Единственный лётчик, который смог пролететь мост на реактивном самолёте. Мост, под которым пролетел валерий чкалов Летал ли чкалов под мостом

Один мой внимательный и весьма дотошный читатель (позорно сидящий в ЖЖ через аккаунт мэйл.ру, поэтому его не отмечаю) заметил, что ни слова не сказано про то, как как знаменитый лётчик-испытатель пролетел под этим самым мостом (называвшемся с 1918 по 1934 мостом Равенства). Исправляюсь и рассказываю...

Я смотрю, что эксперты по советскому довоенному кинематографу уже заранее напряглись и приготовились писать в комментариях "Обман!", "Подстава!", "Отфренд!", "Сжечь его...". Не надо, не торопитесь. Кадр выше, как и все остальные в этом посте действительно взят из фильма "Валерий Чкалов", это не кинохроника. Да и сам фильм не явлется документальным, а художественным... Но обо всём по порядку.

Итак, для начала сама легенда. Считается, что в двадцатые годы тогда ещё военный лётчик Валерий Чкалов, уже тогда известный за систематические нарушения дисциплины, совершил рискованный полёт через один из пролётов моста. По одной из версий - желая впечатлить свою возлюбленную. Но легенды легендами, а скептики утверждают, что такого на самом деле никогда не происходило. Посудите сами - свидетелей нет, фотографий нет, дисциплинарных взысканий за подобное нарушение тоже нет... Между тем, легенды утверждают, что за эту выходку Чкалов был отстранён от полётов, такое бы наверняка отразилось в документах!

Тем не менее, создателем биографического фильма "Валерий Чкалов" это не помешало включить данный эпизод в свою ленту. По одной из версий, идея с трюком родилась в курилке во время очередного обсуждения сюжета, в котором никак не клеилась любовная линия... Идея, очевидно, показалась очень удачной, её и реализовал Евгений Борисенко в 1940 году на съемках фильма. Давайте посмотрим, как это выглядело.

Ольга, возлюбленная Чкалова встречается с его командиром по кличке Батя на мосту Равенства. Батя просит Ольгу подействовать на Валерия, пока он своими отчаянными выходками не довёл себя до беды... Сам же Валерий узнаёт об этой встрече (абсолютно не в том ключе!) и взревновав, решает совершить дерзкую выходку, чтобы показать всем свою крутость!

Троицкий мост, кстати, угадывается безошибочно. И по видам на Петропавловку, и по модерновым светильникам.

А Чкалов, тем временем, уже готовится к своей дерзкой выходке... Кстати, заходит он с востока, со стороны Большой Невки. Это хорошо видно по зданию нынешнего Нахимовского училища внизу (а в те годы - обычной школы). А вот и нет, похоже внизу кипит строительство жилого дома сотрудников НКВМФ.

Но в следующем эпизоде уже покзывают, как он летит с запада, вдоль Петропавловской крепости. Да и герои на мосту реагируют так, как будто полёт был совершён с той стороны...

А на самом деле всё было наоборот!

По флажной башне Нарышкина бастиона (справа) это отлично видно. Ну да и ладно, главное что полёт совершен, а всё остальное - условности кино!

Такие дела. Так что под мостом на самолёте летали, и не так важно, что это был не сам Чкалов, а другой пилот...

UPD: А в комментариях сообщают, что полеты под Троицким мостом вообще начались еще до революции: "Все петроградские газеты в 1916-м взахлеб сообщали о пролете морского летчика л-та Г.А. Фриде под Троицким мостом на самолете М-5. А осенью 1916 г. с восторгом описывали пролет морского летчика л-та А.Е. Грузинова под всеми мостами сразу!!! "

P. S. Ещё одним поводом посмотреть фильм (да, я его действительно смотрел и сам резал кадры, а не таскал из Интернета) стало обещание моим друзьям из "Okko" сделать обзор их сервиса онлайн-кинотеатра. Обзор будет позже (мне есть, что им высказать!!!), а упоминаю я их потому, что фильм "Валерий Чкалов " можно посмотреть совершенно бесплатно (как и еще около сотни фильмов, относящихся к классике мироового и отечественного кинематографа). Зарегистироваться на сайте в любом случае быстрее, чем качать фильм с торрентов;-)

В июне 1965 года летчик из полка ПВО Валентин Привалов пролетел на самолете МиГ-17 под Коммунальным мостом через реку Обь в Новосибирске …

Перед этим он сам вплавь обследовал расстояние между опорами моста. Причем Чкалов аналогичный пролет делал на винтовом самолете, а не реактивном...

Его арестовали за воздушное хулиганство, но Малиновский, тогдашний министр обороны приказал допустить лётчика к полётам
Слышал про этот случай в детстве, но никогда не видел фото, вот в фэйсбуке нашлось пошерстил в поиске, нашлось побольше:

"В 1960-х годах летчик «от Бога» — Валентин Привалов сумел успешно посадить реактивный истребитель МиГ-17 с заклинившим рулем высоты! А в другой раз «приглянулся» Валентину мост через Обь близ города Новосибирска. Это было какое-то наваждение, так захотелось пролететь под ним. И вот 3 июня 1965 года после тренировочного полета он вышел из плотной облачности прямо на мост. Сбросив скорость до 700 километров в час, МиГ-17 скользил в метре над водой. Привалов прошел впритирку к фермам железнодорожного моста и свечой ввинтился в облачность. Так был совершен единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете.

Арест последовал незамедлительно — прямо на следующий день. Разбор полета и, мягко говоря, разнос не заставили себя ждать. Однако никто не хотел брать на себя принятие окончательного решения о судьбе летчика. Поставил точку в этом деле тогдашний министр обороны СССР маршал Р. Малиновский. От него в часть пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части» "Капитан Валентин Привалов по прозвищу «Валет».

Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе. После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. Позже был переведён в г.Канск Красноярского края.

В июне 1965го в составе звена из 4-х МиГов Привалов был откомандирован на проходившие в СибВО учения - на полигоне около Юрги зенитные дивизионы проводили тренировочные стрельбы. Возвращаясь с задания в Толмачёво, Валентин и пролетел под Коммунальным мостом. (Для справки: размер арки приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 - 9,6 метра).

Вспоминает Анатолий Максимович Рыбьяков, майор авиации в отставке:

«С третьего разворота он снизился, и прошёл под мостом. Скорость - где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг - грохот, и самолёт взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь. Прилетел маршал авиации Савицкий, устроили расследование. Спрашивали у Привалова, какие мотивы у него были. Он отвечал, что писал два рапорта об отправке во Вьетнам, но они остались без ответа. Потому и решил пролететь под мостом, чтобы обратили внимание. Оценивали этот поступок по-разному. Молодые лётчики - как героизм, старшее поколение - как воздушное хулиганство».

История пролетов под мостами между тем имеется: "По получившей широкое хождение легенде, Чкалов пролетел под Троицким мостом в Лениграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко!

Слухи о полете под мостом довольно быстро разлетелись по стране, и вслед за Валерием Павловичем во время вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году летчик Э. Лухт, трижды награжденный орденами Красного Знамени, личным боевым оружием, золотыми часами и прочими знаками отличия тех лет, пролетел под мостом через Амур в Хабаровске, следом за ним этот на первый взгляд бесполезный и опаснейший трюк, повторили летчик того же авиаотряда А.Святогоров, а также И.П.Мазурук и М.В.Водопьянов.

В годы войны аналогичный трюк выполнил летчик Рожнов. Уходя от преследования в небе, он пролетел под железнодорожным мостом, сохранив жизнь себе и экипажу.

Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс.

Он родился в 1904 году в селе Василёво, расположенном в Нижегородской губернии. Интересно, что сейчас это местечко получило не только статус города, но и новое название в честь великого уроженца.

Родители Валеры были простыми людьми. Папа Павел Григорьевич работал котельщиком на судоверфи, а мама Ирина Ивановна занималась домашним хозяйством. К сожалению, она скончалась, когда ее сыну было 6 лет. Вскоре мальчик начал учиться в школе.

