Церковный раскол. презентация к уроку по истории (7 класс) на тему. Презентация к уроку на тему "церковная реформа патриарха никона" Презентация русская православная церковь реформы никона

  • История Отечества
  • Урок по Церковной истории разработал преподаватель Православной классической гимназии г.о.Тольятти протоиерей Георгий Рыбаков
План урока
  • 1.Церковь после Смуты.
  • 2.Церковная реформа.
  • 3.Борьба светской и цер-ковной власти.
  • 4.Церковный собор 1666-1667 гг.
  • 5.Протопоп Аввакум.
Задание на урок.
  • Почему церковный раскол является национальной трагедией России?
1.Церковь после Смуты.
  • Смута привела к противоре-чиям среди священнослу-жителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Фи-ларет-Лжедмитрия II.
  • В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патри-архом всея Руси.
  • Филарет стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы, касавшиеся церкви, решить не смог.
  • Н.Тютрюмов. Портрет
  • патриарха Филарета.
2.Церковная реформа.
  • В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам,а Алексей Михайлович–по ви-зантийским.
  • В 1652 г. новым патриархом стал Никон,и он провел ре-форму:крещение не 2,а 3 пальцами,поясные поклоны вместо земных,книги и обряды исправлены по визан-тийским образцам.
  • А.Иванов.
  • Во времена раскола.
  • Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные книги
Различия 3.Борьба светской и церковной власти.
  • Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и
  • Филарета.
  • Царь перестал посещать
  • патриарший Успенский Собор
  • Обиженный патриарх отказал царю в благословении и, заявив о сложении пат-риарших полномочий, уда-лился в Новоиерусалимс-кий монастырь.
  • Патриарх Никон.
4.Церковный собор 1666-1667 гг.
  • В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патри-архов и устроил суд над Никоном.
  • Он был осужден,лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
  • Собор осудил противников реформы и передали их ли-деров в руки светских властей.
  • Лишение Никона
  • на Соборе
  • Патриаршего сана.
  • Неизвестный художник.
  • (19 век).
5.Протопоп Аввакум.
  • Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум.
  • Он встретил реформы отри-цательно,считая первоос-новой веры русские ис-точники.
  • Аввакум был сослан в 1653 г. в Сибирь,в 1663 г. после кратковременного возвра-щение в Москву он был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме.
  • В 1682 г.он был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу.
  • Сожжение протопопа
  • Аввакума.Миниатюра к.17 в.
Тест
  • 4.Раскольниками называли:
  • а)еретиков-вольнодумцев
  • б)противников церковных реформ патриарха Никона
  • в)реформаторов
  • 5. Реформы патриарха Никона привели к:
  • а)усилению позиции патриарха Никона
  • б)созданию единой православной церкви
  • в)церковному расколу
  • 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в
  • а)15 в б)16 в в)17 в
  • 2.Имя патриарха Никона связано с
  • а)церковным расколом 17 в
  • б)утверждением патриаршества в России
  • в)организацией Святейшего Синода
  • 3.Старообрядчество в России возникло в результате
  • а)церковного раскола
  • б)движения еретиков и вольнодумцев
  • в)влияния реформационного движения в Западной Европе
Ответы:

Власть и церковь. Церковный раскол. 7 класс.

Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ СОШ № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.


ЦЕЛИ УРОКА:

Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.

Охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия.

Познакомить с церковными нововведениями.

Объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Дать характеристику деятельности патриарха Никону и протопопа Аввакуму.

ПЛАН

Патриарх Филарет.

Реформа патриарха Никона.

Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный Собор 1666-1667 годов

Протопоп Аввакум


Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни российского общества 17 века. В период Смуты, захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви, но это не сломило их дух, и церковные деятели принимали активное участие в создании народных ополчений и освобождении государства от интервентов. Одним из могущественных патриархов был Филарет.


Патриарх Филарет (1619-1633гг)

Филарет являлся отцом первого царя из династии Романовых. При царе Федре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году попал в Польше в плен. В 1619 году вернулся в Россию.

М.Романов

Филарет


Патриарх Филарет (1619-1633гг)

Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно выросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Главное, чего удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича.


Реформа патриарха Никона

Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках - патриархах Иосифе I и Иосифе . Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Решением этих давно назревших вопросов занялся в середине XVII в. патриарх Никон.

Портрет патриарха Никона с клиром (Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы)


Реформа патриарха Никона

Никон родился в 1605 году в семье мордовского крестьянина. В 31 год постригся в монахи в Азерском скиту Соловецкого монастыря. Затем стал настоятелем

Кожеозерского монастыря в

Карагапольском уезде.

В 1646 г. В Москве сблизился

с царем Алексеем Михайловичем.


Реформа патриарха Никона

В 1652 году нужно было выбирать нового Патриарха. Никон решительно отказывается от высшего церковного поста.«Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и,

«простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения»»

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа


Реформа патриарха Никона

В XVII в. было отмечено огромное количество расхождений, ошибок, недочетов в церковных книгах. Например, в одной и той же книге, одна и та же

молитва писалась по-

Много проблем было с

переводами

богослужебных

текстов:одни переводчики

плохо знали греческий

язык, другие плохо знали

Существовали различия и

в обрядах.

А. Кишенко. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги


Реформа патриарха Никона

Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. Реформу проводил патриарх Никон, придерживавшийся второй точки зрения.

Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году


Реформа патриарха Никона

Осуществление церковной реформы началось в 1653-1655 годах. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.


Реформа патриарха Никона

Движение крестного хода установили против часовой стрелки, введено троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, введены новые правила иконописания, вместо Исус стали писать Иисус.


Реформа патриарха Никона

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой и связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций.В среде верующих возник раскол.

Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.

Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

« Спор о вере». Картина неизвестного художника XVIII века


Никон выступил с идеей первенства церковной власти над царской.Он говорил, что, «как месяц имеет свет от солнца», так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога. Он писал, что

поскольку цари

получают помазание от

архиереев, получая таким

образом от церкви и власть,

то они по своему

достоинству и по своей

духовной силе являются

ниже и слабее епископов.


Усиление разногласий между церковной и светской властью

Никон целиком стал на точку зрения католической церкви. Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. В итоге патриарх был низложен.Попытка Никона установить в стране две власти - духовную (священство) и светскую (царство) - закончилась поражением.

Храм Св. Николая в ХамовникахХVII в.

Церковь Св. Георгия в Еднове. XVII в.


В 1666 году был созван церковный Собор. Выступивший царь заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

С. Милорадович. Суд над патриархом Никоном


Церковный Собор 1666-1667 годов

Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее

противников

(старообрядцев).

Участники Собора

постановили передать

старообрядцев в руки

светских властей.

Собор 1666-1667

годов углубил раскол

в Русской

православной


Протопоп Аввакум

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620 - 1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем.


Протопоп Аввакум

Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Сергей Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири.


Протопоп Аввакум

Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и тщетно убеждал его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу.

К. А. Вещилов. Протопоп Аввакум.


Протопоп Аввакум

В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681 -1682 годов к казни. 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра XIX века.

Евгений Шишков. «Житие протопопа Аввакума».


Протопоп Аввакум

П. Е. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума.


Протопоп Аввакум

Для старообрядчества были

характерны:

фанатическая преданность

старине; неприятие нового,

иноземного; негативное

отношение к любым светским

знаниям; отказ от общения с

последователями Никона.

Староверы были уверены

в близком конце света,

проповедники учили, что

спастись можно только

«самосожжением»,

«вторым огненным крещением».

Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона .


Протопоп Аввакум

Раскольники отказывались

Подчиняться государству, которое поддерживало патриарха Никона

Платить государственные налоги, выполнять государственные повинности

Выполнять повинности в пользу официальной церкви


Протопоп Аввакум

Государство активно боролось с раскольниками. Для разгрома скитов раскольников использовалась армия. Старообрядцы бежали за границу, на окраины России в глухие места. Характерны массовые самоубийства раскольников. Они предпочитали умереть, чем подчиниться слугам антихриста.

С. Милорадович. Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году


Вывод:

Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе России. Но в условиях усиления самодержавной власти это привело к конфликту между церковной и светской властями.

Следовательно, поражение церкви в этом конфликте подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Старообрядческая Церковь

Нательные старообрядческие Кресты

Урок Раскол в Русской Православной Церкви


Новые понятия:

  • раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона .
  • Старообрядцы (раскольники ) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

Проблема

Почему в XVII веке вновь

начался раскол в обществе?


План:

1. Какие события вызвали новую смуту (причины)?

2. Каковы были результаты раскола в обществе?


Патриарх Никон

Алексей Михайлович Романов


Церковная реформа патриарха Никона (1653-1655 гг)

5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во 5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».

Реформа- переустройство чего- либо.

Церковный Собор 1654 года

(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты).


Вопросы

-Вводились поясные поклоны


  • Что заставило царя Алексея Михайловича и

патриарха Никона начать церковную реформу

(причины) и каковы были последствия этой

Реформы?


Вопросы

Причины

стр. 70 - 74

Суть реформ

-Вводились поясные поклоны

Результаты реформ

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

- Стали переписывать книги по византийским образцам


Вопросы

Причины

Необходимо было менять моральный облик священнослужителей: не уделяли внимания прихожанам: пили, чревоугодничали

-Среди верующих сохранились языческие традиции

-Существовали различия в церковных обрядах и текстах


Как вы думаете, все ли верующие приняли реформы и стали им следовать?

Боярыня Морозова


Во времена раскола

(изъятие по описи старопечатных книг)


Вопросы

Суть реформ

-Вводились поясные поклоны

Результаты реформ

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

Церковная реформа привела к расколу в обществе: сторонники реформы и противники (раскольники)

- Стали переписывать книги по византийским образцам


  • Лидер старообрядцев- протопоп Аввакум

И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаию сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею хотят в веру приводить. Но господем реченно ко апостолом сице: "шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет". Смотри, слышателю, – волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать. Наш Христос ученикам своим никогда так не повелел. Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не разсуждай много! А я с тобою за сие о Христе умрети готов.



Дань памяти

Памятник протопопу Аввакуму в с. Григорово.


Проблема

Почему в XVII веке вновь

начался раскол в обществе?


Вывод:

  • В 17в. после церковной реформы с стране начался раскол. Общество было разделено на сторонников Никона и раскольников. Ухудшение положения простых людей с связи с оформлением крепостного права, войной с Польшей привели страну к новой гражданской войне

Домашнее задание:

  • § 7, с. 70 – 74.



Общие характеристики:

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума


Общие характеристики:

Признание необходимости проведения церковных реформ

Признание необходимости унификации церковных обрядов и богослужебных книг

  • признание необходимости борьбы за исправление нравов духовенства, борьба со всем, что подрывает авторитет церковнослужителей.

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума


Общие характеристики:

Позиция патриарха Никона

Позиция протопопа Аввакума

1.Исправление книг провести по греческим образцу

2.Ввести единый обряд богослужения по греческим образцам

1.Исправление книг по древнерусским образцам

3.Исправление всех церковных алтарей и иконостасов в соответствии с греческими образцами

2.Унификация обряда богослужения на основе обряда, сложившегося в Древней Руси после принятия христианства

3.Следование образцам, сложившимся в русской иконописи

краткое содержание презентаций

Церковный раскол 17 века

Слайдов: 5 Слов: 139 Звуков: 0 Эффектов: 0

Церковный раскол 17 века. И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку: боярыня Морозова. Протопоп Аввакум. Патриарх Никон. Алексей Михайлович. - Церковный раскол 17 века.pptx

Церковный раскол в России

Слайдов: 51 Слов: 1826 Звуков: 0 Эффектов: 12

Церковный раскол в 17 веке. Церковь после смуты. Патриарх Филарет. В 1619 г.Филарет возвратился в Москву. Патриарх Никон. Алексей Михайлович. Никон родился в семье бедного крестьянина-мордвина. Никита Минов. Никон поссорился со своим наставником. Герб. Одна из подписей патриарха Никона. Дар царя Алексея Михайловича. Реформа, приведшая к расколу. Алексей Михайлович Тишайший. Честолюбивые замыслы патриарха. Царь получил раскол. Церковный раскол. Образцы перстосложения. Церковный собор. Епископ Павел. Братия прославленной Соловецкой лавры. Противостояние. Соловецкое сидение. - Церковный раскол в России.ppt

Раскол православной церкви

Слайдов: 17 Слов: 480 Звуков: 0 Эффектов: 0

Власть и церковь. В.Суриков. План урока. Церковь после Смуты. Памятник Патриарху Никону в Саранске. Реформа патриарха Никона. Реформу проводили с 1653-1655гг.. До реформы. Разногласия между светской и церковной властью. Церковный собор 1666-1667гг.. Итоги церковной реформы Никона. Раскол. Протопоп Аввакум. Памятник Аввакуму. Сожжение протопопа Аввакума. Для человека главное жить по совести. Синквейн. - Раскол православной церкви.ppt

Реформы Русской православной церкви

Слайдов: 18 Слов: 446 Звуков: 0 Эффектов: 1

В. Суриков «Боярыня Морозова». Русская православная церковь. Народное ополчение. Земский собор. Филарет. Разработать программу церковной реформы. Вопрос о церковной реформе. Митрополит Новгородский Никон. Церковная реформа Никона. Церковный собор. Раскол Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Составить синквейн. Какие изображения относятся к старообрядчеству. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу. Лекарства. Домашнее задание. - Реформы Русской православной церкви.ppt

Патриарх Никон

Слайдов: 10 Слов: 515 Звуков: 0 Эффектов: 0

Патриарх Никон. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок 17 века. Строительство. Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1655 был заложен каменный Успенский собор. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. Иверский монастырь на валдае Успенский собор. Реформаторская деятельность. Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Основные черты Никоновой реформы. Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. - Патриарх Никон.ppt

