Гипа тия александри йская. Великие тайны истории:Александрийская Дева. Мнимая дремучесть православных

Гипатия Александрийская - первая женщина - математик

Гипатия Александрийская (355-415)

Целью моей работы являлось: изучить биографию и научные достижения Гипатии Александрийской; значение ее открытий в жизни и в науке.

На рубеже 4-5 вв. н.э. - эпохи торжества христианства над греко-римским язычеством, гибели античного мира и распада Римской империи на Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе), вАлександрии Египетской жила женщина, которая по своей душевной и телесной красоте, по своему духовному развитию и совершенству считалась земным воплощением божественных муз.

Сравнивали эту женщину-ученого и с тремя великими греческими богинями, признавая ееАфиной по уму, Герой по статииАфродитойпо красоте. Символом высокого предназначения стало и собственное имя александрийской музы -Гипатия (Ипатия -“высочайшая”).

Гипатия, дочь математика Теона Александрийского, - первая в мире женщина-астроном, философ и математик.

Теон старался развить у подраставшей дочери соответствующий интерес к умственной, научной работе. С малых лет под влиянием учителей мусейона, отца и его ежедневных ученых занятий, в душе способной и любознательной девочки сформировалось непреодолимое и беспредельное стремление к знаниям и поиску истины.

С самого раннего детства Гипатия живо интересовалась занятиями отца. Она увлеклась математикой и даже придумывала собственные варианты доказательств известных теорем. Страсть девочки к наукам в значительной степени укрепляло и соперничество. Ее старший брат тоже постигал геометрию. Но Гипатия настолько превосходила его способностями впитывать и применять знания, что мальчик выглядел на фоне младшей сестры заурядным школяром. Девочка любила смотреть за работой ремесленников, сама по примеру отца мастерила какие-то инструменты, демонстрируя задатки отличного механика.

Познание мира стало ее единственной и пламенной страстью, ради которой она отказалась от обычного женского семейного счастья, замужества, рождения и воспитания собственных детей. Всю свою недолгую жизнь она посвятила науке и образованию мыслящей молодежи, стремившейся к знаниям в то сложное и переломное историческое время.

По свидетельству современников, Гипатия превзошла в математике своего отца.

Уже в 20-летнем возрасте Гипатия начала преподавать в мусейоне философию Платона и Аристотеля, математику, занималась вычислением астрономических таблиц.

С ледуя за Аполлонием Пергским, она посвятила специальную работу коническим сечениям, ввела термины гипербола, парабола и эллипс .

Наряду с абстрактными математическими и астрономическими теориями ей не были чужды и технические изобретения, необходимые для экспериментальных исследований. Считается, что Гипатия изобрела или усовершенствовала дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), прибор для измерения плотности воды ареометр ,п ланисферу - плоскую подвижную карту неба и астролябию . Первенство в изобретении астролябии (прибора для астрономических измерений, который называют компьютером звездочета) оспаривается. Как минимум, Гипатия со своим отцом доработала астролабон Клавдия Птолемея, сохранились и ее письма с описанием устройства.

Придуманный Гипатией пузырьковый эффект позволяет с высокой точностью определять горизонтальность поверхностей и до сих пор используется в строительстве и геодезии.

Я провела анкетирование среди людей разного возраста и выяснила, что мало кто знает, кем была и чем знаменита Гипатия Александрийская, но ее открытия и изобретения знают практически все.

Гипатия - единственная женщина, изображенная на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа», в окружении величайших ученых и философов. В философии ей не было равных. В 16 лет она основала школу неоплатонизма . Гипатия настолько быстро достигла совершенства во многих науках, что у нее, совсем еще юной, уже появились собственные ученики. Девушка сменила обычные одежды на темный плащ, который надлежало носить только философам. Отец по праву гордился ею. В Александрии Гипатию нередко называли умнейшей, скромнейшей, лучшей из философов. Многосторонность её познаний всех поражала. В результате своей подвижнической научной и просветительской деятельности Гипатия приобрела мировую известность. Свои лекции Гипатия обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию. Послушать ее глубокие и доходчивые лекции съезжались сотни жаждущих знаний молодых людей из разных стран Европы и Передней Азии.

Все сочинения Гипатии погибли наряду с трудами сотен других античных языческих мыслителей и писателей во времена раннего средневековья. Известия о жизни и творчестве александрийской музы дошли в будущее лишь благодаря немногочисленным воспоминаниямее учеников (Синезия Киренского) исвидетельствамсовременников (Сократа Схоластика). Гипатии приписывают авторство трех трактатов по геометрии и алгебре и одного по астрономии, которые до нас не дошли. Сократ называет три работы Гипатии: комментарии к «Арифметике» выдающегося александрийского математика Диофанта (учение о неопределённых уравнениях) и комментарии к учению о конических сечениях другого александрийского математика и астронома - Аполлония Пергского, а также к «Математическому канону».

Эта женщина-ученый могла бы дать миру знаний еще много плодотворных идей, но в расцвете творческих сил, в возрасте 45 лет, былазверски убита толпой фанатиков-христиан, умело направленных к этому злодеянию властной рукойхристианского епископа Александрии Кирилла. Они расчленили ее тело и сожгли его частями на городской площади, рядом с останками когда-то величественного здания Мусейона и Александрийской библиотеки.

Гипатия стала последним знаменитым представителем многочисленной и славной плеяды александрийских ученых, трудившихся на протяжении почти 700 лет в различных сферах науки во всемирно известныхАлександрийском мусейонеиАлександрийской библиотеке. С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики.

Сама эта выдающаяся женщина была незаслуженно забыта, но ее открытия пережили века и используются до настоящего времени.

При жизни Гипатии современник её и земляк поэт Феон Александрийский посвятил ей теплую эпиграмму:

"Когда ты предо мной и слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возношу, — так все в тебе, Гипатия,
Небесно — и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрой свет".

В 20-м веке именем Гипатии был назван один из кратеров Луны.


Фото: Drawn by Jules Maurice Gaspard (1862–1919) - Elbert Hubbard, "Hypatia"

«Учить верить суевериям – самое чудовищное дело». (Гипатия Александрийская).

Родилась в Мусейоне – «Храме и святилище муз», который в те времена был научным центром Египта и не только. Именно в Мусейоне находилась Александрийская библиотека, основанная и собранная соратниками Александра Македонского. В стенах этого здания когда-то работали Эвклид, Аполлоний Пергский и Клавдий Птолемей.

Отцом Гипатии был Теон Александрийский, крупный учёный, принадлежащий к Александрийской школе, известный астроном, механик и математик. Он написал объяснения к астрономическому сочинению Птолемея и на геометрические «Начала» Евклида. Мать девочки, к сожалению, умерла при родах.

Основы знаний по астрономии и механики Гипатия получила под руководством отца. Гипатия была пытливым, любознательным ребёнком, она рано начала проявлять интерес к научным занятиям своего отца.

Старший брат её так же успешно изучал математику и другие науки вместе с сестрой, но уступал ей в способностях.

Отец гордился незаурядными способностями своей дочери.

По дошедшим до нас отрывкам воспоминаний современников, особенно она любила геометрию и, учась доказывать теоремы, исписывала большое количество табличек.

В звёздные ночи Гипатия увлечённо наблюдала за небом.

Она с детства внимательно присматривалась к тому, как работают мастера и сама изготавливала несложные инструменты, необходимые для астрономических наблюдений.

Многолетние наблюдения за звёздами позволили Гипатии позднее внести ряд поправок в труды известного астронома и математика Клавдия Птолемея, которого она вдумчиво изучала.

Гипатией были составлены более точные астрономические таблицы к геометрии и астрономии.

Своё мастерство по изготовлению приборов для астрономических наблюдений Гипатия довела до совершенства, возможного в то время. Известно, что Синезий, епископ Птолемея, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа. И Гипатия сконструировала их на таком высоком уровне, что ими продолжали пользоваться на кораблях до XVII века.

Астрономию Гипатия считала «вершиной знаний».
Изобретениями Гипатии пользовался Коперник при расчётах времени восхода и захода светил.

Именно Гипатии Александрийской наука обязана такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.

Гипатия написала подробные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского.

Интересовалась Гипатия и философией, знала труды и Аристотеля в совершенстве, много читала.

Довольно скоро она превзошла и своего отца.
Современники писали, что Гипатия была от природы «талантливее и утонченнее отца» и вскоре – слава Гипатии затмила славу Теона, чему отец только радовался.

Глубокие знания Гипатии, её острый и быстрый ум, потрясающая работоспособность принесли девушке почти всеобщее уважение.

Около 400 года Гипатию, которой было всего 20 лет, пригласили читать лекции в знаменитую Александрийскую школу, и она заняла одну из ведущих кафедр школы – кафедру философии. Обладая, казалось, безграничным кругозором, Гипатия читала лекции не только по математике, геометрии, астрономии, но и по искусству.

Она разбиралась в музыке и скульптуре, могла бесконечно рассказывать о Гомере и читать его произведения своим ученикам.

Молва о прекрасной и мудрой Гипатии распространялась по свету и к ней стекались ученики из многих стран. Её называли гордостью Александрии и сравнивали одновременно с тремя богинями – с Афиной по уму, с Афродитой по красоте и с Герой по осанке.

Гипатия была уверена, что «Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело». Её девизом было: «Сохраняй своё право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».

Но то, что она в спорах и диспутах легко побеждала всех проповедников христианских доктрин, не принесло ей ничего хорошего, скорее наоборот. Ведь христианские императоры Гонорий и Феодосий II издали закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.

Были в жизни Гипатии и романтические отношения. Избранником стал лучший из её учеников афинянин Полисфен. Правда началось всё с общности взглядов и стремления служить науке и истине.

Сначала Полисфен помогал Гипатии в её научных опытах, но постепенно отношения вышли за границы науки, астрологии и философии, хотя, естественно влюблённые не переставали отдавать им большую часть своего времени.

Тем временем беда подступала всё ближе. Христианство боролось с язычеством, а заодно и со всеми научными и культурными ценностями античного мира.

В 391 году обезумевшая от злобы толпа под руководством епископа александрийского Феофила, которого называли «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон и принялась, остервенело уничтожать бесценные книги.

Был разграблен и разрушен необыкновенной красоты – Серапетум. Говорят, что он был настолько прекрасен, что даже историк Аммиан Марцеллин, известный своим красноречием, признавал, что не может передать словами величие и красоту этого храма.

Разграблена была и находившаяся недалеко от храма Александрийская библиотека.

Прекрасно зная свою дочь, Теон запер её в доме, чтобы она не бросилась защищать ценности, которым служила.

Потрясённая произошедшим варварством Гипатия долго не могла прийти в себя, она надела траур и полностью погрузилась в науку.

Вскоре отец заболел и перед кончиной умолял и заклинал свою дочь не вмешиваться в религиозные и политические противостояния.

Епископ Феофил, разоривший и присвоивший себе многие её ценности, добился принятия закона, который предписывал всем учёным отречься от богопротивных взглядов и покаяться. Однако при Феофиле Гипатию не тронули.

Но вот на смену прежнему епископу пришёл Кирилл Александрийский, который правил Александрией, точно царь. Гипатию он ненавидел по многим причинам – она была гением, женщиной и язычницей.

По воспоминаниям современников Кирилл не блистал умом, зато жестокости и злобы у него было через край.

Первым делом он подослал людей к дому Гипатии, которые полностью разгромили его. Гипатия была вынуждена переселиться к друзьям, где продолжала свои научные занятия, оставаясь верной старым богам.

Последней каплей подтолкнувший Кирилла к физической расправе над Гипатией было её высказывание во время публичной лекции о том, что Кирилл ложно толкует Платона.

Говорят, что узнав об этом, епископ, прикрывая чёрное дело евангельскими словами, произнёс: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Сподвижники Кирилла затащили Гипатию в христианский храм. В церкви они разодрали в клочья её одежду, били великую женщину камнями и с живой сдирали кожу при помощи раковин и черепиц.
А когда гордость Александрии перестала дышать, они разрубили её тело на куски и сожгли на костре.

Гипатия Александрийская была варварски замучена во время великого поста в 415 году. А епископ Кирилл был канонизирован.

После гибели Гипатии были убиты и многие её ученики. Лишь некоторым удалось уехать из Александрии, которая из образовательного и научного центра превратилась в ничто.

Как писал Ван дер Варден в книге «Пробуждающаяся наука» – «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

Но Кириллу и этого оказалось мало! Он всю жизнь уничтожал труды Гипатии и преуспел в этом.

Её называют дважды убитой, а сочинения Кирилла Александрийского издают до сих пор. Но он не сумел вытравить из истории память о Гипатии.

Позднее учёным по воспоминаниям её современников удалось восстановить биографию самой мудрой женщины Александрии.

Потрясённый Полисфен продолжил было нести людям идеи Гипатии, но через год был убит ударом кинжала одного из убийц Гипатии.

Незадолго до смерти он успел написать книгу «Под звёздами Александрии», которую посвятил любимой женщине.


«В тёмной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Её луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».

Много позднее именем Гипатии учёные назвали кратер на Луне.

Нередко случалось так, что именем Христа церковные люди проливали кровь, поступали жестоко и бесчеловечно.
Преступно было бы скрывать такие факты (которые, кстати, никто из церковных историков никогда их и не скрывал).
Столь же преступно было бы оправдывать зло, то есть, по сути, исходить из принципа «цель оправдывает средства».
Но важно понимать, что грех церковных людей - это не грех Церкви, а грех против Церкви.
Знать прошлое нужно затем, чтобы не воспроизводить старое зло на новый лад.

Что есть церковь?
...ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф. 18, 20)
А где Господь там и Церковь.

"Не давайте святыни псам и не мечите бисера (жемчуга) вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас" (Матф., 7,6...)

“Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф.7:21)

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие..(Матф.22,23)

В 415 году нашей эры обезумевшая толпа фанатиков затащила в церковь профессора Александрийской Академии Ипатию и растерзали ее острыми устричными раковинами. Это своего рода жертвоприношение превратило жизнь Ипатии в легенду.
Бедность исторических сведений о ней предоставляла широкий простор фантазии писателей и публицистов. Не совсем вразумительный и не вполне надежный рассказ историка церкви Сократа и отрывочные, хотя и любопытные фрагменты Гезихия и Дамаския - вот и все, что известно о прекрасной дочери александрийского ученого Теона, преподававшего философию, математику и астрономию.
Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого авторитета церкви клеймо погромщика, но это было почти безнадежным делом. По странной иронии судьбы Кирилл, ревностный борец за достоинство христианской богоматери, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки, правда, «языческой».

Составленное около V века н.э., житие мифической Екатерины Александрийской почти точно повторяет житие Ипатии. Обе героини, «языческая» и христианская, занимаются философией, математикой, астрономией, блистают красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. Так жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую.



В борьбе с язычеством религиозные фанатики не щадили никого и ничего.
В 391 году разъяренная толпа под руководством епископа александрийского Феофила, прозванного в народе «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон.
Варвары всех времен и народов первым делом уничтожали источники знаний.
Погибли не только ценнейшие документы и книги, погиб жених Ипатии и ее единомышленники. Оставшиеся в живых покинули Александрию.
Ипатия по неведомым нам причинам осталась с чудом выжившим отцом.

Епископу Феофилу, разорившему александрийскую библиотеку и забравшему себе ее ценности, этого было мало.
Был принят закон, предписывающий всем математикам, которых причисляли к астрологам, отречься от богопротивных взглядов и покаяться.
Ипатию это не коснулось, возможно, только по одной причине - епископу льстило, что александрийская философская школа считалась лучшей в мире.
Впрочем, трудно предположить, чем руководствовался тщеславный «пастырь».
Долго так продолжаться не могло.

Достойный преемник Феофила - его племянник Кирилл - еще более честолюбивый, чем дядя, не мог терпеть подобной конкуренции. Именно у Ипатии, а не у него, духовного владыки, искали истину государственные мужи и простые смертные.

В мае 415 года, в день Великого поста, разъяренная толпа забила до смерти на ступенях церкви беззащитную женщину.
С тех пор на протяжении тысячелетий математика не знала женских имен. Впрочем, если учесть, что математика в те времена не разделялась с философией, астрономией и астрологией, то подобных женщин-ученых нет и сейчас.

Христианская религия, которая уничтожила Ипатию, потом сделала ее Святой под именем Екатерины.
Именно Екатерине приписываются познания в разных областях знаний, которыми обладала Ипатия, и она считается покровительницей образования и ученых.

Но! В 1969 году святую великомученицу Екатерину чуть было не исключили из католического церковного календаря ввиду «неясности исторических обстоятельств ее жития».
Вот уж, поистине, пути Господни неисповедимы!

Сейчас трудно отделить вымысел от правды. Как бы там ни было, мы точно знаем, что Ипатия прожила короткую, но яркую и достойную памяти и почитания жизнь, ибо всегда была верна Истине и оставалась Человеком.

Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская (370, Лошадь), женщина-ученый, математик, астроном, философ, схоларх Александрийской школы неоплатонизма.

Образование получила под руководством отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Около 400 года была приглашена читать лекции в Александрийскую школу. Заняла одну из ведущих кафедр - кафедру философии. Гипатия преподавала математику, философию Платона и Аристотеля, занималась вычислением астрономических таблиц, написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли.

Принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), и христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа сторонников епископа Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. (вот и пример, что участие женщин-логиков с волевой атрибутикой в политике крайне губительно для всех и тем более для них же. Максимализм, идеализм и никакой дипломатии.)

Одну версию смерти Гипатии предлагает христианский историк Сократ Схоластик:
«В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Теона. Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей. Против этой-то женщины вооружилась тогда зависть. Так как она очень часто беседовала с Орестом, то её обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста».

По другой версии, в смерти Гипатии виноват Кирилл Александрийский (Отец Церкви, канонизированный святой). В вышедшем в 1970 году сборнике «Реформаторы церкви», наряду с упоминанием Кирилла как одного из величайших святых, замечается: «Он, по крайней мере, морально ответствен за подлое убийство благородной язычницы Ипатии». Тиннефельд пишет: «можно быть уверенным, что благородная и высокообразованная женщина была самой знаменитой жертвой фанатичного епископа». Такую же версию приводят напр. энциклопедия «Религия», «Большая советская энциклопедия», Атеистический словарь и др. источники.

Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями.
Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в своей высокой оценке гражданских добродетелей. Среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».

Научные труды

Считается, изобрела ареометр, составила карту известных в то время небесных тел.
Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы.

Отсюда

«Смотрю и внемлю я, склоняясь пред тобой;
И в звездный Девы храм я возношусь тогда:
Ведь, словно небеса, чисты дела твои,
Ипатия, а ты изысканности слов
Ума и знания блестящая звезда.»

Ипатия Александрийская. Фаюмский портрет, Египет

Издревле прерогативой женщины считаются чувства. Ну а в чувствах одно из главных мест занимает, естественно, страсть. Но кто бы мог подумать, что страсть женщины может вызвать такая сложная отрасль, как наука?

А между тем история знает примеры, когда научная страсть забирала женщину целиком. И первой женщиной-ученым по праву (притом трагическому) считается Ипатия (Гипатия) Александрийская - математик, астроном, астролог, философ, механик и педагог.

Показана сцена из последних страниц романа Ипатия Чарльза Кингсли,опубликованная в 1853

Только этого списка достаточно, чтобы понять величие этой женщины. Но, увы, история отнеслась к «первой» жестоко: не осталось ни одного труда, письма или книги Ипатии. И о жизни ее известно не много.

Обложка видеофильма «Агора» о жизни Ипатии,в главной роли Рейчел Вайс

Она родилась примерно в 370 году в Александрии - отсюда и ее прозвание Александрийская дева. В то время родной город нашей героини, стоявший в дельте Нила в Египте, считался эллинистическим по культуре, ибо был основан самим Александром Македонским (332 до н. э.).

Историк Сократ Схоластик характеризует Ипатию следующим образом:

Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона , и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей

С тех пор Александрия стала международным торговым, культурным и научным центром Востока. Она и сама состояла из чудес техники и научной мысли: там был построен легендарный Фаросский маяк, в Мусейоне, то есть месте муз, работало научно-преподавательское учреждение, которое сейчас мы назвали бы академией наук.

Кадр фильма «Агора»

Ученые Мусейона занимались исследованиями в области астрономии, математики, ботаники, зоологии, сочиняли философские трактаты. Там находилась и самая легендарная библиотека мира - Александрийская.

Однако к IV веку н. э. город начал терять былую славу, утрачивать блеск и могущество. К тому же на историческую сцену выходило христианство, непримиримо заявляющее свои права и на жизнь, и на душу людей. Так что Александрия оставалась последней цитаделью античных наук.

Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме "Агора"

Вот в это сложное время и суждено было родиться Ипатии. Ее отец, Теон (Феон) Александрийский, был известнейшим математиком, астрономом и философом своего времени. По легенде, имя же ей дал сам Юлиан, племянник императора Константина I.
Церковь окрестила Юлиана Отступником, ибо он почитал старых античных богов и мечтал восстановить Римскую империю в ее прежних границах.

Ипатия., A. Seifert.

По преданию, Юлиан нарек свою «крестницу» в честь бога Зевса Ипата (Высочайшего). Однако это явная позднейшая выдумка. Юлиан Отступник погиб в войне против персов в 363 году, то есть еще до рождения Ипатии. Впрочем, это утверждение верно в том случае, если верна дата рождения первой женщины-ученого.
Но есть же хоть что-то точно известное о ней? Только то, что наукам ее учил отец. И стоит заметить, что для обучения наукам в то время нужно было иметь много мужества.

Джулия Маргарет Камерон в роли Ипатии

Ибо в Александрии, где уже давно правило христианство в лице городского епископата, не слишком-то жаловали научные опыты, проводимые в Мусейоне - оплоте «язычества». Примерно в 20 лет Ипатия стала свидетельницей жуткого события.

В 391 году в городе начались перебои с продовольствием, и истеричная толпа нашла виноватых - ученых из храма Сераписа в Мусейоне.

Чарльз Уильям Митчелл «Ипатия»

В храме этом уже давно не возносили молитв, а хранили книги Александрийской библиотеки, но ведь посвящен он был языческому божеству (Серапис - синтез древнегреческого Аполлона и древнеегипетского Аписа), культ которого провозгласил в Александрии еще ее основатель Александр Македонский. Так что храм язычников вполне стоило разграбить!
Служители попытались спасти книги. Но как? Кучка полуголодных библиотекарей против разъяренной толпы маргиналов?.. Сколько же крови пролито за отстаивание «божественных интересов»! Хорошо, что боги не живут на земле - они бы в ней захлебнулись.

Фронтиспис и титульный лист, Джона Толанда анти-католического трактата Ипатия:

Кровь растерзанных библиотекарей в том же русле. Вот только расправившись с учеными, толпа не нашла в храме ни питья, ни хлеба. Там были одни книги. И что с ними делать?
Сжечь…
Но книг оказалось так много, что уничтожить их толпа не успела. Подоспевшая городская стража разогнала бушующий люд. Рукописи, которые смогли спасти, собрали. Библиотека снова начала работу.
А во главе ее стал отец Ипатии - Теон Александрийский. Правда, он, пораженный бунтом толпы и разграблением библиотеки, теперь часто болел. Кому же он мог передать дело всей своей жизни - воспитание молодых ученых? Конечно, своей дочери.

Мария Андерсон в роли Ипатии

Где-то в 400 году Ипатия становится преподавательницей, а потом и схоларгом, то есть главой школы александрийских неоплатоников. Она преподавала молодым ученикам математику, астрономию, философию.
К тому же помогала отцу в работе над его сочинениями. Ряд исследователей считает, что «Начала» Эвклида и «Альмагест» Птолемея, изданные в редакции Теона, на самом деле выправила его дочь.

«Ипатия… приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, - написал в «Истории Церкви» Сократ Схоластик, - была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки.

""Ипатия" в театре Хеймаркет.

Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей».

Увы, Сократ не упоминает главного: может, мужчины и дивились скромности Ипатии, но принять ее в качестве равно достойного собеседника все же не были готовы. Женщина по тем временам должна была вести хозяйство и ублажать «властелина», а не преподавать на кафедре, имея при этом собственное мнение.

Правда, и Ипатия попыталась некогда вести чисто женскую жизнь. По Александрии ходили сплетни о том, что в 15 лет отец выдал-таки несговорчивую девицу замуж за одного из своих учеников, да строптивица сбежала прямо с брачного ложа, ужаснувшись ласк мужа.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Байам Шоу

Примчалась к отцу и с порога заявила, что если и есть в ее сердце страсть, то только к чистой науке математической, а никак не к грязным объятиям мужчины. Отцу бы тогда задать непокорной трепку, а он принял блудную дочь обратно. И вот результат - девица-девственница, не зная, куда девать нерастраченные чувства, занимается то наукой, то городской политикой.

Элберт Хаббард, "Ипатия",

Виданное ли дело - женщине являться на коллоквиум, то бишь мудрую беседу, которую ведут между собой губернатор Орест и патриарх Кирилл?!

А Ипатия действительно являлась на переговоры городской власти с церковной. Истинная дочь свободолюбивой Александрии, она не хотела, чтобы христиане воевали с язычниками.

Кадр фильма «Агора»

Она мечтала об Александрии процветающей в любви и науках. Но горожане сочли, что Ипатия настраивает губернатора-»язычника» Ореста против христианского пастыря Кирилла. И вот опять цитата из Сократа: «Так как она (Ипатия) очень часто беседовала с Орестом, то ее обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер

Посему люди с горячими головами под начальством некоего Петра однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли».

"Ипатия", Юлий Кронберг

Какая жуткая картина! Десятки фанатиков набросились на 45-летнюю (по тем временам уже пожилую) женщину, раздели ее догола и растерзали на кусочки, разрезав острыми черепками (по иным свидетельствам - осколками больших раковин). Это какое же христианское милосердие явлено было миру в марте 415 года?!

Уильям Мортенсен - Смерть Ипатии

Историки до сих пор спорят: подталкивал ли Кирилл разъяренных фанатиков на расправу с Ипатией или нет? Вот снова мнение Сократа Схоласта: «Это [убийство] причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову».

А вот другая цитата: «Это злодеяние до сих пор некоторые приписывают святому Кириллу, хотя никаких доказательств его виновности в этом мы не имеем».

Доказательств действительно нет. Но простая логика подсказывает, что беспорядки в городе не были выгодны епископу Кириллу, ведь он приехал в Александрию всего четыре года назад и еще не успел обзавестись сторонниками.


Кадр фильма «Агора»

Эллинистический мир, конечно, клонился к христианству, но не стоит думать, что все жители Александрии стремились под знамена Христа. Сторонников античных богов в городе было куда больше, и расправа над Ипатией могла бы подтолкнуть их к тому, что они вообще выгнали бы епископа Кирилла вон из города.

Так что вряд ли пастырь виноват в смерти Ипатии. Просто время было такое - время перемен, когда одна эпоха сменяла другую, и люди оказывались наглухо разделенными. Словом, прав французский поэт Леконт де Лиль, охарактеризовавший Ипатию как «настоящий символ неотвратимо погибающей эллинской эпохи».

Рафаэль Санти.Александрийская школа,1509.Ватикан

Но если не церковные власти науськали на Ипатию толпу фанатиков, то почему же случилось столь жестокое убийство? Ответ есть, его предложила сама история: вероятнее всего, невежественные фанатики посчитали ученых колдунами, а их предводительницу Ипатию - ведьмой. Издревле ведь известно: жизнь худшеет - виновата ведьма. Так что это была расправа невежества с зарождающейся наукой.

Рафаэль Санти.Александрийская школа.Фрагмент.Ипатия

В прежние времена Ипатия представлялась языческой мученицей, которая была растерзана толпой за религиозную нетерпимость. Сегодня многие полагают, что Гипатия, наоборот, относилась лояльно к прочим религиям.

Ипатия признавала примат разума над религиозными верованиями. Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей
.

Ипатия не участвовала в юлианской реставрации древнего язычества; среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».

Ипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр(прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) ипланисферу (плоскую подвижную карту неба).

Астролябия

Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:

Комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;
. редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;
. редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;
. комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;
. «Астрономический канон».
Память о Гипатии

Имя Гипатии занесено на карту Луны.
. в честь Гипатии назван астероид (238) Гипатия. открытый в 1884 году.

. В 1720 году английский философ Джон Толанд посвятил Гипатии один из очерков своего «Тетрадима», характеризуя свою героиню, как «… добродетельнейшую, ученейшую и достойнейшую даму, разорванную на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость, завистливость и жестокость своего архиепископа, обычно, но незаслуженно называемого святым Кириллом». Против очерка Толанда резко выступил Клайв Льюис, называвший Гипатию «самым бесстыдным школьным преподавателем Александрии».

О Гипатии писал Вольтер. Чтобы яснее представить читателю облик Гипатии, он переносит александрийскую трагедию в современный ему Париж, где кармелитские монахи якобы растерзали некую парижскую красавицу за то, что она предпочитала Гомера поэме кармелита, посвящённой Магдалине.

Французский писатель XIX века Леконт де Лиль изображает Гипатию настоящим символом погибавшей эллинской культуры, последним воплощением «духа Платона и тела Афродиты».
. Знаменитый английский писатель Чарльз Кингсли посвятил ей роман.

. Олдос Хаксли использует сравнение с Гипатией в романе «Контрапункт»: «Очень мила, но далеко не Гипатия».
. . Гипатия (Ипатия) — один из главных персонажей повести украинского писателя Олеся Бердника «Прометей» (1970—1971 гг.).
. Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган в книге «Космос» подробно останавливается на истории гибели Гипатии, связываемой им с разгромом Александрийской библиотеки.

Кадр фильма «Агора»

В романе Умберто Эко «Баудолино» описывается загадочное племя гипатий, они являются последовательницами Гипатии. Племя состоит из одних женщин, которые отличаются невероятной красотой и умом. Они утверждают, что являются потомками учениц Гипатии, которые после ее смерти бежали из Александрии.
. В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял высокобюджетный фильм «Агора», рассказывающий историю Гипатии. Роль Гипатии исполнила Рэйчел Вайс.

Литература

Еремеева А. И. Гипатия — дочь Теона: Земля и Вселенная, 1970, № 1.
. Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия // Вступ. ст. П. Ф. Преображенского.
. Лосев А. Ф. История античной эстетики, т. VII. — М., 1988.
. Полисфен. Под звёздами Александрии. — Киев: Содружество «Сердце», 1990. — 40
. Соловьёв В. С. Гипатия: Толковый словарь по философии.
. Сорокина И. Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте.
. Фили К. Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром: / Вопросы истории естествознания и техники, 2002, № 2.
. Штекли А. Гипатия, дочь Теона. — М., 1971.
Сайты:Викимедия-иллюстрации

"Первой задачей тирана будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю". (Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.)

По историческим данным, на страстной седмице 2015 года исполнилось ровно сорок сороков (1600 лет) с момента мученической кончины Гипатии Александрийской, жутко пострадавшей от рук христиан, и известной нам под именем святой великомученицы Екатерины. Если внимательно изучить материалы, содержащие описания Гипатии и Екатерины, то становится совершенно очевидно, что это один и тот же человек.



Гипатия (имя означает - превосходная) Александрийская (370-415г.), была дочерью хранителя александрийской библиотеки, который и занимался её образованием. В 30 лет Гипатия уже возгавляла философскую кафедру в знаменитой Александрийской школе. Она была выдающимся учёным, продолжателем дела Платона и Аристотеля, слава о мудрости, нравственности, бескорыстности, скромности, и красоте которой гремела при её жизни по всей империи, а после её смерти, ещё веками раскатывалась, как эхо. По свидетельствам современников, она являла собой "тело Афродиты с умом Платона". Кроме философии, всем желающим, она преподавала также математику и астрономию, и была автором множества научных трудов. Гипатия, являясь непревзойдённым знатоком всех к тому времени известных трудов великих мыслителей античности, Священного Писания христиан, государственного и религиозного права, и медицины, была при этом ещё музыкантом и художником. Будучи от природы грациозной красавицей, она намеренно избрала образ целомудренной жизни, чтобы свободно заниматься науками, философией и богоискательством. По свидетельству современников, более всего её влекла сама тайна бытия. Если сказать другими словами, то это непосредственное познание Самого Бога. Философия неоплатонизма, школу которой в Александрии возглавляла Гипатия, и в которую съезжались ученики со всей империи, именно и выводит своей основной целью непосредственное личностное общение с единым Божеством, посредством перехода от умственных усилий и аскезы к мистически-интуитивному познанию Высшего.

Ей было не менее 45 лет, когда она невинно пострадала от людей, считавших себя христианами. Истинный праведник всегда страдает за сострадание к тем, кто его же и убивает. Её изощрённо убивали прямо в центральном христианском храме (!!!) Александрии, обнажённую, чудовищным способом, - её долго крамсали острыми керамическим черепками и морскими ракушками, заживо срезая с неё куски плоти. Это был древний египетский (языческий) ритуал-казнь прижизненного уничтожения тела, целью которого было лишение человека мирной загробной участи с утратой тела и возможности будущей жизни. Такой способ и место её убийства хорошо иллюстрирует всё уродство религиозного сознания тогдашних христиан Александрии. И сделали это монахи и параболаны, возглавляемые личным секретарём патриарха Кирилла Александрийского, - того самого, что организовал судилище, и фактически умертвил святителя Иоанна Златоуста, которого намеренно вели пешком, с непокрытой и побритой головой под палящим солнцем, от чего он и скончался в мучениях по дороге в свою вторую ссылку. А после Кирилл всячески противодействовал его прославлению, и поддался лишь под непреодолимым давлением народного почитания Иоанна, как обычно сославшись на посетившее его "чудесное видение".

Со становлением христианства государственной идеологией, в Церкви началась трагическая эпоха смешения и замещения духовного на земное, с сакрализацией этой убийственной подмены. Патриарх Кирилл был "достойным" воспреемником своего дяди Феофила, чьими непосредственными усилиями была окончательно уничтожена александрийская библиотека. Феофил предпочитал в религиозных дискуссиях кулачное право, а народ именовал его просто - "фараоном". Кирилл же превзошёл своего предка, творя ещё большие мерзости ради "блага церкви". Будучи паталогически одержимым жаждой власти, он любыми средствами укреплял своё положение. Для этого он расплодил полчища безграмотных и оголтелых фанатиков - монахов в Нитрийской пустыне, и целую армию "опричников" - параболанов (православных активистов), беспрекословно подчинявшихся только ему. Главным лозунгом этих "благовестников" было - "Умрём за Христа!" (православие или смерть!), вместо стремления к "ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ", который Сам умер для того, чтобы мы имели жизнь. Правда, как и нынешние "православные активисты", александрийские ревнители так же предпочитали всегда пролитие не своей крови. А Христос говорит нам, - "душу свою полагайте за друзей своих", коими Он учит видеть ВСЕХ людей, и не только заблуждающихся или желающих жить по своей традиции, но и даже явно и вероломно предающих, - ведь и предателю Он говорит: "ДРУГ, для чего ты пришёл?", и о распинателях Своих (во все времена) Он молится: "Прости им Отче, ибо не ведают, что творят!"

В итоге Кирилл получил то, чего добивался, - разными способами он уничтожил своих конкурентов, и выстроил "ограду церкви", более похожую на тюремную стену, ценой тотального уничтожения традиции античной мудрости, успевшей всё-же положить основание для христианской философии. Кирилл опозорил себя не только погромами с изгнанием александрийских евреев, и своих же собратьев христиан другого толка, и каинским закланием великой Гипатии, но и установлением практически фашистского режима в оболочке христианской идеологии. И всё это за счёт постоянных насилий, посредством политического и идеологического давления. Совершенно очевидно, что у него были серьёзные духовные "проблемы со зрением", когда он открывал Евангелие, в котором Христос говорит, что такое утверждение правды совсем не в Его Духе, что "светильник Церкви не ставят под защитный колпак", не дающий освещать христианской любовью ВСЕХ, в том числе и своих гонителей и ненавистников, за которых надо молиться и даже жертвовать собой. Христос говорит, - что те, кто в своём богоискательсте не хулят Дух Истины, и которым Господь так же открывается в доступном для них свете, - "те не против вас, а с вами", и что их надо привлекать в Церковь любовью, а не клеймить и гнать, огульно именуя всех нехристиан служителями злых духов. И главное, - "Да будете вы ЕДИНЫ, и кто хочет быть первым (т.е. ближе ко Христу), будь всем слугой", а не деспотами (владыками) или тиранами (диктаторами), которые "владеют и господствуют, а при этом ещё и благодетелями называются. Но а вы же не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий".

Гипатия имела огромный авторитет у правителя Александрии, в политическом конфликте с которым находился властолюбивый Кирилл. Религиозно и научно просвещённая Гипатия была сострадательным человеком, и она совершенно не одобряла того мракобесного закабаления и отупления несчастных людей, которым вместо радости духовного освобождения навязывается угнетающая система суеверий. Она, с присущей ей скромностью, осмелилась публично критиковать действия Кирилла, его заблуждения в трактовке трудов древних философов, Священного Писания, творений святых отцов, и постановлений церковных соборов. Да ещё и своими астрономическими изысканиями она подрывала авторитет календаря Александрийской церкви, ведущей ожесточённую идеологическую вражду против других поместных церквей за влияние.

Растерзанные останки Гипатии были выволочены этими "христианскими благовестниками" из своего храма и сожжены на заранее приготовленном костре. Кисть левой руки каким-то образом не попала в костёр, и обгорелый череп тоже смог утянуть из пепелища кто-то из её учеников или почитателей, среди которых было множество простых христиан и священнослужителей. Около 120 лет её останки, сохранившиеся нетленными, хранили и скрывали, и когда духовный недуг Александрийской церкви ослаб, то те кто был восприемниками их хранителей, сообщили об их местонахождении монахам одного синайского монастыря, которые и обрели их в указанном месте. Даже спустя несколько поколений люди никак не могли забыть великую праведницу, достойную всякого восхищения и примера. Её именовали "Гипатией Непорочной" (точнее - "всегда чистой"), по тому, что она воплотила в себе все возможные добродетели. От обретённых мощей хлынули потоки чудотворений, и народное прославление святой мученицы Христовой было уже неостановимо. Администраторам церкви пришлось дать распоряжение составить церковную службу, и написать житие. От её имени был оставлен только эпитет - "всегда чистая", что и означает имя Екатерина. Дата её рождения была перенесена так, чтобы переложить вину за её страдания на языческого властителя, но было невозможно затереть её величайшие мудрость и нравственность, которые так и попали в житие, только превратившись из языческих в христианские.

Совершенно очевидно, что великая свидетельница Христовой Истины, благодатный плод духовного пути которой всем очевиден по её почитанию и ответной помощи, избрала путь намеренного непринятия внешних форм христианской религиозности из солидарности со своими притесняемыми языческими собратьями. Она шла к Истине и несла Свет людям, не заворачиваясь в оболочку той внешней формы, которая так расходилась со своим содержанием при патриархе Кирилле и его предшественнике. Нельзя точно сказать, была ли Гипатия тайной христианкой, но по духовной своей сути она пребывала в Церкви, как в духовном Теле Христа, потому что не соглашалась ни на какую Его подмену, и стремилась именно к Самой Любви и Истине. Ведь Христос говорит, что только Он и есть "единственный Пастырь Своего единого стада", и "Он знает овец Своих, которые знают голос Пастыря своего", т.е. слышат Его истинное слово. А окаянные деспоты, именующие себя в Его Церкви "отцами, учителями и наставниками", как и их духовный предок Каин, - невинной кровью и костями праведных мостят широкие пути к СВОИМ "священным" целям, спекулируя на "оскорблённости религиозных чувств" у одурманенных и озлобленных масс. Но Христос ясно говорит о тех, кто от Его имени обтяпывает СВОИ "священные" делишки, что Он "не знает их, и откуда они". Это очень страшные слова, - ведь то, что не хочет знать Всезнающий, не имеет участия в вечной жизни, ибо вдохновителем их религиозной деятельности является АД! Нам же Христос говорит о той Истине, о которой лишь "пустозвонят" в Церкви окаянные "слепые поводыри, севшие на Моисеевом седалище", - чтобы мы "всё исполняли и хранили, но в делах их не участвовали".

Кириллова система так потрудилась, что до нас не дошло ни одного текста из множества трудов Гипатии, которые упоминаются у авторов того времени. Только лишь две её фразы сохранились в их текстах: «Сохраняй свое право на размышление, - мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем» и «Учить людей верить в суеверия, - самое чудовищное и преступное дело». В них ясно просматривается основная причина её полемики с окаянным Кириллом, который потом, к сожалению, был причислен к лику святых Церкви Христовой, как победитель в баталиях за чистоту церковного вероучения. Но одно другого не исключает, ведь Каин в Церкви всегда маскирует свои злодеяния под Её защиту. Но с этой трагической ошибкой в Церковь прополз и был узаконен образ "непримиримого и деятельного администратора и защитника церковной ограды", а по сути тюремщика и инквизитора. Утверждения же, что все труды относимые к авторству Кирилла Александрийского, принадлежат ему лично, так же нелепы, как и считать, что все "пасхальные послания" пишет сам патриарх.

В историческом описании Гипатии, житии Кирилла Александрийского, и житии Екатерины, совершенно очевидно просматривается единство личности античной праведницы, отражённой в этих текстах. Естественно, что в житии Кирилла Гипатия была перелицована в христианку, и пострадала она от неких "мятежников, ненавидящих мир", а вовсе не от злобных фанатиков - подручных Кирилла, которые, якобы её так горько оплакивали, что даже нечаянно устроили покушение на самого правителя Александрии. (Было бы смешно, если бы не было так тошно от этой "освящённой" лжи!) Вообще житие Кирилла заслуживает отдельного рассмотрения на предмет духа, совершенно противного Духу Христову. Например александрийские иудеи именуются там не иначе, как "бесы видимые", а язычники и христиане другого толка "слугами сатаны", не заслуживающие ничего большего, как уничтожение или изгнание. А методы "созидания и защиты церкви" больше напоминают безжалостную колонизацию Америки, со строительством вавилонской башни. Можно было бы просто плюнуть на всю эту стародавнюю мерзость, но ведь её зловонный дух до сих пор душит дыхание нашей Церкви.

Ещё примечательно, как составители жития Екатерины умудрились угодить как своим заказчикам, старавшимся обелить "великого системщика" Кирилла, так и при этом не погрешить перед самой святой мученицей, - они использовали принципы символического библейского языка, от чего житие кажется наполненным какими-то странными деталями. Например: Девственная праведница, обручившаяся с самим Христом в чудном видении, носила подаренное Им кольцо, по которому и были позже опознаны её мощи. Это вполне соответствует реальности, т.к. девственная и религиозная Гипатия действительно носила уникальный статусный перстень со своим именем, как отличительный знак главы философской школы, и принадлежности к знаменитому роду, - ведь в то время перстни были как удостоверение личности (кстати, после обретения её мощей этот оригинальный перстень сразу куда-то затерялся). О той части жития, где Екатерина победила в состязании со "сборной командой" языческих мудрецов, совершенно ясно, что речь идёт о собрании христианских богословов, отстаивавших антихристианские принципы "системности" церкви, и которых Гипатия совершенно опрокинула, основываясь на превосходном знании философии и Священного Писания, что подтверждается историческими свидетельствами.

А дальше начинаются совсем удивительное, детальное повествование, - о "некоем вельможе", внушившем нечестивому императору изготовить механизм для устрашения святой, состоящий из четырёх колёс, вращающихся в разные стороны, с закреплёнными на них остриями для кромсания плоти. Это не только указание на действительную причину смерти праведницы, но и довольно точный символ того, каким бесчеловечным мясорубочным механизмом становится единая Вселенская Церковь, разделившаяся и враждующая сама в себе. В житии указано даже небывалое имя этого "внушающего вельможи" - Хурсаден, что в обратном прочтении (Недасрух) и переводе с арамейского буквально означает "дух превосходства" ("руах" - дух, "надэ" - превосходство, отсюда популярное сирийское имя Надас - превосходный). Это тот самый ЗЛОЙ ДУХ ВЛАСТИ, под внушением которого и происходят все "священные" мерзости (и не только в церкви), творимые теми, кто не имеют в себе любви, - они обольщены самим диаволом, и уверовали в некое мнимое своё "качественное ПРЕВОСХОДСТВО" дающее им "право" проливать кровь брата своего "по совести". Недаром в житии Екатерины говорится о том, что именно архангел Михаил, сошедший с Неба, сокрушил эту "пыточную конструкцию", разлетающиеся куски которой поразили всех тех, кто приводил её в движение, - это всё тоже довольно точно в своём символизме. Правда, в житии мученицы, на императора это не произвело никакого впечатления, и он приказал обезглавить святую. Кстати, она именуется в Церкви именно, как ВЕЛИКОмученица, что указывает на длительные и тяжкие её страдания, а тех же, кого усекли мечом, именуют просто "мучениками", - это ещё одна показательная деталь.

На иконах святая великомученица Христова Екатерина-Гипатия изображается с мечом в руке, - как с символом рассуждения и стойкости в духовной брани; пальмовой ветвью, - как с символом нравственной чистоты и победы; и на фоне сокрушённых пыточных колёс, как символа разрушения сатанинских усилий сделать из живого Тела Церкви - бездушный системный механизм.

В наши дни особенно актуален этот ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР того, как Истину в Церкви может отстаивать Каин, заражая множество других своей закваской фарисейской (законнической), саддукейской (националистической) и иродовой (властно-политической). И делает он это ВСЕГДА ценой крови брата своего, приносимого в жертву своему "священному служению". "Служение" же это узнаётся по плодам, как ОБОРОТНИЧЕСКИЙ САТАНИНСКИЙ КУЛЬТ, а Истина всегда остаётся Истиной, кто бы её не изрекал, - ведь и бесы исповедовали Христа (но только своим мучителем). Такой "изрекающий", по слову апостола, это всего лишь окаянный "пустозвон", не имеющий любви, и не знающий сердцем эту Истину, столь яростно им отстаиваемую. Потому Христос и говорит таковым: "Не знаю вас, и откуда вы!". А праведницу Свою Он знал и прославил, хоть мы и почитаем её под именим Екатерины.


В 2009 году под названием "Агора" вышел довольно тошнотворный фильм по мотивам указанных событий. Это идеологическое испражнение не заслуживает внимания ни с точки зрения исторической точности, ни хорошей игры актёров. В этом фильме вообще не изображен ни один нормальный, хоть сколько-то вменяемый человек (особенно из среды христиан), отчего он смотрится с очень большим трудом. Роль Гипатии исполнила весьма посредственная актриса, не обладающая ни красотой, ни грацией, ни даже способностью изобразить умное выражение лица. А самое нелепое, что главу неоплатонической (философско-религиозной) школы в фильме сделали научным атеистом, главным достижением которого было открытие эллиптической траектории движения космических тел. Но такова уж вся духовная сущность Каина, - сперва нагадить, а потом самому же и возмущаться, требуя от других покаяния в том, что было для них наказанием.

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные