игра «Змейка»

Дети встают друг за другом и держат за пояс соседа, стоящего впереди. Это змейка. Она ползёт вперёд, поворачивает в стороны, отползает от препятствий. Скорость движения постепенно увеличивается. Важно, чтобы колонна не распадалась (нельзя убирать руки).

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кто уселся на суку

И кричит «ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.)

Я на пруд хожу купаться,

Понырять и поплескаться.

Там кричу я: «Га-га-га!

Как красивы берега!» (Гусь.)

Разлетайтесь, воробьи!

Разбегайтесь, мыши!

Кто-то чёрный и большой

К нам спустился с крыши.

Прячьтесь, муха и комар!

Кто кричит здесь «кар-кар-кар»? (Ворона.)

Игра «Гуси и Волк»

Нужно выбрать Волка. В начале игры он сидит в сторонке. Слова произносит сам воспитатель или (как диалог) вместе с детьми. После этого гуси летят (пробегают) мимо Волка в свой дом. А Волк старается схватить гусей. Те, кому удалось спастись, продолжают игру. Игра закончится, когда все гуси будут пойманы.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да, да, да!

Ну летите домой!

Серый Волк под горой не пускает нас домой!

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

Игра «Сыч летает»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сыч летает над кустами.

(Машем руками, как крыльями.)

Вы спасайтесь, мышки, сами.

(Приседаем.)

Сыч летает -

Злится, злится:

Кто меня тут не боится?

(Машем руками, как крыльями.)

Я и ниже полечу,

Мышку я сейчас схвачу!

(Делаем руками перед собой хватательные движения.)

Смотрит сыч на землю зорко.

Вы спасайтесь, мышки, в норке. (Приседаем.)

Мышки в норку прошмыгнули,

(Бежим на месте.)

Злую птицу обманули.

(Машем ладошками перед собой.)

Игра «Сыч и мышата»

Сыча можно выбрать с помощью считалки. Остальные дети - мышата. На полу верёвочкой выложен большой круг. Это норка. По команде воспитателя мышата выбегают из норки и веселятся, бегают. Воспитатель говорит: «Вот из леса вылетает сыч». Мышата должны быстро забежать в норку, чтобы не оказаться пойманными.

Пальчиковая игра «Птицы»

Слушаем стихи и загибаем пальчики. При последних словах прячем ручки.

Эта птица - соловей.

Эта птица - воробей.

Эта птица - совушка,

Сонная головушка.

Эта птица - скворушка,

Серенькое перышко.

Эта птица - свиристель,

Эта птица - коростель.

Это - зяблик, это - стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну а это - злой орлан.

Ну-ка, птицы, по домам!

Игра «Перелётные и неперелётные птицы»

Воспитатель произносит названия птиц. Если птицы перелётные (осенью улетают на юг), то дети машут руками, как крыльями. Если птицы не улетают, остаются зимовать в родных местах, то дети стоят, опустив руки. Например: скворец (машем), ласточка (машем), воробей (руки внизу), синица (руки внизу), голубь (руки внизу), грач (машем), ворона (руки внизу).

Осенние загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт.

Глаз нет, а плачет. (Туча.)

С неба пришёл,

В землю ушёл. (Дождь.)

Дождь холодный моросит,

А медведь уснуть спешит.

Мышь запасы собирает.

Время года кто узнает? (Осень.)

Все цветы пропали,

Листья все опали.

Птицы улетают.

Когда это бывает? (Осенью.)

Игра «Осень»

Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем.)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем.)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем.)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем.)

Осенью медведь и ёжик засыпают.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные