Игра китайские шахматы. Сянчи: китайские шахматы. Вечный шах и вечная атака

Если вы посетите Китай и решите посмотреть на жизнь простых китайцев, то вам обязательно попадется вот такая картина.

Мужчины увлеченно играют в настольную игру по внешнему виду напоминающую… шашки. Да, да именно ШАШКИ, но вы ошибаетесь, эта игра шахматного типа. Перед нами классическое противостояние двух армий из фигур разного ранга.


Многие европейские исследователи называют эту игру КИТАЙСКИЕ ШАХМАТЫ, что по моему мнению не совсем верно. Это - СЯНЦИ, китайская шахматная игра, имеющая многовековую историю и неповторимую самобытность.
Западные исследователи обычно рассматривают сянци как одну из ветвей развития класса игр, корнем которой является шатуранга (чатуранга). По данной версии считается, что шатуранга (чатуранга) - общий предок всех известных сейчас игр шахматного типа. Продвигаясь на запад, шатуранга (чатуранга) породила арабский шатрандж, ставший предком современных классических шахмат. Распространяясь на восток и попав в Китай, шатуранга (чатуранга), а возможно даже уже шатрандж, видоизменились в соответствии с китайскими традициями и превратились в сянци.
Вот как описывает возникновение и замысел игры Роберт Белл в своей книге: «Шатрандж в новой форме претерпел значительные изменения, и уже слоны, всадники, пехотинцы, пушка с боевыми колесницами вели борьбу за пленение вражеского генерала. Каждая армия располагала крепостью, сидя в которой генерал и его мандарины вынашивали свои планы. Для выигрыша партии необходимо было штурмом взять крепость неприятеля. Между двумя армиями протекала река, которую тяжелогруженные слоны не могли преодолеть. Другие легкие фигуры свободно форсировали ее».
Китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения СЯНЦИ от шатуранги (чатуранги). Опираясь на документы, самые старые из которых датируются эпохой Хань, они утверждают, что игра, ставшая предком СЯНЦИ, появилась в древнем Китае около 3500 лет назад и первоначально называлась ЛЮБО. В этой игре также передвигали по доске фишки, среди которых были пешки и генерал, имеющие различные правила хода, но для определения хода пользовались игральными костями, таким образом, внося в игру элемент случайности. Точно также как и прародителем шатуранги (чатуранги) была игра ТААЯМ. Позже от костей отказались, получив игру ГЭУИЛИ САЙЧЖАН.
В эпоху Тан правила игры были видоизменены, а разнообразие фигур увеличено, что и привело к появлению правил СЯНЦИ, близких к современным. Вполне определённо доказано, что в VIII веке в Китае СЯНЦИ существовали, в них играли двое игроков, кости уже не использовались, а набор фигур соответствовал набору фигур шатуранги (чатуранги) - генерал (король), конь, слон, колесница (ладья) и солдаты (пешки).
Итак рассмотрим саму игру.
Доска для игры в СЯНЦИ состоит из двух половинок с квадратами 8 на 4, которые разделены пространством шириной в один квадрат, известным как РЕКА (или ПРУД). Каждая половина доски имеет четыре квадрата, отмеченные диагоналями, образованный таким образом квадрат из девяти точек представляет собой КРЕПОСТЬ (ЗАМОК). При игре фигуры размещаются на пересечениях линий, а не в самих квадратах. Поэтому доска рассматривается как одно большое пространство из точек в количестве 9 на 10.