К урокам Чкалов не проявлял особого интереса, но буквально с первых дней в нем обнаружился талант к математике, а также великолепная память, позволяющая запоминать большое количество информации, услышанной фактически краем уха. После обязательной семилетки Валерий отправился в Череповецкое техническое училище, но окончить подростку не удалось. Из-за отсутствия финансов училище было ликвидировано.


Парень возвращается к отцу и начинает работать кочегаром на пароходе. Никто не знает, как сложилась бы судьба будущего Героя Советского Союза, если бы в 1919 году он не увидел своими глазами самолет.

В голове Чкалова словно что-то щелкнуло, и он стал мечтать связать свою жизнь с летательными аппаратами. В 15 лет Валера, благодаря тому что добровольно вступил в ряды Красной Армии, стал учеником слесаря при военном авиационном заводе.


Позднее молодой человек много учился в заведениях ВВС. Он прошел Егорьевскую военно-теоретическую школу, затем Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и, в конце концов, окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. За время обучения Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя.

Летчик

Его профессиональная деятельность началась в 1924 году. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Нужно отметить, что Чкалов всегда отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал очень рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства и даже был осужден за воздушное лихачество и приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения.


Существует легенда, правда, не подтвержденная документально, что Валерий Чкалов на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Но главными достижениями летчика были испытания новинок авиационной промышленности.

Например, пилот был за штурвалом первого отечественного воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолётов-истребителей. За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденом и Красной Звезды.

Подвиг

В 1935 году Валерий Чкалов вместе с коллегами Георгием Байдуковым и Александром Беляковым задумал осуществить перелет из Советского Союза в Соединенные Штаты через Северный полюс. Но глава государства запретил этот проект, заменив маршрут на «Москва - Петропавловск-Камчатский».


Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров.

За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.


Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток

На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро.

И 18 июня 1937 года Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.

Личная жизнь

В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и супруга, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.


Также у Чкалова было две дочери – Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.

Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах. Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землёй. Рассказы лётчика» и «Наш трансполярный рейс Москва - Северный полюс - Северная Америка».

Смерть

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов.


Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха.

Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас всё равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру.


Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота.

Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека.


Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства – всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и .

Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами.


В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей.

Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер , был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов.

Зачем Валерию Чкалову приписали смертельный трюк

В октябре 1940 года ленинградские газеты взахлеб писали о мастерстве летчика Евгения Борисенко, который на съемках фильма «Валерий Чкалов» исполнил сложнейший пилотажный трюк - пролетел на самолете-амфибии под Кировским (ныне - Троицким) мостом, причем несколько раз. К слову, в современном сериальном «ремейке» фильма (снят в 2012 году) этот эпизод имитировали с помощью компьютерных технологий. Своим трюком Борисенко превзошел самого Чкалова, который под Троицким мостом никогда не летал.

ЧП на съемочной площадке

К моменту съемок «Чкалова» Евгению Борисенко было всего 27. Воспитанник детского дома, он в 1931 году по комсомольской путевке поступил в Батайскую школу Гражданского воздушного флота (ГВФ) и два года спустя начал летать в Северном управлении ГВФ. Осенью 1940 года Борисенко откомандировали в Ленинград на съемки «Валерия Чкалова», к которым приступил режиссер Михаил Калатозов.

Для пролета под мостом Борисенко выбрал самолет-амфибию Ш-2. В первый день съемок эпизода, 22 октября, Евгений сделал пару удачных дублей подряд. Однако режиссер с оператором, перестраховываясь, на следующий день попросили летчика «повторить» — и тот снова успешно справился с заданием. Но без ЧП в итоге все равно не обошлось — об этом впоследствии написал Николай Богданов, товарищ летчика Борисенко.

Оказывается, по завершении съемочного дня оператор попросил летчика Борисенко доставить и высадить его «поближе к «Ленфильму». Борисенко просьбу исполнил: доставил и приводнился нормально. Однако на пути самолета встретилось затонувшее бревно, при столкновении с которым машина получила пробоину: фюзеляж в считаные секунды наполнился водой, и Ш-2 почти полностью затонул.

Вынырнувший из воды летчик сначала спас ушедшего на дно кинооператора, а затем, мокрый, продрогший, на протяжении нескольких часов руководил работой по спасению и буксировке гидросамолета. Уж какие впоследствии оргвыводы в отношении летчика сделало его командование, остается только гадать. Думается, что, невзирая на киногероизм, досталось тому по полной. Это досадное происшествие в ленинградские газеты не попало…

Всесоюзная премьера «Валерия Чкалова» состоялась 12 марта 1941 года. Имя одного из подлинных героев фильма — Евгения Борисенко — в титрах не значилось. А вскоре грянула война, и из героя киношного ему пришлось перевоплотиться в героя реального. В общей сложности Евгений Иванович совершил 173 успешных боевых вылета, из них 152 ночью. Был представлен к званию Героя Советского Союза, однако по каким-то причинам официальное представление «завернули».

А было ли лихачество?

Валерий Чкалов после выхода фильма про него на многие десятилетия стал культовым национальным героем СССР, а советская молодежь массово бросилась записываться в летные школы. Сам фильм стал одним из лидеров кинопроката, а эпизод с «пролетом под мостом» вошел в число наиболее ударных и узнаваемых сцен отечественного кинематографа. Правда, профессионалы летного дела сочли ее недостаточно убедительной, однако Евгений Борисенко в этом не виноват: просто в конечном варианте в фильм вошел комбинированный микс из нескольких дублей.

Между тем современные исследователи скептически относятся к самому факту существования в биографии Чкалова примера подобного «лихачества». Да, в некоторых советского периода изданиях, посвященных летчику, схожий эпизод упоминается. Но! При не столь романтичных обстоятельствах.

А именно: экстренная посадка зимой 1930 года под железнодорожным мостом в районе станции Вялка (Новгородская область), в результате которой перегоняемый в Ленинград самолет Ш-1 развалился на куски, а экипаж (пилот Чкалов и механик Иванов) чудом остался жив. А вот достоверных документальных свидетельств полета Валерия Павловича над Невой и под мостом, да еще и в честь любимой женщины, нет. Эту историю стали приписывать Чкалову лишь после выхода фильма о нем.

Бывший директор Ленинградского государственного музея авиации Александр Соловьев в одном из своих очерков, который ныне можно легко отыскать в Сети, цитирует рассказ одного из членов съемочной группы: «…Первоначальный сценарий фильма нашему режиссеру Калатозову не нравился. Однажды в курилке, во время перерыва в съемках, летчики, консультировавшие фильм, рассказали о том, что еще в царское время какой-то пилот пролетел под Троицким мостом. Калатозов сидел с нами и внимательно слушал этот рассказ. Уже на следующий день по его требованию сценарий был переделан. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой».

Асы царской России

Зарубежные специалисты считают, что первым летчиком, пролетевшим под мостом, является английский пилот Франк К. Макклин. 10 августа 1912 года на поплавковом биплане «Шорт S33» он пролетел между верхним и нижним пролетами Тауэрского моста, а затем под всеми мостами на Темзе до самого Вестминстера, где благополучно сел на воду.

Однако мы, из соображений патриотизма, в данном вопросе отдаем пальму первенства своему авиатору — уроженцу Черниговской губернии Харитону Славороссову, имя которого ныне основательно забыто. С 1910 года Харитон работал механиком в авиашколе варшавского общества «Авиата», где сдал экзамен на пилота и год спустя получил диплом Всероссийского аэроклуба. После ликвидации «Авиаты» он выкупил свой аэроплан и стал принимать участие в различных международных авиационных соревнованиях.

В том самом 1912 году в местечке Мокотово, под Варшавой, Славороссов, управляя маленьким аэропланом «Блерио», на глазах у публики вдруг пролетел под мостом через реку Висла. «Первый в мире трюк подобного рода», — вспоминал потом авиатор, признаваясь, что заплатил за свою русскую удаль приличный штраф. Кстати, в годы Первой мировой войны Славороссов добровольцем сражался в рядах французской армии, в 1-м авиационном полку. Когда в октябре 1914 года в одном из боевых вылетов был ранен и вместе со своим самолетом оказался на нейтральной полосе французский летчик Реймон, Харитон Славороссов приземлился рядом с ним, перенес товарища на свой аппарат и взлетел под огнем противника.

Что же касается пролета непосредственно под Троицким мостом, первым его совершил морской летчик-испытатель Георгий Фриде на своей летающей лодке М-5 в 1916 году. В том же году этот пилотажный элемент повторил друг и коллега Фриде — лейтенант Алексей Грузинов. Причем существенно усложнил задачу, пролетев под всеми подряд мостами на Неве. Грузинов вообще был асом высочайшего уровня. Сохранились упоминания о таком его авиатрюке: с выключенным мотором на самолете М-9 Грузинов делал круг, почти впритирку облетая купол-барабан Исаакиевского собора и садился на воду поперек Невы.

Наконец, нельзя не вспомнить и легендарного летчика Александра Прокофьева-Северского — своего рода предтечи Маресьева. Выпускник Севастопольской авиационной школы, в начале июля 1915 года он получил звание морского летчика и был направлен на фронт. Вскоре во время боевого вылета Александр подорвался на собственной бомбе и получил тяжелейшее ранение — ему ампутировали правую ногу. Тем не менее, молодой офицер решил вернуться в строй и принялся упорно учиться ходить — сначала на костылях, а затем с протезом.

В начале 1916 года Прокофьев-Северский приступил к службе на петербургском воздухоплавательном заводе: сперва в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолетов, а затем переквалифицировался в авиаконструктора. Однако Северский был убежден, что может и должен летать. По одной из версий, чтобы заявить о себе, Прокофьев-Северский без разрешения выполнил полет на летающей лодке М-9 и среди бела дня пролетел под серединой Николаевского моста. При этом еще и умудрился счастливо разминуться со встречным речным трамвайчиком.

За подобное хулиганство летчику грозило серьезное дисциплинарное наказание. Однако контр-адмирал Непенин решил не губить карьеру пилота и отправил доклад на Высочайшее имя, в котором особо подчеркнул мужество и силу духа офицера. И попросил в финале: нельзя ли дать сему мичману разрешение на боевые полеты? Доклад якобы вернулся с резолюцией императора: «Читал. Восхищен. Пусть летает. НИКОЛАЙ»…

В итоге к переломному октябрю 1917-го подпоручик Прокофьев-Северский стал одним из самых известных российских летчиков-асов.

МК-справка

Кто еще летал под мостами

Французский летчик Майкон в 1919 году на двухместном учебно-тренировочном биплане «Кодрон G.3» успешно проскочил под мостом над рекой Вар в Ницце.

Во время Великой Отечественной войны советский летчик Рожнов смог оторваться от «мессера», севшего ему на хвост, только благодаря пролету под мостом.

В 1959 году капитан ВВС США Джон Лаппо на RB-47 пролетел под подвесным мостом Маккинак на озере Мичиган. И хотя трюк был выполнен удачно, летчик пошел под трибунал, и от тюрьмы его спасли лишь былые боевые заслуги в Корее.

В 1965 году в ответ на бездумную хрущевскую демобилизацию военных асов летчик канского авиационного отряда Привалов пролетел под аркой Новосибирского моста через Обь на реактивном МиГ-17.

В 1999 году литовский летчик Юргис Кайрис на спортивном самолете пролетел под десятью мостами подряд на реке Нярис. Обладая титулом чемпиона мира по высшему пилотажу, Кайрис получил разрешение у городских властей Вильнюса, а также застраховал себя и мосты на 2,5 миллиона долларов.

В 2012 году сибирский пилот Евгений Ивасишин, пытаясь совершить экстренную посадку спортивного самолета, вынужденно пролетел между 18-метровыми опорами Югорского железнодорожного моста.

Миф о Чкалове

Недавно один многотиражный еженедельник напечатал небольшую заметку «Совсем как Чкалов», где снова говорится: «В 1928 году на гидросамолете Ш-2 под Троицким (тогда Кировским) мостом пролетел легендарный Валерий Чкалов». Эта легенда давно растиражирована советской пропагандой и повторяется до сих пор как непреложный исторический факт. Однако на самом деле все было не совсем так, а точнее, совсем не так: Чкалов под мостом в Ленинграде никогда не летал. Такой категорический вывод делает петербургский историк, бывший директор Ленинградского государственного музея авиации Александр Соловьев. Работая в архивах, где многие документы были рассекречены совсем недавно, он пришел к выводу, что и многое другое в официальных биографиях легендарного летчика, мягко говоря, не соответствует действительности.

Но сначала о полете под мостом, о котором люди старшего поколения помнят по художественному фильму «Валерий Чкалов». Вот что вспоминают члены съемочной группы: «Первоначальный сценарий фильма нашему режиссеру Михаилу Калатозову не нравился. Однажды в курилке, во время перерыва в съемках, летчики, консультировавшие фильм, рассказали о том, что еще в царское время какой-то пилот пролетел под Троицким мостом (в 1916 году это сделал мичман авиации Балтийского флота Прокофьев-Северский – прим. ред.). Калатозов сидел с нами и внимательно слушал этот рассказ. Уже на следующий день по его требованию сценарий был переделан. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой. Это была гениальная находка режиссера Калатозова…». С тех пор эта выдумка режиссера и пошла «в народ». Вроде того, как кадры «штурма Зимнего» из фильма Эйзенштейна «Октябрь» стали выдавать за документальную хронику, а историю, рассказанную в фильме «Чапаев», путать с биографией прототипа киногероя.

В ряде источников, считает Александр Соловьев, утверждается, будто Чкалов все-таки пролетел под мостом в 1928 году, а в других, что в 1927 году. На самолете-истребителе Фоккер D-XI. Якобы на глазах у будущей жены Ольги Эразмовны. Однако вторая жена Чкалова во всех своих интервью на все вопросы всегда отвечала, что «при ней не летал». Как следует из военного личного дела Чкалова, в 1928 году он проходил службу в Брянской авиабригаде и в Ленинград ни разу не прилетал. Совершить пролет под мостом в 1928 году он никак не мог. Не мог он этого сделать и в 1927 году – проходил обучение в Липецке. В 1926 году Чкалов вообще не летал – он отбывал уголовное наказание.

Под мостом можно пролететь только днем. Среди бела дня на набережных Ленинграда всегда полно народа. Должно было быть множество очевидцев. Но их нет. Ни одного! Ни одна ленинградская газета периода 1924–1928 годов – я их все просмотрел, – утверждает Александр Соловьев, – о таком пролете не писала. В 1940 году газеты с восторгом описывали пролет под Кировским мостом Евгения Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». А вот сам реальный Чкалов ни под каким мостом в Ленинграде никогда не летал! Это – миф, появившийся благодаря художественному фильму Михаила Калатозова, уверен историк. Даже другой знаменитый летчик и друг Чкалова Георгий Байдуков, который внес немалый вклад в создание легенды о «пролете под мостом», потом признался: «Мне об этом рассказал сам Чкалов!». То есть, и Байдуков сам тоже этого не видел… Вся биография Чкалова полна такими мифами, убежден Александр Соловьев. Работая в архивах, историк был сильно удивлен. Оказалось, что многие важные документы, касающиеся биографии «легендарного летчика», до него вообще никто не видел. Никаких отметок об этом нет. Значит, вся легенда о нем сочинялась, в основном, на основании публикаций советских газет, а также воспоминаний родственников самого Чкалова, которые были заинтересованы в поддержании мифа. В частности, его женой, сыном и дочерьми. Много книг о Чкалове написано именно ими.

В продолжение темы:
Теплый пол

Водяное отопление является одним из наиболее популярных на территории нашей страны, так как в качестве теплоносителя используется вода, циркулирующая по замкнутому контуру....

Новые статьи
/
Популярные