Церкви 17 века

Слайдов: 11 Слов: 765 Звуков: 0 Эффектов: 0

Церкви XVII века. Государство и церковь в XVII в. Раскол. Церкви 17 века. Церковь не представляла собой единую силу. Никон. Борьба продолжалась восемь лет. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. 17 век. Часовня Успения Богородицы. Никольская церковь из села Мякишево в музее деревянного зодчества. Успенская церковь 16-17 век. -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Церковный раскол Составила учитель истории и обществознания МОУ Октябрьской СОШ Сергеева Л.Н.

Почему раскол стал трагическим явлением русской истории? 02.05.17 http://aida.ucoz.ru

План урока Церковь после Смуты Реформа патриарха Никона Разногласия между светской и церковной властью Церковный собор 1666-1667гг Протопоп Аввакум

Церковь после Смуты Церковь, как и остальное население, разделилось на две части: Патриарх Илларион и часть священнослужителей поддержали Лжедмитриев. Большая часть священнослужителей и патриарх Филарет, продолжали служить Отечеству и помогали в освобождении Москвы и страны. В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси. Н. Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета.

Причины реформы. Многовековое существование Русской православной церкви 02.05.17 http://aida.ucoz.ru Искажение церковных обрядов Необходимость наведения порядка в церковных книгах Реформа патриарха Никона Искажение текстов церковных книг

Патриарх Никон Протопоп Аввакум Конец 1640-х гг – 1652 г. – «Кружок ревнителей древнего благочестия» (Никон – патриарх с 1652 г.), С. Вонифатьев (духовник царя), протопоп Аввакум.

Реформу проводили с 1653-1655гг. Прочитайте пункт на стр. 58, выпишите в тетрадь ответы на вопросы: Перечислите нововведения в церкви. Каковы были последствия реформы? Какие изменения были внесены на Церковном Соборе? 02.05.17 http://aida.ucoz.ru

Скрижаль Никона 1656 года «Предание прияхом сначало веры от святых апостол,и святых отец,и седми святых соборов, творити знамение честнаго креста с треми первыми персты десные руки и кто от христиан православных не творит крест тако,по преданию восточныя церкви,еже держа сначало веры даже доднесь, есть еретик и подражатель арменов,и сего ради имамы его отлучена от Отца,Сына и Святаго Духа и проклята.» 02.05.17 http://aida.ucoz.ru

Реформы (1653 – 1655 гг.) 1654 г – принятие их Церковным собором Содержание реформ Позиция Никона (реализована) Позиция Аввакума Исправление богослужебных книг Новые греческие богослужебные книги Древнерусские (византийские) книги Исправление обрядов, икон, архитектуры Троеперстие, упорядочение церковной службы, уничтожение старинных икон, запрет шатровых церквей Максимальное сохранение старины

"Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в." До реформы После реформы Крещение двумя перстами Земной поклон Единократное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу Написание имени Христа: Исус Крещение тремя перстами Поясной поклон Троекратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря …. Написание имени Христа: …

С.В. Иванов «Во времена раскола»

Последствия реформ Централизация церкви Установление единства РПЦ с остальным православным миром Установление контроля над священниками и усиление дисциплины Контроль над верующими Развитие церковного образования Усиление личной власти Никона Церковный раскол 02.05.17 http://aida.ucoz.ru

Разногласия между светской и церковной властью Причины: Идея первенства церковной власти перед светской. Царь и патриарх поссорились, после чего Никон сложил с себя полномочия и удалился в Новоиерусалимский монастырь, в это время царь готовит церковный суд над бывшим патриархом. Читаем документ на странице 60, отвечаем на вопросы.

Церковный собор 1666-1667гг В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патриархов и устроил суд над Никоном. Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь. Собор осудил противников реформы и передали их лидеров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви. Лишение Никона на Соборе Патриаршего сана. Неизвестный художник. (19 век).

Протопоп Аввакум Прочитайте пункт на странице 59, ответьте на вопросы: В какой кружок входил протопоп Аввакум? Каковы идеи этого кружка? Как сложилась жизнь Аввакума, в связи с его взглядами? Сожжение протопопа Аввакума. Миниатюра к.17 в.

Сожжение староверов в Пустозёрске

В.И. Суриков. «боярыня Морозова »

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

В продолжение темы:
Сварка

Сверлильный станок необходим не только на производственных предприятиях. В домашней мастерской, ремонтных цехах и гаражных боксах – везде, где есть потребность в высокой...

Новые статьи
/
Популярные