В классической игре фигуры представляют собой круглые диски одного размера. На верхней стороне фигуры написано ее значение. Обычно надписи делаются красным и зеленым (иногда черным) цветом. При написании равнозначных фигур используются различные китайские иероглифы их обозначающие, так например если бы на одних фигурах надписи были на английском языке, а на других - на немецком.
На игровой доске в СЯНЦИ представлены следующие фигуры (с учетом правил их движения во время хода):
ГЕНЕРАЛ за «зеленых» («черных»)/ МАРШАЛ за красных - фигура аналогичная шахматному КОРОЛЮ, его потеря означает проигрыш игрока в партии. Может передвигаться на одну точку в вертикальном или горизонтальном направлении, но в своих перемещениях ограничен девятью точками своей крепости (замка). Генералы не могут смотреть лицом к лицу друг на друга (когда по вертикальной линии между ними нет фигур), в этом случае в ответ на ход, освободивший линию, генерал может атаковать через все поле и убить вражеского генерала своим «взглядом» (очень забавное правило с восточным колоритом, сразу на ум приходят кадры из китайских исторических фильмов с пронзительными взглядами актеров, играющих роль каких-нибудь генералов).
ГУБЕРНАТОР за «зеленых» («черных»)/ МАНДАРИН за красных - фигура может перемещаться на одну точку по диагонали, но они также ограничены в своих действиях пределами крепости, т.е. пятью точками, отмеченными жирными линиями.
СЛОН за «зеленых» («черных»)/ МИНИСТР за красных - фигура может ходить по диагонали только на одну следующую точку, кроме этого фигура не может пересекать реку (пруд) и вторгаться на территорию противника.
ВСАДНИК/ КОНЬ - фигура может передвигаться на одну точку по вертикали или горизонтали с последующим перемещением на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня, конь в сянци является обычной линейной фигурой - при ходе он не «перепрыгивает» с исходного пункта на конечный, а перемещается в плоскости доски, сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если на промежуточной точке хода коня стоит своя фигура или фигура противника, то она блокирует соответствующий ход.
КОЛЕСНИЦА/ ЛАДЬЯ - аналог шахматной ладьи, может передвигаться на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
КАТАПУЛЬТА за «зеленых» («черных»)/ ПУШКА за красных - может ходить как шахматная ладья. Захватывает фигуры противника только в том случае, если между ней и атакуемой фигурой будет находиться какая-нибудь третья фигура, называемая экраном.
ВОИН/ ПЕШКА - на своей половине доски может ходить только вертикально на одну точку вперед, на территории противника может передвигаться на одну точку вперед или вбок. При достижении задней линии соперника, может передвигаться только по горизонтали. Способностью превращения в другие фигуры, как в шахматах, не обладает.

Цель игры - объявить МАТ вражескому генералу или добиться патовой ситуации. При этом игрок не может давать вечный шах, он должен варьировать свои ходы.
Генерал находится под шахом при следующих условиях:
- будучи атакован любой фигурой, он может быть пленен при следующем ходе, если не принять меры к отражению атаки на него;
- когда генералы противостоят друг другу на одной вертикали и между ними нет никакой фигур (тот самый пронзительный взгляд).
При объявлении шаха генералу возможно три ответа:
- атакующая генерала фигура может быть взята фигурой противника;
- генерал может уйти из-под шаха;
- шах можно отвратить, используя «специфические» правила хода фигур (например, добавить/убрать экран перед пушкой, парировать/заблокировать всадника).
К сожалению в нашей стране и в Европе СЯНЦИ не смогли добиться большой популярности, хотя это самая популярная игра в Китае (игра есть практически в каждом доме). Но этому есть объективные причины:
Во-первых, чтобы разбираться в самих фигурах необходимо хотя бы на начальном уровне разбираться в китайских иероглифах и уметь читать символы, обозначенные на них.
Во-вторых, практически отсутствует переводная профессиональная литература по данной тематике (разнородные статьи, включая эту) не дадут полного проникновения в мир этой увлекательной игры.
Сейчас много делается для популяризации этой игры, например можно приобрести вот такой набор с фигурами, близкими к шахматным.

Или вот такой сувенирный набор игры в СЯНЦИ в этническом стиле

Перед написанием этой статьи лично «перешерстил» просторы различных маркетов и нашел несколько замечательных симуляторов игры в СЯНЦИ для IOS и Android, чтобы получить представление о ней.
Ради интереса предлагаю и вам ввести в поисковике «xianqi», «xianci» или «сянци», чтобы попробовать себя в этой игре.
Надеюсь, с учетом возрастающего взаимодействия России и Китая, на русском языке начнёт появляться больше литературы не только по истории этой игры, но и с разъяснениями правил и примерами партий.

Правила CXQ ("Китайские правила сянци")

Правила сянци CXQ состоят из трёх частей:

(1) основные правила, говорящие о том, какие ходы разрешены;
(2) дополнительные правила, запрещающие некоторые ходы, чтобы обеспечить ясность игры, и
(3) правила ничьих, предотвращающие чрезмерное удлиннение игр.

1. Основные правила CXQ

Фигуры в сянци ходят так:

  1. Король двигается лишь на 1 пункт за ход, по горизонтали или вертикали. Кроме этого, король обязан оставаться в пределах дворца - квадрата из 9 пунктов, определяемого диагональными линиями.
  2. Советник (защитник) ходит за один ход лишь на 1 пункт по диагонали. Как и король, защитник не имеет права покидать дворец.
  3. Слон (министр) ходит ровно на 2 пункта по диагонали. Не имеет права пересекать реку. Любая фигура, стоящая между начальной и конечной точками его хода, блокирует слона, запрещая ему этот ход.
  4. Ладья ходит на любое число пунктов по вертикали и горизонтали при условии, что все пункты, через которые она проходит, пусты.
  5. Конь ходит на 2 пункта по горизонтали + один по вертикали (или на 2 по вертикали + один по горизонтали). Если соседний с конём по горизонтали или вертикали пункт занят, то он блокирует это направление, и ходы в этом направлении коню запрещены.
  6. Пушка ходит на любое число пунктов по горизонтали или вертикали, как и ладья. Однако при взятии между начальной и конечной точками её хода ровно один пункт ("лафет") обязан быть непустым. При ходах без взятия все пункты, через которые она проходит, обязаны быть пустыми.
  7. Пешка ходит ровно на один пункт. Если пешка ещё не пересекла реку, она может ходить лишь вперёд. "Переправившаяся" пешка может, также, ходить по горизонтали.
  8. Взятие: Когда фигура ходит в пункт, занимаемый фигурой противника, она съедает эту фигуру. Съеденная фигура при этом с доски убирается.
  9. Вертикаль короля: Короли не могут находиться на одной вертикали, если все пункты между ними пусты. Ход, создающий подобную ситуацию, запрещён.
  10. Безопасность короля: Нельзя оставлять короля в позиции, в которой противник может его съесть. Ход, оставляющий короля под ударом, запрещён.
Условия окончания игры: Игра заканчивается, когда происходит одно из следующих событий:
  • Мат: Угроза королю противника взятием, от которой противник не может избавиться, - это победа.
  • Пат: Тот, кто не может сделать хода по правилам, проигрывает.
  • Одна или обе стороны нарушает Дополнительные правила .

Дополнительные правила CXQ

Чтобы сделать игру честной, некоторые ходы запрещены. Вкратце, Правила CXQ запрещают игроку непрерывно угрожать взятием одной из фигур противника, используя одну или более фигур. Эти ходы - вечные шахи (если угрожают королю) или вечные атаки (если угрожают не королю).

Терминология : Чтобы сделать правила точными, используются следующие термины:

  1. Шах : Ход, угрожающий королю противника взятием следующим ходом.
  2. Однотипная жертва (размен) : Ход фигурой со взятием фигуры противника того же типа так, что некая фигура противника тоже сможет взять эту фигуру следующим ходом.
  3. Атака : Ход фигуры в точку, с которой она может взять фигуру противника (не короля) следующим ходом. Атакой считается также ход фигуры, которая становится "лафетом" для своей пушки, нападающей при этом на фигуру противника. У этого определения есть несколько исключений:
    • Угроза взятия королём или пешкой за атаку не считается.
    • Угроза взятия ещё не переправившейся пешки за атаку не считается.
    • Однотипные жертва и размен - это не атака.
  4. Защищённость : Фигура защищена, если есть фигура, которая может взять любую фигуру, которая возьмёт эту защищённую. Исключение: ладья не защищена, если ей угрожают конь или пушка.
Дополнительные правила CXQ : Все ходы, согласные с основными правилами, разрешены, исключая следующие:
  1. Вечный шах: Запрещено непрерывное шахование противника с помощью любого числа фигур.
  2. Вечная атака: Запрещена непрерывная атака на одну незащищённую фигуру любым числом фигур.
Если одна из сторон нарушает дополнительные правила, а другая - нет, то нарушитель проигрывает.
Если обе стороны наносят вечный шах, или обе - вечную атаку, то это ничья.
Если одна из сторон наносит вечный шах, а другая - вечную атаку, то шахующая сторона проигрывает.

CXQ разрешает игроку шаховать/атаковать: 6 раз подряд - одной фигурой, 12 раз - двумя фигурами и 18 раз - тремя фигурами прежде, чем эти шахи/атаки будут признаны вечными.

Правила автоматической ничьи CXQ

Когда в игре нет выигрыша, обоим игрокам сильно рекомендуется признать ничью самим. Чтобы предотвратить бессмысленное затягивание игры одним из игроков, CXQ содержит 3 правила автоматической ничьи:

  1. Э ффективность : Когда число эффективных ходов, сделанных каждой стороной (исключая шахи, нападения и ответы на шахи и нападения), достигает 120.
  2. П рогресс : Когда число ходов, сделанное каждой из сторон с момента последнего прогресса (т.е. последнего взятия или продвижения вперёд переправившейся пешки), достигает 30.
  3. Х оды : Когда число ходов, сделанных каждой из сторон, достигает 300. Это правило используется редко, оно здесь - для полноты.
  • Один (или много) шахов и одна задержка - разрешены.
  • Один (или много) шахов и одна атака - разрешены.
  • Одна (или много) атак и один шах - разрешены.
  • Одна (или много) атак и одна задержка - разрешены.
  • Один (или много) шахов и одна угроза мата - разрешены.
  • Вечная атака на две или более фигуры разрешена.
  • Вечное блокирование разрешено.

Отметьте, что ход является нарушением, если он нарушает Дополнительные правила любым образом. К примеру, если вечное блокирование является одновременно вечной атакой, то это нарушение, хотя в целом вечное блокирование и разрешено.

Китайские шахматы

(Сянцы, Xiangqi)

Война — это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко. (Китайское изречение)

Согласно современным исследованиям игра Сянцы появилась из древней игры ЛюБо 3500 лет назад. В первоначальном варианте ЛюБо каждый игрок имел только 6 фигур: 1 генерала и 5 пешек.

Количество ходов определялось с помощью кубика.

В последствии, игра трансформировалась. Пройдя через множество названий, лишившись кубика, но получив несколько фигур, к XII веку игра превратилась в подобие современных Сянци.

В 80-х годах прошлого века была создана Азиатская Федерация Сянци (AXF), а в 1997 году окончательно сформулированы правила этой игры. Сейчас в китайские шахматы играет не меньше 500 млн. человек. Это более, чем в любые другие разновидности шахмат.

Поэтому Сянци можно смело назвать самой распространенной игрой в мире.

Шахматная доска

Западный современный вариант доски может выглядеть так.

То есть другие нумерация и обозначение полей. Доска имеет 9 вертикалей и 10 горизонталей, т.е. образует 90 пересечений или полей. Вот по этим полям от пересечения к пересечению и передвигаются все фигуры.

Между 4 и 5 горизонталями «протекает» река. Реку могут преодолевать не все фигуры.

Шахматные фигуры

1. Король (Полководец) — военачальник, который не должен покидать пределов своего дворца. Сходство с классическим Королем незначительное. Король передвигается только на одно поле по вертикали или горизонтали в пределах крепости.

В Сянци существует очень важное правило «открытой вертикали»: оба Короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между Королями нет других фигур. 2. Адъютанты (Ши) — они же военные офицеры, гвардейцы, телохранители, мудрецы и советчики.

Ши так же не могут покидать пределов крепости-дворца и ходят на соседнее поле по прочерченным диагоналям. 3. Слоны (Сян) nbsp;— у красных-важное должностное лицо, а у черных-слон. Ходят Слоны по диагонали через одно поле, но только если это поле свободно.

Слон не может перейти Реку. 4. Конь(Ма) — конь. Движение коня состоит из двух частей. Сначала он идет на соседнее поле вдоль линии, а потом перескакивает на поле, расположенное по диагонали.

Конь не может перепрыгивать через фигуры, но и Река не является ему помехой. 5. Ладья (Че) — боевая колесница. Самая сильная фигура.

Для неё не существует препятствий. Двигается по вертикалям и горизонталям. Очень близка классической шахматной ладье. 6. Пешка (У Красных это — Бин. У Черных — Цзу) — солдаты.

Ходят только вперед поле за полем. Перейдя реку, становятся маневренней: могут делать шаги вправо и влево. На одно поле. Отступать пешки не имеют права никогда.

Дойдя до крайней противоположенной линии, пешка не становиться другой фигурой. 7. Пушка (Пао) — пушка или пушечный выстрел. Двигается Пао также как и ладья.

Но поразить фигуру Пушка может лишь в том случае, если между ней и жертвой расположена любая другая фигура.

Цель игры

Нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение.

Это возможно, если:

Поставлен мат;

Вы создали патовую ситуацию. Тому, кто попал в данную ситуацию, засчитывается поражение.

Правила игры

Красные ходя первыми всегда;

Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу;

Нельзя неопределенно долго повторять ход преследования фигуры противника, если он не имеет никакого другого способа избежать потери этой фигуры;

Два Короля не могут находиться на одной и той же открытой вертикали;

Если ни одна из сторон не может поставить мат или пат, то партия заканчивается вничью.


Метропόлитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art) - один из крупнейших и четвёртый по посещаемости художественный музей мира. Расположен в Нью-Йорке, США. Музей существует на средства спонсоров и дарителей при небольшой государственной поддержке.

История музея

Музей был основан в 1870 году группой американских бизнесменов и почитателей искусства (the Union League Club of New York). Он впервые открылся для публики 20 февраля 1872 года. Первым президентом стал Джон Тейлор Джонстон, а исполнительным директором - издатель Джордж Палмер Путнэм. Входными билетами ранее служили маленькие круглые разноцветные значки, на каждый день свой цвет (последние годы до отмены цвет каждый день выбирался случайно из 16 вариантов). Значки можно прикрепить к одежде и взять с собой на память, что и делало бесчисленное количество туристов, да и сами жители Нью-Йорка. В 2013-м году музей перестал использовать металлические значки и перешёл на наклейки.

Здание музея

В своё нынешнее здание по адресу Пятая авеню, дом №1000, спроектированное в неоготическом стиле американскими архитекторами Калвертом Во и Джейкобом Молдом, музей переехал в 1880 году.

Коллекция музея

В основу музея легли три частные коллекции - 174 произведения европейской живописи, среди которых были произведения Халса, Ван Дейка, Тьеполо и Пуссена. Коллекция быстро росла, после смерти Джона Кенсетта во владения музея перешли 38 полотен из его частного собрания. Но только в XX веке музей получил мировую известность. В 1907 году музей приобрёл свою первую картину Огюста Ренуара. Сегодня Метрополитен по праву гордится своей коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов. В 1943 году музей получил по завещанию Мейтленд Ф. Григгс две панели кассоне Либерале да Верона (в том числе знаменитых «Шахматистов») на сюжет любовной истории из неотождествлённого рыцарского романа. К 1979 году Метрополитен имел в своей коллекции пять из менее чем 40 полотен, принадлежащих кисти Вермеера. Собрание египетского искусства считается одним из наиболее полных и представительных в мире. Сегодня в постоянной коллекции находится более двух миллионов произведений искусства. В Метрополитене находится довольно много коллекций разного типа. Чрезвычайно велика коллекция гравюр. Некоторые известные гравюры находятся здесь в нескольких экземплярах и различных вариантах (например, «Игра в китайские шахматы» (1741-1763) - офорт британского гравёра Джона Инграма по рисунку французского художника Франсуа Буше, который изображает китайскую национальную игру в сянци (кит. 象棋, пиньинь xiàngqí)). Среди крупных коллекций фотографий, например, работы Уолкера Эванса, Дианы Арбюс, Альфреда Стиглица и других. В апреле 2013 года коллекционер Леонард Лаудер пожертвовал музею свою коллекцию из 78 произведений кубизма, в том числе 33 работы Пикассо. Каждый год музей публикует «Ежегодный отчёт», в котором перечисляются новые приобретения. Музей также издаёт The Metropolitan Museum of Art Bulletin.

В продолжение темы:
Теплый пол

Водяное отопление является одним из наиболее популярных на территории нашей страны, так как в качестве теплоносителя используется вода, циркулирующая по замкнутому контуру....

Новые статьи
/
Популярные